Здавалка
Главная | Обратная связь

I. Солнце, Огонь, Камень



Дени Баксан

СЛЕД САТАНЫ

На тайных тропах истории

(Издание 2-е, дополненное)

 

«Есть зло скрытое, словно нечистоты в клоаке, стыдливо погребенное под покровом тайны и мрака; стоит его коснуться, как оно начинает источать яд и зловоние; даже самые проницательные умы порою не могут решить, что лучше — понять его сущность или закрыть на него глаза».

Жан де Лабрюйер

 

«Я боюсь, что тот, кто был воспитан в Исламе и не имеет знания язычества, разрушит сам Ислам».

Халиф Умар

 

Книга Дени Баксана «След Сатаны на тайных тропах истории» является во многом необычным произведением. Пожалуй, это первое исследование, в котором строгие научные факты истории, лингвистики, этнографии, психиатрии, медицины и даже физики стали той основой, которая объясняет зарождение и сущность языческих, сатанинских культов. Книга Дени Баксана открывает многие тайны так называемых «посвященных», высших служителей Сатаны, и заставляет увидеть хорошо известные факты истории в новом, неожиданном свете.

Особенно интересна эта книга чеченскому читателю, к которому она обращена в первую очередь. «Завет Ноя»; «Тайная история чеченцев», «Чеченцы — хранители арийской прародины» — вот лишь несколько тем, которые, безусловно, не оставят равнодушными жителей Ичкерии.

Однако самой сильной стороной книги Дени Баксана является то, что она способна убедить каждого думающего читателя в непреложной истине — неверие в Аллаха, игнорирование Его заповедей есть тяжелейшая форма безумия. Автор доказывает это, используя новейшие достижения психиатрической медицины.

Мы не в силах перечислить все темы, затрагиваемые автором, так как он ведет нас по бесконечным дорогам истории — от первобытных пещер до полей сражений Русско — Чеченской войны. Удивительно, что книга эта была написана в самый разгар недавней войны, и остается сожалеть, что она не увидела свет именно в этот тяжелый период нашей истории. Но испытания чеченцев еще не кончились и книга Дени Баксана поможет многим нашим соотечественникам встать на путь Аллаха, путь прямой. ИншаАллах!

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

 

Эта книга писалась в тяжелую пору, в разрушенном Грозном, под нестихающий аккомпанемент ночных обстрелов, при колеблющемся от холодных сквозняков свете керосиновой лампы. Город тонул в плотном, непроницаемом мраке зимней ночи и единственными цветными пятнами черного мира были штрихи трассирующих пуль и вспышки сигнальных ракет. Явственно доносился тяжелый артиллерийский гул — отзвук идущих на юге ожесточенных боев. Время от времени чашка с остывшим чаем начинала вздрагивать на блюдце, сотрясаемая вибрацией низко летящих, загруженных бомбами самолетов.

Ночь проходила, наступал день, но он не приносил душевного успокоения. Обугленный, занесенный грязным снегом скелет города, по разбитым улицам которого с лязгом и ревом проносились танки и бронемашины врага, частые известия о гибели родных и друзей, циничная ложь со страниц газет и из уст политиков — все это создавало настрой апокалипсиса, последних времен, приближающегося завершения жизни. Этот эмоциональный фон читатель легко обнаружит в каждой главе, едва ли не в каждом абзаце данной книги.

Но я писал не только и не столько о войне, сколько о тех духовных истоках, что сделали ее возможной в таком бесчеловечном и ожесточенном проявлении. Я искал ее корни в прошлом и поиск, уведя в баснословно далекие времена, открыл мне (да не покажется это самоуверенностью) иную, параллельную реальность жизни, тщательно сокрытую завесой лжи и умолчания. Магистраль знакомой человеческой истории оказалась обрамленной извилистыми тропками, то явственно различимыми, то скрытыми густыми покровами тайны. И на этих тропах отпечатался след существа, о котором и написано мое исследование.

Существо это — Сатана, Иблис. Не ошибитесь, посчитав его выдумкой, сказкой, мифом. Он реален и деятелен в жизни каждого человека, каждого народа. Я не мог описать его облик, ибо он бесплотен; он не вплетен в доступную нашим органам восприятия материю. Но он улавливается через поступки, слова и идеи соблазненных им людей, его сознательных или стихийных адептов. И поэтому Сатану можно изучить через изучение истории людей, событий прошлого и настоящего.

Человек свободен во всем, Всемогущий Аллах не утесняет его волю, его право выбора. Он несвободен только в количестве направлений, их всего два — или Аллах с Его ясными и прекрасными заповедями, или Сатана, сбивающий человека с каждого пункта этих заповедей. Сатанизм — это тотальная дезориентация по всем проявлениям человеческого бытия, по всем направлениям жизни.И глубоко заблуждаются те, кто полагает, что можно называть себя верующим, нарушая хотя бы часть Божественных Установлений. Мусульманин находит эти Установления в священном писании своей религии — Великом Коране, со страниц которого обращены к людям такие слова:

 

«Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будете веровать в другую?

Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаете!»

(Сура «Корова», аят 85).

 

Нельзя молиться и «немножко» пить; давать милостыню вдовам и сиротам и «немножко» обманывать людей в торговле; выполнять свои обязанности по отношению к своей семье, а на досуге тайком «немного» распутничать. Нельзя пытаться сочетать несочетаемое — быть воином джихада и одновременно грабителем, мародером. Религия — это не физика, в которой положительные и отрицательные заряды нейтрализуют друг друга. У Аллаха, как мы убедились, Свои расчеты, Своя система оценки человека. И если человек нарушает заповеди Всевышнего сознательно,то он преступник, сатанист и никакие ритуальные телодвижения и бормотание молитв «на всякий случай», в виде страховочных приложений к совершаемым грехам, не помогут, ибо Аллах легко отличает искренность от лицемерия: «И хитрили они, и хитрил Аллах,а Аллах — лучший из хитрецов»(Сура «Семейство Имрана», аят 54).

