Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА БЭЙТСА



 

Эффективность системы Бэйтса в течение длительного време- ни является предметом дискуссий. Вполне естественной следует считать реакцию ортодоксальной медицины на появление этого метода, который опровергал некоторые застоявшиеся положения теоретической офтальмологии. Примечательно в этом отношении высказывание Гарольда Пеппарда, который в предисловии к своей книге "Зрение без очков" написал следующее: "Настоящая книга написана с пониманием того, что приверженцы "налаженной" ме- дицины и оптометрии не согласны с этим методом лечения глаз. Это и понятно, поскольку их образование внушило им принципы, которые противоположны данной теории, а также потому, что у них нет опыта лечения глаз без помощи очков.
Для тех из нас, у кого есть такой опыт, эта система ле- чения не является более спорной теорией, а представляет собой установленный факт. Мы не ставим вопроса о том, может ли это быть сделано - это уже сделано.... Мы не ждем одобрения и по- мощи от устоявшейся школы. Мы идем другой, более новой доро- гой, дорогой, которая, как мы убедились, приведет к тому, к чему мы стремимся - четкому зрению на всю нашу долгую жизнь." [73, р.2].
Итак, два противоположных мнения о ценности метода Бэйт- са. Кто прав? Критерий истины, как известно, практика. Что говорит она?
Несмотря на то, что Бэйтс опирался в своем методе на те- орию, которая современной медициной признается недостаточно прочно обоснованной, практические результаты применения мето- да Бэйтса дают все основания считать его заслуживающим внима- ния и дальнейшего изучения.
В свое время метод Бэйтса был экспериментально внедрен и применялся в течение 8 лет в школах Гранд-Форкса (США), а также в 5 школах Нью-Йорка (также на протяжении ряда лет).
В Гранд-Форксе система Бэйтса была внедрена во всех школах города по просьбе управляющего его школами и применя- лась в них непрерывно в течение 8 лет. Результатом этого мно- голетнего эксперимента явилось то, что, согласно данным Бэйт- са, уровень миопии среди детей снизился с 6% до менее чем 1% [16, р.175].
Общее число детей, подвергшихся эксперименту в Нью-Йор- ке, составило около десяти тысяч. Бэйтсом были проанализиро- ваны данные по 5700 из них (около 2000 из которых обследова- лось дважды в связи с прекращением в первый раз эксперимента. Эти ученики посчитаны как вновь подвергшиеся эксперименту). В среднем за 5 месяцев эксперимента ученики делали только одно простейшее упражнение из всей системы Бэйтса по 1,5-5 минут на каждом уроке. Это упражнение заключалось в чтении каждым глазом поотдельности и обоими вместе проверочной таблицы, как это мы описывали в главе 6. Из 5700 учеников 3299 (57,88%) имело плохое зрение (конкретно, какие виды и процентаж по ка- тегориям в статье не приводятся). Через 5 месяцев занятий из этих 3299 человек у 2026 (61,41%) зрение одного или обоих глаз вместе значительно улучшилось, у 1023 (31,01%) зрение обоих глаз стало нормальным. Лишь у оставшихся немногих уче- ников зрение продолжало ухудшаться. Связано это было с тем, что тренировкой зрения детей занимались обученные этому учи- теля, которые не всегда правильно применяли проверочные таб- лицы, допуская, например, такие ошибки, о которых мы говорили в главе 6. Хотя это никак не могло повредить зрению детей, ввиду специфики применяемых упражнений, добиться положитель- ного эффекта при неправильной технике выполнения тоже не уда- валось. Отметим также, что обучение детей упражнениям произ- водилось без "авторского надзора" Бэйтса, т.е. самими учите- лями, которые не всегда могли найти правильный подход к выбо- ру техники исполнения упражнения учениками в затруднительных случаях. Такими случаями могли быть нежелание ученика рабо- тать с таблицей, упорное напряжение глаз во время смотрения на таблицу и т.д. [29].
Таким образом, метод Бэйтса намного превзошел по своей результативности другие меры профилактики и лечения нарушений зрения.
