Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура как образ жизни.



Образ жизни- активное использование индивидом социального времени. Временные рамки могут быть ограничены одним днем, годом или десятилетиями. В нем воплощаются надежды, чаяния и их реальное воплощение.

Иными словами, образ жизни выступает проекцией ожидаемой и реальной жизни.

Повседневный опыт и поведение людей, основывающиеся на индивидуальных привычках, правилах и нормах, подобно строительным кирпичикам, формируют наш образ жизни.

Образ жизни сообщает нам о том, чем питаются и во что одеваются люди в разных странах, как они трудятся и отдыхают, каков распорядок их дня, о чем они думают и во что верят. Образ жизни выражает себя в манерах поведения, традициях, обычаях и стиле жизни.

Понятие образа жизни тесно связано не только с социальным временем, но и культурой – прежде всего культурой поведения. Образ жизни – одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием. Сегодня принято считать, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же их сходство и различие?

Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие «культура» выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а «образ жизни» — повседневную, материально-практическую сторону.

Образ жизни людей описывает структуру мышления и поведения, т.е. ценности, верования и правила поведения, формы экономической деятельности, условия труда и быта, состояние религиозной и культурной жизни, образование, экологию и многое другое. Образ жизни – это общая формула каждодневного бытия человека, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Основные принципы этой парадигмы можно свести к следующим положениям:

1. Нет единой культуры, нет единой цивилизации. Существует множество культур, каждая из которых в равной степени самоценна и самодостаточна (Н. Данилевский).

2. Культура совпадает с человеческой практикой, содержание которой – приспособление людей к природной среде особыми вне биологическими технологиями (способами), какими бы они не были: примитивными или сложными, исполненными красоты или пошлыми (Э. Маркарян).

3. Культура обладает целостностью. В ней нет лишних элементов. Ритуалы, традиции, обычаи – все они исполняют определенные функции, образуя особые социокультурные институты (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун).

Речь идёт о том, что парадигма “образа жизни” включает в себя концепцию социокультурных институтов. Согласно ей, социокультурный институт образует устойчивый и относительно самостоятельный (автономный) компонент образа жизни людей. Этот институт формирует сложную структуру. Ядро института – созданные людьми или (и) природой средства человеческой деятельности. Ими могут быть предметы (например, повозка, ткацкий станок, вечное перо, автомобиль, компьютер); организации (семья, дружеская компания, студенческая группа); обряды (как то, религиозная церемония, свадьба, экзамен); произведения искусства (живописное полотно, музыкальная или театральная пьеса, книга и т.д.).

Вокруг ядра складывается система социальных ролей, исполняемых людьми по определенным правилам (ожиданиям). Причем в пределах этих социальных ролей, используемые людьми средства, последовательность и порядок действий, приобретают символическое значение. Символ – это знак, понятный для людей, объединенных социокультурным институтом, и только им одним. Люди, по правилам исполняющие социальные роли, приписывают своим действиям особую ценность, также являющуюся неотъемлемой чертой социокультурных институтов. При этом следует отметить, что люди взаимодействуют в разных социокультурных институтах, осваивая в них несовпадающие друг с другом нормы и ценности поведения.

Институциональный подход к культуре позволяет выявить в ней устойчивые структурные образования, сочетающие в себе вещественные и духовные элементы культуры.

В парадигме “образа жизни” главное не артефакты[1] культуры, но сам процесс человеческой практики. В ней нет деления на высшие и низшие культуры, только на разнообразные. Носителями культуры, а точнее культур, являются все люди, строящие свою деятельность на основе созданных ими же и их предшественниками социальных технологий.

В этой парадигме цивилизация – исторически сложившаяся у народов форма культуры. Именно в парадигме “образа жизни” исследуется культура в социологии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.