Здавалка
Главная | Обратная связь

Последние беседы с Аннамалаем Свами (март-октябрь 1995 г.) 6 страница



Можно было бы подумать, что человек, который ведет себя подобным образом, дурак конченый, потому что предпочитает верить словам других, а не собственному опыту. Но сами-то мы разве лучше? Мы верим на основе опосредованной через чувства информации, что мы являемся телами. Опыт «Я есть», опыт Я присутствует в каждом из нас, но когда своенравные чувства набрасываются на нас и пытаются заставить нас поверить во что-то такое, что явно не соответствует действительности, мы им верим и пренебрегаем своим непосредственным опытом. Потом мы горюем о своем состоянии, причитая: «Я связан, я непросветлен, я несвободен».

И даже когда Гуру приближается к вам и говорит: «Ты есть Я. Ты свободен. Почему ты настаиваешь на вере в эту ложную информацию, которую предоставляют тебе своенравные чувства?» – вы, тем не менее, не верите этой правде. Вы ему говорите: «Чувства всегда в прошлом предоставляли мне надежную информацию.

Я научился доверять им. О чем они мне говорят, то и есть на самом деле».

И снова вы продолжаете горевать и жаловаться, даже когда ваш непосредственный опыт и слова Гуру согласуются друг с другом и раскрывают вам истину.

Вопрос:Вы говорите, что мне следует прислушиваться к Гуру, поскольку то, что он говорит, и есть истина, которой я являюсь? Аннамалай:Тебе следует доверять Гуру, потому что его интерес в том, чтобы показать тебе истину. Иногда он может сказать и неправду, но он скажет это только потому что знает, что его слова подтолкнут тебя в верном направлении.

Однажды я услышал рассказ, который это иллюстрирует. Один богач время от времени занимался медитацией. У него был Гуру, человек просветленный, который говорил ему: «Ты не есть тело или ум. Ты есть Я. Всегда пребывай в качестве Я». Человек внимательно слушал, но ни его медитации, ни слова Гуру не оказывали на него большого воздействия.

Однажды он подошел к своему учителю и сказал: «Вы мне годами говорите, что я не ум и не тело и что я есть Я. Я в это верю и медитирую на это, но не вижу в себе никаких изменений. Должно быть, это очень сложная техника, потому что я не в состоянии добиться хоть какого-то прогресса».

Гуру сказал: «Дай мне взглянуть на твою ладонь. Возможно, я увижу что-то более для тебя подходящее».

После того как Гуру исследовал руку ученика, его лицо помрачнело: «Очень плохо. Тебе раньше следовало прилагать больше усилий. Я вижу, что жить тебе осталось около недели. Тебе уже почти ничем нельзя помочь».

Ученик был в шоке. Он пошел домой, думая: «Все мое богатство и мое дело сейчас для меня бесполезны.

Я уделял им слишком много времени, в ущерб своей духовной практике. Теперь уж ничего не поделаешь, но я, по крайней мере, могу провести свои последние дни в медитации».

Он пришел домой и сказал жене: «Моя жизнь подходит к концу. Гуру предупредил меня, что эта неделя последняя. Я собираюсь провести свои последние несколько дней один, медитируя. Пожалуйста, скажи моим друзьям и родственникам, что я не хочу, чтобы меня беспокоили».

Спустя несколько дней Гуру пришел посмотреть, как идут дела. «Как медитация? – спросил он. – Твоя жена сказала мне, что последние дни ты ничем другим не занимаешься».

«Гурудэв, не осталось того, кто медитирует. Я обнаружил тот покой, о котором ты говорил все эти годы».

Гуру знал, что тот человек никогда не станет полностью сосредоточиваться на осознании Я, потому что слишком увяз в своих семейных и деловых отношениях. Заставив его поверить, что смерть неминуема, он вынудил его сконцентрироваться на том, что подлинно и важно. И это сработало.

Это не просто история, это тактика, которая будет работать со всяким. Если сможешь отобрать энергию от своих мирских привязанностей и вместо этого полностью сосредоточиться на Я, скоро добьешься результатов.

Если испытываешь беспокойство по поводу своего энтузиазма в садхане, просто скажи себе: «Возможно, через семь дней я умру». Отпусти от себя все вещи, которые ты воображал важными в повседневной жизни и вместо этого будь сосредоточенным на Я двадцать четыре часа в сутки. Сделай так и посмотри, что случится.

