Подпись преподавателя: ______________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 ТЕМА: РАЗМНОЖЕНИЕ НА ОРГАНИЗМЕННОМ УРОВНЕ. СПОСОБЫ БЕСПОЛОГО И ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ Цели занятия:
1) Уяснить биологическую сущность и преимущества полового размножения над бесполым. 2) Изучить особенности гаметогенеза в связи со специфическими функциями гамет. 3) Обратить внимание на влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека. Базисные знания:
1) Из курса биологии средней школы Вы должны знать основные закономерности мейоза и фазы гаметогенеза. Учебная карта занятия:
А) Вопросы для подготовки к занятию:
· Размножение – универсальное свойство, обеспечивающее материальную непрерывность живого. · Эволюция размножения: а) бесполое; б) половое; в) партеногенез и его разновидности. · Половой процесс как механизм обмена наследственной информацией внутри вида. · Цитологические механизмы размножения (мейоз и его цитологическая характеристика). · Закономерности овогенеза и сперматогенеза. Строение половых клеток. Типы яйцеклеток. · Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
Б) Список основной и дополнительной литературы по теме: Основная литература: 1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. 2. Конспекты лекций. Дополнительная литература: 1. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 51-64, 153-166. 2. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1, – С. 146, 202-219, 290-296. 3. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 49-64. 4. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 93-112. 5. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 31-35. 6. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.
В) Задания для учебно-исследовательской работы студентов: Задание 1. Изучение микроскопического строения семенника крысы. Рассмотреть на большом увеличении микроскопа препарат “Поперечный срез семенника крысы”. Зарисовать строение семенного канальца, отметив на рисунке: 1. сперматогонии(круглые клетки с темными ядрами, расположенные в основании стенки канальцев); 2. сперматоциты 1-ого и 2-ого порядков (расположены ближе к просвету канальца, обладают более светлыми, крупными ядрами и имеют более крупные размеры); 3. сперматозоиды(имеют вид тонких нитей, расположенных в просвете канальца).
Задание 2. Изучение микроскопического строения яичника млекопитающего. Рассмотреть на малом увеличении микроскопа микропрепарат “Срез яичника млекопитающего”. Зарисовать зрелый фолликул – граафов пузырек, отметив: 1. стенку фолликула; 2. полость фолликула; 3. яйценосный бугорок(выступ, образованный фолликулярными клетками); 4. яйцеклетку (ооцит 2-ого порядка, расположенный внутри яйценосного бугорка).
Г) Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: 1) Определение разных стадий сперматогенеза на срезе семенника крысы. 2) Идентификация зрелых фолликулов на срезе яичника кошки.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|