Принцип относительности ПДК. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
(слайд №50 (№28 из презентации к лекции «Гигиеническое нормирование» - Гигиена 1)
Любой утвержденный гигиенический норматив не является абсолютной истиной. Если новые научные данные, полученные с использованием более чувствительных методов, свидетельствуют о понижении порога вредного действия или эпидемиологические наблюдения за состоянием здоровья населения, подвергающегося воздействию фактора на уровне норматива, свидетельствуют о его неблагоприятном влиянии, то может возникнуть вопрос о пересмотре ПДК. Выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и возможными изменениями состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики. (слайд 51) Гигиеническая диагностика — это система мышления и действий, имеющих целью исследование состояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между состоянием среды и здоровьем (Г.И. Сидоренко, М.П. Захарченко, В.Г. Маймулов, Е.Н. Кутепов). Современная гигиеническая диагностика включает в себя: ■ гигиеническую диагностику состояния окружающей среды, корректную оценку уровней экспозиции, т. е. частоты, интенсивности и продолжительности воздействия факторов окружающей среды на отдельного человека или исследуемую популяцию; ■ диагностику состояния здоровья популяций, ее отдельных подгрупп, включая суперчувствительные подгруппы, а также конкретных людей; ■ комплексную гигиеническую диагностику объективной, убедительной связи между уровнями воздействия разнообразных факторов и состоянием здоровья человека, установление вклада факторов среды в этиологию нарушений состояния здоровья популяции, различных ее подгрупп и отдельных людей. При проведении гигиенической диагностики используется обширный арсенал разнообразных (демографических, статистических, эпидемиологических, клинических, экспериментальных и др.) методов исследований. Итак, коллеги! Конец XX века характеризовался нарастающим негативным влиянием среды обитания на демографические показатели и состояние здоровья различных групп населения. Высокая антропогенная нагрузка территорий в сочетании с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в России создают реальную угрозу широкого распространения заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей среды, особенно в крупных промышленных центрах и урбанизированных регионах. Государственная политика в области здравоохранения в последние годы характеризуется признанием необходимости укрепления здоровья населения как главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны (Онишенко ГГ., Самошкин В.П., 2000) В связи с этим перед государственной санитарно-эпидемиологической службой страны возникла необходимость создания единой государственной информационной системы оценки, анализа и определения тенденций развития санитарно-эпидемиологической ситуации в целях оптимизации и обоснования управленческих решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения на федеральном, региональном и местном уровнях. (слайд№52) С целью динамического слежения за совокупностью факторов, способных влиять на здоровье человека, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.94 № 1146 на территории России введен социально-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, его оценку и прогнозирование, а также действий, направленных на предупреждение, выявление, устранение или уменьшение влияния вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения. Данная система функционирует на федеральном, региональном (республика, край, область, автономный округ, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург) и местном (город, район) уровнях и состоит из соответствующих информационных подсистем: ■ системы Госсанэпиднадзора, обеспечивающей получение данных о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; ■ единой государственной автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой; ■ единой государственной системы экологического мониторинга, в рамках которой осуществляется наблюдение за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, качеством различных объектов окружающей среды; ■ всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы и получаемых им данных о состоянии охраны и условий труда; ■ системы государственного учета и статистики; ■ санэпиднадзора за условиями, структурой и качеством питания населения, водоснабжения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды; ■ системы мониторинга состояния здоровья и физического развития населения, в рамках которой осуществляется наблюдение за смертностью, рождаемостью, средней продолжительностью предстоящей жизни, заболеваемостью, инвалидностью и уровнем физического развития населения (слайд№53) На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ), который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Проведение мониторинга обеспечивает: 1. установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку; 2. прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека; 3. определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения; 4. разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5. информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.