 

 

Во время этой войны я, как и тысячи моих современников-соотечественников, твердо уверовал в Аллаха и, оглянувшись на свою прошлую жизнь, понял, что жил не в Исламе. И мне стало страшно, но в то же время пришла уверенность в том, что Всевышний оставляет дорогу к раскаянию, очищению души. Стоит только возжелать этого, напрячь свою волю, сделать усилие души.

Слово «джихад» переводится с арабского как «усилие». Это — усилие встать на путь Аллаха, путь прямой, и — усилие на этом пути. Значит, джихад начинается внутри человека, в его усилиях очистить свою душу. Без этого первого шага, первого усилия, первого джихада, невозможно пребывание человека на пути прямом, заповеданном нам Создателем, Господом миров.

А что такое душа человека? Возможно ли определить ее суть? Где в человеческом теле гнездится эта священная субстанция, которая требует постоянного очищения?

Ответ нашелся в священных писаниях и в туманных намеках эзотерической литературы. Душа человека — в его крови. И проступила такая закономерность: чистая душа — чистая кровь и, наоборот, замутненная кровь — замутненная душа. Доказуемо ли это? Да.

Кровь, возможно, единственная вещь во вселенной, которая столь очевидно соприкасается с двумя мирами — миром материальным, доступным нашим пяти чувствам, и миром эфемерным, надчувственным, тем, что мы называем душой. Кровь как бы связует оба эти состояния сущего и именно через нее мы способны немного приоткрыть ту завесу, за которой находятся великие тайны человеческой жизни, человеческой судьбы, человеческой истории. Мир людей до сих пор представлялся бы нам нагромаждением абсурда, безумия и сюрреализма, если бы мы не взглянули на него через рубиновый кристалл человеческой крови.

Вопросы, связанные с кровью, увели нас в такие глубины истории вайнахов, что ее постижение стало казаться чудом. Но в данной книге читатель найдет лишь намеки на эту историю. С дозволения Аллаха мы готовим вторую книгу, в которой полнее обрисуем прошлое чеченцев и попытаемся доказать, что на народ нахский возложена в этом мире великая миссия Соответствия — своей крови, своему первозаряду, своему завету и энергии земли, на которой он обитает. Вайнахов ведет великий закон корреляции, и читатель узнает, что это за закон.

 

 

Мир представляется нам непрерывно развивающимся, но это представление верно лишь отчасти. Навстречу потоку прогресса течет другой поток — регресса, нравственного и эволюционного вырождения. Л. Н. Гумилев, великий ученый современности, неоднократно указывал на то, что малочисленные, дикие племена, обитающие на окраинах цивилизованного мира, представляют собою итог деградации, вырождения. Эти племена находятся не на старте, а на финише своей истории, они являются реликтами древних могущественных народов, обитавших некогда в центре мира и создавших великие цивилизации, чьи остатки ныне открываются изумленным археологам.

Не об этом ли вырождении говорит Великий Коран: «Мы сотворили человека лучшим Творением, а потом вернем его в нижайшее из низких состояний,кроме тех, которые уверовалии творили добрые дела, — им награда неисчислимая!» (Сура «Смоковница», аяты 4–6).

Это «нижайшее из низких состояний» мы можем наблюдать, к примеру, у австралийских аборигенов, которые деградировали до полной, первозданной дикости. Не имея навыков земледелия, не умея строить даже самые примитивные жилища, кормясь поеданием гусениц и ящериц, австралийские дикари переступили через тот барьер, что отделяет людей от животных в физиологическом смысле: они вернулись в то состояние, когда соитие происходит в период течки, как у собак или оленей. Кроме того у них изменилось и зрение: кинофильмы им приходится крутить два раза быстрее, нежели обычным людям, иначе они видят пробелы между кадрами. Все знают об африканских пигмеях — карликах, живущих в лесных дебрях. Попытки хоть немного цивилизовать их заканчиваются вымиранием этих крошечных людей. У диких бушменов гортань устроена не так, как у остального человечества и разговаривают они не на выдохе, как все люди, а на вдохе, что делает почти невозможным воспроизвести их речь. Впрочем, в той же Африке встречаются и более диковинные племена, имеющие вместо человеческих стоп какое-то подобие двупалых копыт.

Возможно, кто-то из читателей увидит в этих описаниях расизм, но это не так. Мы должны обращать внимание на такие вещи, чтобы узнать законы жизни. Всевышний говорит нам: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга»(Сура «Комнаты», аят 13). Каждый народ — зеркало, в котором другой народ замечает свои достоинства и недостатки, и обретает грозное предупреждение остановиться на краю вырождения, гибели. Это просто понять и это не расизм.

Нельзя считать расизмом и тот факт, что более древняя популяция неандертальцев имела в своей внешности гораздо меньше звероподобных черт, чем та, которая непосредственно предшествовала людям современного типа — кроманьонцам. Этот факт с неоспоримостью доказывает, что неандертальцы выродились, дегенерировали, вымерли, а не развились в современных людей, как пытаютсядоказать ученые — дарвинисты. Святой Коран призывает: «Ступайте по земле и посмотрите, каков был конец грешников!»(Сура «Муравьи», аят 69). Конец этот один — вырождение и гибель.

В несомненной связи со сказанным находится и вывод палеозоологов о том, что древнейшие генетические предки современных человекообразных обезьян (шимпанзе, горилл и орангутангов) были гораздо более развитыми, чем их нынешние потомки: ходили прямо на двух ногах, имели более приятные «черты лица» и т.д. Значит, регресс, вырождение возможны не только в мире людей, но в мире животных. После генных исследований Люкота многие ученые стали заявлять, что человекообразные обезьяны (в частности шимпанзе) происходят от людей. То есть, эти ученые утверждают полярно противоположное тому, что утверждал Дарвин. Они говорят, что не человек произошел от обезьяны, а обезьяна является одичавшим, выродившимся человеком.

