Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОХОД НА БАНУ ЛИХЙАН



Люди из племени бану Лихйан, повинные в гибели мусульман в ар-Раджи'а, обитали на территории Хиджаза вплоть до границ Усфана. До поры до времени посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не предпринимал никаких мер против них, но после завершения битвы у рва и снятия осады с Медины он оставил за себя в городе Ибн Умм Мактума и в месяце раби аль-авваль 6 года Хиджры повел на бану Лихйан двести пеших воинов и двадцать всадников. Мусульмане двигались очень быстро и уже скоро достигли вади Гуран, где погибли их товарищи. Там посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил множество Намазов за своих убитых сподвижников, призывая на них благословения Аллаха и оставаясь на этом месте в течение двух дней. Тем временем бану Лихйан попрятались в горах, и никого из них не удалось найти. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал десять всадников в сторону Усфана, чтобы напомнить о себе курайшитам и вселить в их сердца страх, а сам вернулся в Медину после двухнедельного отсутствия.

 

ОТРЯД ЗАЙДА НАПАДАЕТ
НА КАРАВАН В АЛЬ-ИСЕ, А МУЖ ЗАЙНАБ,
да будет доволен ею Аллах,
ДОЧЕРИ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА,
да благословит его Аллах и приветствует,
АБУ АЛЬ-АС, ПРИНИМАЕТ ИСЛАМ

В месяце джумада аль-авваль 6 года Хиджры посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил двести семьдесят всадников под командованием Зайда ибн Харисы, да будет доволен им Аллах, в аль-Ис, где они напали на возвращавшийся из Сирии караван курайшитов, во главе которого стоял Абу аль-Ас ибн ар-Раби'а, муж Зайнаб, дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульмане захватили этот караван и взяли в плен всех, кто его сопровождал, кроме Абу аль-Аса, который ускользнул от них, явился в Медину и обратился к Зайнаб с просьбой о заступничестве, попросив ее также способствовать тому, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернул ему все захваченное, и он, да благословит его Аллах и приветствует, действительно вернул ему абсолютно все.

Абу аль-Ас был одним из немногих людей, которым мекканцы доверяли вести торговые дела на свои деньги, и, получив назад свои товары, он вернулся в Мекку и вернул людям все то, что он брал у них, а после этого принял Ислам и переселился в Медину, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, восстановил его брак с Зайнаб после того, как они в течение трех с половиной лет жили отдельно друг от друга. Тогда еще не были ниспосланы аяты, запрещавшие выдавать мусульманок замуж за неверных, и поэтому их брак все это время оставался нерасторгнутым.

Кроме того, в этот период посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил несколько отрядов мусульман и в другие места, что имело большое значение, так как способствовало обузданию врагов и обеспечению безопасности далеко за пределами Медины.

Через некоторое время Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщили нечто такое, что заставило его двинуться в поход против племени бану аль-Мусталик.

 

ПОХОД НА БАНУ АЛЬ-МУСТАЛИК,
ИЗВЕСТНЫЙ ТАКЖЕ КАК ПОХОД НА АЛЬ-МУРАЙСИ

Род бану аль-Мусталик представлял собой одно из ответвлений племени Хуза'а. В целом все это племя поддерживало посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и хорошо относилось к нему, но этот род поддерживал курайшитов.

Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали, что люди из рода бану аль-Мусталик готовятся к сражению с ним, он, да благословит его Аллах и приветствует, послал к ним Бурайду ибн аль-Хусайба, поручив ему проверить правильность этих сведений. После того, как достоверность их подтвердилась, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Зайда ибн Харису (а по другим сведениям, кого-то другого) и поспешил выступить против бану аль-Мусталик во главе семисот воинов, чтобы за стигнуть их врасплох в районе колодца аль-Мурайси, где жили эти люди. В результате внезапного нападения часть мужчин и бану аль-Мусталик разбежалась, часть была перебита, а их жены и дети вместе со всем имуществом достались мусульманам (этот поход состоялся в месяце ша'бан 6-го, а по другим данным, 5-го года Хиджры). Среди пленных находилась и дочь главы бану аль-Мусталик аль-Хариса бинт Абу Дирара Джувайрийа, которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, освободил после возвращения в Медину и взял себе в жены, когда она приняла Ислам. После этого мусульмане освободили еще сто человек из числа бану аль-Мусталик, которые приняли Ислам и стали говорить: "Теперь мы стали родственниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по женской линии". Таким образом, Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах, принесла своим соплеменникам больше блага, чем любая иная женщина.

Таковы обстоятельства похода на бану аль-Мусталик, в которых нет ничего необычного за исключением того, что во время этого похода произошли два неприятных события, которые лицемеры постарались использовать для того, чтобы посеять раздоры не только в исламском обществе, но даже и в семье Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Первое - слова главы лицемеров Ибн Убаййа: "Поистине, когда мы вернемся в Медину, то могущественные выгонят из нее презренных!"