Метод Бэйтса показал себя эффективным не только при ле- чении аномалий рефракции, пресбиопии и косоглазия, но и в не- которых случаях с серьезными органическими (дегенеративными) перерождениями глаз. Наиболее примечателен случай с Олдосом Хаксли. Тем, что мы можем наслаждаться великолепными романами этого известного английского писателя, мы обязаны системе Бэйтса. Если мы обратимся к биографии Хаксли, которая обычно печатается перед началом его произведений, мы в ней найдем сведения о его переезде в Калифорнию. А связано это было вот с чем.
В 16 лет после длившегося почти 18 месяцев острого забо- левания глаз Хаксли почти полностью ослеп. Чтобы читать, ему пришлось пользоваться шрифтом Брайля для слепых. Один его глаз мог воспринимать лишь свет, другому удавалось разглядеть с 3 метров буквы, которые человек с нормальным зрением мог видеть с расстояния в 20 раз больше. Практически полная сле- пота была вызвана наличием непрозрачностей (помутнений) в ро- говой оболочке глаза. Состояние Хаксли отягощалось еще тем, что у него была гиперметропия (дальнозоркость) в сочетании с астигматизмом. Способность писателя видеть устойчиво и до- вольно быстро падала. Классическая медицина оказалась бес- сильной помочь, и врачи прочили ему слепоту в полном смысле этого слова. Случайно Хаксли узнает о методе Бэйтса и переез- жает в Калифорнию на лечение к ученице Бэйтса М.Корбетт. Все- го через два месяца занятий у нее происходит чудо. Помутнения в роговой оболочке, остававшиеся неизменными на протяжении свыше 25 лет, вдруг начали исчезать. За 3 года, прошедших между моментом начала занятий по методу Бэйтса и временем опубликования этих данных в своей книге [58], зрение почти слепого Хаксли стало в два раза лучше, чем оно было, когда он носил очки. Его худший глаз теперь смог с 30 сантиметров раз- глядеть строку, которую нормальный глаз читает с 3 метров. Не столь уж малое достижение, если учесть, что раньше этот глаз Хаксли мог отличать лишь свет от тьмы.
Книга Олдоса Хаксли "Искусство зрения", выпущенная в 1942 году вслед за тем, как он прошел курс лечения у Маргарет Корбетт стала бестселлером. Она стала одой методу Бэйтса. Сам Хаксли в своей книге предпринял попытки, как он написал, ус- тановить связь между тренировкой зрения и открытиями совре- менной психологии и критической философии [62, р.IX].
Хаксли приходит к выводу, что установление таких связей позволит продемонстрировать разумность метода Бэйтса, который представляет собой лишь практическое применение к решению проблем зрения определенных теоретических принципов, которые во всем мире восприняты как верные. Здесь же писатель опреде- ляет и основные причины невосприятия традиционной медициной метода Бэйтса: "Могут спросить, почему ортодоксальным офталь- мологам не удается осуществить аналогичного применения общеп- ризнанных методов? Ответ ясен. С тех пор, как офтальмология стала наукой, внимание ее деятелей было навязчиво занято только одним аспектом тотального, сложного процесса зрения - физиологической. Они уделяли свое внимание исключительно только глазам и совсем не уделяли его психике, которая позво- ляет этим глазам видеть. Меня лечили люди высочайшей квалифи- кации в своей специальности, но с их стороны никогда даже на- мека не было на психическую сторону зрения или на то, что мо- гут быть как неправильные способы использования глаз и психи- ки, так и правильные, как неестественные и ненормальные мето- ды зрительного функционирования, так ествественные и нормаль- ные виды. После того, как они остановили острую инфекцию в моих глазах, что они сделалаи с большим искусством, они дали мне несколько искусственных линз и отпустили меня. Использую ли я свою психику, хорошо ли, плохо ли чувствуют себя глаза в очках, каким образом может воздействовать на зрение непра- вильное использование галз - все это было для них совершенно безразлично. Особенно это касается ортодоксальных офтальмоло- гов" [62, р.X-XI].
Мимо такого примечательного случая с известной личностью пресса не могла уже пройти. Игнорирование метода Бэйтса стало теперь невозможным. В научных, в научно-популярных и просто массовых журналах появилась целая серия статей, где история Хаксли подверглась всестороннему анализу (см., например, [11], [53], [72], [79]).