 

 

Развитие человечества невозможно обрисовать какой-то схемой; слишком сложной она получится для восприятия. Но давайте подумаем вот над чем. Раз дикие племена являются остатками деградировавших древних народов, то деградация эта охватывает все стороныжизни этих племен, в том числе и духовную. Деградация может быть и бывает только тотальной, всеохватной.Иными словами, примитивные верования австралийских аборигенов, негритянских племен тропической Африки или индейских племен Амазонии представляют собой не зарождение, а вырождениерелигии, которая в древности была более развитой.

Действительно, современное религиоведение ставит все с ног на голову, когда утверждает, что Единобожие представляет собою итог развития примитивных языческих верований. Все наоборот. Древнее Единобожие было забыто, «раздроблено», и впавшие в вырождение народы стали поклоняться не Создателю, а Его творениям, что и есть политеизм, многобожие, язычество. В Святом Коране читаем:

 

«Люди были одной общиной,и послал Аллах пророков вестниками и увещателями и ниспослал с ними писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись. А разошлись только те, которым она была дарована, после тогокак пришли к ним ясные знамения, по злобе между собой. И Аллах вывел тех, которые уверовали, к той истине, относительно которой они разошлись по Его дозволению. Аллах ведет, кого пожелает, к прямой дороге!»

(Сура «Корова», аят 213).

 

«Люди были одной общиной»… Словом «община» Святой Коран всегда обозначает не этническую, а конфессиональную, религиозную общность. Значит, люди изначально были верующими? Да, ведь первые люди — Адам и Ева — общались с Аллахом и кто мог быть сильнее их в убежденности, что Всевышний существует? Но прошло время и люди разошлись «по злобе между собой».

Именно эта «злоба» и является причиной деградации, вырождения, сатанизации людей, но ее объяснение заставляет нас обратиться к истории человечества через призму психических патологий и комплексов.

Надеюсь, эта книга поможет читателю понять, что неверие в Бога, игнорирование Его ясных и справедливых заповедей есть не что иное, как психическое расстройство, душевная болезнь.Эта болезнь страшна тем, что зараженный ею человек не сознает себя больным и, следовательно, не пытается излечиться. Такие люди совершают ежедневные грехи, то есть преступления перед Создателем, усугубляя свой душевный недуг и низвергаясь, погружаясь «из слоя в слой» в пропасть безумия. «Ведь грешники — в заблуждении и безумии», —говорит Святой Коран (Сура «Месяц», аят 47).

У человека, находящегося в заблуждении, всегда остается шанс вернуться на путь истины, путь прямой. Безумцы, которые перестают сознавать свои заблуждения, уходят за порог страшной вечности и обретают то, что заслужили.

Нашим миром управляют безумцы — этот вывод был очевиден для Л. Н. Толстого около ста лет назад. В большинстве стран мира безумие обрело статус закона, в других странах мы застаем безумие в самом разгаре наступления на нормы бытия, установленные для человечества Всевышним. В этих словах нет преувеличения, если суметь взглянуть на мир с некоторой отдаленности, извне. Такой взгляд достижим для человека, который на какое-то время выходит из суеты повседневности, отрешается от вечной погони за жизненными благами и припоминаетпростые и ясные установления Творца Всемогущего. И тогда приходит потрясение — спадает пелена, застилавшая разум, открывается невероятная извращенность привычных отношений и люди, словно внезапно очнувшиеся лунатики, вдруг обнаруживают себя балансирующими на самом краю бездны… Но это — преддверие спасения. А сколько мы наблюдаем вокруг себя людей, о которых Великий Коран говорит: «Ведь не слепы взоры, а слепы сердца,которые в груди» (Сура «Хадж», аят 46). Поистине, слепота сердец ведет людей к гибели и эти люди тянут за собою весь мир! Имеем ли мы право оставаться безучастными зрителями торжества безумцев, больных выродков? Нет! Всемогущий Аллах заповедовал нам усилие, джихад по очищению мира от сатанизма и только этим усилием обусловил наше право называть себя мусульманами. Нет и не может быть компромисса с сатанизмом. Все сущее сотворено Аллахом в Истине, в том числе и мир нашего обитания. Уберечь эту Истину, укрепить ее — наша обязанность, если мы верующие, если мы мусульмане. Компромисс с безумием,- сатанизмом — это и есть добровольное вхождение в безумие, принятие его законов, признание их. Человек, ищущий согласия с кафирами внутри своей общины, своего народа, сам неминуемо становится кафиром и заслуживает отторжения от уммы Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

В этой книге нам пришлось затронуть вопросы, которые среди вайнахов обычно не обсуждаются, ибо даже их обсуждение считается постыдным, неприличным. Речь идет о половых извращениях, являющихся наиболее убедительным показателем безумия тех, кто их совершает. Говоря о сатанизме, о безумии, мы не могли обойти эту тему молчанием, как невозможно обойти молчанием воду, когда говоришь о море. Сатанизм, язычество, идолопоклонство были введены в духовную жизнь древнего человечества извращенцами,сделавшими впоследствии свои сексуальные аномалии нормой и содержанием этих темных культов. Этот факт заставляет говорить о человеческой истории языком психиатрической медицины, которая, как известно, не признает стыдливости в обсуждении различных патологий.

Читатель, надеюсь, поймет всю важность этих вещей и необходимость обсуждать их. Нарушение заповедей Творца — суть, смысл и содержание сатанизма и если мы не обозначим эти нарушения, мы не поймем, что такое сатанизм, который в нашу эпоху уютно устроился на пьедестале демократии, внушая бедным простакам уверенность в том, что преступления против Бога, против Его законов, есть свобода. Эта тенденция нарастает, отменяются старые запреты и то, что вчера казалось постыдным или преступным, сегодня в глазах многих выглядит нормальным и естественным.

Война сделала чеченский народ зрелым, научила его постигать и оценивать истину и ложь, добро и зло. Война бросила нас в самый эпицентр исторических вихрей, сотрясающих человечество. Мы выходим из тени великих держав, на нас обращает внимание весь мир. Настала пора изменений и переустройства. Мы должны взглянуть в зеркало своей истории, в зеркало своей судьбы. Свершились великие знамения, отмечающие смену эпох. И если эта книга поможет читателю хоть в какой-то мере постичь законы истории, сатанизма, судьбы и крови, я считаю, что она была написана не напрасно.

