Здавалка
Главная | Обратная связь

Возможности использования обоняния в процессе обучения.



Запахи могут управлять настроением и работоспособностью. Сильные запахи могут стать причиной перемены настроения и даже влиять на поведение. Между запахом, опытом и эмоциями имеются прочные связи.

Запахи могут ассоциироваться с событиями и способствовать их запоминанию. Пахучие вещества либо вызы­вают какое-то ощущение, либо нет. А это значит, что принцип «все или ничего», приложимый к кодированию информации о запахах, может оказывать влияние на начальный процесс научения. Целостность запахов делает их и более устойчивыми к «выветриванию из памяти»; благодаря этой «унитарности» один запах труднее спутать с другим, а значит, в будущем его легче распознать. [26]

Запахи являются более мощными сигналами для памяти, чем стимулы других сенсорных модальностей. [34] Это происходит потому, что запах не только способен «подтолкнуть» память, но и вызывает определенную эмоцию, что позволяет предположить суще­ствование связи между запахами, памятью и эмоциями.

Перечисленные выше особенности восприятия запахов указывают на то, что запах, особенно на уроках биологии, химии, географии – предметов естественнонаучного цикла, является не менее действенным средством обучения, чем прочие. То есть запахи можно использовать как стимулятор деятельности мозга в процессе обучения, так и как самостоятельный элемент урока.

Предложенные методики исследования восприятия запахов ввиду их простоты организации годятся в качестве практического метода. Например, школьники на уроке биологии или во внеурочной деятельности, так и во время факультатива, могут под руководством учителя организовать и провести лабораторную работу «Исследование порога и диапазона восприятия запахов», по результатам которой они узнают, насколько чувствительны к запахам, как хорошо «угадывают» те или иные ароматы, какой ноздрей лучше воспринимают.

Так же определение диапазона запахов может представлять собой конкурс на внеклассном мероприятии, посвященном органам чувств человека, что так же способствует развитию познавательного интереса школьников к физиологии человека и биологии в целом.

Выявленные закономерности второго этапа исследования так же применимы в школе, но уже не как часть содержания учебного предмета, но как способ реализации развивающих задач обучения. Было показано, что при стимуляции обоняния композициями запахов и постановке различных когнитивных задач, мозг человека проявляет динамическую картину межполушарной асимметрии. Таким образом, предъявление запахов и работа с ними, способствует развитию того или иного типа мышления. А поскольку запахи влияют на эмоции и память, запоминание поставленной задачи и ее решения облегчается.

Также такое явление, как формирование «запаха успеха» (например, запах, сопровождающий человека при победе, удачном выступлении и т.д.), вероятно, может использоваться для создания благоприятной обстановки в процессе обучения или в стрессовой ситуации, как экзамен, и вселять в ученика уверенность в собственных силах и знаниях.

Как видно, возможности обоняния человека, особенно ребенка, достаточно широки, и невнимание к этой составляющей обучения, на мой взгляд, неоправданно.

Но, возможно, если в современном обществе уже появляются такие явления, как фильмы с запаховым сопровождением, то и не за горами методические пособия в виде флакончиков, несущих в себе ароматы, придающие учебному процессу яркость и незабываемость.

 


Приложение 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.