Кроме того, отметим, что даже противниками метода Бэйтса признается то, что он дает возможность довольно существенно увеличитьостроту зрения за счет улучшения интерпретации изоб- ражения на сетчатке глаза. Известный специалист в области оф- тальмологии Duke-Elder, не признающий систему Бэйтса в целом, писал в одной из своих работ, что подобные тренировки позво- ляют в значительной степени компенсировать неудачи на низком (диоптрическом) уровне за счет более высокого уровня (корко- вой интерпретации).
Исследоаниями также было установлено, что некоторых лю- дей удается научить управлять своей аккомодацией в значитель- ной степени [50].
Самым любимым вопросом всех приступающих к каким-либо занятиям, по всей видимости, является вопрос, начинающийся на слово "когда". В данном случае этот вопрос будет звучать при- мерно так: "Когда же, наконец, я добьюсь первых результатов?" Лучше всего будет, если на этот вопрос ответят авторы книг по методу Бэйтса. Сам он пишет: "Обычно люди, которые никогда не носили очков, более легко излечиваются, чем те, кто их носит. Поэтому очки следует отвергнуть с самого начала лечения. Ког- да этого нельзя сделать без значительных неудобств или когда человек вынужден в ходе лечения продолжать свою работу и не может делать ее без очков, их использование можно разрешить на некоторое время, однако это всегда сдерживает улучшение. Люди всех возрастов достигали успеха при лечении аномалий рефракции расслаблением, но дети обычно (хотя и не всегда) реагировали намного быстрее, чем взрослые. Если им еще нет 12-ти или даже 16-ти лет и они никогда не носили очков, они обычно излечивались через несколько дней, недель или месяцев и всегда в пределах года простым ежедневным чтением провероч- ной таблицы" [16, р.49].
В то же время хотелось бы отметить, что дети более ма- ленького возраста, чем упоминает Бэйтс, несколько труднее поддаются лечению, главным образом, из-за того, что они не улавливают смысла таких вещей, как центральная фиксация, мыс- ленное перемещение и т.п. Даже само понятие "расслабление" довольно тяжело объяснить детям. Поэтому то замечание, что делает П.Брэгг относится именно к таким случаям: "Все что мо- гут сделать дети, взрослые делают обычно намного лучше. Они намного больше мотивированы, поскольку прекрасно понимают всю невыгодность положения, связанного с нечетким видением.
Возьмем для примера косящие глаза. Многие взрослые пола- гают, что косоглазие должно быть исправлено в детстве, иначе будет слишком поздно. Но известно, что когда взрослые прини- маются за тренировку зрения для устранения этого дефекта, они обычно быстрее усваивают, как выпрямить глаза, чем это делает большинство детей" [44, р.31].
Авторами книг отмечается, что возраст не является поме- хой в улучшении зрения. Важным является не возраст сам по се- бе, а длительность времени, в течение которого существовала та или иная аномалия рефракции, ведя к закреплению неправиль- ных привычек зрения [73, р.14]. Кроме того, обращается внима- ние на то, что с возрастом у людей формируются отрицательные привычки, сказывающиеся на общем состоянии организма и, как результат, на зрении. Люди к 40-50 годам становятся малопод- вижны, режим питания их не соответствеут нормам, они практи- чески перестают заниматься физическими упражнениями, переста- ют вообще вести подвижный образ жизни и т.д.
Сами авторы книг о методе Бэйтса его эффективность оце- нивают как чрезвычайно высокую. Так, Р.С.Агарвал пишет, что в его клинике ему встречались случаи миопии со стопенями от -1 диоптрии до -19 диоптрий. "Мы обнаружили,- сообщает Р.С.Агар- вал,- что почти во всех случаях тренировка глаз и психическое расслабление принесли огромную пользу. Некоторые пациенты достигли нормального зрения за неделю или около этого, у дру- гих сила очков существенно уменьшилась. Один пациент с миопи- ей в -12 диоптрий, который мог читать только верхнюю строку проверочной таблицы Снеллена с 10 футов (Прим.авторов: эта строка при нормальном зрении должна читаться с расстояния в 60 футов, т.е. с расстояния около 18 метров) сильно удивил нас, когда легко прочитал все, кроме последней, строки табли- цы, перестал испытывать какие-либо трудности в передвижении и при чтении своих книг на расстоянии от 9 до 10 дюймов (Прим.авторов: соответственно около 23 и 25 сантиметров). В другом случае миопия сопровождалась отслоением сетчатки в ле- вом глазу, который был почти слеп. После месяца тренировки зрение этого глаза существенно улучшилось, и пациент теперь смог читать и писать." [8, р.206].
