Здавалка
Главная | Обратная связь

Стихия времени в гексаграммах



Нет точных сведений, на какой конкретно период времени должно простираться действие гексаграмм. Существуют различные и противоречивые традиционные указания о связи гексаграмм с календарем и с временем суток. В гадательной практике им чаще приписывалось время, наступающее сразу после акта гадания. Возможно, срок действия гексаграммы оговаривался перед гаданием или должен был определяться на основе сопоставления образов полученной гексаграммы с приметами действительности. В любом случае время событий, соотносимых с гексаграммой, структурируется на ее основе. По шести позициям это время разделяется на шесть фаз. Череда янских и иньских черт в каждой гексаграмме образует определенную конфигурацию, которой вторит время, синхронно меняя свои характеристики.

Время, фиксируемое в гексаграммах, является многоплановым. Помимо периода времени, задаваемого разверткой черт самой гексаграммы, в ней имеются отсылки к событиям глубокой древности, как бы актуализирующимся в настоящем моменте, а также прогнозы на близкое и далекое будущее. Само настоящее дробится на разномасштабные временные отрезки, напластования которых друг на друга делает структуру потока времени достаточно сложной. Время в гексаграммах пульсирует, расширяется и сжимается, артикулируется очертаниями конкретных событий и делается невнятным, расплывчатым. Оно выстраивается между “сначала” (сянь) и “потом” (хоу) — 2, 13/5, 38/6, “уходом-прошлым” (ван) и “приходом-будущим” (лай) — 11, 12, 31/4, 39/1, 39/3, 39/4, 39/6, 48, требует что-то делать “загодя” (су) — 40, избегая “поспешности” (пинь) — 24/3, “скорее” (чуань) — 41/1, постепенно (сюй) — 47/5 и т.д. и т.п.

Самый большой временной период, которым оперируют гексаграммы, — 10 лет (нянь) — 3/2, 24/6, 27/3. Правда, часто (5/2, 5/6, 6/1, 6/3, 8/1,10/4, 22/5, 24/6, 29/4, 37/3, 37/6, 43/6, 50/3, 53/5, 56/5, 63) используется иероглиф чжун, одно из значений которого — период в 12 лет. Но из контекста видно, что здесь он имеет смысл “в конце концов”, “в конечном итоге” и пр.

Срок в три года-нянь связывается с историческим или мифическим событием (63/3) и с возможностью повторить что-то подобное (64/4). Для обозначения годов употребляется также иероглиф суй — в контексте описания трехгодичных неблагоприятных событий (13/3, 29/6, 47/1, 53/5, 55/6).

Из сроков, выраженных в месяцах (юе), упоминается только восьмимесячный (19). Три раза временной меткой выступает время, когда Луна “почти в полнолунии” (9/6, 54/5, 61/4).

Дважды предлагается ориентироваться во времени по знаку из календарного набора десяти “небесных стволов”, отсчитывая от соответствующего ему дня по три дня до и после. Это первый знак цзя (18) и седьмой — гэн (57/5).

Наибольшим периодом времени, выраженным в днях, в основной части “Книги перемен” является декада, десятидневка (сюнь). Три раза говорится о периоде в 7 дней (жи) — 24, 51/2, 63/2 — и всего один раз — в 3 дня (36/1).

В двух связанных местах (49, 49/2) с иероглифом день-жи в различных изданиях “Книги перемен” употребляются три различных по смыслу, но внешне схожих иероглифа. В издании, которое используется в настоящем исследовании (Чжоу и 1966: 30), на указанных местах стоит иероглиф сы, обозначающий шестой знак цикла “земных ветвей”. Другие варианты — цзи (“сам”, “собственный”, шестой знак цикла “небесных стволов”) или и (“остановить”, “прекратить”, “закончить”). Таким образом, фраза в целом может переводиться как “на шестой день”, “в свой день”, “в конце дня”.

Из суточного времени в каноне упоминаются: день (жи) — 35; полдень (жи чжун) — 55, 55/2, 55/3, 55/4; время после полудня (жи цзэ) — 30/3; конец утра или аудиенции (чжун чжао) — 6/6; конец дня (чжун жи) — 1/3, 16/2, 63/4; вечер (си) — 1/3; ночь (е) — 43/2.

К сожалению, современное состояние изучения “Книги перемен” не позволяет определить принцип связи между структурой гексаграмм и отмеченными в них временными периодами, но совершенно очевидно, что ее создатели довольно-таки изощренно подходили к проблеме времени, разработав, по сути, практическое руководство жить в согласии с ним. Последнее считалось необходимым условием успешности всякой деятельности, о чем говорится в комментарии “Вэнь янь чжуань”, наставляющем “благородного мужа” (цзюнь-цзы) действовать только “в должное время” (инь ци ши), “своевременно” (цзи ши), “в соответствии со временем” (юй ши).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.