Здавалка
Главная | Обратная связь

Нефтепродукты различного назначения



Кроме топлив и масел надежная работа машин обеспечивается применением различных технических жидкостей. В зависимости от функционального назначения в процессе эксплуатации применяют специальные жидкости: охлаждающие, пусковые, тормозные, амортизаторные и промывочные.

Требования к специальным (техническим) жидкостям:

Охлаждающие жидкости – эффективно отводить тепло (обладать большой теплоемкостью, хорошей теплопроводностью и небольшой вязкостью) иметь высокую температуру кипения и теплоту испарения; обладать низкой температурой замерзания (кристаллизации); не образовывать отложений в системе охлаждения; не вспениваться в процессе работы; сохранять физико-механические свойства при работе и хранении; безопасными в пожарном отношении и безвредными для здоровья работающих.

Пусковые жидкости – обладать высокой испаряемостью и самовоспламеняемостью при низких температурах, обладать свойством незамерзаемости при низких температурах, высокими противокоррозионными и противоизносными свойствами (в топливной системе), стабильностью и постоянством физико-химических свойств при хранении.

Тормозные жидкости являются разновидностью гидравлических рабочих жидкостей и наряду с требованиями, предъявляемыми к гидравлическим рабочим жидкостям, к ним добавляются специфические требования: обладать хорошей смазывающей способностью, иметь стабильные температурные свойства, низкую температуру застывания (замерзания), высокие противокоррозионные и противоизносные свойства, высокую устойчивость к разрушению резиновых изделий, обладать стабильностью и постоянством физико-химических свойств при длительном хранении.

Амортизаторные жидкости – обладать низкой температурой застывания, иметь постоянные и высокие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур, обладать смазывающей способностью; иметь высокую термическую и механическую стабильность, обладать антикоррозионными и противоизносными свойствами, стабильностью физико-механических свойств при длительном хранении.

Промывочные жидкости – обладать высокой противокоррозионной устойчивостью, быть безопасными и безвредными для здоровья работающих, иметь высокие очистительные свойства от смолянистых отложений и нагара.

Смазки пластичные – густые мазеобразные вещества (от белого до черного цвета), занимающие промежуточные значения между маслами и твердыми смазочными веществами. Обладают пластичностью, т.е. способностью не деформироваться под действием незначительных нагрузок, а при критических нагрузках начинают течь как смазочные масла. Смазки могут выполнять различные функции: антифрикционные (снижая трение и износ в механизмах), консервационные (предохраняя металлические поверхности от коррозионного действия внешней среды), уплотнительные (герметизируя затворы в механизмах и оборудовании). Обычно смазки получают из масел с применением специальных загустителей, присадок и добавок.

Добавки – твердые вещества (добавляемые к смазкам), нерастворимые в дисперсионной среде смазки. Наиболее распространенные добавки: графит, слюда, асбест, порошки цветных металлов (свинца, цинка, меди и т.д.).

Присадки – вещества, добавляемые в незначительных количествах к топливам, маслам и смазкам для улучшения их природных свойств или придания новых свойств, необходимых в условиях их производства, транспортирования и эксплуатации.

Известны присадки следующих типов: вязкостные, депрессорные, антиокислительные, термоокислительные, антикоррозионные, противо-износные, противозадирные, противопенные, многофункциональные, приработочные, антиобледелительные (для реактивных топлив). Некоторые присадки способны изменить сразу несколько свойств продукта.

Тетраэтилсвинец (ТЭС) – (С2Н5)4Рв, представитель присадок, летучая, тяжелая маслянистая жидкость, нерастворимая в воде, легко растворимая в спиртах и эфирах, легко горит и воспламеняется, высокотоксична (Сдоп.=5,10-6г/м3). Известна как отличный антидетанатор. Добавляют в бензин в виде этиловой жидкости. В последние годы ставится вопрос о запрещении ТЭС, =1652 кг/м3.

Солидол – представитель консервационных водостойких смазок. Может использоваться для смазки тихоходных редукторов.

Битумы нефтяные – твердые или жидкие водонерастворимые органические материалы, представляющие собой смесь углеводородов с остатками от перегонки нефтей. Различают битумы вязкие и жидкие. Битумы вязкие (БНД 130/200 и др.) используются для дорожных щебеночных покрытий. Битумы жидкие: СГ – густеющие со средней скоростью, МГ – медленно густеющие со средней скоростью и БГ – быстро густеющие, используются в гидротехнических сооружениях и для гидроизоляции.

При добавлении в битум поверхностно-активных веществ в маркировках добавляют букву П (БНДп 130/220). Кроме перечисленных битумов выпускают еще битумы кислотно-упорные (для аккумуляторов), кровельные БНК и изоляционные марки БНИ.

