Здавалка
Главная | Обратная связь

Политическая этика Аристотеля



Аристотель, рассматривает этику не только как индивидуальную принадлежность человека, но и подчеркивает тесную взаимосвязь этики и политики.Он определял этику и политику, как взаимопроникающие по своей сущности, науки. Этика есть часть политики, т.к. она определяет понятия идеального, нравственного общества и роли государства в его формировании, демонстрируя функции и истинное предназначение государства. Т.е. политика должна быть этичной. И этика есть политика, но для конкретного индивида, подразумевая ее, как манеру поведения, самовыражения, управления человека своими поступками, что сообразуется с его целями, видением мира, суждениями, личностным и мировоззренческим отношением к окружающей действительности. Т.е. этика – это политика одного, а политика – этика многих через работу государственной надстройки.

Этно-политические воззрения Аристотеля содержаться во многих его трудах, но более всего в «Политике» и в объединяющей основы обеих наук «Никомаховой этике», являющейся своеобразной энциклопедией нравов и ценностных установок рабовладельческого общества в его полисной форме.

Аристотель исходит из того, что истинная натура человека может проявиться только в единении с государством. В основу своей концепции о единстве государства он кладет положение о естественном стремлении человека к единению с другими людьми. К этому его сподвигает его природа, имеющая двоякую структуру:

1. zoon politikon – живое существо, ориентируемое на общность, т.е. общественное. В данной ипостаси человек живет в сообществе с другими людьми, которые внутри этого общества соблюдают разделение труда, как, например, муравьи и пчелы. Используя все эти виды деятельности в совокупности и соразмеряя их с требованиями морали, он может обеспечить себе достойную жизнь.

2. zoon logan – живое существо, которое имеет разум, а не только способность издавать звуки как животное. Аристотель так обозначает человека разумного, имеющего свой язык, способного образовывать такие абстрактные понятия как "справедливость, мораль, этика и государство". Т.е. в данной ипостаси человек воспринимается как индивид. Только благодаря этому возможно общение в человеческом смысле и построение государства таким, каким оно должно быть, сочетая в себе обе антропологические формулы.

В этом уже заложена двоякая сущность человека, которая определяется необходимостью подчиняться норме и ориентировать на нее свои поступки.

Согласно Аристотелю, только учет обоих аспектов природы человека – общего и индивидуального, можно создать «идеальное государство». А значит, нельзя создавать чрезмерное единство в государстве, единомыслие граждан. «Дело в том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом...». В этом ключе видна и необходимость сохранения различных форм собственности: «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим. Подготовить же к этому граждан - дело законодателя».

Центральным вопросом у Аристотеля является, кроме определения правильных поступков индивидуума, также этическое устройство политического мира. Вопрос о законности государства он связывает с вопросом о достойной и справедливой (а значит, счастливой) жизни. Как уже отмечалось, только в реализации своего основного предназначения человек познает блаженство. Стремление к счастью реализуется только в деятельности. Только добродетельный поступок приносит человеку счастье, то есть Аристотель разрабатывает понятие целенаправленного стремленияк счастью. По Аристотелю человек не может быть просто счастливым без причины, самым главным является то, от чего человек испытывает чувство счастья, а так же с какими его поступками это связано.

Здесь тесно взаимосвязано индивидуальное и общественное благо. Polis по Аристотелю – это общество, которое может обеспечить гражданам достойную жизнь. Таким образом, хорошая конституция должна быть направлена на благо общества и законные действия относительно граждан. Господство же тиранов, напротив, направлено только на благо правителя и не позволяет гражданину реализовать его свое предназначение как "zoon politikon" и "zoon logon echon". Оно несправедливо и не обеспечивает гражданам "достойную жизнь". А потому этика и политика тесно взаимосвязаны. Благоприятной политикой является такая, которая обеспечивает добродетельную и достойную жизнь гражданам. При этом государство не должно ограничиваться минимальным условием – выживанием граждан, как это имело место в абсолютных монархиях (Египет или Персия).