Обострившиеся в конце XX века проблемы охраны окружающей среды и здоровья человека, настоятельная потребность создания эффективных способов обоснования и выбора управленческих решений для их преодолений послужили причиной возникновения современной методологии анализа риска. Риск как вероятность нежелательных событий является неотъемлемым компонентом жизни любого человека, который в своей повседневной жизни сталкивается с очень большим числом разнообразных факторов риска, часть из которых является добровольными, а часть – вынужденными. В общем понимании риск- это вероятность возникновения какого-либо события с предсказуемыми последствиями за определенный промежуток времени. Методологии анализа риска в настоящее время широко используются во многих сферах деятельности человека. Применительно к области нашей с Вами профессиональной деятельности риск определяется как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. (слайд №54) ( ( слайд №55) Оценка риска для здоровья человека – это количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека при специфических условиях воздействия. Исходя из сути термина «риск», необходимо отметить две особенности. Во-первых, речь идет именно о возможной, потенциальной опасности причинения вреда, а не о его реализации. Bo-вторых, «риск» подразумевает количественную оценку возможной опасности, а не только ее констатацию. В количественном отношении риск выражается в величинах, колеблющихся от 0 (уверенность в том, что вред не будет иметь место) до 1 (уверенность в том, что вред будет нанесен всем). Важность оценки риска для выявления приоритетных государственных и региональных проблем охраны окружающей среды и здоровья населения подчеркнута в Декларациях Второй и Третьей европейских конференций по окружающей среде и охране здоровья (Хельсинки, 1994, Лондон, 1999). Сегодня необходимость использования новейших данных по оценке риска здоровью является одним из важнейших условий выполнения международных соглашений и Конвенций. Методология оценки риска широко используется международными организациями (Всемирной организацией здравоохранения, Международной программой по химической безопасности, Европейским Союзом и т.д.) для установления показателей качества атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевых продуктов, оценке ущербов здоровью от загрязнения воздуха автотранспортом, энергетическими предприятиями, характеристике безопасности различных потребительских товаров. В рекомендациях Парламентских слушаний на тему: «Воздуxo-охранная деятельность: трансграничный, федеральный и региональный аспекты» от 20 ноября 2001 г., в частности, предложено рассмотреть вопрос о признании обязательности проведения работ по оценке риска здоровью перед любым проектированием и строительством объектов, влияющих на среду обитания населения, при обосновании и составлении программ оздоровления окружающей среды. Главным государственным санитарным врачом РФ были утверждены «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки риска» (Р 2.2.1766-03), «Руководство по опенке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10.1920-04). Применение методологии оценки риска здоровью в качестве инструмента социально-гигиенического мониторинга, санитарно-эпидемиологической экспертизы и обоснования эффективных управленческих решений позволяет: • разрабатывать механизмы и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска; • получать количественные характеристики ущерба здоровью от воздействия вредных факторов среды обитания человека; • сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффектов воздействия факторы среды обитания человека; • устанавливать границы вариабельности величин риска и неопределенностей, связанных с ограниченностью исходных данных или с нерешенностью научных проблем; • идентифицировать в конкретных условиях как наиболее подверженные неблагоприятному воздействию, так и наиболее чувствительные и ранимые подгруппы населения; • определять приоритеты экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на территориальном и, особенно, местном уровнях; • выявлять наиболее критические области, где снижение уровня неопределенности приведет к наиболее достоверной оценке риска и тем самым обеспечит наилучшие способы его снижения; • качественно и количественно характеризовать уровни риска, которые сохранились после применения мер по его снижению; • корректировать планы проведения социально-гигиенического мониторинга с учетом приоритетных источников загрязнения среды обитания человека, приоритетных загрязненных сред и химических веществ, вносящих наибольший вклад в риск развития канцерогенных и не канцерогенных эффектов; • осуществлять отбор прямых и косвенных индикаторов уровней экспозиции, состояния здоровья и рисков для целей социально-гигиенического мониторинга, в том числе мониторинга экспозиций и рисков; • совершенствовать систему гигиенического нормирования и ее гармонизацию с признанными в мире принципами, критериями и методами установления безопасных уровней воздействия химических веществ. Методология оценка риска наиболее апробирована при воздействии химического фактора. (слайд 56) Теперь в нескольких словах остановимся на самой методологии оценки риска. Риск для здоровья человека, связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях: 1. существование источника риска (токсичного вещества в окружающей среде или продуктах питания, либо предприятия по выпуску продукции, содержащей такие вещества, либо технологического процесса и т.