Здавалка
Главная | Обратная связь

Принцип относительности ПДК.



(слайд №50 (№28 из презентации к лекции «Гигиеническое нормирование» - Гигиена 1)

Любой утвержденный гигиенический норматив не является абсолютной истиной. Если новые научные данные, полученные с использованием более чувствительных методов, свидетельствуют о понижении порога вредного действия или эпидемиологические наблюдения за состоянием здоровья населения, подвергающегося воздействию фактора на уровне норматива, свидетельствуют о его неблагоприятном влиянии, то может возникнуть вопрос о пересмотре ПДК.

Выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и возможными изменениями состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики.

(слайд 51) Гигиеническая диагнос­тика — это система мышления и действий, имеющих целью исследование со­стояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между состоянием среды и здоровьем (Г.И. Сидо­ренко, М.П. Захарченко, В.Г. Маймулов, Е.Н. Кутепов).

Современная гигиеническая диагностика включает в себя:

■ гигиеническую диагностику состояния окружающей среды, корректную оценку уровней экспозиции, т. е. частоты, интенсивности и продолжи­тельности воздействия факторов окружающей среды на отдельного чело­века или исследуемую популяцию;

■ диагностику состояния здоровья популяций, ее отдельных подгрупп, вклю­чая суперчувствительные подгруппы, а также конкретных людей;

■ комплексную гигиеническую диагностику объективной, убедительной связи между уровнями воздействия разнообразных факторов и состоянием здо­ровья человека, установление вклада факторов среды в этиологию нару­шений состояния здоровья популяции, различных ее подгрупп и отдель­ных людей.

При проведении гигиенической диагностики используется обширный арсенал разнообразных (демографических, статистических, эпидемиологических, клини­ческих, экспериментальных и др.) методов исследований.

Итак, коллеги!

Конец XX века характеризовался нарастающим негативным влияни­ем среды обитания на демографические показатели и состояние здоровья различных групп населения. Высокая антропогенная нагрузка террито­рий в сочетании с неблагоприятной социально-экономической ситуаци­ей в России создают реальную угрозу широкого распространения заболе­ваний, обусловленных загрязнением окружающей среды, особенно в крупных промышленных центрах и урбанизированных регионах. Госу­дарственная политика в области здравоохранения в последние годы хара­ктеризуется признанием необходимости укрепления здоровья населения как главного фактора экономического роста и обеспечения националь­ной безопасности страны (Онишенко ГГ., Самошкин В.П., 2000)

В связи с этим перед государственной санитарно-эпидемиологиче­ской службой страны возникла необходимость создания единой госу­дарственной информационной системы оценки, анализа и определения тенденций развития санитарно-эпидемиологической ситуации в целях оптимизации и обоснования управленческих решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения на федеральном, региональ­ном и местном уровнях.

(слайд№52) С целью динамического слежения за совокупностью факторов, способ­ных влиять на здоровье человека, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.94 № 1146 на территории России введен социально-гигие­нический мониторинг, представляющий собой систему организационных, со­циальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за санитарно-эпидемиологичес­ким благополучием населения, его оценку и прогнозирование, а также дей­ствий, направленных на предупреждение, выявление, устранение или умень­шение влияния вредных факторов среды обитания человека на здоровье насе­ления.

Данная система функционирует на федеральном, региональном (республика, край, область, автономный округ, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург) и местном (город, район) уровнях и состоит из соответствующих информационных подсистем:

■ системы Госсанэпиднадзора, обеспечивающей получение данных о сани­тарно-эпидемиологическом благополучии населения;

■ единой государственной автоматизированной системы контроля за радиа­ционной обстановкой;

■ единой государственной системы экологического мониторинга, в рамках которой осуществляется наблюдение за природно-климатическими фак­торами, источниками антропогенного воздействия на окружающую при­родную среду, качеством различных объектов окружающей среды;

■ всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы и получаемых им данных о состоянии охраны и условий труда;

■ системы государственного учета и статистики;

■ санэпиднадзора за условиями, структурой и качеством питания населе­ния, водоснабжения, безопасностью для здоровья человека продовольствен­ного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды;

системы мониторинга состояния здоровья и физического развития населе­ния, в рамках которой осуществляется наблюдение за смертностью, рож­даемостью, средней продолжительностью предстоящей жизни, заболевае­мостью, инвалидностью и уровнем физического развития населения

(слайд№53)

На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ), который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Проведение мониторинга обеспечивает:

1. установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

2. прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

3. определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

4. разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5. информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

 

Обострившиеся в конце XX века проблемы охраны окружающей среды и здоровья человека, настоятельная потребность создания эффек­тивных способов обоснования и выбора управленческих решений для их преодолений послужили причиной возникновения современной ме­тодологии анализа риска.