Вопрос:Для некоторых из нас невозможно принимать на себя такого рода обязательства. У нас есть работа, которую надо делать, есть обязанности в этом мире. Аннамалай:Садхаку следует работать ровно столько, сколько необходимо, чтобы поддерживать тело. Старайся избегать деятельности, в которой нет необходимости. Мало работы – это хорошо. Все время посвящай себя садхане. Ты растрачиваешь свое желание Я, выполняя все эти виды бесполезной деятельности, которая понапрасну отнимает твое время и ведет к привязанностям. Ты думаешь, что твоя жизнь бесконечна и что медитацию можно отложить на потом. С такого рода отношением ты умрешь, полный сожалений, а не покоя.

Если тебе приходится заниматься какой-либо деятельностью, чтобы поддерживать себя или свою семью, тогда делай, но всегда осознавай Я во время работы. Пока выполняешь какую-то работу, мысли свои на сто процентов удерживай на Я.

Ты есть то, что о себе думаешь. Ты становишься тем, что думаешь. Если ты постоянно думаешь о Я, то им и станешь. Если ты живешь и умираешь с мыслями о работе и семье, то переродишься в том месте, где будет еще больше работы и семейных дел, чтобы о них волноваться.

Вопрос:Что вы думаете о распространенном веровании в то, что последние мысли человека определяют его следующее рождение? Аннамалай:Богач, который был очень сильно вовлечен в мирские дела, умирает у себя в постели.

Он зовет свою жену: «Где мой старший сын?» Та отвечает: «Он стоит рядом с тобой у изголовья кровати».

Его жена знала, что ее муж умирает, и еще она занималась медитацией.

«Не беспокойся о мирских делах в такой час, – посоветовала она. – Расслабься и мирно пребывай в Я. В такой момент это самое главное».

У мужа на уме было другое. «Где мой средний сын?» – спросил он.

«Он тоже стоит у твоей постели. Попробуй просто помолчать».

«Тогда где же мой младший сын? – потребовал тот человек. – Мне нужно знать и про него тоже».

«Он здесь в комнате, вместе с тобой. Все мы здесь вместе с тобой».

«Кто же тогда присматривает за нашей лавочкой, если все собрались здесь?» – спросил умирающий и спустя несколько секунд отошел в мир иной.

 

Так же и в жизни: проведешь ее в мирских мыслях, они и будут теми мыслями, которые наполняют твой ум в момент смерти. Но если твоя жизнь посвящена садхане, достижению внутреннего мира, тогда в момент смерти таковым и будет состояние, в котором ты умираешь.

 

 

Вопрос:Приносит ли пользу пост? Я слышал, что мыслительная деятельность ослабевает, когда ограничиваешь себя в пище.

Аннамалай Свами:Такое может произойти, но следует быть осторожным и не поститься чрезмерно долго. Бхагаван говорил, что саттвическая пища в умеренных количествах лучшая внешняя помощь садхакам. Голодание не принесет долговременной пользы. Бхагаван также советовал нам, что лучше заставить ум голодать без мыслей, чем тело без пищи. Нам нужно поддерживать тело в добром здравии, чтобы хорошо выполнять садхану. Лишить его пищи и сделать слабым – это нельзя считать шагом в нужном направлении.

Один из преданных Бхагавана, Лакшман Шарма, был великим поборником поста и натуропатии. Он был прекрасным преданным, написал отличные комментарии к «Улладу Нарпаду». Бхагаван дал ему много наставлений, касающихся этой работы, и комментарии Лакшмана Шармы включают в себя объяснения, данные самим Бхагаваном.

Где-то в 1940-х гг. из Лондона приехал юноша лет примерно двадцати. Его слух повредился от взрыва бомбы. Лакшман Шарма захотел его вылечить с помощью натуропатии. Обычно это предполагало соблюдение поста, хотя включало в себя и некоторые другие аспекты лечения. Юноша постился несколько дней, но, к сожалению, в этом случае улучшения не наступило. Лечение голодом было продлено, но юноша только становился все слабее и слабее. В конце концов он ослаб настолько, что умер. До самой своей кончины юноша ждал, что это лечение ему поможет, но все кончилось тем, что оно принесло ему смерть.

Такое лечение нужно проводить с осторожностью. Есть много людей, которым от него не будет пользы.

