Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация судов.



МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ

КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ

конспект лекций

Керчь, 2011 г.

 

Автор: Кузьмин Владимир Дмитриевич, старший преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ

 

 

Рецензенты: Пазынич Георгий Иванович, доцент, заведующий кафедрой «Судовождение» КГМТУ

Яровый Петр Данилович, зам. капитана Керченского рыбного порта, КДП

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Судовождение»

Протокол № 1 от 14.09.2011 года

 

Конспект лекций утвержден и рекомендован к публикации заседанием методической комиссии МФ КГМТУ

Протокол № 1 от 07.10.2011 года

 

 

@ Керченский государственный морской технологический университет

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 6

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

1. Устройство судна 8

1.1 Классификация судов 8

1.2 Геометрия судового корпуса 14

1.3 Главные размерения судна 18

1.4 Судовая архитектура 21

1.4.1 Наименования отдельных элементов корпуса судна 24

1.4.2 Архитектурные типы судов 26

2. Такелаж морских судов 28

3. Судовые устройства 34

3.1 Якорное устройство 34

3.2 Швартовое устройство 47

3.3 Буксирное устройство 57

3.4 Грузовое устройство 59

3.4.1Люковые закрытия 70

3.5 Рулевое устройство 77

3.6Средства улучшения маневренных характеристик судна 83

3.7 Спасательные устройства 91

4. Морская сигнализация 101

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

5. Сведения о судне, как объекте управления 104

5.1 Основные части управляемой системы 104

5.2 Основные характеристики средств управления 106

5.3 Действие руля и гидродинамические силы, возникающие на нем 109

5.4 Силы возникающие от работы винта 114

5.5 Силы действующие на судно от работы винта 118

6. Маневренные элементы судна. Общие определения 124

6.1 Общие сведения об инерционно-тормозных свойствах судна 128

6.2 Движение судна под влиянием переложенного руля 137

6.3 Судовая информация о маневренных элементах судна 143

7. Плавание судов в условиях ветра 147

7.1 Аэродинамическая сила и ее момент 148

7.2 Гидродинамическая сила и ее момент 150

7.3 Маневрирование в условиях ветра 153

7.4 Ветровой дрейф 157

7.5 Влияние архитектуры корпуса и надстроек, размеров

руля и места его установки на управляемость судна 165

8. Якорные операции 167

8.1 Обеспечения безопасной якорной стоянки 167

8.2 Силы, действующие на судно при стоянке на якоре 173

8.3 Маневрирование при постановке судна на якорь или бочку 174

8.4 Постановка на якорь передним ходом 177

8.5 Съемка с якоря (якорей) 188

9. Швартовые операции 193

9.1 Основные сведения о швартовых операциях 193

9.2 Маневрирование одновинтовых судов при швартовых операциях 195

9.3 Выполнение швартовых операций 197

9.4 Швартовка с помощью буксиров 205

9.5 Особые случаи швартовки 212

10. Особенности управления судном в узкости и на мелководье 216

10.1 Влияние мелководья на движущиеся судно 217

10.2 Скоростное проседание судна 218

10.3 Влияние мелководья на скорость движения судна 227

10.4 Управляемость и инерционные характеристики судна на мелководье

и в узкости 229

10.5 Особенности поведения судна в каналах и реках 231

10.6 Расчет безопасных параметров движения судна при прохождении

мелководья 238

10.6.1 Расчет проходной осадки судна 239

10.6.2 Навигационный запас 239

10.6.3 Волновой запас 240

10.6.4 Увеличение осадки от крена 241

10.6.5 Изменение осадки при изменении плотности воды 243

10.7 Расчет безопасной скорости 243

10.8 Возникновение спутной волны 244

10.9 Определение ограничивающих изобат 246

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

11. Проведение буксировочных операций 246

11.1 Теоретические основы морской буксировки 246

11.2 Виды морских буксировок. Выполнение требований морской

практики для обеспечения безопасности 249

11.3 Виды буксирных линий. Способы подачи и крепления буксирных

канатов 251

11.4 Расчеты скорости буксировки и элементов буксирной линии 256

11.5 Особенности управления судном при буксировке 266

12. Операции по снятию судна с мели 269

12.1 Причины посадки судна на мель. Силы возникающие при

посадке судна на мель 269

12.2 Действия экипажа судна, севшего на мель 271

12.3 Расчет усилий, необходимых для снятия судна с мели 277

12.4 Способы снятия судна с мели собственными силами и с

посторонней помощью 279

13. Плавание судов в штормовых условиях 288

13.1 Подготовка к плаванию в штормовую погоду 288

13.2 Влияние штормовых условий на мореходные качества судна 290

13.3 Влияние ветра и волнения на циркуляцию и инерционно-тормозные

характеристики 298

13.4 Универсальные штормовые диаграмм Ю.В. Ремеза 299

13.5 Способы штормования судов и их особенности 303

14. Грузовые операции в море 308

