Здавалка
Главная | Обратная связь

Гносеология Канта (т.познания)



Кант выделяет 3 познавательные способности у человека:

- чувственность

- рассудок

- разум

Процесс познания начинается с воздействия предметов на органы чувств человека. Чувственность - способность получать основные ощущения от окружающего мира. Получение ощущений становится возможным благодаря в наличии в чувственности априорных форм чувственности (до опытный) пространство и время.

После создания ощущений они поступают в рассудок, который преобразует ощущения в рассудочные формы - суждения. Это преобразование становится возможным благодаря наличии в рассудке трансцендентальных схем, которые обеспечивают поведение явлений под категории.

Виды суждений:

1. Аналитические - такие суждения, в предикате которых высказывается то, что уже содержится в субъекте суждения. Аналитически суждения не сообщают человеку новой информации, а обращают его внимание на очевидное. Пример: золото - желтый металл

2. Синтетические - суждения предикат (P) которых выражает свойство, не содержащееся в субъекте (S). Связь между свойства S и P устанавливается в процессе формирования суждения. Пример 7+5=12

А) апостериорные синтетические (имеющий эмпирической происхождение) Сейчас на улице идет дождь.

Б) Априорные синтетические (доопытные) - суждения, которые не связаны с эмпирическим опытом, а основываются на математических, логических законах. Синтетические суждения сообщают человеку новое знание и составляют основу научных положений.

После того как сформированы суждения, они поступают в разум - это познавательная способность, объектом (О) которое является не ощущения, а суждения. Поэтому разум познает не непосредственно (через суждения), а посредственно.

Результатом деятельности разума является создание трансцендентальных идей. Трансцендентальный (переход) - означает выходящий за пределы чувственного опыта. Трансцендентальные идеи - это такое необходимое понятие разума, для которых в чувствах (эмпирических) не может быть дан никакой адекватный предмет. Пример идея Бога, Мира, Души т.д.

В процессе осмысления трансцендентальных идей разум "запутывается" и впадает в противоречие - антиномия - это такая ситуация в познании, которое как в пользу ложности можно привести одинаковое количество доказательств.

Структура антиномии:

1. Тезис. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

2. Антитезис. Мир не имеет начала во времени и неограниченны в пространстве.

Выходом из антиномии становится веры. Почему разум создает трансцендентальные идеи, познать которые он не силах? Основное свойство разума - постоянное стремление войти за сферы чувственного опыта.

По отношению к познаваемости Кант разделяет весь мир на 2 части:

1. Феномен (явление) - это внешняя часть предмета и О, которое воздействует на органы чувств человека. Феномены, являются, познаваемы для человека.

2. Номен (им) - внутренняя сущность всего предмета /О, т.е. то, чем предмет является для самого себя без относительно к органам, чувственность человека Кат называет номены - вещь-в-себе. Вещи-в-себе являются непознаваемым для человека.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.