Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧАСТЬ 3. ТРОПА ПОСВЯЩЕНИЯ



Поиск смерти

Холодные капли упали на его лицо. Открыв глаза в темноте, он сперва не мог понять, где очутился. Подняв руку, он уперся ей в деревянный потолок. Судорожно начав ощупывать все вокруг, он осознал, что находится в каком-то деревянном ящике. С леденящим ужасом к нему стало приходить понимание, что это гроб, что его похоронили. Он стал отгонять от себя эту навязчивую мысль. Может, надо мной просто пошутили?

Но что-то внутри его подсказывало, что это не так, что он действительно лежит под землей. От леденящего страха он дико завыл и стал колотить в крышку гроба: «Откройте, откройте!» Но услышать его было некому. Земля поглотила его вопли. От этого леденящий ужас еще более охватил его существо. Судорожно вспоминая, как же это могло получиться, он припомнил, как стоял вместе со Святогором у идола и старец сказал:

— Ты должен умереть, чтобы переродиться. Готов ли ты?

— Да, конечно, я давно этого ждал, — ответил Рулон.

Тогда он не предполагал, что это может быть так жутко и неожиданно. Он лег, попытался расслабиться, но тут же почувствовал, как что-то ползает по его ногам. Он попытался это стряхнуть, но оно продолжало ползать.

Руками до ног дотянуться было невозможно. Он начал ощупывать пространство и обнаружил вокруг себя какие-то предметы. Внезапно он понял, что это кости. Рядом с ним лежало что-то округлое и гладкое — это было похоже на человеческий череп. Ужас и омерзение охватили его еще больше. «Зачем, зачем сюда положили все это?» — судорожно думал он. В голове все крутился голос Святогора: «Ты должен умереть!»

«Ведь не тело должно умереть, ложная личность — весь комплекс выдуманных представлений о себе, которые я накопил за жизнь, все мнения и оценки, вся привязанность к памяти о людях и событиях, что были со мной в прошлом. Только тогда можно стать новым, только тогда можно получить рождение свыше», — лихорадочно соображал Рулон.

Он вспомнил, как Святогор привел его в древнюю пещеру, где жили наши предки в каменном веке. На стенах пещеры были сделаны наскальные рисунки мамонтов, бизонов и каких-то человечков в шлемах с антеннами.

— Что это такое? — спросил Рулон. — Инопланетяне, что ли?

— Да, — ответил Святогор. — они принесли на Землю разум и вселили его в существ, которые раньше жили как звери, и с той поры эти существа стали людьми — появилась пещерная цивилизация. Инопланетяне построили здесь свои Храмы, в которых они поклонялись Вселенскому Разуму. Эти Храмы стоят до сих пор и известны нам как пирамиды в Египте и Америке, Стоунхендж, Аркаим и другие гигантские сооружения. Но вскоре инопланетяне покинули Землю и стали наблюдать за ее развитием с воздуха, из своих НЛО. Но поскольку они дали человеку очень немного разума, то он скоро стал для него проклятием. Только немногие люди от рождения имеют больше ума, и они становятся великими среди людей. Однако древние жрецы разработали методы развития и превосходства разума, которые начинаются с того, что человек должен умереть и родиться заново новым человеком, без предрассудков и привязанностей.

— Но зачем нужно рождаться снова? — спросил Рулон. — Разве нельзя с детства правильно воспитывать человека?

— Дело в том, — ответил Святогор, — что в детстве ребенка воспитывают ме­ханически, несознательно, и как бы ни было хорошо такое воспитание, оно развивает человека без его участия. Истинное воспитание должно быть уже самостоятельным, но к тому времени человек становится уже взрослым. К тому же многие люди воспитываются дураками, и поэтому их воспитание желает лучшего.

Взяв две кости мамонта Святогор стал кружиться с ними вокруг костра и ритмично бить в них.

— Вот первый музыкальный инструмент древних, при помощи которого люди входили в транс и соединялись с миром Богов.

Рулон тоже взял две кости и стал стучать в них в том же ритме, пританцовывая по кругу вокруг огня. Он тоже стал входить в транс. Внезапно увидел густой темный лес, в нем поляна, закрытая высокими деревьями от света солнца. На поляне стояла маленькая изба на четырех высоких столбах. Он подошел к ней и по лестнице поднялся к двери. Открыв ее в полутьме, он обнаружил лежащий там скелет и в ужасе бросился прочь, но, не сумев спуститься, упал. Из открытой двери избушки высунулся скелет и полетел на Рулона. Не отрывая от него взгляда, крича от ужаса, Рулон пополз, как таракан. Но тут скелет упал на землю и превратился в старуху, которая рассмеялась своим глухим голосом.

— Что, Рулон-дурак, испугался меня, а я Баба Яга — хранительница входа в подземный мир. А это моя избушка на курьих ножках. В таких лабазах раньше хоронили мертвецов, и такие дураки, как ты, приходили и тревожили их, чтобы покойники-предки помогли им проникнуть в подземный мир Кащея, в котором они искали смерть, чтобы переродиться из дураков в богатырей-царевичей. Скоро и ты попадешь в этот мир, но посмотрим, выйдешь ли? — расхохоталась старуха.

Видение исчезло. Рулон, поеживаясь, лежал в гробу в обществе скелета.

— Вот я и здесь, но что будет дальше? Как я умру и перерожусь? — подумал он.

Гладкий череп, лежащий рядом с ним, показался ему головой той Бабы Яги, которую он увидел в своем видении. «Наверное, он здесь, чтобы помочь мне соприкоснуться с миром мертвых, провести меня по нему», — догадался он.

В ночном небе горели яркие звезды. Святогор затопил баню и, выйдя из нее, сел рядом с Рулоном возле идола.

— Вот они, роженицы, — указал он на созвездие Большой и Малой Медведицы.

— А что они рождают? — спросил его Рулон.

— Рождают они Души. Большая — Душу Силы. А Малая — Душу Полета, которые приходят из небесного мира Прави и вселяются в младенца. Сварог же дает человеку вечный Дух. И вот с этими тремя человек появляется в нашем земном мире Яви, чтобы по окончании его срока жизни перейти в мир Нави — под землю, где он продолжит делать то же, что делал и на Земле.