Риск как вероятность нежелательных событий является неотъемле­мым компонентом жизни любого человека, который в своей повседневной жизни сталкивается с очень большим числом разнообразных факторов риска, часть из которых является добровольными, а часть – вынужденными. В общем понимании риск- это вероятность возникновения какого-либо события с предсказуемыми последствиями за определенный промежуток времени.

Методологии анализа риска в настоящее время широко используются во многих сферах деятельности человека. Применительно к области нашей с Вами профессиональной деятельности риск определяется как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граж­дан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу окружающей среде, жизни или здоро­вью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

(слайд №54)

(

( слайд №55)

Оценка риска для здоровья человека – это количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека при специфических условиях воздействия.

Исходя из сути термина «риск», необходимо отметить две особенно­сти. Во-первых, речь идет именно о возможной, потенциальной опасно­сти причинения вреда, а не о его реализации. Bo-вторых, «риск» подразумевает количественную оценку возможной опасности, а не только ее констатацию. В количественном отношении риск выражается в величинах, колеблющихся от 0 (уверенность в том, что вред не будет иметь место) до 1 (уверенность в том, что вред будет нанесен всем).

Важность оценки риска для выявления приоритетных государствен­ных и региональных проблем охраны окружающей среды и здоровья на­селения подчеркнута в Декларациях Второй и Третьей европейских кон­ференций по окружающей среде и охране здоровья (Хельсинки, 1994, Лондон, 1999). Сегодня необходимость использования новейших дан­ных по оценке риска здоровью является одним из важнейших условий выполнения международных соглашений и Конвенций. Методология оценки риска широко используется международными организациями (Всемирной организацией здравоохранения, Международной програм­мой по химической безопасности, Европейским Союзом и т.д.) для уста­новления показателей качества атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевых продуктов, оценке ущербов здоровью от загрязнения воздуха автотранспортом, энергетическими предприятиями, характеристике безопасности различных потребительских товаров.

В рекомендациях Парламентских слушаний на тему: «Воздуxo-охранная деятельность: трансграничный, федеральный и ре­гиональный аспекты» от 20 ноября 2001 г., в частности, предложено рассмотреть вопрос о признании обяза­тельности проведения работ по оценке риска здоровью перед любым проектированием и строительством объектов, влияющих на среду обитания населения, при обосновании и составлении программ оз­доровления окружающей среды. Главным государственным санитар­ным врачом РФ были утверждены «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-ме­тодические основы, принципы и критерии оценки риска» (Р 2.2.1766-03), «Руководство по опенке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10.1920-04).

Применение методологии оценки риска здоровью в качестве инстру­мента социально-гигиенического мониторинга, санитарно-эпидемио­логической экспертизы и обоснования эффективных управленческих решений позволяет:

• разрабатывать механизмы и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;

• получать количественные характеристики ущерба здоровью от воз­действия вредных факторов среды обитания человека;

• сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффектов воздействия факторы среды обитания человека;

• устанавливать границы вариабельности величин риска и неопреде­ленностей, связанных с ограниченностью исходных данных или с нере­шенностью научных проблем;

• идентифицировать в конкретных условиях как наиболее подвер­женные неблагоприятному воздействию, так и наиболее чувствитель­ные и ранимые подгруппы населения;

• определять приоритеты экологической политики и политики в об­ласти охраны здоровья населения на территориальном и, особенно, ме­стном уровнях;

• выявлять наиболее критические области, где снижение уровня не­определенности приведет к наиболее достоверной оценке риска и тем самым обеспечит наилучшие способы его снижения;

• качественно и количественно характеризовать уровни риска, кото­рые сохранились после применения мер по его снижению;

• корректировать планы проведения социально-гигиенического мо­ниторинга с учетом приоритетных источников загрязнения среды оби­тания человека, приоритетных загрязненных сред и химических ве­ществ, вносящих наибольший вклад в риск развития канцерогенных и не канцерогенных эффектов;

• осуществлять отбор прямых и косвенных индикаторов уровней экс­позиции, состояния здоровья и рисков для целей социально-гигиениче­ского мониторинга, в том числе мониторинга экспозиций и рисков;

• совершенствовать систему гигиенического нормирования и ее гар­монизацию с признанными в мире принципами, критериями и метода­ми установления безопасных уровней воздействия химических веществ.