Г.Пеппрад пишет, что в среднем для восстановления нор- мального зрения при миопии до двух диоптрий нужно совсем мало времени (иногда невероятно мало, буквально недели), при мио- пии от 2-х до 4-х диоптрий, как правило бывает достаточно 2-3 месяцев, а для миопии в четыре диоптрии и выше требуется срок 6-12 месяцев [73, р.96-99]. Аналогичные сроки называются для астигматизма [73, р.112].
На страницах своих книг о методе Бэйтса авторы приводят совершенно удивительные данные о необычайно коротких сроках излечения. Сообщается, например, что всего за неделю удалось избавить от гипермеропии в +6 диоптрий ребенка [10, р.58].
Говоря о сроках восстановления зрения по методу доктора Бэйтса, следует отметить, что в литературе приводятся разные данные на этот счет. Обычно, как и в книге Бэйтса, наряду с очень быстрыми (но редкими) случаями излечения называются сроки в пределах года. В то же время, другие авторы несколько по-иному подходят к изложению эффективности метода Бэйтса. Так, К.Хакетт проанализировала данные по 2857 пациентам, за- нимавшимся у нее. Данные включали в себя сведения о всех них, включая даже тех, кто бросил потом тренироваться, кто особо не горел энтузиазмом при тренировке или отлынивал от работы над своими глазами дома и т.д. Их возраст лежал в пределах от 3 до 92 лет. Профессии были самые разнообразнейшими - от ма- шиниста до врачей, от домохозяек до министров.
В результате проведенного ею лечения, например, 1584 близоруких людей со зрением от 20/30 до 20/1000 (что значат эти цифры вы уже знаете), большинство из которых имело зрение 20/400, т.е. 1/20 нормального зрения, 569 человек улучшили зрение, как минимум, до 20/40, т.е. достигли половины нор- мального зрения, 210 человек добились зрения 20/70, 163 - 20/100 (одну пятую нормального зрения), 211 - 20/200 (одну десятую нормального зрения). В остальных случаях улучшение было менее заметным или носило временный характер.
Из 348 дальнозорких пациентов 116 смогли полностью из- бавиться от своих очков, 119 смогли перейти к более слабым очкам для чтения, у 38 человек эффекта замечено не было.
Из 179 человек, страдавших косоглазием, 71 человек доби- лись правильного положения глаз и хорошего слияния (фузии). 96 человек добились таких же успехов лишь с тем замечанием, что у них отмечались отклонения от нормы во время болезни, эмоциональных расстройств, утомления и т.д. 12 человек посто- янного улучшения добиться не удалось.
Во всех случаях диагнозы ставились врачами, придерживаю- щимися традиционной медицины. Хотя К.Хакетт и не указывает, за какой срок был достигнут прогресс, что, конечно, очень лю- бопытно было бы узнать, возможность достижения такого прог- ресса многими людьми у нее не вызывает сомнения.
Проанализировав результаты приведенных выше историй бо- лезней, К.Хакетт делает вывод, что ее метод тренировки, осно- ванный на системе Бэйтса, позволяет улучшать остроту зрения, в среднем, в два раза за каждые двенадцать недель тренировки [56, р.23-30].
..............................................................

Анализ приведенных выше данных позволяет заключить, что несмотря на расхождение воззрений современной медицины с уче- нием Бэйтса, результаты применения его системы на практике приводят к мысли о необходимости дальнейшего, более глубокого изучения этого метода. Любопытно в связи с этим отметить мне- ние одного из врачей, практиковавшего метод Бэйтса. Он гово- рит, что хотя теоретический подход Бэйтса и вызывает сомне- ния, практические его рекомендации все же каким-то образом работают. Это подобно тому, говорит он, как древние жрецы, ошибочно предполагая, что солнце вращается вокруг земли, а не наоборот, тем не менее, точно предсказывали время захода и восхода солнца, дни затмений и т.д.