Причиной этого послужило то, что один из союзников мухаджиров поспорил с неким ансаром из-за воды у колодца аль-Мурайси и дело кончилось тем, что мухаджир ударил ансара, после чего ансар стал звать на помощь своих товарищей, а мухаджир - своих, и скоро там собралось множество людей с обеих сторон. Узнав об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поспешил к ним и сказал: "Неужели же вы в моем присутствии поступите так же, как поступали вы во времена джахилиййи?!", после чего они одумались и разошлись.

Среди участников похода на бану аль-Мусталик находилась и группа лицемеров Медины, которые до этого никогда не принимали участия в сражениях, и вместе с ними был их глава Абдулла ибн Убайй. Узнав об этом происшествии, он пришел в ярость и воскликнул: "Неужели они осмелились сделать это?! Они стали враждовать с нами и превзошли нас по численности на нашей собственной земле! Клянусь Аллахом, правильно говорили старики: раскормишь свою собаку, так она тебя же и съест. Клянусь Аллахом, когда мы вернемся в Медину, то могущественные выгонят из нее презренных!", относя к числу могущественных самого себя, а к числу презренных - посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и да упасет Он нас от подобного! И он принялся всячески разжигать смуту и даже сказал своим товарищам: "Вот что сделали вы самим себе: поселили их на своей земле и разделили с ними свое имущество, в то время как если бы вы им ничего не дали, то клянусь Аллахом, ушли бы они от вас в другие края!"

Он произнес эти слова в присутствии одного юноши, отличавшегося своей искренней верой, которого звали Зайд ибн Аркам. Он не смог вытерпеть подобного и сразу же передал его слова посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который призвал к себе Ибн Убаййа и спросил его об этом, однако тот стал клясться, что ничего подобного не говорил, после чего Аллах ниспослал суру "Лицемеры", в которой Он покрыл его позором, и позор этот останется на нем до самого дня Воскресения.

Что же касается сына этого лицемера, которого также звали Абдулла, то он был истинно верующим, и он встал у ворот Медины с мечом в руках и заявил собственному отцу: "Клянусь Аллахом, ты не пройдешь здесь, пока не получишь на это разрешения от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это он могущественный, а ты - презренный!" Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал к ним человека, которому он велел передать, что разрешает Ибн Убаййу пройти, и лишь тогда сын дал ему дорогу, на чем первое происшествие и закончилось.

Второе - клеветнические заявления лицемеров. Причиной второго неприятного инцидента послужило следующее. Возвращаясь домой после похода на бану аль-Мусталик, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал остановку неподалеку от Медины, а когда наступила ночь, он, да благословит его Аллах и приветствует, дал сигнал трогаться в путь. В этом походе принимала участие также и Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая в это время отлучилась по своей надобности, а когда вернулась назад, обнаружила, что потеряла свое ожерелье. Тогда она вернулась туда, где могла потерять это ожерелье, и искала его, пока не нашла. Тем временем участники похода двинулись в путь, погрузив на верблюда и ее паланкин и будучи уверенными в том, что она находится внутри этого паланкина. При этом они не обратили внимания на его легкость, поскольку их было много, а сама Аиша, да будет доволен ею Аллах, была легкой. Вернувшись на стоянку, Аиша никого там уже не нашла, и тогда она села на землю, решив что они заметят ее отсутствие и вернутся на это место. Через некоторое время ее одолела дремота, и она заснула.

Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Сафван ибн аль-Му'атталь, да будет доволен им Аллах, который любил поспать и всегда вставал поздно, отстал ото всех, и этой ночью отдыхал в одиночестве. Проснувшись, он двинулся в путь по следам своих товарищей и через некоторое время увидел спящую фигуру. Когда он приблизился к ней, то понял, что это Аиша, да будет доволен ею Аллах, так как ему приходилось видеть ее еще до того, как она стала носить покрывало. Узнав ее, он воскликнул: "Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся! Неужели это жена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!", и больше не произнес ни слова. Аиша же, да будет доволен ею Аллах, проснулась от его голоса и Прикрыла лицо одеждой, а Сафван подвел к ней свою верблюдицу и заставил ее опуститься на колени, а когда Аиша уселась на нее, он взял верблюдицу под уздцы и довел ее до следующей стоянки отряда, расположившегося на отдых в Нахр аз-Захира.

Увидев это, враг Аллаха Абдулла Ибн Убайй сразу нашел повод для проявления скрываемой им ненависти и принялся ложно обвинять Аишу, да будет доволен ею Аллах, в супружеской неверности, повсюду распространяя свою клевету и добавляя к этому всевозможные вымышленные им самим подробности, Его друзья старались не отставать от него и продолжали распространять эти домыслы и после возвращения в Медину, в результате чего на их обман поддались и некоторые из верующих.

Вернувшись в Медину, Аиша, да будет доволен ею Аллах, заболела, и болезнь ее продолжалась целый месяц, в течение которого люди в Медине находились в состоянии возбуждения, подогревавшегося клеветниками, тогда как Аиша, да будет доволен ею Аллах, ничего и не знала обо всем этом. Ее смущало лишь то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже не был с ней столь добр, как прежде, поскольку теперь он, да благословит его Аллах и приветствует, только заходил к ней, приветствовал ее и справлялся о здоровье, а потом возвращался к себе, не присаживаясь у ее постели.

