Здавалка
Главная | Обратная связь

Живопись и гравировка.



Высокоорганизованная ханьская бюрократия наделяла художников рангами от «дай-чжао», обслуживавшего лично особу императора, до «хуа-гун» – художника, ответственного за декор различных предметов, использовавшихся при дворе и во время церемоний. В ханьской литературе и поэзии описываются стенописи во дворцах и залах предков, тематика которых была либо «конфуцианской», т.е. связанной с полумифическими идеальными императорами Яо и Шунь, и изображала наиболее преданных государственных министров и образцы сыновнего поведения, либо «даосской», отражающей мифы о магических горах Куньлунь и Пэнлай, фантастических созданиях или проделках фей и бессмертных. Эти стенописи не сохранились, но некоторое представление о них могут дать росписи гробниц, особенно в Ваньду в Хэбэе и Ляояне в Маньчжурии, в которых размашистые и нервные мазки кисти предвосхищают более поздние стили. Другие фрагменты ханьской живописи сохранились на кирпичах погребальных святилищ, на лаковых ларцах, сосудах и подносах (в частности, на находках из гробницы 1 в. в Лолане в Корее) и даже на бронзовых сосудах и зеркалах. Кроме того, мы располагаем гравировками на каменных плитах из погребений и погребальных святилищ в разных районах Китая. Особенно известны гробницы семьи У в Цзясяне в Шаньдуне с плитами, украшенными гравировками между 147 и 168. Здесь представлено множество мифологических, исторических и ритуальных сцен, гравированных почти силуэтно, с удивительными переходами от динамичного движения к тяжелой неподвижности. Каменные панели 3 в. из гробницы в Тинане, тоже в провинции Шаньдун, гравированы более свободно и просто. На формованных керамических плитках (дешевый заменитель рельефной скульптуры) из гробниц в Сычуани изображены сцены из повседневной жизни, земледельческие работы, охота и добыча соли. Они исполнены с реализмом и мастерством, которое превосходит все созданное в Китае в это время.Скульптура. Появившаяся во время Ханьской династии монументальная скульптура была обязана своим происхождением влиянию западных идей, которые распространились вслед за экспансией империи в Центральную Азию при Уди (140–87 до н.э.). Крылатые львы и химеры в геральдических позах, охраняющие «духовные врата» в императорские гробницы, происходят от анатолийских хеттов и персов. Эти изваяния и фигуры животных в натуральную величину перед гробницей Хо Чубина (ум. 117 до н.э.) выполнены как два уплощенных и приставленных друг к другу горельефа; очевидно, китайские резчики того времени не знали круглой скульптуры.

Бронзы.

Подъем состоятельного среднего класса при династии Хань привел к широкому распространению декоративного искусства во всех слоях общества. Бронзы, лаковая посуда, нефрит и ткани демонстрируют замечательное единство стиля;. Бронзовые сосуды, следовавшие традиции эпохи Сражающихся Царств, часто инкрустировались золотом и серебром. Украшающий их декоративный мотив – спираль или волюта – возможно, происходит от изображения дракона, часто встречающегося на бронзовых предметах эпохи Сражающихся Царств; эта спираль при небольшом изменении могла становился волной, туманом, облаками, пламенем или горой в фантастической охотничьей сцене. Некоторые бронзовые предметы, например застежки от одежды, демонстрируют влияние грубоватого,

В эпоху Сражающихся Царств и династии Хань обратные стороны бронзовых зеркал украшали разнообразными рисунками космологического и магического значения, но только немногие из них могут быть точно интерпретированы. На одних изображен дракон в плоском рельефе, другие украшены геометрическими мотивами, в то время как третьи, распространенные в среднем периоде династии Хань, изображают доску, на которой духи играют в космологическую игру «луй-бо».

Лаковые изделия. Расписные лаковые изделия изготавливалась под государственным контролем в региональных центрах, особенно в Чанша, Чэнду и Гуанхане; изделия из мастерских Гуанханя найдены в гробницах ханьских колонистов в Лолане в Корее. Их декор напоминает инкрустированную бронзу, но включает также фигуры людей и животных, выполненные с замечательной свободой и изяществом. Иногда рисунок процарапывался сквозь верхний темный лак так, что было видно более светлое основание; эта техника позднее получила широкое развитие.

Ткани. Ткани были важным экспортным товаром периода Хань. Шелковое камчатное полотно и вышивки были найдены в погребениях Монголии (Ноин-Ула и Лоулан), Сибири (Пазырык), Сирии (Пальмира) и в Египте; они пользовались большим спросом в Римской империи. Их декор, так же, как декор лаковых изделий и инкрустированных бронз, обычно состоит из изображений облаков (или гор), птиц и животных, охотников и всадников.

Керамика. Спиральные мотивы, использовавшиеся на бронзовых сосудах, часто украшали и глиняные погребальные сосуды, которые были дешевыми заменителями бронзовых. Желание имитировать блестящую поверхность металла вместе с необходимостью придать сосудам водонепроницаемость привели к появлению глазурованной керамики. Глазурованные сосуды были обнаружены в шанской столице Аньяне. По-видимому, это искусство пришло в упадок или, во всяком случае, не развивалось, в эпоху Западного Чжоу, но снова возродилось в период Сражающихся Царств. Тяжелые ханьские сосуды, кувшины и «холмы-курильницы» (сосуды для курений, крышки которых имели вид холма или холмов с отверстиями) с рельефными декоративными полосами, а также с фигурками, изображающими слуг и охранников, животных, дома, колодцы, хлева, изготавливались для гробниц. . в Чжэцзяне (древний район Юэ) производили также прекрасную твердую посуду из каменной массы, покрытую тонкой оливково-коричневой глазурью, содержащей полевой шпат. Четкость и законченность форм, напоминающих металлические изделия, и штампованный подглазурный геометрический узор свидетельствуют о том, что эта так называемая керамика Юэ создавалась под влиянием традиции бронзовых сосудов, которое на время задержало развитие собственно искусства керамики в Китае.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.