Здавалка
Главная | Обратная связь

Немецкая классическая философия: теория познания Канта



И. Кант (1724-1804)"Критика частного разума", "Критика способности суждения", "Критика практического разума". В творчестве Канта выделяется 2 периода:

1. Докритический. Кант занимается изучением теорий происхождения вселенной и создает "Всеобщая история и теория неба"

2. Критический. В этот период Кант подвергается критике познавательные способности человека.

Согласно Канту, опровержение юмовского скептицизма тре­бует сдвига теоретической перспективы. Коперник и Кеплер при­шли к лучшему пониманию накопленных астрономических дан­ных, отказавшись от традиционного предположения, что Земля и человек находятся в неподвижном центре вселенной. Они приня­ли гипотезу о том, что Земля и человек на ней вращаются вокруг Солнца. Точно таким же образом Кант подрывает фундаменталь­ное предположение о том, что предпосылкой познания является воздействие объекта на субъект. Кант обращает это отношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны вообра­зить, что именно субъект влияет на объект. Объект, как мы его знаем, репрезентируется в результате восприятия и мышления субъекта. Этот сдвиг эпистемологических предположений называ­ется коперникианским переворотом в философии и составляет ядро кантовской теории познания.

В известном смысле Кант пробует таким образом синтезиро­вать эмпирицизм ирационализм, чтобы избежать того, что он рассматривал в качестве эмпирического скептицизма и рациона­листического догматизма. На место рациональной интуиции сверх­чувственных «объектов» (типа Бога и моральных норм) Кант ста­витрефлексивное постижение фундаментальных условий (предпо­сылок) опыта. Постижение таких эпистемологических условий называется трансцендентальным.

Как считает Кант,Юм не прав в своей трактовке опыта. На самом же деле в сфере опыта существует необходимый и обще­значимый порядок. Например, принцип причинной связи являет­ся общезначимым.Следовательно, должно иметься нечто, что структурирует иупорядочива­ет наш опыт.

Однако Кант соглашается с юмовским положением о том, что непосредственный опыт и индукция не обеспечивают постиже­ния того, что является необходимым и общезначимым. Поэтому то, что упорядочивает и структурирует наш опыт, не может про­истекать из самого опыта. Это означает, по мнению Канта, что способность к упорядочению и структурированию должна нахо­диться внутри нас.

Другими словами, Кант предполагает дуализм субъекта и объ­екта. Так как упорядочивающая сила не может находиться в объек­те, то она должна заключаться в субъекте.

Это и есть коперниканский переворот, совершенный Кан­том в теории познания. То, что упорядочивает и структурирует наш опыт таким образом, что он подчиняется общезначимым принципам, проистекает не из познаваемых нами вещей, а из нас самих.

Свое философское учение теперь Кант называет критичес­ким. До сих пор, поясняет Кант, философы исследовали мир (с помощью разума), но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент, само орудие по­знания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности (границы разума) никто не проверял. «Критика» — и есть такая проверка.

В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании,т.е. о «чистом», или «теоретическом», разуме он на­звал трансцендентальной логикой.

В этой формулировке термин «разум» означает совокупность всех познавательных способностей, и в его состав входят и чувственность,и то, что Кант именует «рассудком», и то, что он называет «разумом» в узком смысле слова. Слово «чистый» означает«свободный» от эмпирии и прак­тических побуждений, а в этом смысле теорети­ческий.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.