Здавалка
Главная | Обратная связь

Равенство в общении и партнерство в совместной деятельности



Вопрос

Учебный процесс - ход обучения, охватывающая все компоненты: преподавателя, ученика, методы, приемы, формы и средства, материально-техническое обеспечение и др.обучение можно определить также как управление познавательной и практической деятельностью учащихся, вследствие которой у них формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются способности (М Сметанский)

Согласно общей цели образования, обучение должно обеспечивать выполнение образовательной, воспитательной и развивающей функций. Это условное разделение, ибо процесс обучения не ограничивается формированием знаний, умений и навыков, а предполагает также воспитание, формирование мировоззрения, развитие личности, повышение культурного уровня и т.д.

Педагогика сотрудничества

Советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Работая в «Учительской газете», он опубликовал несколько научно-популярных статей, посвященных новому научно-практическому движению в педагогике. В его статьях воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником. Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амогашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.

Одной из главных задач педагогики сотрудничества являлась демократизация образования. Педагогика сотрудничества имеет некоторое сходство с креативной педагогикой, которая учит детей творчески относиться к процессу обучения. В обоих этих направлениях педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

Педагогика доверия

Доверие. Представляет собой способ привлечения учащихся к требующей самостоятельности ситуации. Такой прием стимулирует у ребенка стремление показать себя с лучшей стороны в обстоятельствах, которые не контролируются взрослыми. Педагогическое доверие укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, духовную самостоятельность, а также направленность на высокие нравственные ценности у последних.

Равенство в общении и партнерство в совместной деятельности

На первый взгляд между педагогом и учеником нет и не может быть никакого равенства - здесь разница в возрасте, в степени зрелости, образованности, в жизненном опыте. Это педагог воспитывает и обучает детей, а не наоборот. Действительно, равенство педагога и ученика представляется какой-то ересью: они неравны - возраст, жизненный опыт, образованность педагога и его социальный статус неизмеримо выше ученического. Но здесь речь идет о равенстве в общениии именно равенство в общении должно существовать и ярко проявляться в педагогическом взаимодействии. Почему? Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две индивидуальности, каждая из которых уникальна и неповторима. Равенство в общении предполагает еще и то, что обе стороны педагогического взаимодействия имеют общую совместную деятельность, в которой одна сторона (педагог) не может обойтись без другой (учащиеся). Более того, если рассматривать их права и обязанности, то окажется, что они взаимозависимы и теснейшим образом связаны между собой. Дети имеют право на образование, а обязанность учителя - помогать детям получать это образование. Учитель имеет право творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, но и у учащихся есть обязанность вникать в эту деятельность и помогать учителю ее плодотворно осуществлять.

Специфика организации:

Процесс обучения охватывает целевой, стимулирующий-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы, средства), контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты.

Целевой компонент заключается в осознании педагогом и восприятии учащимися целей и задач темы, раздела учебного предмета. Цели и задачи определяют на основе требований учебной программы с учетом особенностей ученики ей классу.

Стимулирующих-мотивационный компонент охватывает систему приемов для стимулирования у детей интереса, потребности в решении поставленных перед ними учебных задач. Мотивация в обучении проявляется на всех этапаах.

Содержательный компонент определяется учебной программой и учебниками Учитель конкретизирует содержание с учетом поставленных задач. Процессуальную суть обучения отражает операционно-деятельностный компонент Он реализуется с помощью оптимальных методов, средств и форм организации преподавания и учения

Контрольно-регулировочный компонент предусматривает одновременный контроль преподавателя за решением поставленных задач и самоконтроль учащихся за правильностью выполнения учебных операций, точностью ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов и экзаменов, опросовя.

Оценочной-результативный компонент предусматривает оценивание педагогами и самооценки учащимися достигнутых в процессе обучения результатов, выяснения соответствия их учебно-воспитательным задачам, выявление причин определенных пробелов в знаниях х ученики.

 

 

Вопрос.

Социально-психологическийкомпонентрассматривается как личностные психологические явления, сформированные в результате взаимодействия человека с различными объектами окружающего его социума и реализуемые в его внешней деятельности.

Роль «психического» и «психологического» в деятельности социального педагога является первоопределяющей, так как на этой основе он выявляет саму социально-педагогическую проблему и выстраивает схему дальнейшего воздействия на личность, строит своего рода гипотезу «лечения проблемы», планирует и реализует набор мероприятий, в которые включает искомую личность, заранее предполагая более-менее примерный или точный результат ее изменений [10]. Успешность социально-педагогического воздействия зависит от способности социального педагога распознать истинные причины появления проблемной ситуации у личности и найти необходимые ресурсы, возможности для ее устранения, в первую очередь – собственные ресурсы личности.

Нравственно-этический компонент: Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность. Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

– деловой тон общения;

– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Технологический компонент: Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) являются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные управленческие, социальные, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты социальной сферы. Но однозначного толкования этих терминов не существует; так, образовательная технология иногда понимается узко – как технология учебного процесса

Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).

Технологический подход позволяет:

· С большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

· анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

· комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

· обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

· уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

· оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

· выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

Педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

· Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

· Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

· (А.Я. Савельев).

Четвертая позиция предтавляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел, Р. Томас).

· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционированиявсех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

· Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

· Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определениявсего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, стереоскопичности. Пользуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно назвать содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех вышеприведенных определений, включая генетические корни понятия.

Коммуникативность учителя: Общительность - это индивидуальная сфера жизнедеятельности человека. Значительная роль общения в педагогической деятельности, в работе учителя, воспитателя, педагога, естественно, требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений:

- умения общаться на людях;

- умения через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность;

Коммуникабельность. Педагогическая деятельность есть общение- постоянное, длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются, что, естественно, затрудняет их работу в школе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.