Гносеология Канта (т.познания)
Кант выделяет 3 познавательные способности у человека: - чувственность - рассудок - разум Процесс познания начинается с воздействия предметов на органы чувств человека. Чувственность - способность получать основные ощущения от окружающего мира. Получение ощущений становится возможным благодаря в наличии в чувственности априорных форм чувственности (до опытный) пространство и время. После создания ощущений они поступают в рассудок, который преобразует ощущения в рассудочные формы - суждения. Это преобразование становится возможным благодаря наличии в рассудке трансцендентальных схем, которые обеспечивают поведение явлений под категории. Виды суждений: 1. Аналитические - такие суждения, в предикате которых высказывается то, что уже содержится в субъекте суждения. Аналитически суждения не сообщают человеку новой информации, а обращают его внимание на очевидное. Пример: золото - желтый металл 2. Синтетические - суждения предикат (P) которых выражает свойство, не содержащееся в субъекте (S). Связь между свойства S и P устанавливается в процессе формирования суждения. Пример 7+5=12 А) апостериорные синтетические (имеющий эмпирической происхождение) Сейчас на улице идет дождь. Б) Априорные синтетические (доопытные) - суждения, которые не связаны с эмпирическим опытом, а основываются на математических, логических законах. Синтетические суждения сообщают человеку новое знание и составляют основу научных положений. После того как сформированы суждения, они поступают в разум - это познавательная способность, объектом (О) которое является не ощущения, а суждения. Поэтому разум познает не непосредственно (через суждения), а посредственно. Результатом деятельности разума является создание трансцендентальных идей. Трансцендентальный (переход) - означает выходящий за пределы чувственного опыта. Трансцендентальные идеи - это такое необходимое понятие разума, для которых в чувствах (эмпирических) не может быть дан никакой адекватный предмет. Пример идея Бога, Мира, Души т.д. В процессе осмысления трансцендентальных идей разум "запутывается" и впадает в противоречие - антиномия - это такая ситуация в познании, которое как в пользу ложности можно привести одинаковое количество доказательств. Структура антиномии: 1. Тезис. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. 2. Антитезис. Мир не имеет начала во времени и неограниченны в пространстве. Выходом из антиномии становится веры. Почему разум создает трансцендентальные идеи, познать которые он не силах? Основное свойство разума - постоянное стремление войти за сферы чувственного опыта. По отношению к познаваемости Кант разделяет весь мир на 2 части: 1. Феномен (явление) - это внешняя часть предмета и О, которое воздействует на органы чувств человека. Феномены, являются, познаваемы для человека. 2. Номен (им) - внутренняя сущность всего предмета /О, т.е. то, чем предмет является для самого себя без относительно к органам, чувственность человека Кат называет номены - вещь-в-себе. Вещи-в-себе являются непознаваемым для человека. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|