Все это время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хранил молчание и не разговаривал с людьми, но поскольку ожидание ниспослания Откровения затянулось, в конце концов он созвал на совет своих сподвижников. Али посоветовал ему расстаться с ней, а Усама ибн Зайд и другие - оставить ее, так как они считали, что она ни в чем не повинна.

Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на минбар и потребовал от человека, из-за которого в его семье начались раздоры, неопровержимых доказательств выдвигаемых им обвинений, имея в виду Абдуллу Ибн Убаййа, Когда его слова услышал глава ауситов, он выразил желание покарать клеветника смертью, что привело в ярость главу хазраджитов, так как Ибн Убайй принадлежал к племени Хазрадж. Дело чуть было не дошло до столкновения между ауситами и хазраджитами, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, успокоил людей.

В тот же день, когда уже стемнело, Аиша, да будет доволен ею Аллах, оправившаяся от своей болезни, вышла из дома по своей надобности в сопровождении одной женщины по имени Умм Мистах. Эта женщина наступила на край своего плаща и в сердцах принялась проклинать собственного сына Мистаха, что не понравилось Аише, да будет доволен ею Аллах, и тогда эта женщина рассказала ей о тех слухах, что распространяли по Медине клеветники, добавив к этому, что ее сын также передает людям их слова. И когда Аиша, да будет доволен ею Аллах, вернулась к себе, она испросила разрешения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и пошла к своим родителям, которые обо всем рассказали ей. Услышав подтверждение словам Умм Мистах, она заплакала и продолжала плакать безостановочно в течение двух ночей и одного дня, не сомкнув глаз, так что родители ее даже стали опасаться, что из-за этого она совершенно лишится последних остатков сил.

А наутро, по истечении второй из этих двух ночей, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к ней, сел, произнес слова свидетельства веры и сказал:

"О Аиша! Дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты ни в чем неповинна, то Аллах оправдает тебя, если же ты согрешила, то попроси прощения у Аллаха и покайся пред Ним, ибо если раб признается в своем грехе, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!"

Когда она услышала эти слова, ее слезы высохли, и она попросила своих родителей дать ответ, но они не знали, что сказать, и тогда Аиша, да будет доволен ею Аллах, сама сказала им: "Я узнала о том, что вы услышали эти слова, и они запали вам в душу так, что вы поверили в это, поэтому если бы я сказала вам, что я невиновна, а Аллах знает, что так оно и есть, - то вы не поверили бы мне, а если бы я призналась в этом, а Аллах знает, что я к этому непричастна, то вы поверили бы мне! И клянусь Аллахом, не знаю я, что сказать, и могу повторить лишь слова Йусуфа: "Прекрасно терпение, и к Аллаху следует обращаться за помощью в том, о чем вы говорите" ("Йусуф", 18).

А потом Аиша, да будет доволен ею Аллах, ушла и легла на свою постель, а через некоторое время посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослано Откровение, он, да благословит его Аллах и приветствует, заулыбался и первыми словами его после этого были слова: "О Аиша! Аллах оправдал тебя!", после чего ее мать сказала: "Иди к нему", но она отказалась.

Что же касается аятов, которые Всевышний Аллах ниспослал в оправдание Аиши, да будет доволен ею Аллах, то они начинаются с аята, в котором сказано: "Поистине, те, которые возвели великую ложь, - из числа вас же самих. Не считайте ее [ложь] злом для вас, напротив, это для вас благо. Каждого мужа из них постигнет наказание за его грех, а тому, кто совершил грех наибольший, уготовано великое наказание" ("Свет", 11), и заканчиваются двадцатым аятом этой суры.

А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с минбара и передал им слова Аллаха, ниспосланные Им в оправдание Аиши, да будет доволен ею Аллах. Спустившись же вниз с минбара, он велел подвергнуть бичеванию за распространение клеветы двух мужчин и одну женщину из числа верующих, каждый из которых получил по восемьдесят ударов. Наказанию подверглись Хассан ибн Сабит, Мистах ибн Усаса и Хамуна бинт Джахш. Что же касается главы лицемеров Абдуллы ибн Убаййа и его товарищей, то в этом мире они не подверглись наказанию, однако в день Воскресения все они предстанут пред Аллахом, и в день этот никому не помогут ни богатство, ни множество сыновей, если не явится человек к Аллаху со здравым сердцем.

 

(65) Абу Лубаба принадлежал к роду Амр ибн Ауф племени Аус, которое еще до битвы у рва заключило союз с бану Курайза. [Назад]

(66) Са'д ибн Му'аз - соплеменник ауситов, один из самых преданных Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ансаров. [Назад]

(67) То есть после 632 года. [Назад]

(68) Название земледельческого района Восточной Аравии. [Назад]

(69) Один из лжепророков. [Назад]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.