ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ, ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ И КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Всякое промышленное изделие обладает множеством характеристик, которые можно разделить на три большие группы: 1. Функциональные характеристики, определяющие технический уровень изделия и указывающие.насколько хорошо она выполняет те функции, для которых создано. 2. Эргономические показатели, раскрывающие степень удобства работы человека на нём. 3. Композиционные признаки, показывающие, степень эстетичности внешнего вида данного станка или машины. Задание. Установить показатели функциональности, удобства работы и эстетичности внешнего вида, указанного промышленного оборудования. На основании анализа этих показателей выявить недостатки, конструкции и предложить способы их устранения. Для выполнения работы необходимо собрать данные о работе станка в условиях производства, наблюдать за его работой и анализировать организацию рабочего места, атакже использовать справочные материалы. I. Функциональный анализ 1.1. Укажите, для чего создано данноеоборудование, какие конкретные функции оно выполняет, в каких цехах работает. 1.2. Приведите в табличной форме параметры станка (справочные данное): габариты, вес, год изготовления и завод-изготовитель. 1.3. Начертите принципиальную схему станка. Чертеж сделайте таким образом, чтобы из него была ясна компоновочная схема станка, то есть взаимное расположение основных узлов. 1.4. Назовите основные материалы, использованные в конструкции станка и технологию их обработки (сварка, литьё, штамповка и т.д.). Укажите, где и какие неметаллические материалы использованы, 1.5. Назовите завод, цех и участок, на котором наблюдали работу данного станка. Укатите, какая конкретная рабом выполнялась на нём, какова загрузка станка в течение смены, как часто требуется переналадка станка, какой узел является менее надежным, каково мнение рабочего и механика цеха о техническом уровне станка. 1.6. Дайте характеристику лучшего, более современного станка, имеющего то жефункциональное назначение. Укажите качественные и количественные изменения в нём по сравнению с данной маркой станка. 1.7. Укажите технические недостатки станка и возможные пути их устранения. Особое внимание обратите на степень механизации и автоматизации работ, на возможность работы станка в линии. 2. Эргономический анализ 2.1. Вопросы техники безопасности. Нет ли на машине (станке) выступающих острых рёбер и углов, о которые мог бы пoраниться обслуживающий персонал? Как учтена конструктивно возможность транспортировки станка, например, при установке на новое место? Как ограждены опасные движущиеся чести? Достаточно ли прочно закреплены кожухи и окрашены ли они в сигнальный цвет? Используются ли прозрачные кожухи для наблюдения за технологическим процессом? Исключён ли самопроизвольный или случайный пуск машины? Исключено ли включение двух несовместимых функций машины? Обеспечен ли лёгкий доступ к главному выключателю и как он выделен зрительно? Имеется ли чёткая сигнализация о достижении опасной границы основных параметров машины (давления, температуры и др.)? Обеспечена ли безопасность загрузки и выгрузки материала в машину, уборки отходов? Какие части машины являются источниками шума, вибрации и как они амортизированы? Как обеспечено удаление пыли, газов и других вредных выделений? Насколько эффективна система удаления? 2.2. Вопросы антропометрии. Сделайте упрощённый чертёж общего вида станка в двух проекциях (вид сбоку и вид сверху). На чертеже покажите местоположение всех органов управления, индикаторов и сигнализаторов. На виде сверху покажите всю рабочую зону (подстопные места, пульт управления и т.п.). Согласно рис.4.I, 4.2 нанесите на чертёж рабочие зоны рук и ног оператора (станочника) и оцените правильность размещения органов управления, а также соответствие размеров станка размерам человека. Чертёж должен быть выполнен карандашом на чертёжной бумаге (формат А3). Укажите замеченные недостатки и пути их устранения. 2.3. Вопросы физиологии и психологии труда. Какова основная рабочая поза оператора? Имеется ли возможность чередования поз? Может ли рабочий сидеть? Какие операции должен выполнять станочник? Какая операция требует наибольших усилий, возможно ли их снизить? Какая доля статических и динамических нагрузок на рабочего? В каком темпе приходится работать рабочему? Имеется ли возможность свободного выбора темпа работы? Каковы температурно-влажностные условия в цехе? Соответствуют ли они нормальным? Какие внешние раздражителя могут оказываться на внимании рабочего и его производительности труда? Достаточно ли освещено рабочее место? Нет ли бликов и блеска в поле зрения станочника? 2.4. Организация рабочего места. На листе чертёжной бумаги (формат А3) дайте эскизы основных органов управления, индикаторов и сигнализаторов с указанием их размеров. Ответьте на следующие вопросы; удобно ли пользоваться органами управления? Какие из них предназначены для правой, а какие для левой руки, для ног? Достаточно ли они отличаются друг от друга? Соответствует ли порядок их работы мнемоническому правилу включения - выключения? Чётко ли различаются рабочие положения каждого органа управления и жёстко ли они фиксированы? Достаточно ли чёткоразличаются показания индикаторов и сигнализаторов? Какие связи имеются между органами управления и индикаторами? Насколько легко устанавливаются желательные параметры станка, его перенастройка? Обеспечивает ли оформление рабочего места контрастное видение материала, инструмента и органов управления? Каким измерительным инструментом пользуется рабочий? Где хранится инструмент? Достаточно ли он удобен для пользования? Сколько человек обслуживает станок и как распределены их обязанности? Каково мнение рабочих об удобстве работы на станке? 2.5. Выводы и предложения. Перечислите замеченные недостатки в эргономической схеме станка и укажите мероприятия по их устранению. При необходимости дайте эскизы улучшенной планировки рабочего места, размещения и конструкции органов управления и систем индикации.