Асфальт – смесь битума с минеральными материалами, придающими битуму повышенную устойчивость воздействию температуры.

Газойль – (gas-газ, oil-масло) нефтяная фракция с пределами кипения от 230 до 360оС. Занимает промежуточное положение между керосином и маслом.

Лигроин – нефтяная фракция, занимающая по tкиппромежуточное положение между бензином и керосином, выкипает при температуре 120¸140оС.

Гудрон – черная смолистая масса разной консистенции, остающаяся после отгонки нефти легкой фракции и большей части масляных фракций. Обычно гудрон составляет 10¸20% от нефти.

Глицерин – (С3Н5(ОН)3)сиропообразая бесцветная жидкость сладкого вкуса. Хорошо растворима в воде. Применяется для производства взрывчатых веществ, парфюмерии и медицине r15 = 1265 кг/м3, m25 = 945 сП (мПа.с.).

Ацетон – (СН3СОСН3) бесцветная легковоспламеняющаяся жидкость, образующая с воздухом взрывоопасные смеси. Смешивается со спиртом в любых пропорциях. Хорошо растворима с эфиром и водой, растворяет смолы и лаки. (Рs20 = 180мм рт. ст., tкип = 56оС, r20 = 791кг/м3, m15 = 0,337 МПа·с.).

Кокс – пористая твердая масса (от серого до черного цвета) высокомолекулярных тугоплавких и высокоамортизированных углеводо-родов с незначительным содержанием солей. Основная ценность кокса – низкая зольность, позволяющая применять его для изготовления электродов.

Нефть искуственная – нефть полученная из угля, горючих сланцев и др. веществ. (Из 1000кг каменного угля можно получить 640 литров нефти).

Мазут – остаточные фракции после атмосферной перегонки нефти, составляющие около 50% нефти. Используют в качестве топлива в энергетике, металлургии, котельных.

Нафталин – ароматический углеводород С10Н8, нерастворимый в воде.

Парафин – смесь твердых углеводородов метанового ряда нормального строения с 18-35 атомами углерода в молекуле. Парафины – вещества белого цвета, без запаха, кристаллического строения, с температурой плавления 40¸60˚С. Молекулярная масса составляет 300¸500, r15 = 800¸920кг/м3. Парафины используются для получения вазелина, смазок присадок. Область применения – парфюмерная промышленность, бумажная, кожевенная, текстильная, а также медицина.

Пенообразователь – жидкость темно- коричневого цвета, применяемая для получения воздушной механической пены при тушении пожаров (марка ПО-I, 20 r20 = 1100кг/м3, m20 = 40сСт).

Скипидар – сложная смесь, состоящая в основном из углеводородов в С10Н16, бесцветная с характерным запахом и нерастворимая в воде.

Спирты (алкоголи) – производные углеводородов, содержащие гидроксильную группу у насыщенного атома углерода, вязкость метилового спирта m20 = 0,611 МПа·с., этилового – 1,2 МПа·с, Н ­– пропилового – 1,78 МПа·с и т.д.

Эфир – легкий бензин, выкипающий в пределах 60¸95оС, получаемый отгонкой легкой фракции (крекинга) из бензинов прямой перегонки. (Крекинг – процесс переработки нефти и ее фракций, проводимый для улучшения вывода легких фракций и повышения их качества, разработал метод В.Г. Шухов). Крекинг ведется при повышенном давлении и температуре в присутствии специальных катализаторов. Эфиры обычно используются в медицине.

При эксплуатации техники, процессах хранения и транспортировки, сливно-наливных операциях наблюдаются потери нефтепродуктов, которые можно классифицировать как аварийные (не регламентируемые) и эксплуатационные. Аварийные потери, несмотря на увеличение требований с надежности систем транспорта и хранения нефтепродуктов все еще имеют место и часто приносят огромный материальный ущерб. Опыт эксплуатации свидетельствует – основные причины аварий происходят за счет коррозийных разрушений оборудования, нарушений правил и эксплуатации объектов и стихийных бедствий.

Эксплуатационные потери нефтепродуктов многообразны и условно принято их подразделять следующим образом:

· количественные – использование топлива и смазочных материалов не по назначению; утечки, разливы, подтекания при неисправном оборудовании; остатки в емкостях и трубопроводах после слива; потери при удалении отстоев, осадков, при фильтровании топлива и смазочных материалов; перерасход при нарушении технического состояния машин, перерасход при нарушении рациональных режимов работы агрегатов и в целом техники; неправильный подбор топлива и смазочных материалов; перерасход при нерациональной организации использования машин;

· качественные – смешивание различных сортов топлива и смазочных материалов, обводнение, загрязнение, окисление (осмоление);

· смешанные – испарение при больших и малых дыханиях, при нарушении герметичности, длительное хранение.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.