Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие требования и структура итоговой аттестационной работы



 

Итоговая аттестационная работа должна отвечать следующим общим требованиям:

быть актуальной, т.е. тема должна отражать проблему в контексте современных тенденций развития зарубежного и отечественного музыкального образования и совершенствования его качества;

иметь междисциплинарный характер и основываться на изучении и анализе действующих нормативных документов в области музыкального образования, современной психолого-педагогической и методической (специальной) литературы;

иметь практико-ориентированный характер и представлять педагогический опыт студента по решению обозначенной методической проблемы в период практики;

цели и задачи должны быть адекватны теме аттестационной работы;

иметь четкую структуру и отвечать требованиям логичного, последовательного, достоверного изложения материала и обоснованности сделанных выводов и рекомендаций;

содержать анализ психолого-педагогических и методических работ по изучаемой проблеме, описание отечественного и зарубежного опыта музыкально-педагогической деятельности, а также материалов, полученных студентом в ходе педагогической практики;

демонстрировать умения студента самостоятельно собирать, систематизировать материалы педагогической практики;

содержать выводы и рекомендации, которые должны опираться на достижения психолого-педагогической науки и результаты современной практики музыкального образования;

оформлена в соответствии с установленными требованиями.

Структура работы – это логическая схема, отражающая понимание автором путей и способов решения обозначенной темы. Четкое структурирование и определение общей логики ИАР является предпосылкой результативности и успешной защиты работы.

Композиционно работа должна содержать следующие разделы:

Титульный лист (см. Приложение 1)

Оглавление

Введение (не нумеруется)

Основную часть, представляющую собой последовательность нескольких параграфов

Заключение (не нумеруется)

Список использованной литературы

Приложения.

Требования к объёму ИАР и отдельных разделов:

объем итоговой аттестационной работы – не менее 25страниц текста, не включая Список использованной литературы и Приложения;

Оглавление помещается на одной отдельной странице;

Введение и Заключение в объёме не превышают 2 страницы (каждое);

Основная часть состоит из 4-5 параграфов;

Список использованной литературы включает не менее 15 источников.

Если работа сопровождается большим количеством таблиц, графиков, нотных примеров, диаграмм, то следует их расположить в Приложении.

 

Содержание разделов ИАР

 

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 1). Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется, на следующей после него странице ставится цифра «2».

Оглавление должно включать разделы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы и концентрированно отражать содержание работы. Оглавление помещается после титульного листа. В нем приводятся все заголовки разделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Сокращения, другая формулировка и изменения последовательности разделов и параграфов не допускаются. Параграф может иметь в случае необходимости не менее двух подпунктов.

Заголовки параграфов необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце. Нумерация параграфов делается арабскими цифрами с точкой. В Оглавлении обязательно указываются страницы в строгом соответствии с текстом.

Введение содержит описание актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач ИАР. Введение начинается с обоснования выбора темы, определения ее актуальности и значимости для теории и практики музыкального образования. Далее показывается место данной проблемы в общей тематике, т.е. обозначается основное направление работы и определяется специфика решаемой в ней проблемы. После чего перечисляются основные подходы и наиболее значимые работы в области исследуемой темы.

Определенную сложность представляет определение цели и задач работы.

Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, обобщенный результат, который мы должны получить.

В ИАР цель может быть сформулирована как:

разработка основ (развития личности, умений, способностей, эффективности процесса);

обоснование и апробация содержания, форм, средств, методов и методик (технологий) и др.

Цель исследования вытекает из темы, а задачи ставятся в соответствии с целью. Обычно задачи формулиру­ются так, чтобы из них складывались заголовки и содержание параграфов работы. Количество задач не должно быть большим, достаточно четырех, пяти.

В работах подобного жанра задачи, как правило, формулируются при помощи глаголов «изучить», «описать», установить», «выяснить», «проанализировать», «разработать», «выявить» и т. п.

В педагогических исследованиях основные классы задач в соответствии с последовательностью их реализации обозначаются следующим образом:

 

Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяе­мых для их формулировки

 

Класс задач и его

отличительные

особенности

Глаголы, с которых начинаются формулировка задач

Пример

Задачи, связан­ные с изучением теории вопроса

 

Изучить (проблему),

дать обосно­вание (подхода),

раскрыть (сущ­ность), обобщить, проанализиро­вать, выявить,

описать и т. п.

