КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИН
Тантры разряда йогини-тантр уделяют классификации женщин значительное внимание. В общих чертах она совпадает с системами классификации, принятыми в индийской светской эротической литературе, хотя тантристы приспособили эти категории к своим религиозным целям и ценностям. В то время как в светских сочинениях внимание уделяется преимущественно красоте и приятности манер женщины, задача тантрических схем — подобрать пары йогинов и йогини по соответствию их характеров для плодотворного духовного сотрудничества. Духовная совместимость выражается с точки зрения принадлежности к тому или иному семейству будд, или к родословной (кула: kula) будды. Мужчины изучают особенности женщин различных семейств будд, выясняя, какой цвет одежды они предпочитают, каково их телосложение, а также особенности поведения и психологии. Цонгкапа даже своим последователям-монахам советует изучать классификацию женщин и размышлять на эту тему на том основании, что «даже если человеку не посчастливится практиковать с женщиной в этой жизни, то у него сложатся соответствующие привычки ума для будущих жизней, когда он сумеет этим заняться».58 Классификационные описания женщин дают существовавшие в традиции Тантры свидетельства о женщинах с точки зрения качеств, которыми они обладали в действительности или должны были обладать в идеале. Хотя может показаться, что главное в классификации женщин в тантрической литературе — закрепить субординацию женщин в этих сообществах, характер качеств, на которые делается упор, не позволяет сделать такой вывод. Например, в одной из глав Чакрасамвара-тантры описываются женщины различных семейств будды. Женщина первого типа представляется приятной и кроткой. У нее спокойный нрав, ласковое выражение лица, а в доме есть изображение лотоса. Это могло бы дать основание утверждать, что такая женщина может стать легкой добычей хищника-йоги-на. Но по мере продолжения перечня описываемые женщины становятся всё более энергичными и волевыми. Мы читаем о женщинах, которые всегда говорят правду и гордятся своей силой; затем — о женщинах с сильным умом и активных; потом — о тех, у кого сварливый характер и хвастливая речь; далее — о женщинах бесстрашных, упивающихся собственной свирепостью, которые любят есть мясо и выполнять духовную практику на кладбищах; и, наконец, о женщинах, наслаждающихся своей необузданностью. Эти женщины не выглядят существами, с которыми можно легко справиться или к чему-то принудить. Мы не встречаем совета искать женщин смиренных, доверчивых и беззащитных, как можно было бы предположить, если бы намерения мужчин были устремлены на пассивных жертв. Напротив, стремятся найти женщин не только сильных, но осознающих свою силу и наслаждающихся ею, потому что они «горды своей силой», «упиваются собственной свирепостью» и «наслаждаются своей необузданностью». Другой пример категорий женщин, характерных для тантрической литературы, а потому, предположительно, и для жизни тантрических сообществ, можно найти в той главе Чакрасам-вара-тантры, где йогини подразделяются на четыре вида. Йогини первого типа не могут не говорить правды и всегда радуются буддийским учениям. Йогини второго типа высокомерны, богаты и властны и любят слушать вести о том, кто пал на поле битвы. Йогини третьего типа переменчивы, гневаются по малейшему поводу, любят спорить и очень горды. У йогини четвертого типа неприветливое выражение лица, грубые черты, и они чрезвычайно надменны. Ни одна из этих женщин не выглядит легкой добычей для того, кто попытался бы ее подчинить. Таким образом, если рассмотреть реальное содержание таких классификаций, то там, где могли бы ожидать подчеркнутой покорности и подчиненности, вместо этого обнаруживается, что спутницы йогинов скорее выглядят свирепыми, властными и необузданными. Смиренность полностью отсутствует. Такие женщины по всем меркам выглядят весьма внушительно. Места, привлекательные для йогини, тоже предполагают наличие у них отважного нрава. Кроме мест сожжения трупов и лесов, излюбленными пристанищами им служат пещеры, перекрестки дорог, берега рек, заброшенные дома, места, где устраивают представления и развлечения, а также храмы богинь. Йогини явно любят пребывать в живописных местах с девственной природой и в таких безлюдных местах, где никто не помешает их созерцанию и ритуалам. Женщина, способная отправиться в такие места в одиночку или даже в сопровождении других, должна быть крепкой, бесстрашной и отважной. Чтобы помочь мужчинам узнать свои женские половины, в тантрических текстах описываются также общие признаки йогини, такие как красноватый или голубоватый оттенок кожи, взгляд искоса, необычная линия волос или родинки, быстрая смена смеха плачем и решительное, напористое поведение. Мужчин предостерегают, что при первой встрече йогини могут быть очень устрашающими. Йогини могут пытаться отпугнуть приближающегося героя устрашающими криками и гневным обличьем, чтобы испытать его храбрость и решимость. Чакрасамвара-тантра обещает: Если герой не испугается, Дакини возьмут его за левую руку И перенесут в свою обитель. Затем дакини примутся с ним резвиться, И это место станет подобным раю. Вооруженный знанием этих обычаев и знаков, мужчина повышает свои шансы узнать при встрече божественное существо, как это случилось с Атишей: Однажды он повстречал нагую женщину, на которой была гирлянда из костей и черепов. Сама она была похожа на скелет и то смеялась, то громко плакала. Атиша... понял, что, возможно, она могла бы дать ему какие-то тайные