Здавалка
Главная | Обратная связь

БОЖЕСТВЕННЫЕ НЕБОЖИТЕЛЬНИЦЫ



Женские образы, появляющиеся в тантрической литературе, в первую очередь рисуют женщин как самостоятельных духов­ных подвижниц. Эти поразительно независимые женщины иног­да смотрят на мужчин гордо и свысока, а иногда активно взаимодействуют с ними как с духовными соратниками. Объе­диняя силы с мужчинами, женщины становятся духовными союзницами и чтимыми учителями, мистическими спутницами и даровательницами магических сил и просветления. Мужчи­ны же предстают не как владыки женщин, а как просители, возлюбленные или духовные сыновья и братья. Тантрические тексты не характеризуют женщин с точки зрения их отноше­ния к мужчинам, но дают определение тантристам как муж­чинам, имеющим особые взаимоотношения с женщинами. Жен­щины не нуждаются в одобрении мужчин для своего участия или продвижения в традиции Тантры, продвижение же в Тан­тре мужчины знаменуется стадиями его взаимоотношений с женщинами. Необходимое условие его просветления — долж­ное почитание женщин.

Поскольку женщины — это незаменимые союзники муж­чин на пути Тантры, мужчины-практики должны стараться их найти и снискать их благосклонность. Согласно Чакрасамвара-тантре:

Мои вестницы — повсюду;

Они даруют все духовные достижения

Взглядом, прикосновением, поцелуем, объятием.

Наилучшее место для йогинов —

Там, где собираются йогини;

Счастливцы обретут там

Всевозможные волшебные силы.

Бывает, мужчинам приходится проделать далекое путешествие, чтобы найти свои духовные половины, дабы заняться практиками, увеличивающими блаженство, поскольку именно таков путь, на котором они должны сотрудничать с женщинами:

Наслаждение и волшебные силы обретают

В таких местах, где присутствуют посвященные

женщины (дакини: daltini).

Там должен ты остаться, читать мантры,

Пировать и резвиться вместе.

Эти выдержки дают пример оживленного и праздничного на­строения тантр. Дух беззаботной радости и веселья, сопровож­дающий содружество мужчин и женщин, прямо противополо­жен мрачности мужского доминирования, приписываемого этой литературе.

Очевидными свидетельствами статуса и роли женщин в тра­диции Тантры являются иконография и соответствующие тер­мины. Что касается искусства, то их духовные качества отра­жены в нем посредством характерных отличительных признаков, таких как изящные украшения из цветов или резной кости и короны из черепов или цветов. Женщины запечатлены или в позах радостного танца или в непоколебимых йогических по­зах, а руками они делают символические жесты (мудра: mudri). Они или сидят на шкуре антилопы, или носят тигровую шкуру как нательное одеяние, на что исключительным правом обла­дают только опытные практики. В руках у женщин часто бы­вает чаша-череп (капала: kapala), из которой они пьют и в кото­рой готовят подношение — дарующий блаженство нектар. В другой руке йогини обычно вздымают нож, украшенный рез­ной рукоятью, и с изогнутым в форме полумесяца лезвием. Этот небольшой нож — не утилитарное оружие, а ритуальный предмет и орудие медитации для сокрушения иллюзии, всего вредоносного и всех воззрений, коренящихся в привязанности к своему «я». Тантристка может представлять, что она изруба­ет им в прах все вредоносные проявления и извлекает чистую, блаженную сущность энергии, нектар, который она предлагает своим сестрам и ученикам в сияющей чаше-черепе.

Термины, используемые для обозначения женщин-последо­вательниц Тантры, — это исключительно почтительные титулы, отражающие их высокий духовный уровень и достижения в прак­тике. Главные из таких терминов — йогини, дакини, вестница и героиня. Йогини означает женщину, практикующую йогу или ритуалы, существо женского рода, обладающее магическими си­лами, или разновидность женского божества.7 Термин дакини подразумевает очень точное определение, но перевести его мож­но как «небесная странница», «летающая женщина» или «небес­ная танцовщица», что подчеркивает полет духовного прозрения, экстаза и свободы от всего мирского, даруемой постижением пу­стоты (рис. I).8 Женщин-последовательниц Тантры иногда на­зывают «вестницы» (дути: dutl), потому что они приносят успех во всех устремлениях, как немирских, так и мирских.9 «Герои­ня» (вира.: vlra) — это отважная женщина, которая встречает лицом к лицу все опасности тантрического пути, с присущими ему психологическими поисками и радикальным отказом от всех условностей.10 Другой термин, который встречается в древних произведениях, — это видьядхарини (vidyadharini), «держательница знания»; он обозначает женщину, которая обладает знани­ем магии, ритуала и методов медитации.

Некоторые из терминов — в частности, йогини и дакини — имеют двойное значение, подразумевая и человека и божество, поскольку тантрический образ мышления предлагает скорее спектр градаций, чем резкую границу между человеческим и божественным. Продвижение в тантрической практике прино­сит обладание сверхъестественными силами и реализацию лич­ного божества. Женщины, продвинувшиеся на этом пути, вну­шали уважение и благоговение своими особыми способностями, и удачная многозначность этих терминов позволяет использо­вать их для обозначения женщины в любой точке этого спект­ра, начиная с неофитки и заканчивая женщиной во всей славе полного просветления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.