Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос Формирование внимания как ВПФ. Выготский



Роль средств в формировании внимания как высшей психической функции подчеркнул в свое время Л. С. Выготский. В индивидуальном и общественно-историческом становлении внимания, как и в развитии любой другой психической функции, он усматривает два этапа, а вернее, две линии развития.

I. Внимание какнатуральная псих ф-яскладывается в результате органического развития ребенка, созревания его нервной системы, установления новых связей в коре головного мозга. В первые годы

жизни процесс органического созревания доминирует в развитии внимания. Однако потом, продолжаясь в той или иной форме в течение всей жизни человека, он как бы отходит на второй план, и начинает преобладать вторая линия развития.

II. Внимание как ВПФ (произвольное опосредствованное) складывается в ходе культурного развития

ребенка, в процессе становления приемов произвольного направления внимания и его удержания. В ходе развития по второй линии внимание

обретает свойства, присущие любой

высшей психической функции:

- социальность;

- произвольность;

- опосредствованность;

- системность.

Основа развития процесс интериоризацииили ≪вращивания≫ в структуру психики средств познания. Сначала эти средства разделены между людьми: воспитатель применяет их во взаимодействии с воспитуемым, управляя его познанием и поведением. Поэтому соответствующая функция — например, внимание — на начальном этапе развития будет интерпсихической. В результате интериоризации средства познания

становятся достоянием индивидуальной психики, а функция превращается во внутреннюю, интрапсихическую1. Сначала люди, окружающие ребенка, и прежде всего значимые для него взрослые, руководят его вниманием, направляют его с помощью специальных стимулов- средств, например, посредством указательных жестов или слов. Каждому доводилось слышать на улице разговор мамы с малышом в коляске: ≪Посмотри скорее, какая собачка!.. А вон птичка полетела!≫ Направляя внимание

ребенка, взрослые передают ему средства, с помощью которых он овладевает и начинает управлять собственным вниманием. Методика двойной стимуляции. В этих экспериментах принимали участие три большие группы испытуемых: дошкольники, школьники и взрослые (студенты). Экспериментатор играл с участниками в игру ≪Вопросы и ответы ≫, похожую на известное в с е м " Д а " и "нет" не говорите, черный и белый не называйте...≫. Правила игры были одновременно просты и сложны для выполнения: а) в ответах на вопросы экспериментатора испытуемый не должен был упоминать два заранее заданных экспериментатором цвета (к примеру, синий и красный);

б) уже упомянутый в ответах цвет не должен был повторяться. Эксперимент включал в себя два условия.

1. Без внешних средств: участнику игры задавали вопросы, и он давал на них ответы. Здесь испытуемые имеют дело только с одним рядом стимулов — вопросами экспериментатора.

2. С внешними средствами: в эксперимент вводился второй ряд стимулов — цветные карточки, которыми испытуемый мог воспользоваться по своему усмотрению. Например, участник применял карточки для того, чтобы организовать свое внимание вовне, повысить его устойчивость. Выложив перед собой карточку ≪запрещенного≫ или уже использованного цвета, испытуемый мог быть уверен, что не сделает ошибок в ответе на очередной вопрос. Результаты эксперимента, представленные как графики зависимости успешности решения задач от возрастной группы в каждом из двух условий, обретают форму параллелограмма. В психологии принято называть их параллелограммом развития.

Дошкольники решают задачу в условиях двойной стимуляции практически столь же безуспешно, как и при отсутствии стимулов-средств, — иными словами, практически не используют предоставленных им средств удержания внимания. Школьники уже эффективно пользуются внешними средствами: например, откладывают карточки ≪запрещенного≫ цвета в сторону или, напротив, выкладывают их перед собой. У средних

школьников при опоре на цветные карточки процент ошибок в ответах падает в 10 раз. Однако показатели решения задачи без внешних средств все еще невысоки. У взрослых испытуемых разница между успешностью игры без карточек и с карточками незначительна, при том, что оба показателя довольно высоки. Л. С. Выготский делает вывод, что взрослые испытуемые способны удерживать внимание на ≪запрещенных≫ цветах с помощью не только внешних, но и внутренних средств. Более того, даже получая карточки, взрослый может вовсе не передвигать их, не выкладывать в ряд перед собой, а только фиксировать взглядом: даже эти внешне опосредствованные операции уже наполовину свернуты, переведены во внутренний план. ≪Параллелограмм≫ наглядно демонстрирует, что с дошкольного до школьного возраста произвольное внимание развивается в направлении все более эффективного применения внешних средств

(см. отрезок 2 на рис. 3.3), а начиная со школьного возраста происходит ≪вращивание≫ этих средств в структуру психической функции(см. отрезок 3 на рис. 3.3), и внимание постепенно становится внутренне опосредованным . Опосредствование направленности внимания появляется в онтогенезе еще раньше, и первая его форма — указательный жест. Экспериментатор снова играет с ребенком в игру:

ставит перед малышом две закрытые крышками чашки, в одну из которых спрятан орех (рис. 3.5), и предлагает угадать, где именно этот орех находится. В каждой пробе ребенок имеет право открыть

только одну чашку. Если орех оказывается там, он достается ребенку, если нет — ребенок должен отдать один из своих орехов экспериментатору. Казалось бы, игра ведется совершенно случайно. Но экспериментатор снова, как и в игре в вопросы и ответы, вводит в ситуацию второй ряд стимулов: на крышки чашек наклеены маленькие серые квадратики — стимулы В. Кёлера (один светлее, другой темнее).

При этом орех всегда кладется в чашку с более темным квадратиком. Но квадратики не бросаются в глаза — на них надо специально обратить внимание. Ребенок же этого не делает, а потому то выигрывает и радуется, то проигрывает и расстраивается, однако не может толком объяснить, почему выбрал ту или иную чашку

— словом, действует методом проб и ошибок. И тогда — критический момент! — взрослый на глазах у ребенка кладет в чашку орех и, закрыв чашку крышкой, молча указывает пальцем на темно-серый

квадратик, вводя тем самым стимул-средство, организующий внимание ребенка. В результате даже 5-летний малыш мгновенно начинает выигрывать, быстро схватывая правило ≪Где темнее — там орех≫, и продолжает следовать этому правилу даже через несколько, дней, уже зная, на что нужно обращать внимание. Развивая эту серию экспериментов, Л. С. Выготский показывает, как внимание встраивается в целостную систему с функцией обобщения. Усвоив одно правило отыскания орехов, ребенок может

сформулировать на его основе другие. Такая системность свойственна любой высшей психической функции. Совместное внимание.

 

14 Гальперин + уровень Б 6 вопрос Кабыльницкая







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.