Искренне благодарен своим друзьям, чья бескорыстная и неоценимая помощь советами, литературой, разумной критикой и поддержкой в тяжелые дни сделала возможным появление этого скромного труда.

Да хранит нас всех Всемогущий Аллах на Своем прямом пути!

Дени Баксан

 

 

I. Солнце, Огонь, Камень

 

 

Если нартовские сюжеты, дошедшие до нас, и не являются религией в полном смысле этого слова, то они, бесспорно, представляют собой мифологизированный пережиток древней религии многобожия. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с текстами различных национальных версий эпоса. Мы увидим, что судьба и деяния нартов тесно и неразрывно сплетены с судьбами языческих богов: боги часто являются предками нартов и сами нарты способны совершать чудеса, доступные лишь богам. В частности, нарты могут оживлять умерших, путешествовать в загробный мир мертвых и возвращаться обратно в мир живых, воздействовать на различные стихии, обращаться в животных, а при случае могут поколотить богов и даже нанести им тяжелые увечья.

Типологически нарты близки к греческим титанам, предшественникам олимпийских богов, свергнутым последними в подземный Тартар. Нарты таким же образом гибнут в борьбе с богами и низвергаются в «подземелье» или в «подземные пещеры» и при этом по крайней мере один из них, Сослан (Сосруко, Сеска-Солса), не гибнет, будучи бессмертным.

Знаменитый французский ученый Ж. Дюмезиль в одной из своих работ, посвященных нартам, пишет: «…вопреки тому, на что я некогда отважился в заметках, приложенных к моим „Сказаниям о Нартах“, ни Батраз, ни Сослан — не древние боги, спустившиеся в ранг сверхлюдей. Это не своеобразные Арес, Аполлон или Геркулес, возобновившие, продолжившие на земле ту деятельность, которую из-за религиозных революций им не удалось по-прежнему вершить в родном нездешнем мире. Оба они — вернее, их предшественники под другими именами — всегда были… обыкновенно сильными людьми прежних времен…»{1} Однако в дальнейшем Ж. Дюмезиль вновь опровергает сам себя, подробным образом описывая существующий и поныне у осетин и абхазо-адыгов культ Сослана (Сосруко, Созырыко), в котором содержатся разработанные до тонкостей ритуалы и даже мистерии,{2} о чем мы еще поговорим в дальнейшем.

«Обыкновенно сильные люди» не совершают те сверхъестественные чудеса, которые по силам нартам, и им не поклоняются, ожидая от них благоприятного вмешательства в земную жизнь. Таким отношением пользуются лишь сверхсущества, то есть боги. Поэтому нартовский эпос представляет собой не просто итог поэтического творчества кавказских народов — перед нами опоэтизированные сюжеты, обряды и ритуалы древнейшей религии.

 

 

Ж. Дюмезиль подчеркивает, что Сослан (Сосруко, Сеска-Солса) является нартом «самым значительным и самым популярным на всем Северном Кавказе».,{3} Он — центральный герой всей Нартиады и французский ученый связывает его с Солнцем.{4} Связь Сослана с Солнцем настолько очевидна и подкреплена столь многими характерными чертами, что нет ни одного ученого, занимающегося нартовским эпосом, который бы отвергал эту связь.

Рассмотрим обстоятельства рождения Сослана-Солнца в различных национальных версиях Нартиады. В. Г. Ардзинба, касаясь мотива рождения солнечного героя из камня, замечает: «Названный сюжет засвидетельствован в эпосе почти всех народов, у которых известен нартский эпос, и, по общему признанию, относится к числу архаичных».{5}

У абхазов солнечный герой Сасрыква («двойник» Сосруко, Сослана, Сеска-Солсы и т.д.) рождается следующим образом:

 

«Мать нартов Сатаней направилась к берегу реки. В полдень она решила искупаться. Купаясь в реке, она увидела на противоположном берегу нартского пастуха. Он спал. Сатаней окликнула его, и он пробудился ото сна. Увидев ее, пастух пришел в сильное возбуждение: закипела кровь его, загорелся он страстью. Он бросился в реку, чтобы переправиться через нее. Но его попытки были тщетны. Трижды он бросался в реку, но разбушевавшаяся стремительная река всякий раз выбрасывала его на берег. Потерпев неудачу, пастух попросил Сатаней показать ему ее тело обнаженным. И только она исполнила его просьбу, как он, собрав все свои силы, крикнул и послал к ней „стрелу“. „Подобно молнии, она сверкала, подобно грому, она сотрясала землю, подобно облаку, она затмила свет!“ Сатаней, до сих пор не знавшая чувства страха, на мгновение струсила и укрылась за каменной глыбой. „Стрела“ попала в камень, и на нем появился человеческий образ.

По совету пастуха Сатаней обратилась за помощью к могучему нартскому кузнецу Аинар-жьи, у которого правая рука — молот, левая — клещи, а левая нога — наковальня. Три дня трудился могучий кузнец. Вырубив каменный образ , Аинар-жьи вручил его Сатаней, наказав носить у тела. По прошествии указанного срока на ложе Сатаней был обнаружен новорожденный. Он лежал, не плакал, не издавал ни звука, как будто ждал чего-то. Тогда обратилась Сатаней к собравшимся женщинам: „Это дитя, рожденное чудесным образом, дитя, которое ни с кем не спутаешь, пусть будет названо именем Сасрыква! Что вы стоите, позовите Аинар-жьи! Аинар-жьи сам знает, что делать!“ Нартский кузнец закалил Сасрыкву, напоил и накормил его».{6}

 

Кабардинцы о рождении Сосруко рассказывают так:

 

«Тонкобровая Сатаней полоскала в реке белье. Она полоскала его там, где обычно чистила кольчуги. На другом берегу Псыжа пастух из нартского селения пас коров. Увидев Сатаней, пастух сперва застыл в изумлении, а придя в себя, быстро подошел к реке. Сатаней была прекрасна. Лицо ее было белое, а брови тонкие.

