Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность рынка и его основные черты



Хозяйственная практика во всех странах мира убеждает в преимуществах рыночной системы хозяйствования перед административной. Но нельзя рассматривать рынок как «лекарство от всех болезней». У рынка есть свои положительные и отрицательные черты. Поэтому анализ рыночных отношений, основных составляющих элементов рынка следует начинать с выяснения сущности понятия «рынок».

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных звеньев хозяйственной практики. Данная категория отражает сложную, но целостную систему экономических отношений.

Семантика слова «рынок» восходит к тому времени, когда в период разложения первобытного общества обмен между общинами начал носить более или менее регулярный характер и формировался как товарный обмен, происходивший в определенное время в определенном месте. С развитием городов, ремесел за рыночным «действом» закрепляются отведенные под торговлю территории – прообраз нынешних базаров и торговых площадей.

Часто рынок как категория употребляется в качестве всем известного и не требующего особых объяснений понятия, но на деле пока отсутствует единое толкование рынка, что затрудняет реализацию и совершенствование самых разнообразных отношений рыночной экономики.

В настоящее время можно выделить только отдельные элементы эволюции взглядов на рынок. Например, рынок – это обязательный компонент творческого хозяйства и одновременно обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, и наоборот. Поэтому объективная необходимость существования рынка вызвана теми же причинами, что и наличие товарного производства: развитием общественного разделения труда, экономической обособленностью рыночных субъектов, обусловленной присутствием различных форм собственности, тесной связью с мировой экономикой, потребностью выхода национального хозяйства в мировое экономическое пространство и т.д.

Понятие «рынок» многогранно. Определений рынка также много, но в имеющихся формулировках пока не нашла отражения необходимая степень полноты данного явления. Наиболее устоявшиеся термины «рынок» и «рыночная экономика» нашими учеными обычно трактуются как товарообменные операции и товарно-денежные отношения. Такое определение весьма условно и недостаточно глубоко. Рынок должен рассматриваться более широко и включать в себя всю систему многочисленных воспроизводственных отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг. Данный подход к характеристике рынка очень важен, так как понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, формы реализации и движения основных частей этого продукта.

Термин «рынок» объединяет многие производственные, коммерческие, финансовые, информационные и другие стороны деятельности и соответствующие структуры, которые взаимообусловливают друг друга, образуя сложный хозяйственный механизм. Необходимо различать рынок в узком (место, где продаются и покупаются товары и услуги) и широком смысле (управляет действиями людей – как производителей, так и потребителей, диктует свои решения, нормы поведения и т.д.). Поэтому рынок является не только сферой обращения, где преобладают чисто торговые операции, но и экономической формой организации общественного хозяйства, при которой отношения между производителями и потребителями осуществляются через механизм купли-продажи.

Сущность рынка проявляется прежде всего в его экономических функциях, выражающих основное назначение этой категории. Утвердившиеся в обществе рыночные отношения заметно воздействуют на все стороны хозяйственной жизни, выполняя при этом сущностные функции рынка.

К функциям рынка относят:

1) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре. Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между производителями и потребителями через куплю-продажу товаров и услуг;

2) установление ценностных эквивалентов для обмена товаров. При этом рынок соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения количества затраченного труда;

3) экономическое стимулирование эффективности производства для создания необходимых товаров с наименьшими затратами и получения достаточной прибыли; стимулирование научно-технического прогресса;

4) обеспечение постоянной пропорциональности развития регионов, областей, национальных хозяйств в условиях дальнейшего углубления общественного разделения труда и интернационализации интеграционных процессов в экономике. Сегодня эта функция становится весьма актуальной в связи с созданием условий для функционирования единого российского рынка;

5) обеспечение эффективности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Из характеристики сущности рынка и его функций логически следует повышение его роли в общественном воспроизводстве. Понятия «функции» и «роль» рынка взаимно переплетены. Они обеспечивают ступенчатый процесс познания: функция непосредственно выражает суть явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

В общественном воспроизводстве рынок характеризуется способностью:

выдавать сигналы производству (с помощью информационных связей): что, в каком объеме и какой структуры следует производить;

выравнивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

дифференцировать производителей в соответствии с показателями их работы и направленностью на покрытие рыночного спроса;

«вымывать» неконкурентоспособные предприятия и продукцию, свертывать устаревшие технологии.

