Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос. Воспитание и обучение в Древнем Востоке



В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и ви­доизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в ло­гике эволюции культурных, нравственных, идеологических цен­ностей. Человек формировался в рамках жестких социальных обязанностей. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворя­лась в семье, касте, социальной страте. Первые школы были открыты в Ш-II тыс. до н е в Шумере Египте, Индии, Китае.

Школы в Шумере (ранняя рабовладельческое государство на территории Двуречья - между реками Тигр и Евфрат) возникли в середине III тыс. до н.э Главным их задачей была подготовка писцов, обучение их клинописи - - трансформированной пиктографического письму, что представляет собой комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков (система насчитывала до 600 знаков). Такие школы называли \"домами глу няних табличек \", а учителей - родителями дома глиняных табличек, учеников - сыновьями дома глиняных табличек Названия происходят от того, что шумеры писали на мокрых глиняных таблицах Ученики также усваивали знания по ботанике, зоологии, географии, математики, грамматики, литературы Обучение было длительным, стоило дорого, поэтому оно было доступно только детям знат лише дітям знаті.

В Древнем Египте школы появились в III тыс. до н.э вместе с возникновением письменности здесь существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих В них пользовались иероглиффично (иероглиф - священный знак) письмом, которое насчитывало до 700 иероглифов Ученики писали черной краской на папирусе с помощью тонкой бамбуковой палочки В школе при дворце фараона занятия продолжались с ранку до позднего вечера. Здесь царила строгая дисциплина, использовали телесные наказания. Будущие чиновники обучались чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам В школах для жрецов, помимо знаний по общим предметам, давали религиозное образование, учили астрономии и медицины. Дети высшей знати получали образование в военных школах, откуда выходили военачальники.

В Древней Индии (III тыс. до н.э) воспитание было кастовым Существовали школы только для двух высших сословий: брахманов (жрецов) и кшатриев (военной знати). Школу брахманов возглавлял учитель. Обучение в ней длилось 10 - 12 лет (от 6-12 до 22-24 лет). Во время обучения дети проживали в доме учителя, возились в его хозяйстве В школе брахманов из детей высшей касты готовили служителей Бога, которые свое жизнь посвящали изучению священных книг – Вед.

В школах кшатриев учились дети военной знати, овладевая науку владения оружием, езду верхом, гимнастические упражнения, а также математику, поэзию, музыку, этику и танцы низкие касты.

В Древнем Китае письменность возникла во II тыс. до н.э., что начало обучения грамоте Оно было длительным и доступным лишь детям из состоятельных семей. До появления общеобразовательных школ в Китае существовали так с называемые общинные школы, в которых юношей бесплатно обучали стрельбе из лука, песен и обрядов, впоследствии - верховой езды, письма и счета. Обучение начиналось с шести лет Основными его методами были запоминание, подражание, ограничение свободы и инициативы. В школах царила суровая дисциплина, применяли телесные наказания. Для подготовки чиновников действовали специальные (юридические, медицинские, математические, художественных) учебные заведения. Впоследствии было открыто высшие аристократические школы, в которых обучали ораторского искусства, философии, религиозной морали, астрономии, медицины.

Первую частную школу в Древнем Китае открыл историк, философ, государственный деятель, религиозный учитель Конфуций (ок 551-479 дон е) В философских школах учили ораторского искусства, риторики, логики и умение полемизировать, дискутировать. Именно в Китае впервые был введен сдачи экзамена для тех, кто хотел стать ученым или чиновником.

Конфуций (551 – 479 до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании.

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Он не отказывался от традиционного подхода в этой сфере, культивировавшегося в школах Китая в тот период, так как оно выражало ценности «древности», которую он боготворил. Основное содержание традиционного образования сводилось к изучению «шести искусств»: чтения, счета, музыки, этикета (правил хорошего поведения), стрельбы из лука и управления лошадью.