д.); 2. присутствие данного источника риска в определенной, вредной для здоровья человека дозе или концентрации; 3. подверженность человека воздействию упомянутой дозы токсичного вещества. Процедура оценки риска для здоровья населения предусматривает четыре взаимосвязанных этапа: 1). идентификация опасности, 2). оценка зависимости «доза-ответ», 3). оценка экспозиции, 4). характеристика риска. (слайд №57 с рисунком)
При проведении идентификации опасности оценивается полнота и достоверность представленных данных об уровнях загрязнения объектов окружающей среды, определяются задачи по дополнительному, если это необходимо, сбору информации о фактических и (или) моделируемых концентрациях химических веществ. Выявляются потенциально вредные вещества и источники их поступления в окружающую среду, оценивается связь между этими веществами и вызываемыми ими нарушениями состояния здоровья человека при анализируемых путях поступления в организм (при дыхании, с водой, пищей и др.) Основной задачей этого этапа является выбор приоритетных химических веществ, изучение которых позволяет с достаточной надежностью охарактеризовать уровни риска нарушений состояния здоровья и источники его возникновения. На этапе идентификации уточняются цели и задачи оценки риска, окончательно формируется план проведения последующих исследований, определяются границы оценки риска и область применения полученных результатов. Таким образом, идентификация опасности является не только начальным, но и ключевым этапом оценки риска, определяющим целесообразность проведения дальнейших исследований. При проведении оценки зависимости «доза-ответ» выявляются количественные связи между показателями состояния здоровья и уровнями экспозиции. Целью данного этапа является обобщение и анализ всех имеющихся данных о гигиенических нормативах, безопасных уровнях воздействия (референтных дозах и концентрациях), критических органах и системах и вредных эффектов, а также оценка применимости этих данных для решения задач, поставленных в проекте по оценке риска. (слайд №58 (№10 из презентации к лекции по СГМ (Гигиена 1, слайды к Л. По СГМ))
Оценка экспозиции представляет собой один из самых важных и наиболее точный из всех четырех этапов исследования риска. В процессе оценки экспозиции устанавливается количество вещества, поступающего в организм разными путями (при дыхании, перорально и т.д.) в результате контакта с различными объектами окружающей среды (воздух, вода, почва, продукты питания), дается характеристика территории и состояния здоровья населения, проживающего на ней. (прокомментировать слайд). (слайд№59)
Характеристика риска объединяет данные, полученные на предыдущих этапах с целью количественной и качественной оценки риска (канцерогенных и неканцерогенных эффектов), выявления и оценки сравнительной значимости существующих проблем для здоровья населения. На этом этапе осуществляется рассмотрение всех предположений, научных гипотез и неопределенностей, которые способны исказить результаты анализа риска и конечные выводы. В процессе характеристики рисков используется величина условно принимаемого приемлемого риска – вероятность наступления события, негативные последствия которого настолько незначительны, что ради получаемой выгоды от фактора риска человек или группа людей, или общество в целом готовы пойти на этот риск. Оценка риска является одной из основ принятия решения по профилактике неблагоприятного воздействия экологических факторов на здоровье населения, а не самим решением в готовом виде, т.е. представляет собой необходимое, но недостаточное условие для принятия решений. Другие необходимые для этого условия – анализ не рисковых факторов, сопоставление их с характеристиками риска и установление между ними соответствующих пропорций (пропорций контроля) – входят в процедуру управления риском. (слайд№60) Решения, принимаемые на такой основе, не являются ни чисто хозяйственными, ориентирующимися только на экономическую выгоду, ни чисто медико-экологическими, преследующими цель устранения даже минимального риска для здоровья человека или стабильности экосистемы без учета затрат. Другими словами, сопоставление медико-экологических (или социально-экологических) и технико-экономических факторов дает основу для ответа на вопрос о степени приемлемости риска и необходимости принятия регулирующего решения, ограничивающего или запрещающего использование того или иного конкретного вещества.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|