В мире Яви к каждому человеку приставлены берегини — добрые Духи, которые охраняют его в жизни. Но из мира Нави в мир Яви часто выходят упыри — умершие. И все, к чему они прикасаются, получает метку смерти. Такого человека, который встречается с ними, могут подстерегать утраты, болезни и даже гибель. Вот почему хоронить мертвецов нужно осторожно, чтобы через них не соприкоснуться с миром Нави.

В то время, пока мертвец лежит три дня до захоронения, в доме занавешивают черным зеркала, потому что в полумраке можно увидеть его тень в этом зеркале и соприкоснуться с миром Нави. Вот и ты можешь посмотреть в зеркало, чтобы увидеть их. Колдуны вырывают могилы и подкладывают могильную кость своим жертвам. И тогда к ним приходит упырь, кость которого они подложили, и начинает утягивать их в мир Нави. Но, если человек жаждет стать богатырем, сверхсуществом, он должен искать смерти. Чтобы все старое, человеческое, умерло в нем, все привнесенное внеземным разумом. И тогда он ищет смерть, чтобы она унесла все ложное в нем. И для этого он идет на могилы. Я и сам получил новое рождение на могиле волхва Пересвета, на которой я лежал 40 дней и 40 ночей, пока не обрел дар общения с Богами.

— В каком же мире живет Сварог? — спросил Рулон.

— Вот идол, — указал рукой Святогор, — у него три уровня — это три мира, а над ними голова идола — это и есть Сварог, который в этих трех мирах и вне их.

Первоначально был Великий молочный океан с кисельными берегами. Из этого молока сгустился, створожился мир. Молоко есть мир Прави — мир Кос­мического закона, гармонии. Молоко створаживающееся — это мир Яви, вечно формирующийся, растущий. А осевший на дно творог — мир Нави, мертвый, застывший. У головы Сварога четыре лица — по четырем сторонам света, а это означает, что он присутствует во всем, но ограниченный разум инопланетян, навязанный человеку, понять этого не может. Камень, дерево, зверь — все они Боги, все они растворены в окружающем мире, все интуитивно постигают реальность, видят Духов и иные миры. Человек же всего этого лишается, когда его учат говорить, он видит лишь то, что его научили видеть. И вот поэтому наши предки, чтобы избавиться от этого ига, снова сливались с природой, поклонялись грому, ветру, дереву, реке, чтобы слиться с ними. И снова обрести то подлинное видение, которое было у человеческих существ до инопланетного нашествия.

— А вот и банька натопилась. Баня это не место, где просто моются — это молитвенное место, где люди поклоняются Сварогу. Обнажаясь, оставаясь только в том, в чем их создала природа, сбрасывая все лишнее, наносное, все выдуманные проблемы и омывшись, смыв водой все вредные накопившиеся за день эманации и нервные напряжения. А пар и высокая температура затем помогают войти в состояние транса и увидеть мир Прави и Нави, недоступные видению, затемненному разумом. А затем в холодную воду. И в этот момент даже у самых закоренелых умников выключаются все мысли, и они могут узреть свою истинную природу правнуков Сварожьих.

Зайдя в предбанник, Рулон увидел вырезанное из дерева изображение старца.

— Это Сварог, — пояснил Святогор и, положив ладонь правой руки на грудь, а ладонь левой руки на низ живота, начал молиться. — о прадед, о дуб, о сноп, о Сварог, сотворивший людей в бане из пота на вехоте своем! Помоги нам, праведникам твоим, очиститься здесь, в храме твоем, чтоб узрить истинную природу твою ведения и благости.

Рулон, сложив руки как Святогор, вторил молитве. Помолясь и раздевшись, они вошли в баню, где уже стоял сильный жар. Святогор плеснул на камни воды, и все пространство окутали густые клубы пара так, что очертания предметов в бане стали прозрачными.

— Вот такими туманными были вещи в мире Прави, — сказал Святогор, — пока не воплотились в Яви. В туман они и уходят — в мир Нави. Почаще смотри в туман, чтоб понять, как все призрачно. Не думай, что все, как ты видишь, верно. Нет, все призрачно, все быстро меняется и никогда не стоит на месте. Ну а теперь давай я попарю тебя березовым веничком. Ложись на полати, и пока я буду парить тебя, ты старайся чувствовать тело и ни о чем не думай, гони все мысли, чтоб только чувствовать себя и окружающий мир.

Рулон лег, а Святогор принялся охаживать его своим веником. Первые удары показались Рулону болезненными, но затем он привык и сосредоточился на теле. При этом его голова прояснилась, он стал лучше чувствовать свое тело и слышать все окружающие звуки: треск сучьев в очаге, шипение капель, случайно попавших на камни, свист и удары веником. Попарившись, они сели на полатях.

— Теперь пребывай в этом безмолвном состоянии, и постарайся увидеть мир Сварога.

Рулон сидел распаренный на полатях, держа свою голову пустой. И только медленно вдыхал влажный горячий воздух. То ли от высокой температуры, то ли от отсутствия мыслей он отключился от реальности. И внезапно он увидел, как яркая молния, осветившая полнеба, ударила в огромный ветвистый дуб, росший посреди поля, усеянного стоящими на нем снопами. Дуб вспыхнул от ударившей в него молнии, из этого пламени появился старик в длинной русской рубахе до пят, с большой белой бородой до колен. В руках он держал длинный посох с закругленной рукоятью.

Рулон сразу понял, что это Сварог. Своим громовым голосом он произнес:

— Время, пространство и реальность порождены ограничением того ума, коим наделили тебя. Отбрось ум, и ты увидишь мир истинно. Ум должен умереть, чтоб ты ожил, чтоб проснулся от спячки.

— Но как же я без ума? — воскликнул Рулон в полном недоумении и тут же очнулся на полатях.

— Ну что, совсем тебя сморило? — рассмеялся Святогор.

— Да. Я видел ... — начал рассказывать Рулон.

Святогор остановил его жестом руки.

— Не нужно, потом расскажешь. А сейчас давай-ка окунемся в холодную воду.

Они вышли из бани и бросились в показавшуюся им ледяной воду небольшого озерка. Рулон нырнул с головой, медленно всплывая, он смотрел в воду. Мыслей не было, новое безбрежное видение реальности открылось ему.

 

 

***

 

Казалось, стало нечем дышать. Рулон перевернулся в гробу и лег на бок. Он представил, как сдохнет здесь и потом его найдут в гробу всего скрюченного с растопыренными, скребущими гроб пальцами, выпученными глазами и высунутым языком. От этих мыслей стало жутковато. В голову, как перед смертью, стали приходить воспоминания прошлого, медленно затягивающие его энергию в преисподнюю.