Вопрос:Значит, нам следует заботиться о регулярном питании? Аннамалай:Не стоит принуждать себя к еде, если не голоден. Ешьте, если голодны. У пищи всегда лучше вкус, если чувствуешь аппетит. Есть в указанное кем-то время гораздо менее приятно. Если мы принимаем пищу в то время, когда чувствуем аппетит, нам не станет от нее плохо. Это не только мой совет. Авваяр, великий тамильский святой, дает такой совет в одном из своих стихотворений, и Тируваллувар, другой наш великий поэт-святой, пишет: «Если ешь, только когда голоден, то не заболеешь. Если будешь в жизни придерживаться этого правила, тебе никогда не понадобится искать лекарства».

Вопрос:Хочу задать Свамиджи вопрос. Мне хочется успокоиться в настоящем и предать себя воле Бхагавана, но я не уверен, что это на самом деле в моих силах. В книге Свамиджи (беседа номер пять) Свамиджи дал такой ответ: «В соответствии с прарабдхой, мысли об усилиях, которым предрешено случиться, возникнут в чьем-то уме». Это необычайно важное для меня замечание. Насколько я понимаю, все действия, происходящие в этом мире, происходят по воле Бхагавана. Но и мысли, которые предваряют действия, тоже, кажется, идут от Бхагавана и тоже предопределены.

Аннамалай:Да, все идет от Бхагавана. Все наши действия разыгрываются как проявление божественной воли. Наша карма – часть неизбежного хода событий.

Вопрос:ОК. Но я все-таки хотел бы успокоиться в настоящем и предаться воле Бхагавана. Я обнаруживаю, что в течение дня мне приходят мысли. Приходит мысль: «Я хочу осознать Я». Я себе напоминаю: «Здесь и сейчас я есть Я. Это желание идет не от Я, потому что Я нет нужды осознавать себя. Так что это, должно быть, просто проявляются мои васаны. Я не буду обращать внимание на эту мысль». Я не могу ничего поделать с этой конкретной последовательностью мыслей, потому что Свами сказал, что проявление этих мыслей в определенном порядке есть воля Бхагавана, моя судьба. Я мог бы подумать, что выбираю определенную возможность или не выбираю, но этот выбор в конце концов оказывается включенным в мою судьбу. Когда я вижу, как возникают эти мысли, то чувствую, что ничего не могу сделать, чтобы положить им конец, исполнить их или пойти у них на поводу. Я могу сдаться и наблюдать их, но оказывается, что ничего большего я сделать не могу.

Аннамалай:Твои мысли возникают по принципу от момента к моменту и имеют своей причиной твои васаны, но ошибкой было бы считать, что ты ничего не можешь с ними поделать. Ты можешь ими заинтересоваться, а можешь и пренебречь. Если ты выказываешь интерес, они будут удерживаться, и ты окажешься в них пойман. Если же пренебрежешь ими и будешь держать свое внимание на источнике, они не получат развития. А когда у них нет развития, они исчезают.

В «Кто я?» Бхагаван сравнивал этот процесс с осадой крепости. Если вы будете отсекать одну за другой головы мыслей, по мере того как они выбираются из крепости ума, рано или поздно не останется ни одной. Способ, которым можно это осуществить, – самоисследование. По мере того как возникает каждая отдельная мысль, вы себя спрашиваете: «У кого эта мысль появляется?» Если вы бдительны в выполнении этого действия, лес мыслей будет все реже и реже, до тех пор пока не останется ни одной. Когда мысли ушли, ум погрузится в свой источник и у него будет переживание источника.

Вопрос:Я хочу понять этот процесс игнорирования мыслей. Будут возникать мысли: «Я хочу осознать Я. Я еще не осознал Я» или «Я должен выполнить такую-то и такую-то практику, чтобы осознать Я». Я осознаю, что все это желания, все это васаны, и поэтому говорю себе: «Я и есть Я. Здесь и сейчас я есть Я». Как говорит Свамиджи, это вроде бы должно на какое-то время остановить поток мыслей. Я пытаюсь, как рекомендует Свамиджи, держаться «я-мысли», но, похоже, не имею над этим никакого реального контроля. Я, тем не менее, чувствую, что, преуспею я в том или нет, на то воля Бхагавана – нечто такое, над чем у меня нет контроля. Я ощущаю беспомощность. Я помню, что куда бы ум ни направился, он находится в погоне за химерой, преследует фантомы, которых не существует. Поэтому я вспоминаю совет Свамиджи и напоминаю себе: «Я есть Я здесь и сейчас». Это помогает, но ненадолго. Мысли по-прежнему возвращаются. Аннамалай:Предположим, ты идешь по оживленной дороге. Ты встречаешь много всяких людей, занятых разного рода деятельностью. В одном месте кто-то о чем-то разговаривает. Возможно, рабочий роет где-то яму. Возможно, в магазине покупатель спорит о цене на товары, в то время как посреди дороги, может быть, собралась толпа вокруг жертвы дорожного происшествия. Ничто из этого тебя не касается, но всегда существует возможность, что ты заинтересуешься какой-либо деятельностью или всем действом в целом, и позабудешь причину, по которой ты сам вышел на улицу. Не давай захватить себя чем-либо из того, что ты видишь или слышишь. Просто иди спокойно своей дорогой.

