Загрязнение топлива и смазочных материалов
Изменение качества нефтепродуктов из-за загрязнения мало зависит от свойств топлива и определяется в основном условиями хранения, транспортировки, заправки и загрязненностью внешней среды. Основные источники и причины загрязнения топлива, масел и рабочих жидкостей: попадание примесей из атмосферы (при наличии не герметичности и открытых люков), наличие продуктов коррозии и нерастворимых продуктов в результате окисления ТСМ, перекачка топлива по загрязненным трубопроводам, накопление загрязнений на дне резервуара, а также неудовлетворительное состояние заправочных средств и рукавов, заправка открытым способом, нарушение уплотнения сборочных единиц и недостаточность очистки масла и др. К основным причинам загрязнения рабочей жидкости также относятся: попадание загрязнений в резервуар с жидкостью при транспортировке и заправке бака машины, низкое качество фильтрации рабочей жидкости в гидравлической системе, образование продуктов окисления рабочей жидкости гидроагрегатов, образование продуктов износа трущихся деталей, попадание в бак пыли через сапун при дыхании гидросистемы, через зазоры манжет и уплотнений. Таким образом, загрязнения в нефтепродуктах имеют различные структуру и состав. Поэтому их классифицируют по агрегатному состоянию, химическому составу и другим признакам. По агрегатному состоянию загрязнения нефтепродуктов подразделяются на твердые, жидкие и газообразные. К твердым загрязнениям относятся продукты износа, коррозии металлов, уплотнения нестабильных углеводородов, атмосферная, дорожная и иные виды пыли, соли и другие вещества; к жидким загрязнениям – вода, смолы и поверхностно-активные вещества; к газообразным – воздух и различные газы. По химическому составу загрязнения нефтепродуктов делят на неорганические, к которым относятся минеральные вещества, вода и воздух, и органические, представляющие собой соединения с углеводородным строением. Микробиологические загрязнения в виде бактерий, грибков, пирогенных веществ также присутствуют в нефтепродуктах. В результате биологической загрязненности ухудшается стабильность, прокачиваемость, испаряемость. Повышается коррозийная активность топлива, масел и технических жидкостей. Микробиологическому загрязнению в большей степени подвергается дизельное топливо. В автомобильных бензинах, содержащих ТЭС, микроорганизмы погибают. По признаку образования или проникновения в нефтепродукты на пути следования от нефтеперерабатывающего завода до сельскохозяйственной техники загрязнения делятся на три группы. Производственные загрязнения образуются и проникают в нефтепродукты при их производстве. К ним относятся нефтяные (оксиды металлов и кремния, асфальтосмолистые соединения), технологические (смолы), атмосферные (оксиды металлов и кремния, вода) и контактные (оксиды металлов) загрязнения. Операционные загрязнения образуются и проникают в нефтепродукты при транспортировании, хранении и заправке. К ним относятся атмосферные (оксиды металлов и кремния, воды), остаточные (оксиды металлов и кремния, вода), контактные (оксиды металлов и частицы прокладочно-уплотнительных материалов), износные (металлы и их сплавы, пластические материалы), высокотемпературные (смолы, асфальтены и другие продукты окисления и полимеризации), низкотемпературные (парафина и церезины), газовые (воздух и другие газы), микробиологические (бактерии, грибки) загрязнения. Эксплуатационные загрязнения образуются и проникают в нефтепродукты при эксплуатации двигателей, машин и механизмов. К этим загрязнениям относятся углеводородные(смолы, асфальтены, карбены, карбоиды, асфальтеновые и оксикислоты, кокс, сажа и т.п.), остаточные (углеводородные загрязнения, оксиды металлов и кремния, вода), атмосферные (оксиды металлов и кремния, вода), контактные(оксиды металлов, частицы прокладочно-уплотнительных и конструкционных материалов), износные (металлы и их сплавы, пластические материалы) и газовые (воздух, пары нефтепродуктов, выпускные и другие газы). В общем случае причины и источники загрязнений можно разделить на 3 этапа: 1. С нефтеперерабатывающих заводов топливо попадает с продуктами коррозии оборудования, мылами нафтеновых кислот, атмосферной пылью и продуктами, переходящими из нефти. 2. В железнодорожных цистернах топливо загрязняется атмосферной пылью при сливно-наливных операциях, продуктами коррозии. Резервуары должны быть с внутренними масло-бензостойкими покрытиями, оборудованными средствами сокращения потерь от испарения и подготовленными к хранению с нормами. Зачистку резервуаров необходимо производить: ü не менее двух раз в год – для топлива реактивных двигателей, авиационных бензинов, авиационных масел и их компонентов; допускается при наличии закачки средств очистки с тонкостью фильтрования не более 40 мкм зачищать резервуары не менее одного раза в год; ü не менее одного раза в год – для присадок к смазочным маслам и масел с присадками; ü не менее одного раза в два года – для остальных масел, автомобильных бензинов, дизельных топлив, парафинов и аналогичных по физико-химическим свойствам нефтепродуктов. Металлические и железобетонные резервуары для нефти, мазутов, моторных топлив и аналогичных по физико-химическим