«Провести содержательный анализ понятия «тембровый слух»»

 

Задачи, связанные с изучением состояния практики

Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п.

 

«Описать опыт использования методики развития тембрового слуха»

 

Задачи, связан­ные с созданием новых теорий, идей, учений, преобразованием предмета изучения

Усовершенствовать, классифици­ровать, систематизировать, обоб­щить, выявить подготовить, соз­дать, разработать, сформулиро­вать, определить, выработать .

«Разработать классификацию методов развития тембрового слуха»

Задачи, связан­ные с проведением опытно-экспериментальной работы

Проверить, установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить на практике и т.п.

«Выполнить на практике про­верку предлагаемого метода»

Задачи, связан­ные с разработкой рекомендательных материалов

Разработать (программу),

соста­вить (рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наме­тить и т. п.

«Составить рекомендации по применению методов развития тембрового слуха»

Прочие задачи по созданию, раз­работке, изучению чего-то нового

Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п.

«Разработать диагностику эффективности методики развития тембрового слуха»

 

С учетом специфики образовательных учреждений культуры и искусства можно ориентироваться на примерные формулировки задач:

обобщить теоретические знания по конкретной методической проблеме;

изучить методологию вопроса (подходы), основные тенденции развития;

рассмотреть исторический аспект развития проблемы;

проанализировать современное состояние вопроса в теории и практике музыкального образования;

изучить методики, технологии;

изучить (обобщить) практический опыт решения проблемы, содержание и результативность различных школ;

применить на практике методы и приемы работы;

выявить затруднения обучающихся;

проверить эффективность методики (методов, способов, приемов);

проанализировать результативность применения методов (форм, приемов).

Введение является важным разделом ИАР, дает представление об общей логике работы и демонстрирует общую и профессиональную компетентность студента.

В Основной части раскрывается содержание работы, которое включает теоретический и практический аспекты исследуемой проблемы. При этом практический аспект решения методической проблемы обязательно предполагает обобщение опыта, как педагогов различных образовательных учреждений, так и самого студента в период педагогической практики.

Общая логика основной части работы может быть представлена следующим образом:

сущность методологических подходов к решению избранной темы (если таковые возможно обозначить);

история вопроса;

сущность основных понятий относящихся к теме;

характеристика и анализ позиций современных авторов;

определение этапов, эффективных методов, приемов и форм работы (авторских методик, технологий);

решение обозначенной проблемы в период педагогической практики с использованием обозначенных этапов, методов, приемов и форм работы (методик, технологий);

анализ и самооценка работы студента по решению обозначенной темы в период практики и характеристика основных результатов ученика;

самоанализ затруднений в решении поставленной проблемы в период педагогической практики;

Методические рекомендации (по возможности).

Материалы и результаты педагогической практики студента целесообразно в соответствии с общей логикой представить в заключительном параграфе (параграфах) Основной части работы.

В том случае если избранная тема выходит за рамки периода начальной подготовки обучающихся, то практический параграф(ы) Основной части строятся на материале наблюдений занятий в ДМШ и обобщении опыта педагогов. Для выполнения этой части работы студентам рекомендуется посетить 3-5 занятий в ДМШ, составить программу посещения и протоколы наблюдений, охарактеризовать, проанализировать и обобщить изученный опыт решения рассматриваемой проблемы (см. Приложение 4).

Заключение - это раздел работы, который направлен на обобщение изложенного текста и формулировку основных выводов по рассматриваемой теме. Основное назначение Заключения – резюмировать содержание (подвести итог) работы, выгодно подчеркнуть её преимущества. Именно в Заключении наиболее ярко проявляется способность автора ясно мыслить, интерпретировать и обобщать материал. По форме это может быть перечень наиболее значимых выводов (в соответствии с задачами Введения) или их изложение связанным текстом.