Все твои васаны – интермедии у тебя в голове, которые могут отвлечь твое внимание от твоего главного дела, которое есть процесс осознания Я. Если ты не проявляешь к ним интереса, то пойдешь прямиком к цели. Если что-то временно отвлекает твое внимание, вернись обратно, спросив самого себя: «Кого все это интересует? Кто заинтересован в том, чтобы отвлеклось внимание?» Это «выпустит воздух» из отвлекающего желания и вернет тебя обратно к осознанию твоей настоящей цели.

Запомни: ничто из того, что происходит в уме, не является «тобой», и ничто тебя не касается.

Тебе нет нужды волноваться по поводу поднимающихся в тебе мыслей. Вполне достаточно того, что ты помнишь, что эти мысли тобой не являются.

Вопрос:Это относится к любым мыслям? Аннамалай:Какого бы рода мысли ни возникали, реагируй одинаково: «Не я; не мое дело». Это может быть как хорошая мысль, так и плохая. Обращайся со всеми ими одинаково. Кому все эти мысли приходят? Тебе. А это значит, что ты не эта мысль.

Ты Я. Пребывай в качестве Я и не ловись ни на что, что Я не является.

Вопрос:Есть еще одна вещь, которая приходит мне в голову: у меня есть желание постоянно и ревностно памятовать о Я. Ум поймается в него и будет думать: «Мне следует больше медитировать; надо уделять больше внимания тому чтобы быть в настоящем». Идеи, подобные этим, дают начало целой цепочке мыслей. Мне все-таки кажется, что это усилие эго, направленное на осознание Я, которое уже здесь. Мне кажется, что это в каком-то смысле тоже отвлекает. Аннамалай:Если ты пребываешь в качестве Я, никакие васаны и никакая карма не затронут тебя и не будут на тебя влиять. Если ты пребываешь в уме, мысли того или иного рода будут постоянно тебя беспокоить.

Вопрос:Если я правильно понимаю, моя карма – это все те действия, которые мое тело должно предпринять в этой жизни. Я могу быть этому свидетелем, но я не могу этого изменить. Если я поднимаю вот этот стакан, который стоит передо мной, это случается потому, что моей кармой было поднять его в данный момент. У меня нет выбора. Либо мне суждено его поднять, либо нет. Бхагаван говорил то же самое. Когда кто-то поднял веер и спросил, было ли это действие предопределено с момента рождения, Бхагаван сказал: «Да, это было предрешено». Аннамалай:Если возникают мысли «Мне следует медитировать» или «Мне следует осознать», спроси себя: «У кого эти мысли возникают?» Почему тебе нужно так много думать о своем теле или уме? Если ты свет, то тьмы не существует. Если ты Я, не существует мысли, тела и ума, чтобы вызывать у тебя хоть какое-то беспокойство. Может прийти любое количество мыслей. Пусть. Но постоянно помни: «Я есть Я». Ты не являешься васанами, не являешься мыслями – ты само Я. Удерживай осознание этого и не волнуйся так много о том, что происходит в уме и что это значит.

Не позволяй каким-либо определениям вселяться в тебя. Не думай: «Я сижу у места погребения Бхагавана». Не думай: «Я делаю, я действую, я сижу».

Ты Я, а не тело. Даже твои васаны – Я. Все есть ты Сам. В Я нет ни разницы, ни различий. Ничто не отлично от Я. Тебе не найти ни единого атома, ни единой мысли, отделенных от Я. Все есть Я.