 

 

***

 

«КамАЗ» быстро ехал по Чуйскому тракту. Рулон сидел рядом с шофером и постоянно вспоминал слова Алтай Кама.

— Теперь, Рыбья Кость, предстоит тебе изучить и русское язычество. Здесь, недалеко от Белухи, есть древнее поселение язычников, которые замаскировались под старообрядцев. Еще с древних времен страшного крещения Руси в Киеве огнем и мечом они стали уходить все дальше на восток, покуда не дошли до Алтая, где православная церковь еще не добралась до еретиков, чтоб покарать их и искоренить истинно русское учение, заменяя его греко-еврейским аскетизмом, оказавшимся очень пагубным для русского народа и приведшим его к октябрьской катастрофе.

В глухой тайге рядом с древней пещерой, в которой жили люди во времена счастливого каменного века, они построили идола и капище вокруг него. Выходя как бы на охоту, они приходили туда, чтобы славить Сварога и других Богов — его детей и внуков.

Пока они ехали, шофер рассказал Рулону, что недавно вывез с Алтая геолога с женой, которых чуть не убили алтайцы. Оказывается, этот геолог воспользовался алтайским гостеприимством, сам не желая достойно ответить на него.

Когда их геологическая партия расположилась недалеко от удаленного алтайского поселения, где местные жители промышляли охотой и разведением маралов, геолог подружился с алтайцем. И тот, согласно обычаю, пригласил его в свой дом. После того как они выпили и закусили, алтаец уложил его спать с собственной женой. Жену там принято предоставлять всем постояльцам, при этом алтайцы часто хвалятся: «Этого ребенка мне сделал тот, а этого — этот».

И все было бы хорошо, но вскоре к геологу приехала его жена, и алтаец тоже собрался в гости, чтоб сделать ребенка на память другу-геологу. Придя в гости, он выпил и закусил. И вот наступила ночь. Его убеждали, что у русских нет такого хорошего обычая. Он не мог этого понять и стал очень недружелюбно и агрессивно настроен. Так что русским геологам пришлось поспешно уехать оттуда.

Слушая этот рассказ, Рулон подумал, что этот обычай алтайцев очень мудрый с позиции природы, ибо он позволяет наиболее быстро осуществлять обмен генофондом и рождать здоровое и сильное потомство. Видимо, в силу этого обычая у алтайцев считается, что род идет по женской линии и что свою силу ребенок получает именно от рода матери.

Позднее Рулон узнал у язычника Святогора, что древние славяне имели свой взгляд на семью. Их семья состояла из сообщества нескольких мужчин и женщин, которые имели друг с другом ритуальные сексуальные взаимодействия по сложной схеме, в которой был предусмотрен даже временный целибат для восстановления и накопления энергии.

Сексуальные взаимодействия могут быть самыми разными, и римская моногамия просто является одной из них. Однако люди настолько зациклены на внушенных им представлениях, что не могут воспринимать жизнь по-другому. И всю дорогу душат себя этой зацикленностью на внушенных им установках.

 

 

Избранник Духа

Ослепительный белый снег скрипел под лыжами. Вокруг стояли высокие ели и кедры. С огромными белыми лапами, с которых при одном только прикосновении ветра падал сверкающий снег.

Рулон ехал по тайге уже третий день. Он ехал в поисках шаманского поселения, где должен был пройти последнее посвящение. Но уже в который раз ему так и не удалось найти шаманскую юрту. Видно, не хватало личной силы. Он потрогал на своей груди талисман, подаренный Шри Джнан Аватаром Муни и, почувствовав божественную
виб­рацию, продолжил свой трудный путь. Внезапно с огромного дерева с шумом сорвалась большая черная ворона и, громко хлопая крыльями, пролетела над головой Рулона. За ней летело еще две, заполняя тишину своим резким карканьем. Осмотревшись кругом, он увидел рыжую белочку, ловко взбирающуюся по толстому стволу высокого кедра. На мгновение она остановилась и посмотрела вниз. Рулону даже показалось, что она смотрит на него. Понаблюдав еще минут пять за жизнью лесных обитателей, он отправился дальше.

 

***

Рулон все ехал на лыжах по тайге. Солнце клонилось к закату. Нужно было сделать привал на ночь. Остановившись в уютном месте с хорошей энергией и расчистив снег, он, наломав веток, разжег большой костер.

 

***

Костер догорал, Рулон сгреб все угли в одно место и расчистил землю. Она уже успела прогреться, и от нее поднимались легкие клубы пара. Нарубив еловых лап, он наложил их на эту теплую землю, приготовляя себе ложе для ночлега. Оставив маленький костерок, он лег на это ложе, соорудив небольшой шалаш, и быстро погрузился в сон. В сновидении к нему явилась прекрасная девушка в традиционном алтайском одеянии.

— Я Умай — Богиня Земли. Я языческая мать твоих предков, я — Мать-Сыра земля, возьми ж меня и владей мной. Я твоя, — с этими словами она скинула свое одеяние и предстала нагой перед Рулоном.

Они стояли вдвоем на свежевспаханном поле. Умай протянула к нему руки, и ее волосы внезапно распустились из тугих кос и покрыли все ее тело до пояса.

— Догони же меня! — крикнула она и, быстро повернувшись, побежала.

Рулон бросился за ней и обнаружил, что он является огромным быком. Он долго бежал по этому бескрайнему полю, пока не овладел ей прямо на мягкой, слегка влажной земле. Войдя в ее лоно, он почуял могучую силу, входящую в него, — силу самой земли.

Очнувшись, он понял, что это знак его удачи, что сегодня он найдет стойбище шамана. Рулон лежал, смотря в небо. В нем виднелась Полярная звезда, просвечивающая через ветки шалаша. Вскоре забрезжил рассвет, и путник стал собираться в дорогу.

— Умай, Умай! — повторял он. Хозяйка тайги является охотникам перед удачной охотой, поэтому, собираясь в лес, они несколько дней не спят с женами, чтоб накопить силу и совокупиться с Умай, дающей удачу.

Встав на лыжи, посланник Ашрама побрел по пробуждающейся тайге, которую уже хорошо освещало холодное зимнее солнце.

