АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ первой половины XVIII века. (СТИЛЬ РОКОКО)
Продолжение в архитектуре Франции начала XVIII в. традиций «стиля Людовика XIV» в сочетании с новыми тенденциями, определяющими переход к рококо. Характерные в этом смысле парижские отели д'Эстре (арх. Р. де Котт), Ротлен (арх. П.Кенето, прозванный Лессюранс), Субиз и Роан (арх. П.Деламер, 1675-1745). Использование ордера в композиции их фасадов; парадные дворы, или ■.< дворы почета» (курдонеры), имеющие скругленные углы, как один из типичных элементов пространственного решения отелей начала XVIII в. Рококо («стиль Режанс» и «стиль Людовика XV») как своеобразный этап стилистической эволюции французского искусства XVIII в. Разные точки зрения на природу этого явления. Представление о рококо как о позднем варианте барокко, отвечавшем специфическим историческим условиям, сложившимся во Франции первой половины XVIII столетия и получившем распространение преимущественно в искусстве парадного и интимного интерьера. Другое мнение о рококо как о полноценном общеевропейском архитектурном стиле. Связь термина «рококо» с названием наиболее распространенного в практике этого направления декоративного мотива в виде стилизованной раковины («рокайль»). Общая «тональность» французского рококо, соответствующая образу жизни купающейся в роскоши, пресыщенной и изнеженной аристократии. Рококо как стиль «личной жизни», отражающий новые взгляды на проблему комфорта. Характерные особенности французского рококо, проявившиеся в решении интерьеров дворцов и отелей (усложненные, в том числе криволинейные планы, плавные переходы от стен к потолку, использование росписи типа «ламбри» во фризовой части стен, живописных панно в виде медальонов и десюдепортов над дверями, резных деревянных панелей, динамизированный лепной, резной или живописный орнамент с рокайльными мотивами, иллюзорные эффекты с применением зеркал и т.п.). Черты рококо в общей композиции зданий и решении фасадов, обусловливающие впечатление их изысканности и галантной утонченности. Овальный салон парижского отеля Субиз, спроектированный Жерменом Боффраном (1667-1754), как характерный образец интерьера в стиле рококо; участие в создании его живописного и стуккового декора К.Ванлоо, Ж.Б.Лемуана и Л.С.Адама. Другие произведения Ж.Боффрана, выполненные в характере рококо (отель Амело в Париже, дворец Мальгранж в Нанси). Отель Матиньон в Париже, построенный по проекту Жана Куртона (1671-1739), - один из наиболее известных памятников французского рококо; особенности решения его плана, композиция фасадов и интерьеров. Другие памятники периода распространения рококо (парижские отели Нуармутье, Бурбон, Бофремон, Годьон, Мора, загородные замки Шан, Шатено, Шамплатрио, Аньер, Малый замок, манеж и конюшни в Шантийи, ратуша в Ренне, епископский дворец в Страсбурге, церкви Мизерикор в Ниссе и Сен-Луи в Версале); использование в некоторых из них классицистических мотивов. Интерьеры отеля Врильер в Париже, декорированные в духе рококо Р. де Коттом. Декоративные композиции Ж.М.Опденора (1672-1742) и Ж.О.Мейсонье (1693-1750); выполненный последним проект фасада парижской церкви Сен-Сюльпис как работа, наглядно демонстрирующая иррационалистические крайности рококо. Жак Анж Габриель (1698-1782) как мастер рококо (павильон Гро и интерьеры дворца в Фонтенбло, интерьеры Версальского дворца). Французский павильон в парке Версаля как произведение, переходное от рококо к раннему классицизму XVIII в. Теория и практика градостроительства во Франции первой половины XVIII в. Труды по теории архитектуры и градостроительства, опубликованные Ш.Э.Бризё, Ж.Ф.Блонделем, Ж.Боффраном, П.Паттом, Ж.Б.Леблоном. Осуждение Ж.Ф.Блонделем декоративных излишеств рококо в его сочинении «Курс архитектуры». Аксонометрический «план Тюрго» 1739 г. (худ. Луи Бретёз, гравер Клод Лукас), фиксирующий застройку Парижа этого времени. Королевская площадь в Реймсе (арх. Лежандр и Карпантье) как пример использования традиционной градостроительной темы, восходящей к композиции площадей Побед и Вандомской. Поиски новых градостроительных приемов, получающих более широкое распространение во второй половине XVIII столетия (разработка типа «раскрытой» площади, усиление роли магистралей как визуальных коммуникаций, использование гражданских сооружений в качестве градостроительных доминант). Примеры реализации этих идей (новые площади в Лионе, Бордо, Ренне). Крупнейший городской ансамбль середины XVIII в., созданный в характере рококо в Нанси, - площади Королевская, Карьер и Альянс с ратушей, Дворцом правительства и триумфальной аркой (арх. Э.Эре де Корни, Ж.Боффран и другие). Конкурс проектов площади Людовика XV в Париже, проведенный в 1748-1753 гг. и выражающий градостроительные идеи своего времени. Проект площади на берегу Сены, разработанный Ж>А.Габриелем и осуществленный во второй половине XVIII в.; его значение как работы, знаменующей конец истории рококо и начало нового этапа в развитии классицизма.
6. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО В ИСПАНИИ, ПОРТУГАЛИИ И СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Особенности социально-экономического и политического развития стран Пиренейского полуострова на рубеже XVI - XVII вв. Расцвет культуры на фоне экономического упадка и жестоких военных и политических поражений Испании (1581 - освобождение от испанского господства северных провинций Нидерландов, 1588 - поражение в войне с Англией). Первая половина XVII столетия - «золотой век» испанской культуры (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон, Веласкес, Рибера). Замедленная эволюция испанской архитектуры XVII в.; господство в ней до середины столетия официального «стиля Эскориала», или «эрререско». Мастер испанского барокко второй половины XVII в. Хосе Хименес Доносо (1628-1690) и его основные произведения (здание Хлебной биржи на Пласа Майор и двор Коллехии Сан Томасо в Мадриде). Использование сильных пластических эффектов и рельефной декорации на фасадах культовых зданий как характерная черта испанского барокко середины и второй половины XVII в. Храмы Ла Пасион в Вальядолиде и Сан Гаэтано в Сарагоссе, главные фасады соборов XVI в. в' Гранаде (худ. А.Кано) и Хаене (арх. Э.Лопеса де Рохас). Храм Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагоссе (арх. Ф.Эррера Эль Мосо); своеобразие его композиции, обусловленное воздействием традиций мавританского зодчества. Кастильские архитекторы братья Чурригера - Хосе Бенито (1665-1725), Хоакин (1674-1724) и Альберто (1676-1740); влияние их творчества на развитие испанской архитектуры XVIII в. («стиль чурригереско»). Катафалк королевы Марии Луизы работы Х. Чурригеры - начало творческой деятельности мастера в духе барокко. Создание по его проекту городка Нуэво Бастан близ Алькала де Энареса. Дворец Гоенече на главной площади этого городка; влияние двухбашенной композиции испанских храмов на решение фасада дворца. Приписываемая братьям Чурригера достройка собора и двора иезуитской коллехии (Ла Клерисиа) в Саламанке. Создание ансамбля площади Пласа Майор в Саламанке с Королевским павильоном и зданием ратуши (Аюнтаменто); значение последнего как одного из наиболее характерных памятников испанского барокко. Другие произведения братьев Чурригера, в том числе ретабло (в храмах Сан Эстебан в Саламанке, Сан Себастьян и Сан Томасо в Мадриде). «Стиль чурригереско» в работах младших представителей семейства Чурригера, учеников и последователей основателей этой династии. Работы П.Риберы и Н.Томэ; проявленная в большинстве из них тенденция к предельному усилению декоративной выразительности композиционных решений в ущерб тектоничности форм. Использование в декоративных композициях мастеров барокко в Андалусии экзотических мотивов, воспринятых от американских индейцев. Собор в Сантьяго де Компостела, его перестройки, выполнявшиеся в XVII и XVIII вв. Западный фасад храма (Эль Обрадоиро), созданный Ф.Касасом-и-Новоа, - апофеоз испанского барокко середины XVIII в. Барокко в архитектуре Португалии XVIII в., его своеобразие. Особенности планировочного решения португальских храмов этого времени, использование майоликовых панно («азулежу») в качестве декорации, применение башен в композиции главных фасадов. Дворцовое строительство. Дворец-монастырь Мафра (арх. И.Ф.Людовиси, 1670-1752); влияние на его композиционное решение архитектуры Эскориала. Садово-парковое искусство Португалии XVIII в. Завоевание Испанией и Португалией обширных колоний в Центральной и Южной Америке. Особенности развития архитектуры на1 этих территориях и влияние на него строительного опыта метрополий. Относительно слабое распространение в XVI в. традиций Возрождения и преобладание барокко в архитектуре XVII и XVIII вв. Регулярное градостроительство в американских колониях Испании, осуществлявшееся в соответствии с правилами, утвержденными королевским «Советом по делам Индий». Основание испанцами в XVI в. городов - столиц будущих самостоятельных государств - Мехико (Мексика), Лима (Перу), Ла-Пас (Боливия), Сантьяго (Чили), Буэнос-Айрес (Аргентина) и других. Архитектура барокко в Мексике; характерная для нее тенденция к чрезмерному усложнению декоративных решений в ущерб выявлению тектоничности форм. Крупнейшие мексиканские соборы в Мехико, Мериле, Пуэбле, Гуадалахаре, начатые строительством в XVI в. Региональные школы мексиканской архитектуры XVIII в.; разработка ими разнообразных приёмов декоративного обогащения архитектурной композиции. Использование специфического декора (эстипите) на фасадах и в интерьерах храмов этого времени. Памятники гражданского зодчества того же периода (дом Риверы в Керетаро, «Каса де Альфеньике» в Пуэбле, здание суда в Гуадалахаре, дворец вице-королей в Мехико). Работы архитектора Антонио де Герреро-и-Торрес (ок. 1740-1792). Барокко в архитектуре Перу и Боливии, его более' сдержанный, чем в Мексике, характер. Собор и монастырь Ла Мерсед в Куско. Влияние арабского искусства на декоративное убранство некоторых памятников архитектуры в Лиме (церковь Ла Компаниа, дворец маркизов Торре-Тагле). Монетный двор в Потоси - уникальный памятник гражданской архитектуры Боливии XVIII в. Памятники культового зодчества XVII-XVIII вв. в Бразилии; использование в их композиционном решении приемов, характерных для архитектуры Португалии.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|