Конфуций положил в основу содержания образования нравственное воспитание, которое дает народу мир и спокойствие. Оно включает гражданское воспитание, нормы и правила поведения, преданность и искренность. Нравственное обучение должно осуществляться в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки.

Конфуций придавал большое значение музыке как самостоятельной учебной дисциплине. Он учил своих учеников музыке, возведя ее в число обязательных дисциплин, ибо музыка – это веяние древности, способ лицезрения древности без слов. Для Конфуция музыка была неизменной спутницей, вдохновительницей и завершительницей. Конфуций впервые в Китае показал значение символического языка культуры для образования и воспитания человека.

Конфуций учил открывать главное через частное, вечное – через случайное, важное – через незначительное. Он умел избежать насилия над учеником. Но в широком смысле способен успешно обучать лишь тот, кто умеет, говоря об одном, открывать другое – неизреченное в словах. Конфуций и сам говорил, что он берет в обучение лишь тех, кто способен «понять три, когда им указывают на одно». Только так обучение не закрепощает ученика, а, наоборот, делает его свободным.

В широком смысле обучение, по Конфуцию, преследует цель развить духовную чуткость. Конфуций открыл одну великую истину: только подлинно образованный человек может сделать мир свободным, ибо ему доступно понимание неповторимости, уникальности каждого мгновения осознанной жизни, каждой человеческой личности, каждого места, о котором можно сказать: «Здесь был человек».

Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, – это трактат «Беседы и суждения» («Лунь Юй»), в нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная со II в н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV – I вв. до н. э). В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 – 8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года – питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет – способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И, наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в. до н. э. – 2 в. н. э ) конфуцианство являлось официальной идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

4 вопрос. Обучение в Античность:

Софисты. Они были учителями и воспитателями, готовящими к публичной жизни, и этот род деятельности давал возможность объединить между собой достаточно разнородную группу людей. Эти учителя еще во времена Солона практиковали в Афинах, но выдающуюся роль в общественной жизни стали играть лишь тогда, когда в воспитании стали делать акцент на образовании, а не на духовном и физическом совершенствовании, как было до сих пор. Софистам приходилось учить не только молодежь, но и взрослых. Они не только учили их говорить и действовать, но и сами выступали как ораторы и общественные деятели. Софист был «наполовину летописцем, наполовину учителем». Положение обязывало их быть современными людьми и учить в соответствии с духом времени. Не все они были философами, однако среди них было несколько выдающихся мыслителей, таких как Протагор, Горгий, близкие к элеатам Гиппарх и Продик; большинство же были менее известны.

Период деятельности софистов был достаточно долгим и продолжался почти целое столетие. Протагор и Горгий были старше Сократа, и еще во времена Аристотеля деятельность софистов не прекратилась. Временем расцвета софистики было ее начало, время Протагора и Горгия. Софисты составили интеллектуальную элиту Греции. Великие греческие политики, поэты, ораторы и ученые — Еврипид и Софокл, Исократ и Фукидид — учились у них и искали их расположения и дружбы.

Однако вскоре благосклонное отношение греков к софистам радикально изменилось. Причин было несколько. Аристократическое общество обвинило их в том, что они учат за деньги. В глазах греков это было унижением умственного труда. Консерваторы, в свою очередь, выступили с обвинениями в том, что, обучая, софисты нарушают веру и традиции. И, наконец, как с принятой обществом точки зрения, так и с личных позиций выступил против Платон и боролся с ними, как говорится, не выбирая средств. Он, по видимому, больше всех сделал для того, чтобы принизить роль софистов в памяти потомков: работы софистов не сохранились, нет достаточных свидетельств их деятельности, потомки черпали сведения о них из произведений Платона и смотрели на них его глазами.

