Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ФАКТОРОВ, ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ



Организация эмпирического исследования

 

Объект исследования –мое профессиональное становление.

Предмет исследования –факторы, которые оказывают влияние на моё профессиональное становление.

Цель исследования –изучить факторы, которые оказывают влияние на моё профессиональное становление.

Гипотеза исследования:

-Все восемь факторов были представлены в моем сознании.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:

6. Изучить научную литературу и научные статьи по данной проблеме;

7. Рассмотреть понятие «профессиональное самоопределение» в отечественной и зарубежной психологии;

8. Рассмотреть факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте;

9. Подобрать методы и проанализировать результаты для выявления факторов моего профессионального самоопределения;

10. Выявить, какие факторы составляют ситуацию моего самоопределения.

 

 

 

Генограмма

Метод генограммы, разработанный одним из основателей системной семейной терапии М. Боуэном, — это более глубокое и творческое осмысление семейной истории. При составлении генограммы учитываются особенности семейных отношений, заболевания членов семьи, эмоциональный фон, различные значимые события в жизни рода. Это позволяет выявить различные причины и закономерности самых разных трудностей в жизни. Возможно, выяснится, что то или иное заболевание преследует родственников на протяжении нескольких поколений. Или, например, разводы и повторные браки в семье оказываются вовсе не единичным случаем.

 

Обычно список примерно следующий:

  • Родные и сводные братья и сёстры;
  • Мать, отец, первые партнёры родителей;
  • Родные дяди и тёти;
  • Предыдущие и нынешние партнёры, мужья (жены);
  • Дети (родные, приёмные, усыновлённые, абортированные);
  • Бабушки, дедушки (иногда их братья или сёстры, если у них выдалась особенно тяжёлая судьба);
  • Прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7-го колена), если случились особенно тяжёлые события внутри семьи)
  • Интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство).

В итоге, получается история жизни нескольких поколений, схематично представленная на бумаге. Следует помнить, что генограмма может отражать не только трагические события семьи, но также указывать на мощные ресурсы, скрытые в истории рода.

 



 

 

Были получены следующие результаты построения генограммы (рис.1, 1.2):


1.Пономарёв Юрий Сергеевич (Я) - психолог

2. Пономарёв Сергей Павлович (Папа) - сантехник

3. Пономарёва Зинаида Ивановна - почтальон

4. Пономарёв Павел Павлович - водитель

5. Пономарёва Наталья Владимировна (мама) – повар

6. Масникова Лидия Михайовна (бабушка) – директор склада

7. Мясников Владимир Васильевич (дедушка) – электрик

8. Васькова Нина Тихоновна- повар

9. Васьков Тихон …- служивый крейсер «Аврора»

10. Васькова Меланья …- работала домработницей

 

 


 

Социограмма

Социограмма — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах. Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от которых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку социометрический анализ в целом может дать только самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой малой группе, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы. Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограмма пользуются понятиями: выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонение, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение. Различают коллективные и индивидуальные социограммы. Среди коллективных социограмм наиболее распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода Джекобом Морено. В этих социограммах члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности: в центре либо на периферии; при этом социограмма отражает практически все связи, объединяющие субъектов (типичные конфигурации взаимоотношений: цепи, треугольники, квадраты и т. д.). Этот способ, однако, обладает существенным недостатком — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей становится практически неразличимым. При проведении социометрических исследований делались попытки стандартизировать и рационализировать построение социограммы. Определенный прогресс в этой области связан с разработкой и широким внедрением в экспериментальную практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов; каждый из них в соответствии с этим делением помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляют несколько коллективных социограмм. Индивидуальные социограммы позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе (например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида). [28]

Были получены следующие результаты построения социограммы (Рис. 3, 3.1)



1- я

2 – Корявихина Ксения Сергеевна – менеджер

3 – Душин Никита Александрович – психолог

4 - Коровичев Денис – учащийся ГМУ

5 – Борисов Юрий – учащийся физико –математического факультета

6 – Григорян Давид – учащийся инженерно- технического факультета

7 – Седов Сергей – учащийся филологического факультета

 

 

На основе анализа социограммы, можно предположить что на выбор моей профессии оказала влияние референтная группа.

 


 

Метод «Объектограмма». Были получены следующие результаты построения объектограммы (Таблица 1)
Предмет Отношение учителя к предмету Мое отношение к предмету Мое отношение к учителю Отношение учителя к людям Оценка
Русский язык + - + +
Литература + - + +
Обществознание - - - +
Алгебра и начала анализа + - - +
Геометрия + - - +
Физика + + + +
История + - - +
Информатика и ИКТ + + + +
География - + + -
Биология + + + -
Химия + + + +
Иностранный язык + + + +
Физическая культура + - - +

Таблица 1. Моя объектограмма

На основании полученной объектограммы, мы можем получить процентное соотношение среди гуманитарных и технических дисциплин.

Можно сделать вывод о том, что я больше склонен к гуманитарным наукам.

 

             
                 
                             

Развитиеграмма

Были получены следующие результаты построения развитиеграммы. (Таблица 2)

 

Деструктивные комплексы Возраст Продуктивные комплексы
Неудовлетворенность 75-80 Удовлетворенность жизнью
Застой 46-60 Творчество
Эгоизм 25-40 Коллективизм
Изоляция 17-23 Комплекс интимности
Непринятие соц. ролей 11-13 Принятие соц. ролей
Лень 5-7 Трудолюбие
Несамостоятельность Самостоятельность
Недоверие Доверие

Таблица 2. Моя развитиеграмма







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.