Следует надеяться, что практические аспекты метода Бэйт- са смогут пополнить арсенал медицины в борьбе с ухудшением зрения.

 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Аккомодация - это способность (свойство) глаза фокусиро- вать на сетчатке световые лучи, отраженные от рассматриваемых предметов, расположенных на различном расстоянии от глаза, т.е. способность видеть хорошо и вдаль, и вблизи.
Амблиопия - ослабление зрения, вызванное функциональными расстройствами зрительного анализатора.
Аномалии рефракции - когда мы имеем дело с отклонением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) от нормы, то речь следует вести о появлении аномалии рефракции. Этот термин вы неоднократно встретите в книге. Поскольку при близорукости, дальнозоркости и астигматизме происходят именно такое отклонение рефракции от нормы, то все они являются ано- малиями рефракции. Поэтому следует учесть, что всякий раз, когда в книге будет заходить речь об аномалиях рефракции в целом, то близоруким, дальнозорким и людям, страдающим астиг- матизмом, надо знать, что все сказанное непосредственно каса- ется их.
При этом неспециалистам необходимо твердо усвоить, что наряду с принятыми в обиходе терминами "близорукость", "даль- нозоркость", и "старческое зрение" в офтальмологии использу- ются также профессиональные термины, менее известные широкому читателю - в данном случае, соответственно, "миопия", "гипер- метропия" и "пресбиопия". То есть, близорукость - это то же самое, что и миопия, дальнозоркость - гиперметропия, а так называемое старческое зрение - пресбиопия.
Необходимо также обратить внимание на тот факт, что Бэйтс считает пресбиопию (старческое зрение) формой гипермет- ропии (дальнозоркости). Такой подход Бэйтса позволяет ему ре- комендовать для лечения пресбиопии практически те же самые упражнения, что и в случае гиперметропии. Одинаковый подход к лечению пресбиопии и гиперметропии нашел свое отражение и в книгах целого ряда его последователей.
Астигматизм - вид нарушения зрения, при котором происхо- дит искажение изображения объектов оптической системой глаза, вызванное тем, что преломление световых лучей в различных се- чениях проходящего светового пучка неодинаково. При астигма- тизме изображение объекта выглядит нерезким.
Гиперметропия - то же самое, что дальнозоркость. При ги- перметропии в основном ухудшается зрение вблизи.
Диамант - это самый мелкий из обычно используемых типог- рафских шрифтов. Кегль (высота литеры) в шрифте диамант сос- тавляет для прописной буквы 1,5 миллиметра, а для строчной (маленькой) буквы - около 1 миллиметра.
Дюйм - дольная единица длины в системе английских мер. Один дюйм равен 2,54 сантиметра.
Миопия - то же, что близорукость. При близорукости нару- шается зрение вдаль.
Оптотипы - специально подобранные знаки, которые исполь- зуются в таблицах для проверки зрения. В качестве оптотипов могут применяться буквы, цифры, полосы, рисунки и т.д.
Офтальмология - область медицины, изучающая анатомию и физиологию органа зрения, болезни глаз и разрабатывающая ме- тоды их диагностики, лечения и профилактики.
Пресбиопия - то же, что так называемое старческое зре- ние. При пресбиопии нарушается зрение вблизи (в основном) и зрение вдаль.
Ретиноскоп - инструмент для определения рефракции глаза.
Рефракция - вы также неоднократно встретите этот термин в книге. Рефракция, как пишет Бэйтс, это преломление световых лучей в оптической системе глаза. Более точным было бы под рефракцией понимать преломляющую силу оптической системы гла- за. Эта преломляющая сила измеряется условной единицей - ди- оптрией.
Фузия (слияние) - это слияние в коре головного мозга двух изображений от обеих сетчаток в единую стереоскопическую картину. Соответственно, способность к фузии (фузионная спо- собность) - способность к слиянию двух изображений от обеих сетчаток в единое бинокулярное изображение в коре головного мозга.
Фут - единица длины в системе английских мер. Один фут равен 30,48 сантриметра.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Agarwal M.S. Everyday eyecare.- New Delhi, 1987.