— Эй, Сатаней, красавица, несравнимая с другими красавицами! Подними свои глаза, посмотри хоть раз на меня! — крикнул пастух.

И Сатаней подняла глаза.

Загорелся пастух. Овладело пламя страсти к тонкобровой Сатаней, и с такой силой, что присела она в изнеможении на прибрежный камень.

В смятении она собрала кое-как мокрое белье и поднялась, чтобы пойти домой. Пастух из селения нартов сказал ей:

— Эй, Сатаней, красавица, несравнимая с другими красавицами! Твой женский ум превосходит мужскую мудрость. Зачем же ты оставила на берегу камень. Возьми его с собою.

Сатаней послушалась пастуха. Она отнесла домой тот прибрежный камень, на который присела, когда увидела пастуха.

Дома она положила камень в ларь с отрубями.

Прошло некоторое время, и услыхала Сатаней шум в своем доме. „Откуда этот шум?“ — подумала Сатаней и стала заглядывать во все углы. И странное дело: подойдет к камню поближе — шум сильнее, отойдет подальше — шум потише.

— Неслыханное чудо! — воскликнула Сатаней и приложила ухо к камню. Внутри камня кипело: оттого-то и слышался шум. Камень становился все больше. Сатаней обмотала его шерстяной нитью. Через три дня нить оборвалась. Снова Сатаней обмотала камень, и снова оборвалась шерстяная нить.

— Бог жизни Псатха, счастье мое! — крикнула Сатаней. — Да этот камень становится все больше и больше! И она положила камень в теплый очаг.

Девять месяцев и девять дней пролежал камень в теплом очаге, и с каждым днем он становился все больше, все горячее. Он раскалялся, он пылал огнем.

Сатаней побежала к Тлепшу, богу-кузнецу…».

 

Далее передается пространный диалог Сатаней и Тлепша, не имеющий прямого отношения к сюжету. Сатаней приводит бога-кузнеца к себе и показывает ему огненный камень.

 

«Тлепш отнес пылающий камень в кузню. Сатаней пошла за ним… Тлепш изо всей своей могучей силы ударил по камню молотом. Семь дней и семь ночей работал бог-кузнец… Наконец камень треснул, осколки разлетелись и выпал из сердцевины камня пылающий ребенок. Да, тело этого мальчика пылало, искры летели от него, и пар клубился над ним. Сатаней, как это делает всякая мать, хотела прижать новорожденного к своей груди, но вдруг закричала громким криком: она обожгла себе руки, ребенок упал на подол ее бешмета, прожег подол и скатился на землю.

Тлепш схватил огромными клещами ребенка за бедра и окунул его в воду. Вода зашипела, и заклубился пар. Семь раз окунал бог-кузнец раскаленного ребенка в воду, и семь раз вода закипала.

Так Тлепш закалял ребенка, закалял до тех пор, пока тело его не превратилось в булат. Только бедра остались незакаленными, потому что они были схвачены клещами.

— Теперь бери своего булатного мальчика, — сказал Тлепш осчастливленной Сатаней…

…Так в доме Сатаней, рассказывают люди, появился ребенок по имени Сосруко — Сын Камня ».{7}

 

А вот осетинский вариант.

 

«На берегу широкой реки стирала Шатана белье. Глядела она, глядела на прозрачную воду реки и захотелось ей искупаться. Закончила она стирку, разделась и вошла в воду. А на другом берегу пас стадо молодой пастух. Красива была Шатана, сверкало на солнце ее белое тело. Увидел пастух Шатану, и такая страсть охватила его, что пошел он к ней через реку. Но владела Шатана тайной силой, направила она на себя реку, и вода скрыла ее. А пастух в изнеможении опустился на камень.

Шатана видела все это. Приметила она камень и стала считать дни. Когда пришло время, привела Шатана на берег реки небесного кузнеца Курдалагона и сказала ему:

— Поклянись, что никому не откроешь то, что я тебе поведаю. Поклялся Курдалагон, и тогда Шатана попросила его разбить своим тяжким молотом камень. Только раз ударил молотом Курдалагон, треснул камень — и вынули оттуда новорожденного младенца. Дала ему Шатана имя Сослана, что значит „из утробы камня рожденный“» .{8}

 

В этом ряду вайнахский вариант — самый лаконичный:

 

«Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень и, глядя на нее, пришел в возбуждение, отчего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Сеска-Солсы. Об этом знала святая женщина Села Сата; она пошла, разбила камень и взяла оттуда Сеска-Солсу».{9}

 

Несмотря на некоторые разночтения во второстепенных деталях, все национальные версии нартовских сказаний указывают на то, что «солнечный герой» чудесным образом рождается из камня . Причем, в кабардинском и осетинском{10} вариантах усиленно подчеркивается «огненная» природа героя. Рассмотрим пока взаимосвязь этих трех субстанций — солнца, камня и огня, так ярко проявляющую себя в едином образе «солнечного героя» в нартовском эпосе.

 

 

В самых разных частях планеты археологи обнаружили и продолжают обнаруживать огромное количество каменных орудий, предназначенных для труда, войны и охоты. Древние люди развернули целую каменную индустрию и нет никаких сомнений в том, что до появления и широкого применения в обиходе металлов, камень являлся главным и универсальным материалом, с помощью которого человек обеспечивал свою жизнь.

Когда мы говорим «камень» применительно к материалу, из которого древние люди изготовляли свои орудия, следует сказать, что речь идет преимущественно о кремне. Кремень — это очень твердый, но ломкий камень, встречающийся повсеместно в меловых и известняковых отложениях. По своему химическому составу он является кварцем с микрокристаллической структурой. Это значит, что кремень можно раскалывать в любом направлении и придавать ему желательную форму, что и обусловило его широкое использование.

У кремня есть еще одно характерное свойство, менее присущее другим породам минералов — при ударе по нему твердым предметом, скажем, тем же камнем, высекается яркий сноп искр. Именно из-за этого своего свойства кремень до сих пор используется в зажигалках. И за сотни тысячелетий «каменного века» люди, конечно же, не могли не научиться зажигать огонь с помощью кремня — ведь они постоянно ударяли по нему, производя свои рубила, топоры и наконечники копий.

