Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет №4,5 Идеалистические психологические взгляды эпоха античности (Фалес; Анаксимандр; Анаксимен; Гераклит; Демокрит )(Платон)



В античный период мыслители пытались сделать 1 вые попытки найти ответы на вопросы: Что такое душа? Каковы её функции и свойства? Как она соотносится с телом? Эти взгляды явились основой формирования противоположных философских направлений: идеализм и материализм, между которыми постоянная борьба взглядов и подходов

Материализм - философы материалисты (Фалес; Анаксимандр; Анаксимен; Гераклит; Демокрит )считали что материя первична а психика- продукт её деятельности по этому вторична и неотделима от материи . они считали что душа представляет собой особый материальный орган который располагается внутри человеческого тела и с физической смертью отмирает вместе с другими ее материальными частями. Представителями матер. Направления явл.

Гераклит (544-483) Он высказал идею закономерности развития всего сущного, он выдвинул прогр. утверждение о том, что св-ва живого от нисших функций тела и до психики, разума, являются свойствами самой материи.

Демокрит - создатель законченной системы атомистического материализма полагал что человек создан из отдельного сорта атомов. Душа человека материальна и представляет собой специфический материальный орган состоящий из наиболее подвижных атомов огня которые постоянно взаимодействуют между собой вызывая движения и другие процессы в теле и рассеиваются после смерти. Душа руководит человеческим телом и принимает участие во всей жизнедеятельности человека . Со смертью тела умирает и душа.

Анаксимен - др. гр. Философ утв. что сущность человека материальна и состоит из таких элементов как вода воздух огонь. Душа материально не видима так как состаит из мелких шаровидных частиц очень подвижных и неоднородных. Человеческий характер выводится из опр. пропорций входящих в душу компанентов

Идеалистическое направление– философы идеалисты признавали первичность психики и вторичность материи они считали что душа находится независимо от тела в высшем бестелесном мире а матер. мир это мир второй и реальный. Идеалистическое направление наиболее полно представлено взглядами др. гр. Философа Платона.

Платон- (427-348 Г.) Он явл. родоначальником философии идеализма. Он разработал учение об идеях, как вечных и неизменных сущностях образующих незримый, но высший, мир лежащий по ту сторону природы. Таким образом по Платону на ряду с физически материальном мире который вторичен существует бестелесн. сущность души человека , животных и физических предметов. Он считал что душа существует прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ, и истечение Мировой души. В учении Платона о душе он придерживался идеи бессмертия и переселения душ.

Для психологии особый интерес представляет также разработка Платоном Психологического механизма процесса познания. По платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже узнала. Все знания о мире, что получает человек – это воспоминания души о высшем, незримом безтелесном мире, о том, что ей довелось созерцать до своего земного рождения, до своего вселения в бренное тело, когда разумная часть души еще была причастна к высшему миру, миру идей, вечных и неизменных сущностей.

Билет №6. Развитие психологии в Новое время(17-19вв.) (Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза)

Психология рассматривается как наука о сознании.

Сознание- способность думать, мыслить, желать. В это же время происходит развитие естественных наук.

Декарт- учение о рефлексах, мыслю-существую

Гоббс- психика сопровождает телесные процессы, душа-придаток

Локк- эмпирическая психология, душа чиста у ребенка

Спиноза-принцип детерминизма; психические явления причинно обусловлены

 

Неосознаваемые психические процессы стали особенно Интенсивно изучаться с начала нашего века. Уже первые результаты этого изучения фактически нанесли смертельный удар по психологии сознания, вполне соизмеримый тем, который она получила со стороны бихевиоризма. Поэтому знакомство с неосознаваемыми процессами вам совершенно необходимо для более полного представления о тех драматических событиях, которые сопровождали поиск и уточнение предмета психологии.

Однако поскольку к "неосознаваемому психическому" обращались в разное время очень разные ученые, излагать эту тему, прослеживая развитие какого-то одного направления или одной теории, невозможно. Поэтому я изберу не исторический, а систематический способ изложения.

Целью лекции будет: познакомить вас с фактами Неосознаваемого психического; дать классификацию этих фактов; наконец, наметить проблемы, которые изучались и обсуждались в связи с последними.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) -"надсознательные" процессы.

В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят в свою очередь три различных подкласса: а) неосознаваемые автоматизмы; 6) явления неосознаваемой установки; в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов. а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые - автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим 1 преувеличением сказать, что он лежит в основе развития 1 всех наших умений, знаний и способностей.

 

Билет №8. Западная психологическая мысль 20 века

1) Бихевиоризм (поведение; психические явления как реакция организма на внешнюю среду; отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, Уотсон и Поридайк)

2) Фрейдизм (Борьба бессознательного и потребностью выжить; детсво определяет характер)

3) Гештальт-психология (изучение психики с точки зрения целостных структур-свойство сознания, нельзя разделять сознание на элементы)

 

 

Билет №9. Психологическая мысль в России 19-20 век.

Изначально- философско - религиозное./ естеств-научное направление , предметом фил-религ. направления явл душа и ее действия (Метод – самоанализ), а ест-науч – эксперимент(рефлексология).

 

Бехтерев (рефлексология, комплексное изучение человека, психо-неврологический институт)

Сеченов (отечественная научная психология, материалистическая точка зрения, физиологическая трактовка психологических процессов)

Павлов ( учение о высшей нервной деятельности)

Леонтьев ( механизм формирования высших психических функций)

Лурия (нейропсихология, мозг. локализация функций)

Выгодский ( культурно-историческая теория психологии)

Рубинштейн (принцип личностного подхода)

 

Способности.

Проявляются не в знаниях умениях и навыках, а в скорости освоения конкретной деятельности. Способности - это совокупности человеческих свойств, которые служат для ускорения успеха в определенной сфере деятельности. Природную основу способностям создают задатки – анатомно физическая предрасположенность, особенности мозга и нервной системы, органов чувств и движений. (Если у вас хорошо с нервами и плохо с мозгами то : воруй, убивай еби гусей). Задатки - предпосылка развития способностей. С задатками рождаются, а способности развивают. Это и есть процесс развития личности.

 

Классификация способностей

  1. Природные – естественные *ходить срать кирпичами и тд*
  2. Специфические: 1.Учебное творчество.2. Общие специальные. 3. К деятельности, общению

Общие - определяют успехи человека в различных видах деятельности и общения

Спец- отдельный вид деятельности







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.