Древние охотники знали истину. Они понимали, что пустая трата сексуальной энергии приведет к невезению, а накопление силы и направление ее на свою цель принесет удачу. Однако, несмотря на большую озабоченность сексом, мыши совсем не умеют пороться.

 

 

Бубен Шамана

Яранга, сооруженная из оленьих шкур, одиноко возвышалась в бесконечной равнине. Непроходимые сугробы со всех сторон окружали ее, и лишь небольшое пространство вокруг жилища шамана было примято здешними обитателями, со­баками и оленями. Олени стояли недалеко от яранги. Длинные ветвистые рога свидетельствовали об их почтенном возрасте. Чистые пятнистые шкуры блестели на солнце. Тут же рядом обитали и лохматые собаки, которые встретили его дружным лаем. Они лаяли и резвились, радуясь возможности отдохнуть от своих упряжек, валяющихся тут же неподалеку.

Подняв полог яранги, вышел старик. Состис сразу понял, что это Алтай Кам, о котором ему говорили еще в преддверии. На нем была теплая меховая шапка, закрывающая лоб до бровей, теплое шаманское одеяние из кожи и меха со множеством интересных металлических предметов, колокольчиков, тонких пластинок, медальонов с различными изображениями — все это создавало звон при каждом движении шамана. Алтай Кам внимательно изучил своего гостя проницательным взглядом темных глаз, над которыми нависли густые черные брови, отбрасывающие тень на половину лица.

— А, это ты, Рыбья Кость, — приветствовал он Рулона, — заходи, заходи.

Сняв лыжи, путник прошел в ярангу и расположился у очага, грея у огня замерзшие руки. Все здесь казалось таинственным, наполненным какой-то особой жизнью. Пылающее пламя, казалось, исполняло мистический танец, созданный духом Огня.

— откуда вы знаете моё детское прозвище? — удивленно спросил он.

— Я, брат, много чего знаю. Эта кличка самая шаманская, — ответил старик, подкладывая дрова в очаг. — Солнышко-то садится, скоро начнем камлание.
Спро­шу духов о твоей доле, суждено ли тебе принять шаманство. Зимой-то оно труднее дается.

Тем временем в яранге распространился резкий запах жареного мяса, который напомнил Рулону о чувстве голода.

— Как там ученик Гесера? — спросил шаман о Джнан Аватаре.

— он передавал вам привет, Алтай Кам, — почтительно ответил шаману Рыбья Кость.

— Снимай верхнюю одежду, давай подкрепимся перед камланием. Много си­лы тебе нужно будет, — сказал старик и подал Рулону кусок жареной оленины и густой чай из трав.

Они ели молча. Слышно было, как в тайге поднимается ветер и повизгивают собаки. Поев, шаман начал готовиться к камланию.

Старик надел свой шаманский наряд, сделанный из оленьей шкуры, увешанный металлическими бляшками и колокольчиками. На нем также были прикреплены хвосты зверей и птичьи перья. На голову шаман надел металлический обод с оленьими рогами. Он сел у огня и плеснул в очаг немного водки, от которой ярко вспыхнуло пламя. Затем плеснул еще немного на бубен и выпил оставшуюся сам.

— Пусть Дух Огня и Дух Бубна опьянеют, — сказал Кам. — Тогда ритуал пой­дет на славу.

Он взял бубен, который представлял собой обод метрового диаметра, обтянутый кожей, на задней части которого висело много металлических подвесок. На рукоятке была вырезана голова и фигурка человека.

— Это мой Учитель, Хозяин Бубна, — пояснил старик. — Давай, погрей бубен над огнем, — сказал он, подавая Рулону свою реликвию. — А я пока поворгую, созову духов-помощников.

Сидя у огня, он взял хомуз и начал беззвучно петь заклинания, которые вместо языка старика выговаривал
язык хомуза, нагнетая мистическую атмосферу таинства. Вскоре показалось, что в яранге появился еще кто-то. Чувствовалось присутствие ка-
ких-то сущностей, которые, казалось, двигались, дышали и переговаривались вокруг. Старик отложил хомуз, взял бубен и запел песню. Начал себе подыгрывать на нем.

— Повторяй за мной песню, —
сказал он, — и хлопай в ритм со
мной.

Рулон начал подпевать, плохо
раз­бирая слова и больше подражая
мо­тиву, негромко прихлопывая в ладоши в ритм с бубном. Шаман опустил голову в бубен и продолжил петь, как будто обращался только к своему инструменту. Вскоре он встал и начал приплясывать, стуча колотушкой по бубну уже быстрее и выкрикивая слова песни. При каждом его движении все железные бляшки его костюма начинали греметь, создавая непрерывный шум. Рыбьей Кости показалось, что он начинает кружиться и
пля­сать вместе с шаманом, что его
под­нимает вверх какая-то неведомая Сила. Звуки бубна стали слышаться с разных сторон, то удаляясь, так что казалось, шаман находится за пределами яранги, то приближаясь, слышались где-то внутри головы. По чуму что-то летало. Послышались писки, хлопанье, совиный хохот и другие непонятные шумы, появляющиеся сразу с разных сторон и сливающиеся в мистическую какофонию. Внезапно Рулону показалось, что он вылетает через верхнее отверстие юрты и куда-то летит, подхваченный неведомой силой. Вдруг перед собой он увидел огромную лиственницу, растущую от земли до неба, на которой у основания каждой ветки находились гнезда. Рыбья Кость летал вокруг этого дерева вместе с Алтай Камом. Старик тянул его за собой на аркане. Сам он сидел верхом на олене, в которого превратился его бубен. Они взлетели к верхним веткам.

— Вот твое гнездо, Рыбья Кость. Здесь растет твоя Душа, и скоро ты станешь шаманом, ибо она уже созрела.

Внезапно рядом с ними появилась крылатая росомаха, которая села на гнездо и зарычала на Рулона.

— Я твоя Мать-зверь, — сказала она, — и тебе нужно быть шаманом, удары твоего бубна услышит весь мир. У твоего тела было много матерей, но я твоя истинная мать, мать, взращивающая душу.

Вскоре все исчезло, и Рыбья Кость обнаружил себя лежащим на полу яранги. Рядом лежал старик. Кряхтя, он стал подниматься и снимать с себя тяжелый кафтан, весящий, может, даже полпуда. После камлания, уставшие, они легли спать, подстелив себе теплые шкуры оленей.