«Открытие того, — пишет специалист по культам, — что ударом камней друг о друга можно получить огонь, привело к почитанию камня. Но новые горизонты, связанные с использованием огня, породили культ огня через культ камня. Темный, холодный Отец, камень, порождает из себя яркое сияние — Сына, и новорожденное пламя, замещая своего родителя, становится наиболее впечатляющим и таинственным из всех религиозно-философских символов, прошедших через века и доживших до наших дней».{11}

Вспомним, что и в нартовских сюжетах, которые мы приводили выше, ребенок, появившийся из камня, имеет черты огня. В кабардинском варианте про камень и про ребенка, извлеченного из него кузнецом Тлепшом, говорится в обрамлении таких описательных эпитетов: «горячий»; «раскаляющийся»; «пылающий огнем»; «огненный камень»; «пылающий камень»; «пылающий ребенок»; «прожигающий» и т.д. Эпизод закалки Сослана в осетинском эпосе столь же характерен — «пламенеющие угли», «раскаленный Сослан» и т.п.{12} К новорожденным героям применена вся гамма признаков, которые только возможны при описании огня, пламени. И тут же, в самих сказаниях, дается этимология их имен, совпадающая по смыслу: Сосруко — «Сын Камня» и Сослан — «из утробы камня рожденный». Иными словами, перед нами образ огня, появившегося из камня .

Культ огня, обожествление огня… Чеченский язык сохранил в себе отпечаток зарождения этого древнейшего культа. «Алу» по-чеченски «огонь». «Эла» (в диалектах «алу», «аьли» и т.д.) — «владыка», «повелитель», «господин». «Повелитель — Огонь», «Господин — Огонь», «Владыка-Огонь». Это — Иблис (Сатана), созданный Всевышним из огня. Ему удалось внушить людям, что он есть божество и повернуть их поклонение от Аллаха к себе. Святой Коран подтверждает, как мы полагаем, что замена объекта поклонения предшествовало искажению сознания людей:

 

«Он (Иблис) сказал (Аллаху): „За то, что Ты сбил меня, я засяду против них (людей) в Твоем прямом пути .

Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными“».

(Сура «Преграды», аяты 16–17)

 

Когда произошло это глобальное искажение истины? Мы не знаем. Мы можем лишь догадываться, что произошло это в глубочайшую древность.

 

 

У «огня земного» — пламени, есть аналог — «небесный огонь», то есть Солнце. Связь «огня небесного» и «огня земного» глубоко подчеркнута в древних религиях и мифологиях и вполне обоснованна логикой восприятия. Н. К. Рерих, со свойственной ему мистической аллегоричностью, так передает связь Солнца с земным огнем: «Дух Земли, вращающий и охраняющий наш земной шар, сказал Духу Солнца: „Владыка Лика Блистающего, дом мой пуст… Пошли сынов твоих населить Землю!“ Сказал Дух Солнца, Владыка Лика Блистающего: „Я пошлю тебе огонь…“» .{13} Огонь здесь как бы «сын Солнца», спустившийся на землю.

Трудно перечислить все качества Солнца, которые делали дневное светило в глазах наших предков достойным поклонения и обожествления. Во всей видимой вселенной ничто не могло сравниться с Солнцем по глубине впечатлений, производимых на человеческие умы. От Солнца нисходит животворное тепло, необходимое для существования людей, животных и растений. С Солнцем связана извечная смена дня и ночи, природных циклов и времен года. Все сущее на земле подчиняется Солнцу, сообразуетсяч; ним и обретает бытие благодаря ему. Солнце — олицетворение чистоты, эманация Света, антитеза Тьмы, увядания, смерти. «Поклонение солнцу, — отмечает М. Холл, — было одной из самых ранних и наиболее естественной формой религиозного проявления». {14}

Изыскания археологов подтверждают это мнение. Поклонение Солнцу, как древнейшая форма религии, выявляется даже среди неандертальцев, которые хоронили своих умерших сородичей головами в сторону востока.{15} Иногда могилы неандертальцев оказывались забросанными охапками цветов, а трупы окрашены красной охрой, символизирующей огонь, кровь, жизнь. Сам факт, что неандертальцы хоронили соплеменников, соблюдая при этом какие-то ритуалы, свидетельствует о вере в загробную жизнь, а такая вера не могла быть безмолвной; она должна была сопровождаться описаниями «пути в страну мертвых», различных аспектов «загробного существования» и т.д. — без «описательной стороны» любой культ бессмысленен и, более того, невозможен. Следовательно, у неандертальцев должно было существовать что-то наподобие мифологии , которая есть словесное объяснение ритуалов и обрядов.

С эпохи ориньяк (30–18 тысяч лет назад), когда землю уже заселяли люди современного типа, кроманьонцы, древний похоронный обряд дополняется полной или частичной кремацией (сжиганием трупов), наряду с которой существовали и погребения «в камне» — то есть трупы или обкладывались камнями, или для них вырубались чашевидные ямы в скале.{16} Захоронения в недрах скал по времени намного древнее кремации, но «моложе» погребений с ориентацией на восток, в сторону восходящего Солнца.{17}

Подытоживая, можно сказать, что самые древние из известных нам типов погребений, относящихся к доисторическим временам, свидетельствуют о знакомстве первобытных людей с тремя интересующими нас символами религии — Солнцем, Камнем и Огнем .

 

 

Очень важно отметить одно обстоятельство, связанное с восприятием древним человеком огня и его свойств. Огонь имеет двойственную природу , которая с равной полнотой охватывает две глобальные мировые антитезы — Добро и Зло . Огонь обогревает, но он же может сжечь, испепелить; от огня можно получить приятные после холода ощущения тепла, но при малейшей неосторожности огонь приносит ожог, нестерпимую боль; огонь сверкает в ночи прекрасным, живым цветком, даруя свет, но после него остается гарь, копоть чернее самой черной мглы. И все эти четко разграниченные и противоположные друг другу качества уживаются в одном «существе» — рождаемом из камня пламени.