2. Agarwal, Raghubir Saran. Better sight without glasses.- 2d pocket ed.- Delhi: Dr. Agarwal's Eye Institute, 1961.- 108 p.
3. Agarwal, Raghubir Saran. Mind and vision, a handbook for the cure of imperfect sight without glasses.- 6th.ed.- Pondicherry: School for Perfect Eyesight, 1972.- 269 p.
4. Agarwal, Raghubir Saran. Nature cure for your eyes.- Delhi, 1964.- 173 p.
5. Agarwal, Raghubir Saran. Psycho-solar treatment for the eye; a guide for prevention and cure of defective eyesight without glasses.- Delhi: Dr. Agarwal's Eye Institute, 1954.- 16 p.
6. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. (An exposition of Vata, Pitta and Kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment).- 2d enl. ed.- Delhi: Dr. Agarwal's eye inst, 1958.- 173 p.
7. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine (Ayurveda); an exposition of vata, pitta and kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment.- Delhi: Dr. Agarwal's Eye Institute, 1953.- 23 p.
8. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. Synthesis of all systems of medicine.- 3d. ed. - Pondicherry: Ashram, 1971.- 240 p.
9. Agarwal, Raghubir Saran. Synthetic research in ophthalmology; an attempt of unification of allopathy, Ayurveda, homeopathy and nature cure.- Delhi: Dr. Agarwal's Eye Institute, 1948.- 12 p.
10. Agarwal, Raghubir Saran. Yoga of perfect sight with letters of sri Aurobindo. A guide to develop perfect sight and the divine vision.- Pondicherry, 1971.- 206 p.
11. Aldous Huxley's vision // Journal of the American Medical Association.- vol.122.- July 31.- 1943.- p.951.
12. Barber, Theodore Xenophon. LSD, marihuana, yoga and hypnosis.- Chicago, 1970.- 337 p.
13. Basilio Gomez, Juan. Como se recupera la vision normal: el metodo natural del oftalmologo norteamericano doctor W.H.Bates por J. de S'Agaro [pseud.] - 4 ed. reformada y ampliada - Barcelona: LEDA, 1961.- 95 p.
14. Bates W.H. The Bates method for better eyesight without glasses.- New York: Holt, Rinehart and Winston, 1981.- 200 p.
15. Bates W.H. The Bates method for good sight without glasses.- London: Faber and Faber, 1944.- 159 p. (A new revised edit. of "The cure of imperfect sight by treatment without glasses).
16. Bates W.H. Better eyesight without glasses.- New Delhi: Orient paperbacks, 1987.- 199 p.
17. Bates W.H. Blindness relieved by a new method of treatment. Report of case.- 7 p.- // New York medical Journal.- Feb.5.- 1917.
18. Bates W.H. A case of miopie refraction relieved by eye education.- 4 p.- // Medical Record.- New York.- 1912.- Ixxxii, 851 (Nov.9, 19..).
19. Bates W.H. The cause of myopia // New York medical journal.- 1912.- vol.XCV.- N 11.- p.529-532.
20. Bates W.H. A clinical and experimental study of physiological optics.- 8 p.- // American journal of clinical medicine.- Chicago.- July.- 1921.
21. Bates W.H. The cure of defective eyesight by treatment without glasses; or, The radical cure of errors of refraction by means of central fixation.- New York: A.R.Elliott Publ. Co., 1915.- 26 p.
22. Bates W.H. The cure of imperfect sight by treatment without glasses.- New York city: Central Fixation Publishing company, 1920.- 313 p.
23. Bates W.H. Eye training for the cure of functional myopia // New York medical journal.- 1912.- vol.XCV.- N 20.- pp.1029-1032.
24. Bates, W.H. How to use the Snellen test card for the prevention and cure of imperfect sight in children and adults.- New York city: Central fixation publishing Co., 19--.- 4 p.
