Здавалка
Главная | Обратная связь

Социокультурная дифференциация в современном российском обществе.



Изучая общество, можно выстроить модель сочетания социокультурных интегрирующих и дифференцирующих интенций, свойственных ему. Но точно так же можно изучать и все человечество по тем или иным вариантам его социальной (национальной, политической, религиозной и пр.) дифференцированности. Культурное единство общества имеет не только практический, но еще и психологический характер, и это поддерживается его культурными отличиями от иных обществ.

Социокультурная дифференциация может принимать формы социального (классового) противостояния, этнических, религиозных, политических и иных противоречий. Наличие их в любом обществе необходимо,т.к. это главный стимул к изменчивости, развитию.

Общество, активно расколотое такими противостояниями, - «фрагментированное». Сущность проблемы не в самой социокультурной дифференцированности, а в степени ее остроты и параметрах ее соотнесенности с одновременной социокультурной интегрированностью этого общества.

Социокультурная дифференциация в целом - важнейшая компонента социального бытия, обеспечивающая многообразие вариантов, в которых может осуществляться человеческая жизнедеятельность. В ее основе способность человеческих сообществ к адаптации к конкретным условиям (природным и социальным) своего существования, которая затем закрепляется во всей полноте их культурного разнообразия.

С.к. диф. отражает адаптацию к внешним природным и историческим условиям.

Социокультурная дифференциация отражает и внутренние процессы разделения людей по профилям их деятельности и уровням специализации этой деятельности. А чем они выше, тем более развитая культура. Социокультурная дифференциация выступает как критерий уровня развития культуры.

Ситуация в России

В России происходит — глубокое падение жизненного уровня большинства населения. Многим российским гражданам суждено заботиться исключительно о выживании, а это не предполагает формирования долгосрочных жизненных планов. Постоянный жилищный кризис затрудняет возможность существования альтернативных семейных структур и формирования "дополнительных" жизненных стадий (после-родительская). Продление "пенсионного" существования нереально на фоне таких факторов, как сокращение средней продолжительности жизни, маленькие пенсии и вследствие этого необходимость постоянных приработков, чтобы обеспечить существование.

Факты соц. Диф.

■ Резкое, скачкообразное увеличение количества разных, не сводимых к сословным, классовым или слоевым определениям жизненных форм и стилей, имеющих исключительно культурное происхождение

■ Крайняя условность и подвижность профессиональной структуры . Необходимость борьбы за выживание не обедняет, а наоборот, обогащает жизненно-стилевой репертуар индивидов. Чтобы содержать семью, индивиду зачастую приходится осваивать и усваивать жизненные формы и стили, к которым он никогда бы не обратился в благополучной и стабильной ситуации. Смена профессии влечет за собой смену профессиональных жизненных стилей. Происходит релятивизация жизненных стилей в практике отдельно взятой личности. Стабильные классово-культурные и специфически слоевые идентификации разрушаются и не могут быть реконструированы в полной мере при восстановлении социальной и экономической стабильности.

Повышение роли аскриптивных (приписанных) характеристик и соответствующих форм. Роль аскриптивных статусов становится выше по двум причинам.

Во-первых, ожесточенность борьбы за существование повышает удельный вес натуралистических определений личности (определений по полу, возрасту, иным биологическим и природным качествам). Последние предопределяют успех или неуспех деятельности. Роль статусов велика в любом обществе, и ее усиление или ослабление - временно и зависит от краткосрочных колебаний эконом. ситуации.

Во-вторых, возрастает роль аскриптивных статусов другого рода, возникающих вследствие распада индивидуальных биографий и массовой деидентификации. Массовая дезидентификация приводит к снижению удельного веса "достиженческих" ориентаций и поведения и к увеличению аскриптивных форм ориентаций и поведения, как натуралистических, так и инсценировочных.

Возрастания роли аскриптивных статусов носит вынужденный характер, мотивируясь, с одной стороны, потребностями экономического выживания (в меньшей мере), а с другой — необходимостью поиска новых идентификаций взамен утерянных. Результат - плюрализация инсценируемых культурных стилей, неизбежно должна вести к плюрализации и индивидуализации практикуемых жизненных форм.

Широта предложений в области образования — новый дифференцирующий фактор.Сейчас практически нет ни одной профессии, ни одной жизненной формы, которая не может быть освоена и усвоена в соответствующих образовательных организациях как внутри страны, так и за рубежом. Этот фактор ведет ,как к вертикальной дифференциации (распределению по слоям, характеризующимся уровнем образования наряду с доходами, и т.д.), так и к горизонтальной дифференциации, т.е. к распределению обучающихся по группам, характеризующимся различными формами и стилями жизни. Сейчас образование стало средством освоения новых стилей.

Утрата мотивирующей силы социальной мобильности. Получение образования не показатель подъема по социальной лестнице, перехода на более высокую ступень, хотя свидетельствует об индивидуальном достижении и может служить залогом дальнейших успехов. Это объясняется отсутствием стабильной и единообразной шкалы престижа профессий и является признаком переходного периода. С одной стороны , престижны интеллектуальные профессии, имевших высокий престиж в советское время. С другой -профессии, предполагающие быстрый успех и обогащение. Для третьих престижны профессии, не предполагающие систематического обучения, но позволяющие работать в коммерции любого масштаба. Именно релятивизация престижности профессий и родов деятельности ведет к снижению роли социальной мобильности. Мобильность ценится в стабильной системе престижа. Если ее нет, идет индивидуальная оценке престижа профессии или рода деятельности. Поэтому образование приобретает двоякий новый смысл: как средство достижения экономического успеха и как инструмент доступа к новым жизненным формам и стилям.

Специфическая организация политики. Сегодня политическая жизнь в России близка современным западным моделям. Главный признак российской политики - полное отсутствие социально-слоевой идентификации политических партий. Попытки партий и их лидеров установить "принципиальную координацию" между партией с ее доктриной и соответствующим социальным слоем многократно проваливались.

Формирование блоков и движений регулируется актуальными политическими темами ( возникает временная общность целей) и конкретными политическими ситуациями.

Насколько подвижны партии, настолько подвижен и изменчив избиратель, который уже не ищет партию, соответствующую его классово-слоевой специфике, и не определяет для себя партию, за которую он будет голосовать постоянно. Избиратель меняет свои предпочтения, ориентируясь на конкретные политические темы и ситуации.

Все факты (или интерпретации, если кто-то намеревается их оспорить), приведенные здесь, позволяют показать, что Россия в результате реформ, начавшихся в 1985 г., естественным образом перешла (или переходит) в характерное для современных западных стран постклассовое состояние.

Этот переход пока не завершен. Сейчас в России налицо элементы и тенденции, характерные для постклассового общества. Но они будут фигурировать в роли матрицы, на основе которой при улучшении и стабилизации экономической ситуации сформируются социальные отношения "зрелого" постклассового общества.

Билет 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.