наставления, и поэтому, мысленно преклонившись перед ней, спросил, не может ли он получить от нее наставления. — Если хочешь получить учения, тебе нужно отправиться в Восточную Бенгалию, — сказала она и стала удаляться. Атиша следовал за ней, пока она не достигла обширного места сожжения трупов. Там она внезапно обернулась и спросила Атишу: — Как ты догадался, что я могу дать тебе наставления по учению? Разве по мне видно, что я это могу? — Да, — ответил Атиша, — конечно, видно! Довольная им, она дала ему посвящение. Узнав ее по костяным украшениям, а также по смеху, перемежающемуся слезами, и, не обманувшись необычной внешностью, Атиша был вознагражден тем, что эта встреча приблизила его к просветлению. Он прожил в Уддияне, среди дакинь, три года. Тот образ неукротимой женщины, который мы видим в схемах тантрической классификации, также популярен и в биографической литературе. Все без исключения женщины — героини жизнеописаний — откровенны и раскованны. Их явно не ограничивают ни общественные условности, ни психологическая закрытость. Там нет ни тени преклонения перед мужским авторитетом или признания мужского превосходства. Напротив, женщины открыто и без колебаний осуждают мужчин, если видят, что те допускают ошибки. Страницы тантрических жизнеописаний оживляют их незабываемые меткие ответы, которыми они крушат мужское самодовольство. Стоит вспомнить лишь реплику, которую бросила йогини Изготовительница Стрел Сара-хе, когда тот пытался завязать с ней легкий разговор. Она холодно сообщила: «Учение Будды можно познать только через действия и символы, а не слова и тексты». Позже Сараха погрузился в состояние глубокой медитации, а его подруга в это время готовила тушеную редьку. Он пребывал в созерцании много лет, но, пробудившись от транса, первым делом попросил редьки, проявив тем самым привязанность, за которую ему досталось от жены. Она сказала, что ему явно нужно еще практиковать медитацию, и поэтому он объявил, что уйдет в горы медитировать в одиночестве. Рассерженная его намерением бежать от реальной жизни, она предупредила его, что бессмысленно удаляться в горы, поскольку физическое уединение ничего ему не даст, если он не откажется от рассудочного мышления. Ее упрек послужил его окончательному духовному пробуждению и ныне запечатлен в одном из его стихов: «Не сиди дома, не уходи в лес, а познавай ум, где бы ты ни находился». Подобные истории иллюстрируют, как дерзко выражали тантрические йогини свои безошибочные наблюдения, которыми они славились. Такой же убедительный урок от женщины у всех на виду получил и Луива. Луива, йогин из царского рода, много лет практиковал тантрическую медитацию и считал себя безупречным практиком, когда ему довелось, зайдя в харчевню, повстречаться с йогини, ее владелицей. Своим ясновидением она разглядела в его сердце небольшое, но застарелое затвердение — царскую гордость, сохранившуюся вопреки многолетнему отречению от мирского. Вместо того чтобы подать ему какое-нибудь яство, она поднесла миску с заплесневелыми объедками. Луива с отвращением швырнул миску на улицу и возмутился: «Как ты смеешь подавать йогину отбросы?» Она же мгновенно парировала: «А как любитель вкусного сможет достичь просветления?» Уязвленный точностью ее ответа, он понял, куда направить свои усилия, чтобы покорить последнюю вершину просветления. Он поселился на берегу реки и стал питаться рыбьими внутренностями, которые выбрасывали рыбаки. Благодаря этой практике Луива обрел состояние непрерывного блаженства, при котором вкус рыбьих внутренностей не уступал вкусу божественного нектара. В другом примере один очень бедный йогин по имени Кантали (Kantali) жил у дороги и зарабатывал скудное пропитание, собирая тряпье и сшивая из него лоскутное полотно. Однажды за шитьем он уколол палец и, утратив свою невозмутимость, вскрикнул от боли. Проходившая мимо йогини увидела возможность помочь человеку, попавшему во власть иллюзии своего «я», о чем свидетельствовало его трепетное отношение к нему. Она сказала ему, что много жизней подряд он погружен в круговорот страдания, и спросила, готов ли он к переменам. Ее уверенная речь пробудила доверие к ней, и Канта ли спросил, что ему сделать, чтобы разорвать этот круг. Йогини возразила, что не знает, достанет ли у него силы духа, чтобы следовать ей. Он же заверил, что выполнит всё, что необходимо. Она стала его гуру и направляла его на пути к просветлению, начав с визуализации божеств, затем дав ему практику тонких внутренних йог и закончив окончательным постижением природы ума. Увидев, что ее ученик испытывает затруднения при созерцании божеств во время шитья, странствующая йогини подала свою помощь в виде спонтанной песни: Представляй, что тряпье, которое ты собираешь и сшиваешь, — пустое пространство. Представляй, что твоя игла — внимательность и знание. Вдень в эту иглу нить сострадания И сшей новое одеяние для всех живых существ трех миров. Ее песнь дала выход излившемуся из его сердца потоку безграничного сострадания, а прилив чувства свободы и радости заставил его рассмеяться и воскликнуть: «Взгляни на чудесную ткань, сшитую этим йогином!» Прохожие думали, что покрытый пылью бедняга на обочине дороги помешался, и дивились его собеседнице — женщине в лохмотьях, хохотавшей так же безудержно, как и он сам. Таковы лишь некоторые характерные примеры, показывающие, что проницательных и неукротимых женщин, которых мы встречаем в тантрической литературе, никак нельзя назвать пассивными или беспомощными жертвами сексуальных домогательств. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|