 

 

Шаманский Христос

Утром Алтай Кам с Рыбьей Костью отправились на оленях в шаманскую ро­щу — место, где находилось древнее захоронение шаманов. Они ехали по бескрайней белой равнине. Взгляд Рулона уносился вдаль, туда, где небо соединялось с землей на горизонте. Ни одного, даже маленького деревца не было видно кругом. На несколько километров простиралась северная холодная пустыня — лишь холмы, холмы, холмы, словно волны первозданного океана.

По дороге Рулон расспрашивал старика.

— Как это Душа созревает в гнезде? Разве Ду­ши у человека нету? Разве Душа есть только у ша­мана?

— Душа Душе — рознь, — ответил Алтай
Кам. — У человека может быть пять Душ, но каждую он должен еще обрести. Просто так Душа не будет у него. Да и Души у каждого по своему
сформированы, — не успел ответить он, как они уж подъехали к старому сооружению.

На четырех больших березах покоился настил, на котором лежал скелет, покрытый снегом и жухлыми листьями.

— Аранкас, — пояснил старик. — Тут лежит мой Учитель, Большой Шаман.

Алтай Кам принес ему в жертву оленя, зарезав его и разбросав куски мяса по аранкасу. Сделав это, начал молиться, чтоб умерший Шаман помог ему в посвящении Рыбьей Кости для обретения им дара шаманства. Кам громко выкрикивал просьбу, ударяя своим посохом по аранкасу. Внезапно появился
вихрь, который стал кружить вокруг них, поднимая снег и забрасывая им свершителей ритуала.

— Вот он! — закричал старик. — Встань на колени, поприветствуй Учителя.

Рулон так и сделал, плюхнувшись на колени в глубокий снег. Внезапно он почувствовал, как будто чья-то невидимая Сила входит, спускаясь с макушки вниз по его телу. Ощутив это, он понял, что получил благословение предка. Вихрь стал удаляться, и снова стало тихо. Только олени, стоявшие в упряжке, выказывали свое присутствие громким фырканьем. Топаньем копыт по снегу они выражали нетерпение и стремление скорее отправляться в дорогу.

— Пойдем, — спокойно сказал старик, направляясь к саням. Они сели и поехали к яранге.

 

 

***

 

Глубокая ночь, длящаяся на Севере слишком долго, затмевала все вокруг. Ни Луны, ни звезд — все скрыто тяжелыми облаками, нависшими над землей. В огромной снежной степи лишь один небольшой огонек, свидетельствующий о присутствии жизни в небольшой яранге, хранящей драгоценное тепло. Согревая замерзшие на ветру руки, Рулон внимательно слушал старого шамана. Его взгляд был направлен на танцующее и сверкающее пламя.

— Теперь ты будешь готовиться к смерти и воскресению, тебе уже пора, — сказал старик, подкладывая дрова в очаг, — три дня ты будешь проходить рассечение, духи съедят тебя и затем склеят заново.

Великие Шаманы проходили до трех рассечений. Алтай Кам уложил Рыбью Кость на бересту в специально сделанной для этой цели миниатюрной яранге. Повязал ему голову специальной ниткой, цветной ленточкой — талисманом, ко­торый будет помогать ему избежать полного уничтожения. Посвящаемый в шаманство хлебнул из кружки целебный настой из трав и погрузился в забытье.

Он очнулся, лежа на большой поляне. Ярко светила луна. В тайге завывали волки и ухал филин. Ветер шевелил верхушки деревьев. Казалось, все здесь бы­ло наполнено особой жизнью. Внезапно справа от него появился небольшой вихрь, который, словно живое существо, носился по поляне, поднимая в небо снежные столбы.

Послышались чьи-то шаги. Вдруг со всех сторон к нему стали приближаться люди со звериными головами, лапами и шерстью. Он понял, что это духи. Лисы, волки, медведь, олень и многие другие зверообразные сущности набросились на него и начали его пожирать. Медведь разбил ему череп, вынул мозг, съел его, а затем раскрыл свою голову, как шкатулку, вынул из нее мозги, вставил их ему в голову, говоря: «Вот тебе мозги, знающие пути в невидимый мир». Сокол выклевал ему глаза и вставил ему свои, говоря: «Вот тебе глаза, видящие духов». Волк сожрал его сердце и дал ему свое, знающее, в чем правда. Лиса сожрала и дала ему свою печень, олень дал ноги. Все духи обменялись с ним своими частями тела. Рулон словно увидел себя со стороны. Его обновленное тело выглядело удивительно и необычно. Вместе с ним Рулон ощутил и новую Силу, которая даруется познавшему тонкий мир, мир Духов.

— Теперь ты с нами, мы с тобой едины, — сказали они, — мы твои Духи-помощники.

 

***

 

Кусты у дороги, на которой оказался Рулон, зашевелились, предвещая приближение какого-то существа, послышались шаги и показался темный силуэт. Высокий могучий старик с бородой подошел к Рыбьей Кости.

— Я — Черный Кам. Я покажу тебе все пути болезней и бед.

Он посадил молодого шамана к себе в сани, они поехали по всем закоулкам Нижнего мира. У болота они встретили желтого высокого человека с взъерошенными волосами и провалившимися глазами. Его вид мог бы вселить ужас в любое, даже очень смелое сердце. Кругом стоял запах гнили, в болотной тине шевелились какие-то твари: жабы, пауки, змеи. Черный Кам указал на болотного человека рукой.

— Это Дух чумы, — сказал Черный Кам и, отрезав кусок от тела посвящаемого, дал его Ду­ху. Тот жадно проглотил мясо.

— Я буду возвращать тебе похищенные Души, если ты
при­несешь мне жертвы, — ответил Дух.

В осиновом лесу они встретили человека, всего изъеденного язвами. Он сидел в большой луже гноя, который тек из его волдырей.

— Это Дух оспы, — сказал старик и ему отрезал кусок тела Рыбьей Кости.

Оспа поклялся также в помощи новому шаману. Так объехали они всех духов болезни и скорби, каждому давая часть тела Рыбьей Кости, покуда не остался от него только скелет. Тогда старик пересчитал его кости.

— Есть у тебя лишняя кость. Значит, станешь ты хорошим шаманом, но много теперь умрет людей в твоем роду, так как тебе нужно будет много Силы. Их Сила перейдет к тебе. Из их тел мы построим плотину на реке болезней и скорби, чтоб вылавливать затонувшие там Души тех, кому ты будешь оказывать помощь. Иногда приходится забирать до сорока родственников, чтобы кто-нибудь стал шаманом, так как нужно иметь много Силы.