Сущность рынка как экономической категории не ограничивается вышеперечисленными аспектами. Есть ряд спорных моментов теоретического и практического характера. Например, под рынком часто ошибочно понимают условия реализации товаров, определяемые соотношением спроса и предложения, относящиеся не столько к рынку, сколько к воспроизводству. При этом условия рынка характеризуют его состояние, а не сущность.

Существование и нормальное функционирование рынка всегда предполагает наличие ряда общих условий, которые не носят всеобъемлющего характера, но позволяют представить его (рынок) как часть организации общественного хозяйства. К этим условиям относятся:

1) способность товарно-денежных отношений реализовываться только на основе персонифицированной собственности, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;

2) необходимая свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

3) наличие твердой валюты;

4) функционирование четкой системы финансово-кредит­ных отношений;

5) умение руководителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

Рынок – это не только экономическая категория, но и сложное социальное понятие. Рынок есть результат естественно-исто­рического развития человечества, который определяет особенности его современного развития в различных странах. Например, на Западе под рыночной экономикой понимают такую, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованно и ее функционирование осуществляется через рынок. Данная особенность действительно существует, и связана она бывает с множеством определений рынка, которые сводятся к тому, что представляют его в виде формы связи отдельных хозяйствующих субъектов.

Рынок – категория историческая. Анализ процесса развития рынка позволяет выделить несколько его типов: неразвитый; конкурентный (в его структуру надо включать совершенный, свободный, классический); регулируемый; деформированный.

Ученые-западники считают свой рынок совершенным. На нем, по их утверждению, устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время. Чтобы такой рынок появился и успешно функционировал, необходимо наличие постоянно действующих условий в структуре конкурентного рынка, которые на практике не всегда, однако, имеют место. К этим условиям относятся: а) большой и постоянный спрос на товарную массу; б) неограниченное количество участников хозяйственной деятельности; в) максимальная мобильность факторов производства; г) свободная конкуренция среди покупателей и продавцов; д) наличие нужного объема информации и участников конкуренции; е) свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; ж) однородность одноименных товаров; з) стихийность установления цен (свободная конкуренция).

Описанный выше подход весьма условен. Однако он свидетельствует, что совершенного, свободного рынка на Западе как такового тоже нет, а действует конкурентный рынок.

Преимущество объединенного конкурентного рынка состоит в том, что он работает на основе саморегулирующегося механизма цен, спроса и предложения, который дает нужные ориентиры для капиталовложений в производство. В самых общих чертах рыночный механизм можно определить как систему форм и методов экономических отношений, регулирующих общественное производство и распределение товаров и услуг. Можно сказать, это – невидимый механизм, который никто не изобретал. Он возник стихийно на базе обмена. Анализируя механизм рынка, нельзя впадать в крайность и преувеличивать его хаотичность или организованность. Рынок всегда решает основные экономические задачи через индивидуальную направленность его участников и мотивацию собственных частных интересов. Данная тенденция вовсе не направлена на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координация всех независимо применяемых решений осуществляется через рыночный механизм – своеобразное сердце рынка.

Важнейший элемент рыночного механизма – конкуренция. Она сдерживает частные интересы и ориентирует их в направлении развития общественного производства. Кроме того, конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются рациональнее и эффективнее. Конкуренцию называют основной, регулирующей и контролирующей силой рыночной экономики.

Продолжая характеризовать механизм конкурентного рынка, мы должны выделить его преимущества и недостатки.

