Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности культуры эпохи Сун



Период Сун является яркой страницей в истории китайской живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши. В тесном соприкосновении с живописью развивалось и прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые ткани «кэсы», на которыхвоспроизводились рисунки известнейших мастеров живописи.Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих керамистов Китая. При определённых успехах в области производства фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины.

Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и серебра срельефными изображениями цветов, рыб и птиц

Для Китая этого периода характерен высокий уровень экономики и культуры. Развиваются ремесла: шелкоткачество, керамическое и фарфоровое производство. Расцветает книгопечатание. Начиная с XI века традиционную ксилографию теснит подвижный шрифт. Город становится центом культуры. Город таким образом превращается в центр просвещения, где функционировали академии и училища, например: Гоцзыцзянь (Императорское училище) и Тайсюэ (Высшее училище).

Учреждаются школы в провинции для детей чиновников низших рангов и даже простолюдинов.

 

Живопись сунской эпохи. (960-1279)

 

Северная Сун (960-1127)

С Северной Сун соотносится наивысший расцвет китайской станковой живописи, давшей эталонные, как считается в традиции, образцы для всех ведущих ее жанровых направлений и жанрово-тематических групп. Особенности:

1) жанровая дифференциация

2) выдвижение на первый план пейзажной живописи и родственных ей жанрово-тематических направлений

3) рост общественного авторитета и популярности живописи как творческой деятельности образованной элиты.

Академия живописи. (Впервые Академия живописи была основана в середине X в., при дворе царства Южное Тан, и затем воссоздана почти сразу же после прихода к власти династии Сун.) Во главе Академии стоял «Начальник, ожидающий императорских приказов». Следующие ступени в штатном расписании занимали должности (ранги) «почтительно ожидающий», «наставник в искусстве» и «ученик». Члены Академии приравнивались к чиновникам высших гражданских рангов и получали не только казенное жалованье, но и специальные почетные звания и награды.

Художники: Цзин Хао – родоначальник пейзажной живописи.

Гуань Тун, Ли Чэн(употребление одноугольной (диагональной) композиции, когда основные изображения сосредоточены в одном углу картины, выводил мелкие детали на первый план), Фань Куань - все они работали в стиле панорамно-монументального пейзажа и передавали обобщенный облик скалистой северной природы, составленный из слоистых круч, отвесных ущелий, водопадов, петляющих ручьев и долин, затерянных среди горных громад.

Жанр «цветы и птицы» В жанре «цветы и птицы» активно работали не только профессиональные художники, но и многие представители знати — принцы крови, сановники.

Сюй Си – часто писал лотос Популярность бамбукового стиля: наделялся особой духовностью и благородной сущностью, ассоциативно или мистически связанными с внутренним миром самого художника.

Бытописательный жанр и портрет – популярность обусловленаисторико-культурными факторами: значимостью в китайском обществе того времени самой по себе городской культуры, превращением столицы в главный торгово-ремесленный центр страны, воспевании через показ благополучия городской жизни правящего режима.

Лучшим его воплощением признается картинаЧжан Цзэдуаня (конец XI — первая половина XII в.) «В день Цинмин на реке» Портреты - простота, одежда императоров скромна (пр. портрет Тай Цзу)

Школа «художников-литераторов» (вэнъжэнъ хуа)

так определяется творческое объединение, сложившееся вокруг

одного из крупнейших деятелей культуры Северной Сун — Су Ши. Главный тезис:живопись должна передавать не формальные особенности натуры, а ее внутренний смысл, раскрывающийся человеку через спонтанно-интуитивное постижение им окружающей действительности. Спонтанность творческого процесса, который должен, в его формулировке, стать «быстрой кистью».

Южная Сун

Академия живописи наряду с другими государственными учреждениями и ведомствами была воссоздана в новой столице империи, и жизнь придворных художников вошла в привычную для них колею. Однако характер их творчества претерпел разительные изменения. Творчество стало более тревожным.

Южносунский академический пейзажный стиль сформировался в творчестве Ма Юаня и Ся Гуя, живших во второй половине XII — первой трети XIII в., ставшем «заключительным аккордом» сунской «классической» живописи.

Чаньская живопись: пейзаж, портрет и «сюжетно-иллюстративная живопись» При Южной Сун произошло подобие организационного оформления чаньской живописи, а ее центром стали монастыри, расположенные в окрестностях столицы. Мы не знаем, каковы были точные организационные параметры данного художественного центра (если они вообще имелись) и его количественный состав. Однако имена его ведущих представителей доподлинно известны — Ин Юйцзюнь (писал в монохромной

технике и на бумаге) и Лян Кай ( художник-портретист) (пр. Портрет Ли Бо)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.