— Теперь я буду твоим Духом-покровителем, — сказал Черный Шаман и, пре­вратившись в вихрь, понесся по полю вокруг Рыбьей Кости.

 

 

Мировое дерево

Снег скрипел под лыжами, обитыми снизу медвежьей шкурой, которая не давала им скользить назад при подъеме на гору.

— Вот ты и прошел рассечение шамана, — сказал старик, оглядывая тайгу, окружавшую их плотной
сте­ной. — Теперь нужно поймать оленя, который будет носить тебя по Вселенной, который станет твоим бубном.

Вскоре они вышли к дереву, которое было увешано лентами, кусочками шкур, старыми порванными бубнами, колокольчиками и другими шаманскими атрибутами.

— Что это такое? — спросил старика Рулон, осматривая необычно украшенную лиственницу, похожую на новогоднюю елку.

— Это шаманское дерево. Тут все шаманы оставляют свои изношенные вещи. Отправляют их в Низший мир, ибо, что тут сломано, там цело. Что здесь мертвое, там живое. А сие дерево соединяет между собой три мира: Небесный, Земной и Подземный. По этому Мировому древу шаманы путешествуют в эти миры во время камлания.

И действительно огромная, в три обхвата лиственница высоко вздымалась в небо и вонзала
свои большие, вышедшие на поверхность земли корни, на которых, как на столбах, стоял ее ствол. Казалось, что она действительно соединяла собой Небо с Землею.

 

 

***

 

Вскоре они заметили большого рогатого оленя, который стоял совершенно спокойно, как будто специально дожидался их. Старик кивнул Рулону, тот схватил ружье и, почти не целясь, уложил его двумя выстрелами. Животное еще пыталось убежать, но через несколько вялых прыжков рухнуло в снег, обагряя его своей кровью. Из особого дерева, растущего в шаманской роще, старик научил Рулона сделать обечайку для бубна, из него же вырезали ручку и колотушку для тунгура (шаманского бубна). Все сделали из березы.

— Почему вы почитаете березу? — спросил Состис.

— она связана с Верхним миром, так как ее почти не поражает молния. Это дерево Ульгеня.

Оленя подвесили, чтоб стекла кровь. Ее собрали в большую тарелку.

— В ней Кут — жизненная сила, — сказал старик, — испей ее три глотка, остальное принесем в жертву Духам.

Рыбья Кость отпил крови, остальное разбрызгал вокруг, отдавая дань Духам-помощникам

— Кровь рождает печень, так что Кут живет там. Отведать тебе нужно будет и печень оленя.

— Но ведь кровь распределяет сердце, — возразил Состис.

— Распределяет, — утвердил старик, — но не рождает. Из сердца рождается Душа Тесь, Душа прошлого, твоя привязанность, память. А из печени — жизненная Сила, которую ты растрачиваешь на свои сердечные привязанности к своему прошлому. И когда прошлого станет совсем много, ты умрешь. Но если не будет привязанности к прошлому, то оттуда вернется к тебе Сила, которую ты похоронил в своих воспоминаниях. Тогда будешь жить долго.

Шкуру оленя натянули на обечайку, сделали мембрану для бубна.

— Теперь нужно будет вселить Дух оленя в бубен, чтоб оживить его. Будем делать большое камлание, — сказал старый шаман. — Готовься к своему первому камланию с этим бубном, — произнес он, постукивая по нему колотушкой.

Рыбья Кость надел на себя новый шаманский кафтан, еще не расшитый и не имеющий таких атрибутов, как у Алтай Кама. Старик взял его бубен и нарисовал на нем пальцем оленя, окуная палец в жидкую глину.

— Вот его ты и должен привлечь в свой бубен. Духи помогут тебе, начинай камлание.

Рулон сел и начал бить в бубен, сливаясь с каждым его ударом и входя в транс. Он начал ворговать и забормотал какой-то напев, который сам пришел к нему. Вдруг он почувствовал, что какая-то Сила поднимает его. Он встал на ноги и стал приплясывать, ударяя колотушкой в бубен все сильней и сильней. Наконец он ощутил, как некая Сила стала его кружить, и, поддаваясь ей, он стал неистово танцевать и громко выкрикивать какие-то звуки.

Вдруг он увидел оленя. Духи окружили зверя и гнали прямо к нему. Он подбежал к Рыбьей Кости и начал кружиться рядом. Тогда Рулон на-
крыл его бубном и олень вошел в не­го. Бубен сразу ожил и как будто стал двигаться сам по себе. Рыбья Кость
вскочил на него верхом. И тут бубен обернулся вновь оленем и стал поднимать его в небо.

Тело Рыбьей Кости рухнуло на-
земь. Старик взял бубен и продолжил бить в него, не давая ему отдыха, чтоб приручать к камланию. Рулон про-
должал носиться по воздуху на олене, окруженный звероподобными Духами-помощниками. Сперва олень носился, как необузданная лошадь. Но вскоре новый шаман совладал с ним и начал уже уверенней управлять полетом. Внезапно впереди он увидел вихрь, который обратился в Черного Шамана, его предка-покровителя. Он несся впереди, как бы указывая путь своему подопечному. Вскоре они оказались у Мирового дерева, простирающегося в бесконечную высь.

 

 

Верхом на бубне

Рыбья Кость поднимался по шаманскому дереву вслед за Черным Камом на небо. Пролетев небо, они вышли через отверстие в нем за пределы небес и оказались в пустом пространстве без верха, низа и середины. Там царил вечный полумрак и что-то, напоминающее первичный хаос.

Черный Кам ударил в бубен, и внезапно перед ними проявился громадный замок из яшмы, состоящий из глаз, смотрящих во все возможные стороны. Замок окружали огромные тучи, которые, казалось, могли раздавить своей тяжестью. Как комары перед лицом этой громады, Рыбья Кость со своим покровителем влетели в этот дворец и увидели там огромную залу, в которой стоял гигантский трон. На нем восседал, подобно горе, творец и владыка всей Вселенной Тенгри Хан. Он посмотрел на Рыбью Кость, и Великое Знание внезапно снизошло на него из-под этого взгляда вечности. Состис понял, что мир Тенгри — это первичная пустота, изначальный океан, из которого происходят три мира: Верхний, Нижний и Средний, в котором мы сейчас живем, что Мировое дерево — это временная ось, связывающая три мира: верхний — мир будущего, Средний — мир настоящего и Нижний — мир прошлого. Мир Тенгри — это мир вечности, объединяющий все три мира времени.