Заключение должно быть логично связано с Введением, особенно с той его частью, где формулируются задачи: в заключении необходимо четко показать, как они были решены в ходе исследования. Особенно важно помнить, что в Заключении обязательно отражаются результаты педагогической деятельности студента в период практики, имеющие непосредственное отношение к теме ИАР. Таким образом, выводы, сформулированные в Заключении, относятся как к теоретическому, так и к практическому аспекту работы и целостно представляют результаты решения автором обозначенной проблемы.

В завершении Заключения целесообразно сделать обобщенный вывод о достижении цели и задач ИАР и обозначить перспективы развития исследуемой области, а также ориентиры автора в дальнейшей работе над темой.

Наиболее распространённые ошибки, допускаемые студентами в этом разделе работы:

абзацы не связаны логически, представляют собой «вырванные» из текста блоки информации;

выводы основаны только на теоретическом материале работы;

в тексте не отражено, достигнута ли цель исследования, решены ли поставленные задачи;

Заключение переполнено избыточной информацией, не связанной с основными выводами работы;

повторно обосновывается актуальность выбранной темы.

Список использованной литературы содержит перечень используемых в работе нормативно-правовых, научно-педагогических, методических, психологических и прочих источников. Используемая в ИАР литература должна включать как основополагающие труды в области исследуемой проблемы, так и работы современных авторов. Поэтому необходимо обратиться к материалам научно-практических конференций в области музыкального образования, культуры и искусства, к выпускам периодических музыкально-педагогических изданий, сайтам ведущих образовательных учреждений и организаций культуры и искусства. Таким образом, в ИАР обязательно должны быть использованы современные методические работы, материалы и публикации последних пяти лет издания.

Список литературы должен быть сформирован в алфавитном порядке и отвечать требованиям ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». В списке использованной литературы при упорядочении отобранных документов за основу берется первый элемент их библиографического описания (фамилия автора или основное заглавие) на уровне первых трех букв. Документы, принадлежащие одному автору или имеющие одинаковое заглавие, располагаются друг за другом с учетом года их издания, начиная с новейших. Библиографическое описание документов на языках с разной графикой допускается группировать в два алфавитных ряда: вначале на русском языке; затем на языках с другой графикой (например, английском, немецком и др.).

Следует придерживаться общих правил библиографического описания, в котором обязательно должны присутствовать следующие элементы:

- заголовок описания – фамилия и инициалы автора или название коллективного автора;

- заглавие;

- подзаголовочные данные (сборник статей, исследование, автореферат, методическое пособие, перевод с немецкого и т. п.);

- сведения об ответственности – информация о лицах (или учреждениях), которые внесли вклад в создание книги (составителях, редакторах, переводчиках и т. п.);

- выходные данные – место издания, название издательства, год издания;

- количество страниц источника.

Важно знать, что библиографическая запись не составляется по титульному или по последнему листу. В любой книге следует смотреть на контртитул, туда, где проставлен копирайт – значок охраны авторского права; там находятся официальные выходные данные.

Для чёткого разделения элементов описания приняты определённые знаки препинания, а именно:

- двоеточие отделяет подзаголовочные данные от заглавия (если подзаголовков несколько – этот знак повторяется), а также название издательства от города, где вышла книга;

- косой чертой (/) отделяются сведения об ответственности;

- точка и тире (.-) разделяют различные элементы библиографического описания, например, ими отделяют выходные данные и количество страниц;

- запятая ставится перед годом издания книги;

- две косые черты (//) отделяют название статьи от названия книги или журнала, в котором данная статья размещена.

Пример библиографического описания:

Библиографическое описание документа в научно-исследовательской работе [Текст] : учеб.-методическое пособие по курсу «Специальная педагогическая подготовка» для студентов музыкальных вузов и вузов искусств, аспирантов, преподавателей / В.П. Длуговольский ; науч. ред. М. М. Берлянчик ; Магнитогорская гос. консерватория им. М.И. Глинки. — Препринт. — Магнитогорск, 2008. — 103 с.

Особое внимание необходимо уделить оформлению источников, заимствованных из Интернета, в соответствии с требованиям ГОСТ Р 7.0.5 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», например:

Сыров В. Типологические аспекты композиторского стиля [Электронный ресурс].URL: http: // www.people.nnov.ru/Syrov/Rus/ArtStyle.htm (дата обращения 23.10.2010).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.