Вопрос:Но могу ли я что-то сделать, чтобы это обнаружить? Разве любое усилие бессмысленно, если все, что со мной случается, предопределено? Аннамалай:Все эти сомнения, которые тебя волнуют, возникают просто потому, что ты опутан мыслью «Я есть тело» и всеми из нее вытекающими и приводящими в замешательство следствиями. Более продуктивно придерживаться осознания «Я есть Я», чем анализировать полезность усилия. Садхана, усилие и практика, и любые идеи, которые есть у тебя по этому поводу, – концепции, которые могут возникнуть, только когда ты веришь, что ты Я не являешься, и когда ты веришь, что тебе нужно что-то сделать, чтобы Я достичь.

Даже вывод: «Кому пришла эта мысль? Мне», – основан на невежестве. Почему? Потому что он облекает в слова состояние неведения; он увековечивает ошибочное предположение, будто существует кто-то, обладающий беспокоящими его мыслями. Ты есть Я, а не некая воображаемая личность, которая обладает мыслями.

Если ты пребываешь в Я, в качестве Я, тебе нельзя причинить никакого вреда. В этом состоянии, что бы ни случилось с тобой, это не будет проблемой. Когда ты пребываешь в качестве Я, двойственности не существует, нет мыслей о том, что тебе следует или не следует делать, и нет мыслей о том, что сделать возможно и что невозможно. Главное, не выходить из Я. Когда ты включил свет, тьма не может настать, даже если захочешь.

Вопрос:Свамиджи часто говорит, что нам следует постоянно медитировать, чтобы пребывать в Я. Признаюсь, что постоянно медитировать я не могу Когда я сознаю, что не медитирую в данный момент, ум мне говорит, что мне следует что-то сделать, чтобы вернуться в Я. Это мое действительное состояние, реальное положение дел. Я не могу постоянно оставаться в Я. Аннамалай:Когда возникает мысль «Я не медитирую» или «Я не пребываю в Я», просто не обращай на нее внимания и отправляйся обратно в Я. Когда возникают такого рода мысли, взгляни на них и подумай: «Не я, меня это не касается», – и отправляйся обратно в Я. Не трать понапрасну энергию на обдумывание или оценку того, как хорошо или как плохо ты выполняешь свою медитацию.

Вопрос:Когда потеряно внимание, когда я понимаю, что не нахожусь в настоящем, что не медитирую, ум неизбежно отвлекается. Всегда приходит мысль, приходит оценка: «Я отвлекся». Аннамалай:Какие бы мысли ни приходили, не обращай на них внимания. Тебе не нужно обращать внимания ни на что, связанное с идеей тело-ум, ни на что, имеющее в своей основе точку зрения, что ты – ум или тело. Если сможешь это сделать, возникающая мысль не будет тебя волновать или отвлекать. Она унесется прочь в долю секунды.

Все мысли – отвлечение, включая мысль: «Я медитирую». Если ты Я, тьме не одолеть тебя. Какие бы мысли ни возникали в этом состоянии, они не окажут на тебя влияния.

Вопрос:Способность вспомнить, что «я есть Я», часть судьбы? Аннамалай:Если ты Я, никакая судьба на тебя не повлияет. Если ты порвал рубашку, значит ли это, что и ты сам оцарапался? Нет. Что-то случается с чем-то, чем ты не являешься. Подобным же образом, тело и ум будут переживать наслаждение, радость, печаль и т. д. – все в соответствии с принесенной в эту жизнь кармой. Но у Я нет ни привязанности, ни непривязанности, ни счастья, ни несчастья и нет кармы. Тело – это не Я, ум – это не Я. Истинное «Я» – это Я; с Я ничто никогда не случается и ничто на него не влияет.

Мысли будут приходить, пока для них внутри тебя существует потенциал. Хорошие мысли, плохие мысли – все они будут продолжать приходить. Ты ничего не можешь поделать с этим потоком, но в то же время нет необходимости делать из этого потока проблему. Будь Я, будь тем Покоем, который есть твоя истинная природа, и то, что приходит, не будет иметь значения. Ходи, ешь, пей, спи, медитируй – но никогда не думай, что тот, кто все это делает, – ты. Мысль, будто ты что-то делаешь, – это мысль, которая отравляет твою жизнь. Потому что как только ты подумаешь, будто ты что-то делаешь, ты начнешь думать, что тебе нужно сделать что-то еще, чтобы изменить свое положение к лучшему. Тебе ничего не требуется делать, чтобы познать на опыте нектар Я. Все, что тебе требуется сделать, это отбросить идею, что ты вообще что-то делаешь.