Поклонение единой живой сущности, которая настолько же привержена добру, насколько и злу, настолько же бог, насколько и дьявол — это и есть культ Верховного Существа . Следует особо подчеркнуть, что в культе Верховного Существа добро и зло, бог и дьявол, живут нерасторжимо, в виде одного, единого существа. Огонь ли и Солнце породили этот древний культ, или просто были восприняты как его символы? На это столь же трудно ответить как и на вопрос, когда и где впервые зародилась религия Верховного Существа. Известно одно — в эпоху цивилизаций мы застаем эту религию везде, где обитает человек.

Н. К. Рерих писал:

 

«Символ является единственной формой, при помощи которой можно было подойти к идее той сущности Космоса, которая, будучи невыразима, проникает все. Таким образом символ Солнца был одним из первых воспринят и понят. Культ Огня и культ Солнца прославлялся в великолепных храмах… Диск Солнца являлся единственной эмблемой, достойной изобразить голову Божества, и это изображение находилось в каждом храме».{18}

 

 

 

Прежде чем вести речь о Верховном (Высшем) Существе, необходимо посмотреть, дают ли мифы и сказания различных народов подтверждение наметившейся связи между тремя важнейшими символами религии «богодьявола» — Солнцем, Камнем и Огнем. Эта связь, как мы могли убедиться, довольно отчетливо проступает в нартовском эпосе, в мотиве рождения «солнечного героя» из камня в виде «пылающего», «огненного» ребенка. Обратимся к мифам других народов.

У индейцев племени сиу в Северной Америке в качестве божеств, воплощающих мистическую животворную силу, почитались Камень (Иньян) и Солнце (Ви). У тех же сиу крылатые духи вак-иньян олицетворяли собой как огонь (вак), так и камень (иньян).

В древнеарабской мифологии (государство Набатея) бог солнца Аарра с прозвищем «душара» («владетель Шары», где Шара — округа столицы Набатеи — города Петры) рождается девой-камнем .

В китайской мифологии бог солнца Дун-Цзюнь (или его воплощение Дун-Вангун), белокурый красавец, мчащийся по небу в колеснице, запряженной конями, живет, как многозначительно подчеркивается в сказаниях о нем, в каменном доме, что семантически равнозначно камню .

В древнейшем корейском мифе Солнце рождается из скалы , с которой сочетался морской дракон.

В мифах меланезийцев островов Банкс и Новые Гебриды культурный герой, давший людям огонь , рождается матерью-камнем .

В мифах минахасов (Западная Индонезия) мать солнечного бога Тоара Лумимуут рождается из «большого камня , стоявшего посреди пустынной земли».

В мифах Кечуа сын солнца , и божественный первопредок правителей инков Манко Капак появляется на земле из каменной пещеры (каменная пещера, каменная гора, скала — мифологические вариации единого образа Камня ).

В мифах Океании герой Мауи, установивший ход светил, повелевающий солнцем и подаривший людям огонь , появляется от духа через камень и живет в каменной пещере.

В мифах армян Михр (Мгер), чье имя восходит к Митре — бог небесного света и солнца . После целого ряда земных подвигов добровольно заточает себя внутри скалы , где и пребывает при пламени негасимой свечи. Здесь налицо мотив возвращения Михра (солнца) в материнское лоно (скалу, камень).

В мифах микронезийцев островов Гилберта фигурирует На-Реау («господин паук») пребывающий в камне.Он приказывает своему внуку сотворить солнце.

В мифах меланезийцев бог-демиург (творец) Нденгеи, создавший светилаи разделивший время на сутки, рождается из камня.

В античной Греции символом и олицетворением солнечного богаАполлона считался священный каменьОмфал, находившийся в Дельфах, в святилище этого бога.

В мифах монгольских народов божество огняОтхан-Галахан порождается Отцом-Железом и Матерью-Камнем. В данном случае бросается в глаза несомненная и прозрачная связь мифа с технологией высекания огня из камня с помощью железа.

В мифах микронезийцев Каролинских и Маршалловых островов небесный дух Пелюлоп магической силой раскаляет камень,разрывает его на части и создает из его кусков солнце, луну, звезды.

В мифах бурят божество огняносит имя Сахядай-нойон. Это имя является производным от глагола «сахиха», передающего действие при высекании огня из камня.

В японской мифологии богиня солнцаАматэрасу при оскорблении прячется глубоко в каменнуюпещеру.

В мифах меланезийцев островов Новые Гебриды культурный герой Тагаро, давший людям огонь , появляется из расколовшегося камня .

В мифах индейцев кайова центральный персонаж Пляски Солнца Тай-ме изображался в виде камня или каменного человека.

В мифах микронезийцев острова Палау культурный герой Тмелогод, давший людям огонь , рождается из камня .

В мифах чибча-муисков Фомагата («чужой огненосный бог») считается сыном или потомком солнца и обладает способностью превращать людей в камни .

В мифах сибирских народов (нанайцев, орочей, ороков, ульчей, удэгейцев) Хадау является мужем богини солнца и распоряжается огнем , который он подарил людям. В камне (или в каменной люльке) совместно с супругой нянчит души шаманов.

В мифах монгольских народов грозный бог Хан-Харангуй, муж девы-солнца , рождается из расколовшегося камня и считается свирепым воплощением пламени .

В армянской мифологии персонифицированный огонь — Хур высекается из камня самим Сатаной.

В мифах ойратов рассказывается о персонаже по имени Цогтайхан, который, в качестве выкупа за свою жизнь, открыл демону секрет извлечения огня из камня .

В мифах южноамериканских муисков бог солнца Бочика превращает орла (свою «животную» ипостась) в скалу .

В мифах микронезийцев Маршалловых островов у культурного героя Эдао, добывшего людям огонь, есть «двойник», «замена для духов» — камень .