— Кто ты? — громовым голосом спросил Рулона Тенгри.

— Я — Рыбья Кость, — ответил он.

— Ха-ха-ха! — громовыми раскатами захохотал Тенгри Хан. — Ты — спящий в вечности, ты — Айы, Дух-свидетель, ты должен бодрствовать, должен про-
снуться.

Внезапно Рулон ощутил себя каким-то огромным глазом, находящимся в центре мироздания. Он видел всю Вселенную как бы с высоты птичьего полета и в то же время как бы изнутри, видел галактики и атомы, видел все во все стороны. Видел сразу прошлое, настоящее и будущее всех явлений. И тогда он понял, что он Айы, что он проснулся.

Рыбья Кость очнулся в чуме. Старик сидел у очага и помешивал пищу в котле. Рядом с ним сидел еще один алтаец. Они говорили о том, что в тайге потерялся один охотник, уже целую неделю отсутствует.

— Покамлаю, — сказал Алтай Кам, — если он жив, то пойду искать, но если мертв, тогда и искать незачем. Значит, Дух тайги забрал его жизнь.

Рулон встал с лежанки и присел рядом с ними, с трудом приходя в себя после последнего транса.

— А это что, йожка? — спросил алтаец, показывая на Рулона.

Йожками местные жители называли всех искателей истины: агни-йогов,
криш­наитов и других оккультистов, приезжавших на Алтай в поисках чудес и мистики. Их недолюбливали и даже иногда убивали, особенно если встречали
в тайге.

— Нет! — ответил шаман. — Это мой ученик, Рыбья Кость. Он тоже будет нам помогать в поисках пропавшего.

Алтай Кам поворговал немного на хомузе, выигрывая на нем какую-то завораживающую мелодию. Рыбья Кость с алтайцем молча сидели на оленьих шкурах, смотря на огонь и слушая игру шамана. Закончив ритуал, старик отложил в сторону хомуз.

— он жив, его тын (жизнь, дыхание) еще не вышел. Запрягайте оленей, поедем его искать.

Поев оленины и выпив чай с баданом, старик, кряхтя, надел шаманский кафтан, взял бубен и, нарисовав на нем человека, которого собирался искать, начал камлание. Уже при первых ударах бубна, он преобразился и стал плясать с бубном как молодой, наполненный силой. Такую энергию ему давали Духи-помощники. В разгар камлания он выбежал из чума и пошел в тайгу. Рыбья Кость с алтайцем поехали за ним на оленьей упряжке.

Два дня шаман шел без перерыва в сорокаградусный мороз по снегу в одном легком кафтане из кожи оленя, не чувствуя ни холода, ни усталости. К концу второго дня они набрели на лежащего в снегу охотника, уже еле живого. Положив его на сани, поехали назад. Шаман тоже сел на повозку и поехал, укутавшись в шубу. Выйдя из транса, он вновь превратился в старика, усталого и озябшего. В чуме он дал охотнику хлебнуть настой из золотого, красного и других корней, и уже на следующий день он был здоров и мог ехать домой с алтайцем.

— Корень повышает Кут, жизненную силу, — пояснил шаман, — а где сила, там и здоровье, и молодость. Но не умеет человек все это сохранить. Всю силу свою тратит на суету житейскую. От этого становится более неудачлив. Силу Кут нужно копить в себе, направлять ее на контакт с духом. Тогда всегда будешь сильным, удачливым, — поучал старик. — Если много Кут, то твой двойник Сюр будет сильным. Во сне твое тело лежит, но Сюр не спит, ты в его теле действуешь в сновидении. Если в сновидении будешь активен, всех побеждаешь, всего добиваешься, летаешь, значит, Кут сильный. Сюр сильный — будет удача в жизни. Если Кут слабый, Сюр слабый, сон мрачный становится. Видишь грязь, гробы, могилы, все сломанное, ветхое, гнилое, тебя преследуют, притесняют, значит, плохо все в жизни будет. Сюр во сне твое будущее строит.

— Как же он может будущее строить? — спросил Рыбья Кость.

— То, что видим во сне, есть символы будущего. Как ты обращаешься с ними, так и наяву события к тебе обернутся. Во сне отдал — наяву потеряешь, во сне взял — наяву получишь, во сне активен, что-то делаешь, побеждаешь, добиваешься чего-то — и наяву будет так же. Если наоборот, то и наяву будет плохо. Сон — это наше будущее, помни это.

 

 

***

 

— Нужно бы тебе спрятать свою Душу, — сказал старик, разжигая огонь в очаге яранги.

Рыбья Кость удивленно посмотрел на него.

— Куда же ее можно спрятать? — спросил он.

Дрова затрещали от поглощающего их пламени. Старик поднял свою голову от огня и внимательно посмотрел на Рулона.

— Все шаманы прячут Душу вместе с останками своего тотема, то бишь оленя, из которого сделан твой бубен. Если плохой шаман найдет твою так спрятанную Душу, то может погубить тебя. Поэтому Душу прячут далеко в тайге, в глухом месте.

С этими словами шаман подал ему череп оленя, из которого они делали бубен.

— Тут будет жить твоя Душа, спрячь его подальше в тайге. Это тебе нужно будет сделать самому.

Все это напомнило Рыбьей Кости сказку про Кащея Бессмертного, душа которого была в яйце, яйцо — в сундуке, сундук на дереве...

«Видно, на мировом дереве», — подумал он, и вообще вся сказка про Кащея показалась ему картой эзотерического пути, пути совершенствования сознания, развития человека Ивана-дурака. А все ее события являются ступенями его становления, вплоть до обретения им Василисы Прекрасной, т.е. Божественной Бла­годати, которую он должен получить в борьбе с Кащеем, олицетворяющим Эго.

 

 

***

 

Старик подал бубен Рулону.

— Сегодня попробуй камлать Ульгеню. Возьми и нарисуй на бубне карту своего путешествия.