Тебе нужно изменить свое видение будущего, свое отношение к нему. Когда ты живешь умом и видишь мир вне себя, отделенным от себя, посторонним по отношению к тебе, ты будешь строить планы, будешь волноваться, у тебя будут сомнения, такие, например, о которых ты мне сегодня рассказывал. Эти сомнения продолжают к тебе приходить, потому что ты не пребываешь в источнике, основе всего, субстрате. В том месте существует единство – единство, в котором нет никаких различий, никакого разделения.

Если ты будешь пребывать в качестве Я, то и мир ты будешь видеть как Я. На самом деле никакого мира вообще не будет. Ни мира, ни майи, ни ума, ни каких-либо различий. Это как состояние, в котором видишь только дерево в вырезанном слонике, только нити в крашеной ткани. В том состоянии бытия и знания Я идеи о правильном и неправильном, о вещах, которые делать нужно и не нужно, исчезнут. Ты будешь знать, что это были всего лишь ментальные концепции. В том состоянии ты будешь знать, что и ум это Я, и связанность Я – все Я. С таким видением ничего не будет связывать тебя, ничто не причинит тебе страдания.

Я может проявляться и как этот мир, и как различные отдельные объекты, но лежащая в основе всего реальность, единственная подлинная субстанция – это Я, в котором все это проявляется и исчезает. Вещи и люди могут проявляться в этом субстрате, и ты можешь их использовать и взаимодействовать с ними, но твой покой никогда не будет нарушен.

Когда ты пребываешь в качестве Я, никого не остается, чтобы выбирать и решать. Жизнь идет сама собой. Ты выбираешь то, что нужно, и не выбираешь ненужного. То, что ты выберешь и что не выберешь, не будет зависеть от того, что тебе нравится и не нравится. Предпочтений не будет больше существовать.

Эта перспектива откроется пред тобой, когда ты откажешься от идеи: «Я отличен от мира», – перестанешь верить в нее. Отказ от этой мысли сам по себе великая садхана. Будет достаточно оставить эту ложную идею, чтобы тебе дарован был покой.

Когда эта мысль присутствует, мир кажется полным хороших людей и плохих людей, полностью поглощенных делами, которые тебе кажутся хорошими или плохими. Когда такой мысли нет, ты знаешь, что все они являются твоим собственным Я. В таком состоянии они не будут тебе нравиться или не нравиться, ты не будешь их осуждать или осознавать как нечто отличное от Себя. Это отсутствие пристрастий, антипатий и суждений сохранит тебя в твоем естественном состоянии покоя.

И зубы и язык – часть тебя, и они функционируют в гармонии, без борьбы и напряжения. Когда есть знание, что ум и Я едины, не будет ни борьбы, ни напряжения, ни попыток судить или добиваться чего-то. Наличие такой гармонии помещает ум в Я и удерживает его там. Вот что такое настоящая медитация.

И тем не менее, до тех пор пока ты не достиг того состояния, в котором нет предпочтений и различий, тебе стоит чуть-чуть по-разному относиться к тому и к тем, с кем и с чем ты общаешься. Избегай дурной компании и дурных мыслей и старайся придерживаться убеждения, что ничто не отлично от тебя.

Во время глубокого сна у тебя нет приязни и неприязни. Джняни и дети могут быть такими и во время бодрствования. У ребенка хороший ум; у джняни хороший ум; ум «я есть тело» очень, очень плох.

Вопрос:Это отравленная мысль! Аннамалай:Да, да. Мысль «я есть тело» ядовита почище кобры.

«Все есть я Сам», «все есть нектар моего Я» – эти прекрасные утверждения дают отпор мысли «я есть тело». Удерживаться в одном из этих утверждений равноценно миллионам пуний. Если мы постоянно медитируем на истину этих утверждений, если придерживаемся истины, на которую они указывают, мы приобретаем бесчисленные пуньи.

Существует множество других мантр, но нет ничего полезнее этих. В «Рибху-гите» сказано: «Все едино. Все есть Я». Вот та истина, которой нужно придерживаться. Истинному «Я» во всей Вселенной нет ничего чуждого. Если знаешь, что ты есть все, не будет желания добиваться одних вещей вместо других. Ничто не будет нравиться больше или меньше, чем что-либо другое. Тебе твоя рука нравится больше, чем нога? Когда твое тело вся Вселенная, никаких приязней, неприязней и желаний не будет.