14.1 Грузовые операции на рейде 308

14.2 Крепление плавсредств у борта судна 310

14.3 Передача грузов и пересадка людей в море 315

15. Плавание во льдах 320

15.1 Характеристика льдов 320

15.2 Подготовка к плаванию во льдах 321

15.3 Маневрирование во льдах 328

15.4 Плавание во льдах под проводкой ледокола 332

15.5 Обледенение судов и борьба с ним 351

16. Маневрирование и оказание помощи человеку упавшему за борт 355

Список использованной литературы 366

 

 

Введение

Дисциплина «Управление судном» является одной из ведущих в общем курсе подготовки специалистов-судоводителей. Ее содержание базируется на накопленном многолетнем опыте управления судами, на теоретических исследованиях и выводах как общетехнических, так и специальных дисциплин: математики, теоретической механики, теории и устройства судна и др. Она концентрирует основные положения этих дисциплин применительно к решению задач управления судном в различных условиях плавания.

Родоначальницей дисциплины «Управление судном» является «Морская практика», которая первоначально была описанием отдельных наиболее примечательных случаев, собранием рекомендаций, основанных на практике опытных капитанов. Все знания судоводителями приобретались в основном за счет опыта. На определенном этапе развития мореплавания при небольшой интенсивности судоходства и ограниченном количестве людей, занятых в этой области, и относительно общих характеристиках судов как объектов управления это удовлетворяло потребностям мореплавания.

С развитием международной торговли, ростом производства и его специализацией возросла и потребность в морских перевозках.

Произошел резкий скачок в развитии судостроения, увеличились водоизмещения судов, мощности их энергетических установок, возросли скорости, появились суда с принципиально отличными методами эксплуатации и способами управления ими. Морская практика из области искусства управления судном начинает превращаться в строгую техническую дисциплину—науку управления судами. В процессе ее развития отдельные разделы превращаются в самостоятельные предметы, как, например, «Технология морских перевозок», «Безопасность морского судоходства».

Курс «Управление судном» состоит из двух частей: первая — эксплуатация корпуса судна и палубных устройств и вторая — собственно управление судном.

Одной из особенностей курса «Управление судном» является неразрывная связь теории и практики управления судном. Изучение рассмотренных в конспекте вопросов дает необходимую теоретическую базу для последующего накопления опыта управления судном, становления и совершенствования профессионального мастерства судоводителя.

В течение всей своей жизни судоводитель продолжает изучать вопросы управления судном. Каждый новый порт захода, переход на судно другого типа вносят специфические особенности (меньшие или большие) в управление судном, расширяют кругозор судоводителя в профессиональных вопросах, ведут к накоплению опыта.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Устройство судна

Классификация судов.

Судном называется плавучее сложное инженерное сооружение, предназначенное для выполнения хозяйственных, общественных и специальных задач.

Большое разнообразие типов судов, вызвано различным их назначением и условиями эксплуатации.

Все суда классифицируются по основным признакам. При этом различают суда:

1.по средству движения– самоходные и несамоходные;

2.по способу движения – плавающие под водой (подводные лодки), плавающие над водой (на подводных крыльях, на воздушной подушке), плавающие на поверхности воды (водоизмещающие суда);

3. по состоянию корпуса – с жестким корпусом, с эластичным корпусом (транспортные ёмкости, перевозящие жидкие грузы) и с надувным корпусом;

4. по основному материалу корпуса – стальные, из легких металлических сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, из эластичных материалов (стеклопластик);

5. по району плавания – морские (неограниченного и ограниченного района плавания: с удалением от берега на расстояние до 200 миль), рейдовые и прибрежного плавания, внутреннего плавания (речные и озерные суда) и смешанного плавания (суда осуществляющие перевозки между морскими и речными портами без перевалки груза);

6.по роду главной силовой установки, приводящие судно в движение – пароходы (с поршневыми или турбинными установками), теплоходы (с двигателями внутреннего сгорания), электро-торбо-дизелеходы (с электромоторами, вращающие гребной вал), парусные, гребные и т.д.;

7.по типу движителя – винтовые (водяной или воздушный винт), с крыльчатым движителем, водометный, с гребными колесами, с парусами, с веслами и т.д.;

8.по специальному назначению – гражданские суда и корабли ВМС.

Каждая из этих групп в соответствии с задачами, выполняемые судами классифицируется самостоятельно.