Само слово «софист» вначале имело другой смысл: оно обозначало «ученого», затем «псевдоученого»; соответственно термины «софизм» и «софистический» также получили уничижительное значение. Софистика стала синонимом эристики, то есть системы приемов, которые ложному утверждению придавали истинное значение. Правда, что софисты злоупотребляли диалектикой, но этим грешили в то время все: как ученики Сократа, так и сам Платон. Однако начало этому злоупотреблению положили нe софисты, а элеаты: они считали, что все можно доказать, создали правила доказательства положений, которые казались наименее правдоподобными. Кроме того, это «антилогическое направление», существовавшее в то время, еще больше дискредитировало себя, поскольку, как правило, доказанное таким образом обвинение в безбожии было направлено против невыгодных, неудобных философов. Только в XIX в. была предпринята реабилитация софистов. Первым это сделал Георг Грот в своей «Истории Греции».

Протагор обладал наиболее ярко выраженным философским мышлением среди софистов. Он сформулировал философские принципы, во имя которых выступали софисты. Протагор жил приблизительно в 481—411 гг., и если эти даты истинны, то он старше Демокрита и Сократа. Протагор родился в Абдере. Он был первым философом нового стиля: менее исследователем, а более учителем, оратором, популяризатором. В зрелые годы он побывал в Афинах и входил в круг друзей Перикла. Главной его работой была «Полемика об истине и бытии».Кроме того, он написал ряд работ по грамматике, этике и технике. Работа «О богах», которую он прочел в доме Еврипида, была сожжена и вызвала процесс против автора. Желая избежать суда, Протагор покинул Афины и отправился на Сицилию. При переезде он утонул.

Школа Сократа

Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от уже упомянутых философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.

 

Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей: и меч, и копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связать с одной из вещей. В таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.

 

Раз общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы почему-то многим ненавистного идеализма.

Он приходит к убеждению, что самая главная идея — это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. Натурфилософ начинает с атомов, стихий. Сократ начинает с блага.

Для Сократа нет ничего выше этического.

Сократ разработал определенный метод — диалектику, состоящую из иронии и майевтики, т. е. рождения мысли, родового понятия. Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: "Я знаю, что ничего не знаю". Однако этим дело не заканчивается, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. Удивительно, но диалектика Сократа полностью сохранила свое значение по настоящее время. Обмен мнениями, диалог, дискуссия являются важнейшим средством получения нового знания, понимания степени своей собственной ограниченности. Все это справедливо и по отношению к студентам, активность которых на семинарах открывает им дорогу к успеху.

 

Наконец следует отметить принципиальность Сократа. За якобы имевшее место со стороны Сократа развращение молодежи и введение новых божеств он был осужден. Имея много возможностей для избежания казни, Сократ, тем не менее, исходя из убеждений, что надо соблюдать законы страны, что смерть относится к бренному телу, но отнюдь не к вечной душе (душа вечна подобно всему родовому), принял яд цикуты. Смерть Сократа потрясла, как он и предвидел, его сограждан. Но не только их.

 

Школа Платона.

Школа Платона, которую он основал, являлась прототипом древних философских школ. Платон ею руководил около 40 лет вплоть до самой смерти. Она размещалась в саду Академа и поэтому получила название Академии. Это была не школа в обычном значении этого слова, а, скорее, институт научного сотрудничества, поскольку в нее входили не только ученики, но и ученые. Более двадцати лет ее членом был Аристотель.

На первом плане в Академии были философия и применение диалектического метода. Однако не только это. Кроме того, как это следовало из эпистемологических взглядов Платона, в ней работали над математикой. Надпись над входом в Академию гласила, что те, кто не обучен математике, не могут в нее войти. Известно, что в ней занимались классификацией растений и животных, что было связано с разработанной Платоном логической теорией разделения понятий. С точки зрения закона, эта научная школа была отнесена к религиозным союзам. На долгое время после смерти своего основателя платоновская школа отошла от идей своего учителя. Внешне она была прочной, но внутренне была наименее устойчивой среди всех философских школ древности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.