Методология оценка риска наиболее апробирована при воздействии химического фактора.

(слайд 56) Теперь в нескольких словах остановимся на самой методологии оценки риска.

Риск для здоровья человека, связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

1. существование источника риска (токсичного вещества в окружающей среде или продуктах питания, либо предприятия по выпуску продукции, содержащей такие вещества, либо технологического процесса и т.д.);

2. присутствие данного источника риска в определенной, вредной для здоровья человека дозе или концентрации;

3. подверженность человека воздействию упомянутой дозы токсичного вещества.

Процедура оценки риска для здоровья населения предусматривает четыре взаимосвязанных этапа: 1). идентификация опасности, 2). оценка зависимости «доза-ответ», 3). оценка экспозиции, 4). характеристика риска.

 
 

(слайд №57 с рисунком)

 

При проведении идентификации опасности оценивается полнота и достоверность представленных данных об уровнях загрязнения объектов окружающей среды, определяются задачи по дополнительному, если это необходимо, сбору информации о фактических и (или) моделируемых концентрациях химических веществ. Выявляются потенциально вредные вещества и источники их поступления в окружающую среду, оценивается связь между этими веществами и вызываемыми ими нарушениями состояния здоровья человека при анализируемых путях поступления в организм (при дыхании, с водой, пищей и др.) Основной задачей этого этапа является выбор приоритетных химических веществ, изучение которых позволяет с достаточной надежностью охарактеризовать уровни риска нарушений состояния здоровья и источники его возникновения. На этапе идентификации уточняются цели и задачи оценки риска, окончательно формируется план проведения последующих исследований, определяются границы оценки риска и область применения полученных результатов. Таким образом, идентификация опасности является не только начальным, но и ключевым этапом оценки риска, определяющим целесообразность проведения дальнейших исследований.

При проведении оценки зависимости «доза-ответ» выявляются количественные связи между показателями состояния здоровья и уровнями экспозиции. Целью данного этапа является обобщение и анализ всех имеющихся данных о гигиенических нормативах, безопасных уровнях воздействия (референтных дозах и концентрациях), критических органах и системах и вредных эффектов, а также оценка применимости этих данных для решения задач, поставленных в проекте по оценке риска.

(слайд №58 (№10 из презентации к лекции по СГМ (Гигиена 1, слайды к Л. По СГМ))

Оценка экспозиции представляет собой один из самых важных и наиболее точный из всех четырех этапов исследования риска. В процессе оценки экспозиции устанавливается количество вещества, поступающего в организм разными путями (при дыхании, перорально и т.д.) в результате контакта с различными объектами окружающей среды (воздух, вода, почва, продукты питания), дается характеристика территории и состояния здоровья населения, проживающего на ней. (прокомментировать слайд).

(слайд№59)

Характеристика риска объединяет данные, полученные на предыдущих этапах с целью количественной и качественной оценки риска (канцерогенных и неканцерогенных эффектов), выявления и оценки сравнительной значимости существующих проблем для здоровья населения. На этом этапе осуществляется рассмотрение всех предположений, научных гипотез и неопределенностей, которые способны исказить результаты анализа риска и конечные выводы. В процессе характеристики рисков используется величина условно принимаемого приемлемого риска – вероятность наступления события, негативные последствия которого настолько незначительны, что ради получаемой выгоды от фактора риска человек или группа людей, или общество в целом готовы пойти на этот риск.

Оценка риска является одной из основ принятия решения по профилактике неблагоприятного воздействия экологических факторов на здоровье населения, а не самим решением в готовом виде, т.е. представляет собой необходимое, но недостаточное условие для принятия решений. Другие необходимые для этого условия – анализ не рисковых факторов, сопоставление их с характеристиками риска и установление между ними соответствующих пропорций (пропорций контроля) – входят в процедуру управления риском.

(слайд№60)

Решения, принимаемые на такой основе, не являются ни чисто хозяйственными, ориентирующимися только на экономическую выгоду, ни чисто медико-экологическими, преследующими цель устранения даже минимального риска для здоровья человека или стабильности экосистемы без учета затрат. Другими словами, сопоставление медико-экологических (или социально-экологических) и технико-экономических факторов дает основу для ответа на вопрос о степени приемлемости риска и необходимости принятия регулирующего решения, ограничивающего или запрещающего использование того или иного конкретного вещества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.