В зависимости от основного назначения гражданские суда разделяются на следующие типы:

1. Транспортные суда (часто их называют торговые), которые в свою очередь подразделяются:

- пассажирские, предназначенные для перевозки не менее 12 пассажиров и небольшого количества срочного груза (багаж, почта и т.п.)

Рис.1.1 Пассажирское судно

- грузовые, предназначенные для перевозки различных грузов. В зависимости от особенности груза эти суда разделяются:

-

- Рис.1.2 Универсальное судно.

· сухогрузные ( для перевозки генерального груза*),

сыпучего груза, лесовозы, хлопковозы, и контейнеровозы)

Рис.1.3 Ро-Ро

 

 

Рис.1.4 Нефтерудовоз.

 

Рис.1.5. Контейнеровоз

· рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся продуктов)

· наливные (танкеры) для перевозки груза наливом.

Рис.1.6 Танкер

· грузопассажирские (для перевозки пассажиров и одновременно грузов).

Транспортные суда линейного плавания, совершающие регулярные рейсы между определенными портами, называются лайнерами.

Транспортные суда, перевозящие грузы на неопределенных линиях, а в любом направлении – называются трампами.

· Паромы, самоходные суда, перевозящие средства сухопутного транспорта и людей через водные пространстваморя, пролива, озера и т.д.

2. Промысловые суда – добывающие продукцию моря (рыбу, морских животных, водоросли), перерабатывающие (полуфабрикаты или готовую продукцию) и транспортирующие ее на береговые или плавучие базы.

Эти суда подразделяются:

· Траулеры ( суда приспособленные для лова рыбы тралами. В зависимости от района плавания и объема трюмов подразделяются на БМРТ, БРТ, СРТ,МРТ,ТБ(тралботы));

· Сейнеры (суда приспособленные для лова рыбы кошельковым методом);

· Тунцеловные (суда однопалубные предназначенные для лова тунца ярусом);

· Китобойные;

· Зверобойные;

· Плавучие базы;

· Рыбоконсервные заводы;

· Производственные рефрижераторы;

· Транспортные рефрижераторы;

3. Научно-исследовательские суда – различные суда, в том числе батискафы (глубоководные снаряды, способные передвигаться под водой), батистаты (снаряды опускаемые с судна на тросе).

4. Учебные– суда для плавательной практики;

5. Специальные суда – к ним относятся:

· Гидрографические (для изучения морей и океанов, сбора информации для составления карт, лоций и т.д.);

· Лоцмейстерские (для поддержания в порядке знаков ограждения фарватеров);

· Лоцманские (доставляющие и снимающие лоцманов с судов);

· Плавучие маяки;

· Водолазные боты;

· Пожарные суда.

6. Судоремотные суда – для выполнения всех видов работы. К ним относятся:

· Плавучие мастерские (самоходные и несамоходные, оборудованные средствами для ремонта);

· Плавучие доки (не самоходные суда предназначенные для подъема судов из воды);

· Плавучие подъемные краны (самоходные и несамоходные с грузоподъемным устройством).

7. Служебные суда– предназначенные для выполнения разнообразных работ, связанных с обеспечением эксплуатации основных судов флота. К ним относятся:

· Ледоколы;

Рис.1.7 Ледокол

· Буксиры;

· Толкачи;

· Посыльные суда;

· Разъездные суда.

8. Спасательные суда– служат для оказания помощи и спасения судов, терпящих бедствия. К ним относятся:

· Морские спасатели (суда с высокими мореходными качествами, позволяющие им в любую погоду выйти в море, подойти к аварийному судну и оказать помощь);

· Спасательные базы (суда, которые обслуживают более мелкие суда специального назначения при длительных спасательных операциях);

Рис.1.8 Буксир-спасатель

· Спасательные боты (мелкие мореходные суда, специально оборудованные для спасательных работ):

· Судоподъемные пантоны (Емкости, предназначенные для подъема затонувших судов).

Спортивные суда

10. Суда технического флота– служат для выполнения специальных гидротехнических работ. К ним относятся:

· Дноуглубительные суда (подразделяются на землечерпательные или черпаковые и на земленасосы или рефулеры);

· Грунтовозы (шаланды) (самоходные суда с открытым бункером для грунта и саморазгружателем (откидыва-ющими шлюзами в днище));

· Грунтовозные баржи (не самоходные суда с откидыва-ющими шлюзами в днище);

· Самоопракидывающие баржи (не самоходные суда, способные самостоятельно создавать крен для разгрузки грунта за борт);

· Грязевые и фекальные баржи (не самоходные суда, предназначенные для приема, обеззараживания и отвода в район свалки нечистот).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.