Вопрос:Я знаю, что у джняни нет симпатий и нет антипатий, но должен признаться, что сам не такой. У меня есть сильное желание быть в вашем присутствии. Я верю в то, что пребывание здесь приносит мне пользу, и поэтому здесь остаюсь. (Обращаясь к переводчику) Здесь у меня есть прекрасное чувство, что никто еще меня так не любил, как он.

Аннамалай:Отбрось идею тела-ума и ты обнаружишь, что и у тебя нет никаких симпатий и антипатий. Ты ведь не думаешь, что твоя рубашка – это ты. Точно так же джняни не верит в то, что он – тело или ум. Джняни понимает, что ум и тело одухотворены Я, но он знает и то, что он и есть это Я, сияющее, независимо от того, существуют его тело и ум или нет.

Без Я тело и ум не могут совершить вообще ничего. Без Я ты не мог бы есть, спать, говорить – вообще ничего.

Поддерживай свое тело в хорошем состоянии, если хочешь, но никогда не считай, что оно – это ты. Ты можешь содержать свою машину в работоспособном состоянии безо всякой веры в то, что машина – это ты. Пусть и к телу у тебя будет такое же отношение. Ты – это не твоя машина и не твое тело. И то и другое будут уничтожены, но Я продолжит существование, потому что оно есть всегда. Когда ты отождествляешься с временными вещами, которые преходящи и уничтожимы, ты тоже становишься преходящим и уничтожимым, но когда ты отождествляешься с Я, ты никуда не уйдешь и никоим образом не изменишься. У Я нет ни рождения, ни смерти, ни связанности, ни страдания, ни юности, ни старости, ни болезней. Это все атрибуты переменчивых тел и умов, но не Я. Будь же самим Я, и ничто из перечисленного никогда с тобой не случится.

 

 

Вопрос:Рамана Махарши велел вам покинуть его ашрам, потому что, как вы говорите, он хотел, чтобы вы не были привязаны к его форме. Вы уже соприкоснулись с бесформенным и знали, что Махарши не был той формой, которую вы видели в ашраме.

Мне кажется, что физическая форма не столь важна. Мне кажется, что более важно найти Бога, Я в Сердце. Это приводит меня к вопросу о том, насколько важен физический Учитель. Чтобы осознать Я, необходим ли физический Учитель? Что касается меня, я все больше и больше начинаю ощущать, что к физической форме это не имеет никакого отношения, но иногда у меня есть сомнения. Или я просто дурачу себя, считая, что могу войти в контакт с Я внутри меня без помощи внешнего физического Учителя?

Аннамалай Свами:Если ты пойдешь к физическому Гуру и спросишь, как осознать Я, он, вероятно, скажет тебе, что ты уже Я и что тебе следует просто держаться Я, которым ты уже являешься. Если ты сможешь с этим разобраться, то будешь постоянно пребывать с истинным Гуру и тебе не понадобится физическая форма Гуру, чтобы напоминать тебе о том, кем ты являешься. В таком состоянии ты будешь жить с Бхагаваном, оставаясь в качестве Я, удерживаясь в истинном «Я» постоянно.

Если ты пойдешь к Гуру в физической форме и спросишь о Само-реализации, тебе не скажут о важности физической формы Гуру. Тебе будет сказано держаться за истинное «Я». Тебе скажут, что не нужно попадать в ловушку веры в то, будто Гуру – это тело. Гуру находится внутри тебя в качестве Я и вне тебя в качестве физической формы, которая проявлена в Я. Если ты последуешь совету, который дает физический Гуру, то обнаружишь, что внутренний и внешний Гуру суть одно и то же.

Однако очень немногие люди могут разобраться в этом сами.

Вопрос:Нужно ли еще что-то делать, после того как Я достигнуто и пережито на опыте? Аннамалай:Поначалу пребывание в Я может не быть устойчивым и необратимым. Первое время, чтобы удерживаться в нем, может понадобиться бдительность.

Есть один стих из «Кайвальи Наваниты», который часто цитировал Бхагаван. Он говорит о необходимости быть бдительным, даже после того как Я впервые пережито на опыте. В этом стихотворении ученик говорит своему Гуру:

Господи, ты есть та реальность,

что пребывает в качестве моего внутреннего Я

и управляет мной во время моих

бесчисленных инкарнаций!

Слава Тебе, принявшему внешнюю форму,

чтобы наставлять меня.

Не знаю, чем могу я отплатить за твою милость,

даровавшую мне свободу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.