25. Bates W.H. Imagination and vision.- 6 p.- // Jour. Allied med. assoc. of Amer.- Oct.- 1921.
26. Bates W.H. The imperfect sight of the normal eye // New York medical journal.- Sept.8.- 1917.
27. Bates W.H. Improving the sight of soldiers and sailors and relieving pain.- New York, 1918.- 7 p.
28. Bates W.H. Memory as an aid to vision.- 10 p.// New York medical journal.- May 24.- 1919.
29. Bates W.H. Myopia prevention by teachers // New York medical journal.- 1913.- vol.xcviii.- pp.410-413.
30. Bates W.H. De la myopie fonctionnelle // La Clinique ophtalmologique.- Paris.- 1912.- xviii.- pp.188-191.
31. Bates W.H. Perfect sight without glasses.- New York: Central fixation publishing company, 1920.
32. Bates W.H. The prevention of myopia in school children // New York medical journal.- 1911.- vol.xciv.- N 5.- pp.237-238.
33. Bates W.H. The radical cure of errors of refraction by means of central fixation // New York medical journal.- 1915.- vol.CI.- N 19.- pp.925-933.
34. Bates W.H. Rechtes Sehen ohne Brille. Heilung fehlerhaften Sehens durch Behandlung ohne Brille / Autor. Ubers.aus dem Engl. von Elsbeth Friedrichs.- Grimma: P.Schrecker, 1931.- 353 s.
35. Bates W.H. Shifting as an aid to vision.- 7 p.// New York medical journal.- July 3.- 1920.
36. Bates W.H. Throw away your glasses.- 15 p.// Heart's internat.- Sept.- 1923.
37. Bates W.H. Treatment of myopia without glasses.// Medical Record.- New York.- 1894.- xIv.- pp.104-106.
38. Bates W.H. The vision of a case of myopia improved by treatment without glasses // Virginia Medical Monthly.- Richmond.- 1891-1892.- xviii.- pp.941-943.
39. Benjamin, Harry. Adventure in living; the autobiography of a myope.- London: Health for all pub. co., 1950.- 192 p.
40. Benjamin, Harry. Better sight without glasses.- London: Health for all publ.co., 1958.- 106 p.
41. Beswick, Ethel. Eyes, their use and abuse; how to improve defective vision.- Ashingdon: Daniel, 1948.- 44 p.
42. Beswick K. Good eyesight: Our birthright.- London, n.d.- 58 p.
43. Better eyesight (a monthly magazine devoted to the prevention and cure of imperfect sight without glasses.- vols. 1-14; July 1919 - June 1930)/ Ed. Bates W.H.- New York, N.Y.: Central fixation publishing company [1919-1930].
44. Bragg, Patricia. Bragg system to better eye-sight.- 10th print.- Santa Ana (Calif.): Health science, 1973.- 33 p.
45. Corbett, Margaret Darst. Help yourself to better sight.- 1st ed.- New York: Prentice Hall, 1949.- 218 p.
46. Corbett, Margaret Darst. How to improve your sight; simple daily drills in relaxation.- rev.ed.- New York: Crown Publishers, 1953.- 93 p.
47. Corbett, Margaret Darst. A quick guide to better vision. How to have good eyesight without glasses.- Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, cop.1957.- 114 p.
48. Corbett, Margaret Darst. Vedere meglio senza occiali...- Milano: Longanesi and c., 1950.- 302 стр.
49. Corbett, Margaret Darst. Yoga des yeux: Cet ouvrage inspire des travaux du Dr. Bates, est une adapt. de l'oeuvre de Margaret Darst Corbett "Help yourself to better sight" par le Dr. Rene-Etienne Longue.- Verviers: Marabout, 1979.- 250 p.
50. Cornsweet T.N., Crane H.D. Training the visual accomodation system // Vision Res.- 13:713, 1973.
51. Curtin, Brian J. The Myopias: Basic science and clinical management.- Philadelphia, 1985.- 495 p.
52. Devaraj T.L. Speaking of: Ayurvedic Remedies for Common Diseases.- New Delhi, 1988.
53. Duke-Elder W.S. The Art of Seeing by A.L.Huxley, Book review // British Medical Journal.- vol.1.- May 22.- 1943.- p.635.
54. Friedrichs, Elsbeth. Lernt wieder sehen! Neue Heilwege fur kranke Augen. Eine Anleitung zur Selbstbehandlung Sehstorungen und zur Aneignung grosserer Sehscharfe fur Augenkranke und Gesunde. Nach den Grundsatzen des W.H.Bates dargestellt von Elsbeth Friedrichs.- 6 Aufl.- Lorch: Karl-Rohm, 1931.- 135 стр.