 

 

Приведенные примеры показывают, что связь солнца или огня с камнем отчетливо присутствует и подчеркивается у самых разных племен и народов во многих частях света. Уже было отмечено, что в основе мифологизации этой связи лежит древняя технология добычи огня ударом об камень. Что касается связи с камнем солнца, то здесь, очевидно, лежит логическая предпосылка, воспринимающая дневное светило как небесный аналог земного огня, имеющий с последним общую природу. В сущности, так оно и есть — солнце представляет собой громадный шар огня, вокруг которого вращается наша планета.

Ниже мы приводим некоторые религиозные и мифологические данные о «родстве» небесного Солнца и земного Огня.

В осетинской мифологии божество огня носит имя Артхурон, что в буквальном смысле означает «огонь солнцевич», или «огонь сын солнца ».

В иранской мифологии Ахурамазда, чьим видимым проявлением, «телом», считается огонь , воспринимается не как сын, а как отец солнца (бога Митры).

В аккадской мифологии бог огня Ишум считается братом солнечного бога Шамаша.

В мифах американских тлинкитов и других племен побережья Тихого Океана культурный герой Йель, «великий ворон», похищает огонь у божества (вождя) солнца . Здесь, как мы видим, земной огонь воспринимается как частица солнца, то есть подчеркнута их одинаковая природа.

Индо-иранский мифический первопредок человечества Йима (Йама), разжегший на земле первый огонь , представлен как сын солнца .

Мексиканские индейцы (тараски и др.) вообще рассматривали огонь и солнце как единую стихию, которую «обслуживает» бог Куракавери — покровитель и солнца, и огня.

Точно так же и у славян в солярных мифах и обрядах общим олицетворением солнца и огня считался Купала.

У микронезийцев островов Гилберта «небесный дух» Мбуэ отнимает огонь для людей у своего отца — Солнца .

Монгольские народы в мифах о грозном боге Очирвани рассказывают, что этот последний с помощью молнии («очир») забросил земной огонь на небо и так появилось Солнце . Следовательно, монголам представлялось, что Солнце является «сыном» земного огня.

Восточно-славянский бог огня Сварог является в мифах отцом солнечного Дажьбога.

В зороастризме единый Космический Огонь подразделяется на пять видов: Берсизава («небесный огонь» — Солнце), Вохуфрйана («огонь, одушевляющий животных и человека»), Урвазишта («огонь, пребывающий в дереве»), Визишта (молния) и Спеништа («земной огонь»). Все эти виды огня суть один Огонь.

Кельтский бог грома Таранис являлся одновременно богом Солнца и Огня .

Верховный бог алтайцев и шорцев Ульгень, будучи громовержцем, так же, как и кельтский бог Таранис, владычествовал над Солнцем и Огнем.

В китайской мифологии бог Янь-ди, будучи богом Солнца , одновременно является и «повелителем пламени» .

Как легко убедиться на перечисленных примерах, везде солнце и огонь взаимосвязаны и их «родство» с Камнем обусловлено их мифологическим «родством» между собой. Поэтому нартовские сюжеты о рождении «солнечного героя» из камня в виде огня или «огненного младенца» органически укладываются в общую мифологическую канву, выявляемую у многих этнических сообществ земли.

 

 

Служителей языческих культов принято называть жрецами. Сходные функции выполняли и до сих пор выполняют также шаманы и колдуны у различных племен Сибири, Америки, Африки, Океании и Австралии. Все эти люди (жрецы, шаманы, колдуны) являлись и являются в глазах простых соплеменников посредниками между богами (духами) и верующими. Это — объединяющий их признак.

Одно из обозначений вайнахских языческих жрецов — цIен стаг («человек огня» ). Это название можно перевести и как «чистый человек», ибо для солнце — и огнепоклонников огонь (солнце) символ наибольшей чистоты. Недаром у вайнахов до сих пор бытует выражение «малх санн цIен» («чистый как солнце»).

«Людьми огня» называли не только древних вайнахских жрецов. Из обилия типологических примеров отметим несколько.

Атхарваны в древней Индии и атарваны в древнеиранской традиции являлись первоначально специализированными жрецами, ведающими жертвенным огнем. Позднее атхарванами (атарванами) стали называть всех жрецов вообще. В основе этого названия, как и у вайнахов, лежит понятие «огонь» (атар).

В иранской мифологии вплоть до пехлевийской эпохи идеальным прототипом жреческого сословия считался бог огня и отец бога солнца Ахурамазда, то есть лишний раз подчеркивалась изначальная связь жречества с культом огня.

Уже упомянутый нами Фомагата («чужой огненосный бог») стал первым жрецом бога солнца Суэ у чибча-муисков. Опять мы наблюдаем связь зарождающегося жречества с огнем и, конечно же, с солнцем.

В мифах фон (Африка) Легба, младший сын солнца , стал основателем магии и колдовства и, соответственно, первым колдуном.

У многих сибирских народов шаманы считались выпестованными в каменной люльке богини солнца Мамельди и бога огня , ее мужа, Хадау.{19} То есть, в Сибири шаманы считались как бы «духовными детьми» солнца и огня, а мотив люльки указывает на изначальность этого восприятия.

Пока ограничимся этими примерами, которых достаточно для обоснования важного вывода о том, что само зарождение жреческого (шаманского) сословия многие мифологии связывают непосредственно с культом огня или солнца .

 

 

Можно подвести некоторые итоги, вытекающие из приведенных выше сопоставлений. Они заключаются в том, что древнейшей формой религии, которая выявляется еще у неандертальцев, стало поклонение солнцу и огню. Технология добычи огня из камня, а также «природная» связь огня с солнцем привели к тому, что символами этой древнейшей религии и объектами поклонения стали Солнце, Огонь и Камень.

Первые жрецы, колдуны и шаманы, как отмечается во многих мифах, выполняли функции «хранителей огня», «людей огня». Естественно, в сферу их жреческих функций включалось и обслуживание культа солнца.

Нартовские сюжеты вайнахов, как и этимология вайнахского понятия жрец («человек огня») укладываются в характерные рамки этой религии.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.