Рыбья Кость взял бубен и разделил его на три части: верхний, средний и нижний мир. Посередине нарисовал Мировое дерево, которое соединяло эти три мира. В верхнем мире он нарисовал Луну, Солнце и звезды, а также дворец Ульгеня из облаков и самого Ульгень Хана. В среднем он нарисовал чум, себя рядом с ним с бубном и своих Духов-помощников. Затем нарисовал свой путь на небо. Положив бубен, чтобы Тунгур подсушился у огня, он надел шаманский костюм и, немного поиграв на хомузе, призывая своих Духов-помощников, начал камлание с Тунгуром. Раскатистые звуки большого бубна уносили Рулона в не­бесную высь на крыльях Духов-помощников и его тотемном олене. На вершине большой горы среди гряд туманных облаков он увидел Ульгень Ха­на, восседающего на большом троне. Приглядевшись, в клубах тумана он увидел призрачные те­ни грядущих событий и предметов, людей и других существ, коим должно было появиться на Земле.

— Ты в царстве будущего, — громовым голосом произнес Ульгень Хан, — именно тут формируется грядущее из твоих мыслей и мечтаний, чтоб потом, умерев здесь, воплотиться в мире настоящего. Но все оттенки твоих мыслей и мечтаний на века остаются здесь. Они образуют одну из твоих Душ, Душу Бось, Душу радости и восторга, так как из будущего в настоящее всегда идет поток творческой энергии и, воображая, мечтая, фантазируя, накопляется ею, улетая на крыльях ума в мое призрачное царство. Но эти же мечты остаются предметом скорби, так как не всем из них суждено воплотиться в Среднем мире, — продолжал говорить Ульгень, — а только тем, которые ты наполнишь своим Кут, своей жизненной Силой. Чем больше мечта, тем больше нужно Кут, чтоб она воплотилась. А Кут у обычного человека невелик.

— Почему же, Ульгень, иные планы осуществляются вскоре, а осуществление других требует, чтоб прошли годы? — спросил Рыбья Кость.

— Всему есть время свое, — ответил Ульгень, — и от звезд небесных зависит оно, когда сходятся, то и наступает время для осуществления события, помни это.

 

 

***

 

Наступила весна, и на реке тронулся лед. Льдины плыли, ударяясь друг о друга, несомые течением. Рыбья Кость со стариком смотрели на беспомощно вертящиеся льдины.

— Вот так и человек плывет по реке Жизни, — сказал Шаман, — сам не знает, куда и зачем, из Царства Ульгеня в Царство Эрлик Хана, в мир мертвых. Река-то берет начало в Верхнем мире, а течет в Нижний, туда и отправляют покойника на лодке Эрлика, лодке без весел, и плывет он туда так же, как и эти льдины, и исчезает из нашего мира, как талый снег.

Рыбья Кость подумал, что когда-то настанет и его день, день смерти, и он отойдет навсегда в иной мир, чтоб больше никогда. На слове «никогда» он споткнулся. «Ведь все не вечно, вечна ли смерть?» — подумал он и спросил старика.

— А почему шаманов хоронят на аранкасах, а не отправляют в лодке по реке?

— Вот ты о чем, — задумчиво произнес Алтай Кам, — это оттого, что шаман идет в Верхний мир к Ульгеню, а то и к Тенгри, а обычный человек слишком тяжел и подняться на Небо не может. Его привязанности опускают его под землю, туда, куда уходит все, с чем он отождествился. Пришла пора тебе покамлать Эрлику и войти в мир подземный, — сказал старый шаман. — Видишь, течет ре­ка, — продолжил он, указывая на воду. — Когда ты посмотришь на движущееся на тебя течение реки, то почувствуешь, как оно наполняет тебя тем, чего тебе недостает. Все это тогда ты притянешь к себе из будущего, это живая вода. Но затем повернись, посмотри на уходящее от тебя течение и почувствуй, как оно уносит от тебя все негативное. Все, что мешает тебе достичь желаемого, — это есть мертвая вода. Но если ты узнаешь, с чем нужно расстаться, чтоб получить что-либо, и что даст тебе исполнение желаний, сколько новых проблем принесет их исполнение, ты, может быть, тогда поднимешь голову к Небу и скажешь, обратясь к Тенгри: «Да будет Воля твоя». И если даже к тебе приплывет золотая рыбка, чтоб исполнить три твоих желания, ты трижды скажешь: «Да будет Воля твоя», ибо поймешь, что то, что желаешь ты, намного хуже того, что Бог уготовил нам.

Старик замолчал, задумчиво глядя на реку. Рыбья Кость говорил все, чего он желал и к чему стремился. Все, кроме пути к Богу, показалось ему детской игрой, и он понял, что Бог дает нам неизмеримо больше того, что мы могли бы пожелать.

Начав камлание, Рыбья Кость провалился под землю и сразу оказался в черной лодке, плывущей без весел по реке. Плеск волн, казалось бы, издавал стоны и рыдания. В лодке напротив Рулона сидел высокий черный старик с большими усами, завернутыми за уши, и двойной черной бородой, доходящей ему до колен. Его черные волосы были всклокочены. Он посмотрел на шамана своими горящими, как уголь, глазами.

— Вот река скорби и печали, несущая свои во­ды в океан Бой Тенсис, океан страдания. Река полна слез, потому что люди привязаны к своей памяти, которую я дал им. И эта память Тесь является одной из Душ человеческих, которая растет со временем. И чем больше становится эта Тесь, тем больше страдает человек оттого, что неминуемо уходит все, что он запомнил, ибо все не вечно. Когда память Тесь становится совсем большой и человек перестает видеть новизну мира, а видит лишь прошлое вместо настоящего и будущего, я забираю его в свой мир, туда, куда ушло все, что любил он и к чему привязался. Так наступает смерть.

— Почему же лодка, на которой плывешь ты, без весел? — спросил Рыбья Кость.

— Потому что человек в своей жизни безвольно плывет по течению, как и все, двигаясь от рождения к смерти, следуя тому, что внушили ему родители, следуя своим привязанностям, т.е. следуя памяти Тесь. Но если вы разовьете волю, чтобы действовать вопреки выработанным эмоциям, не по пути мыслей последуете, а по пути Духа Айы, тогда избежите смерти и обретете бессмертие в Духе. Но для того, чтобы обрести Вечность, человек должен оставить привязанности к прошлому и будущему.

С этими словами лодка сама собой причалила к берегу, и Эрлик Хан вышел из нее, сел на лысого быка и поехал на нем, погоняя его змеей вместо плети. Поехал по направлению к своему замку, возвышающемуся темной глыбой ржавого железа на большой куче грязи, среди царящего в царстве Эрлик Хана полумрака.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.