55. Galton, Lawrence. Improve your sight without glasses // Coronet Magazine.- October.- 1955.
56. Hackett, Clara A. & Galton, Lawrence. Relax and see. A daily guide to better vision.- London: Faber and Faber, 1957.- 282 p.
57. Hauser, Bengamin Gayelord. Better eyes without glasses.- London: Faber and Faber limited, 1941.- 80 p.
58. Hauser, Bengamin Gayelord. Keener vision without glasses.- New York: Tempo books, inc., 1932.- 162 p.
59. Hill, Ann (ed.). A visual encyclopedia of unconventional medicine: A health manual for the whole person.- New York and London, 1979.- 240 p.
60. Hofstetter H.W. Optometry: Professional, economic and legal aspects.- St. Louis, 1964.- 412 p.
61. Hoopes A., Hoopes T. Eye power.- New York: Alfred A Knopf, 1979.
62. Huxley, Aldous Leonard. The art of seeing.- New York-London: Harper and brothers, 1942.- 273 p.
63. Huxley, A.L. Learning to see // Colliers.- New York.- vol.111.- April 21.- 1943.- p.24.
64. Jacques R.A. The Bates method of treating ametropia // The Optician.- vol.141.- N 3646.- February 17.- 1961.- pp.143-144.
65. LeCron L. Experimental Hypnosis.- New York: Macmillan, 1954.
66. Lierman, Emily C. Stories from the clinic.- New York city: Central fixation publishing co., 1926.- 259 p.
67. Macfadden, Bernarr Adolphus. Strengthening the eyes; a system of scientific eye training.- New York: Macfadden publications, inc., 1924.- 201 p.
68. Macfadyen, Ralph J. See without glasses.- Greenwich, Conn., 1963.- 176 p.
69. Macfadyen, Ralph I. Weg mit der Brille! Das Heilen von Augenleiden und die Wissenschaft vom richtigen ehen.- Stuttgart: Gunther, 1964.- 228 s.
70. Mangin-Millot, Georgette. Vos yeux; comment conserver une bonne vue, reeduquer la vision, corriger le strabisme, supprimer les lunettes, comment embellir vos yeux.- Paris: Editions Medicis, 1949.- 102 p.
71. Natural eye training for perfect vision without glasses.- New York: Centro-Vision institute, 1928.
72. Pascal J.O. On Aldous Huxley's "The Art of Seeing" // Archives of Ophthalmology.- vol.26.- June.- 1943.- p.636.
73. Peppard, Harold M. Sight without glasses.- London-Melbourne: Ward, Lock & co., 1956.- 153 p.
74. Ram Kumar E.R. Heal yourself with yoga: Specific asanas for specific diseases.- Bombay, 1987.
75. Sarma, L. Kamesvara. The natural cure of eye-defects.- 5th edition.- Pudukkottai, 1956.- 60 p.
76. Schlaegel T.F. Psychosomatic ophthalmology.- Baltimore, 1957.- 523 p.
77. Sivananda, Swami. Health and hygiene. Anatomy and physiology.- 1st edition.- Rishikesh, 1957.- 423 p.
78. Sgrosso S. Il metodo di Bates al vaglio di un oculista // La riforma medica.- Napoli.- 1952.- Anno LXVI.- N37.- pp. 1009-1010.
79. Snyder C. Bates, Huxley and myself // Int. Ophthalmol. Clin.- 2:921.- 1962.
80. Thomson, Charles Leslie. Your sight. Care and improvement by natural methods.- London: Thorsons, 1956.- 101 p.
81. Windolph, Michael. Easy eye exercises for better vision. Self-helps to sight improvement.- Hicksville (N.Y.): Exposition press, c.1974.- 159 p.
82. Глазные болезни: Учебник / Под ред.Т.И.Ерошевского, А.А.Бочкаревой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1983. - 448 с.
83. Ковалевский Е.И. Глазные болезни.- 3-е изд., пере- раб. и доп.- М.: Медицина, 1986.
84. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров.- 3-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1985.- 1600 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.