К преимуществам, в первую очередь, относится механизм конкурентного рынка как механизм заведомо бездефицитного рынка. Данная трактовка далеко не бесспорна, но сегодня именно она способствует развитию рыночного механизма народнохозяйственного обеспечения. В этой связи к преимуществам рынка западные экономисты относят: 1) эффективное распределение ресурсов; 2) возможность успешно функционировать в рамках ограниченной информации; 3) гибкость и высокую приспосабливаемость к меняющимся условиям; 4) оптимальное использование достижений НТР; 5) свободу выбора и действий рыночных субъектов; 6) способность удовлетворять различные потребности; 7) повышение качества товаров и услуг. Однако главным является сохранение конкурентоспособности продукции.

Конкурентный рынок имеет и свои минусы. Не вдаваясь в подробный анализ данного типа рынка, можно выделить следующие его недостатки: 1) не обеспечивает социальную защиту населения, особенно бедные слои; 2) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 3) механизм свободной конкуренции, присущий рынку, не обеспечивает экономику необходимым количеством денежных ресурсов для развития общественного производства; 4) не создает стимулы для производства товаров и услуг общественного пользования; 5) не имеет социально-эконо­мического механизма защиты окружающей среды; 6) не обеспечивает необходимых обществу теоретических научных исследований; 7) подвержен нестабильному развитию с присущими ему информационными процессами; 8) ориентирован не на удовлетворение потребностей всех членов общества, а на запросы тех, кто имеет деньги.

Устранение перечисленных недостатков в современных условиях берет на себя государство, но иногда создается впечатление, что рынок работает в автоматическом режиме, – на самом деле его регулирование осуществляется почти всегда методом проб и ошибок.

Перейдем к рассмотрению экономической категории «регулируемый рынок». До недавнего времени в нашей стране это понятие не допускалось в официальную науку на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система. Вместе с тем рынок всегда регулировался и может регулироваться: либо посредством собственного рыночного механизма, элементами которого, например, являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение, либо с помощью государства – прямо и косвенно – через госзаказы, налоги и др.

Таким образом, регулируемый рынок должен иметь свое место в системе экономических отношений, ибо он есть результат развития человеческого общества. Рынок может быть регулируемым, чтобы снять или ограничить отрицательные последствия своего функционирования. Сегодня это выполняют промышленно развитые страны Запада от лица государства. Еще Н.Д. Кондратьев подчеркивал, что регулирование рынка в капиталистической системе ограничивается государственной собственностью. Вопрос спорный, но в настоящее время важно найти оптимальный вариант сочетания рыночного и государственного регулирования. Пока нет страны, где бы это требование выполнялось идеально. Государство помогает рынку функционировать, но чрезмерное вмешательство с его стороны приводит к деформации рыночных отношений.

Классический пример – деформация российского рынка. К основным чертам деформации относятся: 1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов; 2) чрезмерная централизация экономики; 3) монополизм производителя и продавца; 4) несбалансированность спроса и предложения; 5) рост отрицательных проявлений в экономике (цены, инфляция, бюджетный дефицит, обилие нетоварных денег, нарушение денежного обращения); 6) наличие теневой экономики; 7) отсутствие мотивации к труду и риску в хозяйственной деятельности; 8) расцвет бартерных сделок вместо товарно-денежных отношений; 9) наличие неразвитого рынка.

Чтобы устранить обозначенные черты деформации российского рынка, необходимо ликвидировать его «болезни» (нестабильность, инфляцию, безработицу и др.) и обеспечить условия для рыночной экономики. Выделяют рыночную специфику России потому, что рынок Запада характеризуется своими чертами: 1) насыщенностью товарами массового производства и потребления; 2) быстрой реакцией на спрос покупателей; 3) изменением целевых функций субъектов рыночной экономики; 4) переменой форм предпринимательской деятельности; 5) становлением условий регулируемой конкуренции; 6) формированием нового типа трудовых отношений. Данные черты будут рассмотрены ниже.

Перечисленные аспекты рыночного развития пусть фрагментарно, но все же раскрывают сущность анализируемых явлений в современных условиях. Необходимо этот процесс расширить в сторону создания и изучения рыночных отношений в переходный период. Для этого следует организовать мощную аналитическую базу, которая обеспечивала бы разработку новых теоретических проблем рынка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.