свойствам нефтепродуктов следует зачищать по мере необходимости, определяемой условиями сохранения их качества, надежной эксплуатации резервуаров и оборудования. Отстой воды и загрязнений из резервуаров следует удалять не реже одного раза в год. При хранении в резервуарах топлив для реактивных двигателей, авиационных бензинов, автомобильных этилированных бензинов и бензинов для пиролиза не допускается наличие подтоварной воды выше минимального уровня, обеспечиваемого конструкцией устройства для дренажа воды. Застывающие нефтепродукты следует хранить в резервуарах, оборудованных стационарными или переносными средствами обогрева, обеспечивающими сохранение качества в пределах требований НТД на нефтепродукт. Нефтепродукты в таре необходимо хранить на стеллажах, поддонах или в штабелях в скрытых складских помещениях, под навесом или на спланированной площадке, защищенной о действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. В нормы естественной убыли не включены потери нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, потери при врезках лупингов и вставок, все виды аварийных потерь, а также потери при внутри складских перекачках. По отраслям нефтяной промышленности количественные безвозвратные потери распределяются следующим образом: ü потери на нефтепромыслах – 4,0%; ü на нефтеперерабатывающих заводах – 3,5% ü при транспорте и хранении нефти и нефтепродуктов на нефтебазах и нефтепродуктопроводах – 2,0%. ü Всего 9,5%. Все потери нефти и нефтепродуктов классифицируются на следующие виды: · количественные потери; · качественно-количественные потери, при которых происходит количественная потеря с одновременными ухудшениями качества нефтепродукта (потери от испарения); · качественные потери, когда ухудшается качество нефтепродукта при неизменном количестве, (потери при смешении). В резервуарных парках потери от испарения составляют до 75% всех потерь; общие потери легких фракций от испарения из резервуаров НПЗ распределяются следующим образом: ü от «больших дыханий» – 80,2%; ü от вентиляции газового пространства – 19,05% ü от «малых дыханий» – 0,8%. Для учета количества нефти и нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке применяются следующие методы: · объёмный, когда количество учитывается в объемных единицах (применяется в основном при отпуске с АЗС и при розничной реализации); · весовой, когда количество определяется непосредственным взвешиванием на весах, (то применяется при измерениях относительно малых количеств продукта и в основном при отпуске в авто и железнодорожные цистерны); · объемно-весовой, когда определение количества ведется в единицах массы по объему и плотности при фактической температуре (этот метод широко применяется при измерениях сравнительно больших количеств нефти и нефтепродуктов).
Таблица 5.23 Нормы естественной убыли нефтепродуктов
Продолжение таблицы 5.23
Таблица 5.24 Нормы естественной убыли нефтепродуктов
Примечание: ОЗП – осенне-зимние период, ВЛП – весенне-летний период.
Таблица 5.25 Нормы естественной убыли нефтепродуктов
Примечание. В первую климатическую зону включены: Алтайский, Красноярский и Хабаровский края и Иркутская, Новосибирская, Пермская, Екатеринбургская, Челябинская, Читинская области. Таблица 5.26 Нормы естественной убыли твердых нефтепродуктов группы 7, кг на 1тонну принятого или отпущенного количества
Примечание. Указанные нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты, принимаемые и сдаваемые по счету (фасованную продукцию).
Таблица 5.27 Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках наливом в цистерны
Нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты, принимаемые и сдаваемые по счету (фасонные продукты), транспортируемые или хранящиеся в герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления. Применение норм обязательно для всех организаций и предприятий. Эти нормы потерь установлены в зависимости от группы нефтепродуктов, сезона года, климатических условиях и типа резервуара. Таблица 5.28 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении в резервуарах магистральных нефтепродуктов, кг на 1 тонну
Нефтепродукты в зависимости от физико-химических свойств, обуславливающих их естественную убыль, распределены по восьми группам (см. табл. 5.21). Календарный год делится на два периода: осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта включительно) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября включительно). Для применения норм в зависимости от климатических условий территория России разделена на три климатические зоны (табл. 5.22). Нормы естественной убыли являются предельно допустимыми и применяются в случаях фактической недостачи нефтепродуктов. Естественная убыль нефтепродуктов в первый год длительного хранения определяется умножением отсутствующих норм на количество принятого нефтепродукта в тоннах. Если прием нефтепродуктов производится в осенне-зимний период, а отпуск в весенне-летний период или наоборот, берут среднеарифметическое значение соответствующих норм. При хранении нефтепродуктов свыше одного года на каждый последующий месяц начисляется естественная убыль по соответствующим нормам. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|