Рис. 4.I. Максимальные рабочие зоны рук
Рис. IV.2. Рабочая зона ног: а – в вертикальной плоскости; б –в горизонтальной плоскости
3. Композиционный анализ оборудования Дайте характеристику внешнего вида изделия, укажите степень эстетичности его. 3.1. Современен ли, на ваш взгляд, внешний вид машины? 3.2. Производит ли впечатление единого целого машина по форме? Где находится композиционный центр машины и как он выделен зрительно? Сколько основных объемов содержит станов и можно ли сократить их число (какова расчлененность формы)? 3.3. Является ли конструкция зрительно уравновешенной, устойчивой? Статична или динамична конструкция в целом и в отдельных объёмах? Где проходят оси симметрии машины? Использованы ли в машине приёмы метрического и ритмического повтора? 3.4. Как расположены на поверхности машины мелкие детали (хаотично или нет)? Существует ли между ними композиционная связь? Единообразно ли выполнены закругления прямоугольных форм? Проявляемся ли в поверхностях единство характера? 3.5. Нет ли в машина зазоров, углублений, стыков, в которых может скапливаться грязь? Нельзя ли стыковать детали без видимых зазоров ? Хорошо ли выглядят крепёжные детали? Не слишком ли их много? Удачно ли выполнены вентиляционные отверстия 3.6. Каков основной цвет машины? Сколько цветов использовано? Совпадает ли цветовое деление формы со структурным делением станка? Какова фактура поверхности? 3.7. Как выделена заводская марка? Какие надписи имеются на станке? Дайте в аксонометрии свой вариант внешнего вида стенка (без указания мелких деталей) с учётом замеченных недостатков я современных тенденций формообразования промышленных изделий, Эскиз выполните в цвете с соблюдением масштаба. 4. Указания по оформлению работы Домашнее задание выполняют на писчей бумаге формата А4. Графическую часть выполняют на чертёжной бумаге (формат А4), она содержит: 1. Принципиальную схему станка (см. п.1.3). 2. Общий вид оборудования в двух проекциях с указанием рабочих зон (см. п.2.2). 3. Эскизы органов управления, индикаторов и сигнализаторов (см. п.2.4). 4. Эскиз внешнего вида предлагаемого станка (см.разд.3).
Приложения Приложение I Рекомендации по конструированию органов управления машин и приборов I. Кнопки. Диаметр 6-12 мм. Усилие 0,15-0,30 кг. Ход 3-6 мм. Расстояние до других органов 20-25 мм. Верхнюю поверхность рекомендуется делать вогнутой. Кнопки с обратной звуковой связью могут быть выпуклыми. Конструкция должна исключать случайное включение. Кнопки лучше располагать в один ряд согласно последовательности операций. Кнопка "стоп" должна быть каким-либо способом выделена из числа других. 2.Тумблеры. Угол отклонения 15-30°. Длина 9-18мм. Диаметр головки 3-6 мм. Усилие 0,17-0,70 кг. Фиксированных положений меньше 4. Расстояние между тумблерами Т2-25 мм. Нейтральное положение - среднее. 3. Рычаги. Длина 100-150 мм. Диаметр шарика (в зависимости от усилия) 12-38 мм. Угол отклонения не более ±90°. 4. Поворотные ручки. Для плавной на стройки служат круглые ручки, для фиксированных положений - ручки с указателями. Максимальное усилие 0,4 кг. Предпочтительные диаметры ручек 12-50 мм. Предпочтительная высота ручек 12-18 мм. При больших усилиях диаметр может быть увеличен до 140 мм. 5. Рулевые колёса (штурвалы). Диаметр 300-451) мм. Сопротивление вращению 2-12 кг. Диаметр обода 20-40 мм. Максимальный угол поворота 120°. 6. Ножные педали. Предохранительное усилие до 4,5 кг. Максимальное рабочее усилие не более 8 кг. Поверхность педали шероховатая. Площадь педали в среднем 50x75 мм. Расстояние между педалями примерно 150 мм. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|