Несмотря на то, что Аристотель в течение почти 20 лет был учеником Платона, он во многом представлял другую позицию. Это становится ясно, если вспомнить известное высказывание Платона о необходимости знания философии правителями, то есть учение Платона о правителе-философе. Аристотель придерживается другого взгляда, утверждая, что роль философов состоит в консультировании политиков, а не в самом правлении. Правда, его ученик Диметрий из Фалерона был славным исключением. Он слушал лекции Аристотеля в Ликее до того, как тот окончательно покинул Афины, и в течение 10 лет (с 317 по 307 до Р.Х.) был государственным деятелем в Афинах. Он написал 45 трудов по философии, а так же по этике и активно поддерживал Перипатос с помощью своего другаТеофраста. Но он оставался исключением в этом успешном взаимодействии двух талантливых политических деятелей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аристотель – величайший мыслитель времен Античности. Его по праву можно считать родоначальником этики, т.к. именно им было введено само понятие «этика», выделены ее предметы и цели, определено ее место среди других наук, представлена логичная система этических учений, касающихся деятельности человека и функционирования «идеального» общества и государства.

Слово «этика» до Аристотеля означало постоянное место обитания, после – свойственные, характерные чему-то или кому-то особенности, позднее – особенности характера человека. Именно в этом значении и было введено Стагиритом в качестве названия новой области знаний, занимающейся изучением и формированием нравственного поведения людей. Поэтому этика – это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в общественной и личной жизни. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.

Он не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек по природе своей – существо общественно-политическое. Этика Аристотеля тесно связана с политикой, с учением о сущности и задачах государства.

Аристотель считал, что высшая цель государства состоит в достижении добродетельной жизни. Добродетели – приобретаемые человеком качества – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие, умеренность. Выражением гармоничного сочетания всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они приобретаются через деятельность и являются «золотой серединой» между недостатком и переизбытком однонаправленных свойств характера человека. Мужество есть середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – середина между расточительством и скупостью, великодушие – середина между тщеславием и малодушием. Этику в целом Аристотель определяет как этику добродетелей и практическую философию.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос – вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая – в аспектах природы отдельного человека, вторая – в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно, необходимы еще поступки и законы, имеющие принудительную силу.

По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь.

Этика Аристотеля является эвдемонистической (направленной на достижения духовного блаженства) реалистической (практической) доктриной «золотой середины». Она исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства у них будет разный. Так же как этика Сократа и Платона, она является рационалистической. Однако рационализм этики Аристотеля имеет отличительные особенности. Он утверждал, что знания добра, блага не всегда приводят к добродетельным поступкам. Для того чтобы эти знания стали нормами поведения людей, человеку необходимы воля, самодисциплина, самоконтроль. Таким образом, впервые среди греческих мыслителей Аристотель за основу нравственности взял волю.

Счастье человека по Аристотелю в богоподобии. И хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, он настолько, насколько это в его силах, должен стремиться к нему, как к идеалу, а значит стремиться к счастью, к достижению высшего блага. Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение, состоит в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнут счастья, доступного смертному человеку.

 

Список литературы

1. Аристотель. Большая этика / Пер. Н. В. Брагинской // Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие») – М.: Мысль, 1983– Т. 4. – 832 с.

2. Аристотель. Евдемова этика. / Пер. Т. В. Васильевой (кн. 3, 7), Т. А. Миллер (кн. 1, 2, 8), М. А. Солоповой (кн. 4-6) // Серия «Философская классика: впервые на русском». – М.: ИФ РАН, 2005. – 448 стр.

3. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс]. – Режим доступа к статье: http://www.e-reading.by/book.php?book=71882

4. Аристотель об этике [Электронный ресурс]. – Режим доступа к статье: http://claw.ru/a-humant/fl_gu_m_169.htm

5. Афонин В. О. Шелупахина Т. В. Этика и эстетика: учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов / В. О. Афонин. – Луганск: Альма-матер, 2006. – 240 с.

6. Грицанов А. А. Никомахова этика // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — с. 709.

7. Гусейнов А. А. Этика: Учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2000. – 472 с.

8. Гусейнов А.А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц - М.: Мысль, 1987. – 589 с.

9. Клопфер М. Основы этики [Электронный ресурс]. – Режим доступа к статье: http://www.studmed.ru/klopfer-m-osnovy-etiki_ab2944a62cb.html

10. Махова Н. П. Этика / Н. П. Махова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - 60 с.

11. Разин А.В. Этика / А. В. Разина. – М.: Академический Проект, 2006. — 624 с.

12. Савина Л. В. Этика / Л. В. Савина. – Тула: Селена, 2005. – 192 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.