Культура и искусство китая при династии Мин и Цин до Опиумных войн
Культура и искусство Китая при династиях Мин (1368-1644) и Цин (до Опиумных войн). Минскому правящему режиму уже за первые десятилетия своего существования удалось полностью восстановить централизованную имперскую форму правления, добиться относительной стабилизации внутриполитической и экономической ситуации в стране и вернуть Китаю его былой международный авторитет. Самым значительным историко-культурным событием указанного столетия, пожалуй, стал перенос столицы в1420 г. с Юга, из Нанкина, где первоначально обосновался минский правящий режим, на Север — в Пекин. Минская эпоха обернулась временем реставрации не только собственно национальной государственности, но и духовной культуры. Все усилия центральной администрации и представителей интеллектуальной элиты общества были сосредоточены на восстановлении прежних культурно-художественных традиций и ценностей, что проявляется во всех сферах жизнедеятельности тогдашнего общества. Так, минская гуманитария характеризуется созданием и переизданием всевозможных сводных памятников — литературных антологий, энциклопедий, воспроизводящих философско-теоретическое, литературно-художественное и естественно-познавательное наследие предшествующих эпох. Зодчество и градостроение, как мы увидим далее, опирались на древнейшие планировочные схемы и каноны. Стилистика монументальной скульптуры претерпела определенные изменения по сравнению с танской. Уменьшились размеры изваяний. Изваяния отличаются, с одной стороны, натуралистичностью и статичностью, а с другой — изощренностью орнаментального решения. В целом создается впечатление, что минская духовная и художественная культура оказалась в плену собственной древности и как бы застыла. Хотя Минская империя возобновила широкие дипломатические и экономические связи с внешним миром, они не придали китайскому обществу той жизнерадостности и открытости, которые царили при Тан. Вместо них господствовали апатия и равнодушно-настороженное отношение к любым влияниям извне. ЦИН (1644-1911) По характеру общекультурной ситуации эпоха правления маньчжурской династии Цин обладает рядом сходных черт с юаньской эпохой. Во главе огромной страны с многочисленным населением и богатейшими культурными традициями оказались представители малочисленной народности, так и не отошедшей от нравов и обычаев полукочевого племени. Отношение маньчжурских властей к китайцам тоже носило двойственный характер. С одной стороны, они всячески унижали местное население, например, считалось обязательным ношение китайцами-мужчинами косы в знак рабской подчиненности победителям. С другой стороны, маньчжуры, подобно монголам, признавали авторитет китайских духовных ценностей и стремились перенять политический опыт китайской цивилизации. Маньчжуры сохранили социальное устройство китайского имперского общества, заняв в нем, правда, место высшего привилегированного сословия, его управленческие структуры и институты, включая институт государственных экзаменов, высшие учебные заведения и учреждения, курирующие интеллектуально-творческую деятельность. Духовные и культурные ценности, некогда составлявшие основы китайской цивилизации, теперь критиковались и высмеивались самой же китайской интеллигенцией. Непосредственно в сфере творческой деятельности шел необратимый процесс, тоже вызванный художественными пристрастиями маньчжур, размывания прежних китайских эстетических принципов и идеалов и выработки новых стилистических направлений, которые характеризовались аспекту произведения искусства. Этот процесс распространялся на все виды художественного творчества: архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Следующей важнейшей особенностью цинской художественной культуры является воздействие на нее европейского искусства. Как и в танскую эпоху, самые разные социальные слои китайского населения, начиная с придворных кругов, живо откликнулись на чужеземные новинки и диковины. Китай захватила мода на европейские вещи — мебель, механические приспособления (часы), предметы одежды, посуду, украшения и произведения искусства. При дворе Цяньлуна работала целая плеяда европейских архитекторов, декораторов и художников, пытавшихся в своих творениях так или иначе соединить европейское и китайское искусство. (Джузеппе Кастилъоне, Жан-Дени Аттир) «Европейщина» как самостоятельное стилистическое направление прекратила свое существование уже в начале XIX в., так и не выйдя за рамки придворных творческих увлечений и экспериментов. Тем не менее данное стилистическое направление отвечало массовым художественным настроениям того времени.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|