Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие коммуникации в управлении. Коммуникационные сети организации



Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимовлияющих рыночных субъектов носит название коммуникация. Существует достаточное количество определений этого понятия, но в основном они сводятся к следующему: во-первых, коммуникация — это процесс передачи информации, во-вторых, процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Таким образом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контроле и общении.

Коммуникация (от лат, «communicatio» — сообщение, передача) — это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

Коммуникация, как и любое социальное явление, представляет собой сложный процесс, который может быть описан с различных сторон. В литературе приводится множество определений, которые рассматривают разные стороны коммуникации. Различные авторы рассматривают коммуникацию как:

процесс. В определениях М.Х. Мексона, Ю.А. Новака, Г.Л. Башева, Э. Роджера, Ф.У. Тэйлера, Г.Г. Почепцова и др. коммуникация характеризуется как совокупность действий во времени, направленная на реализацию процесса передачи информации между людьми, и социальная категория;

канал связи. В этих определениях, данных Э. Роджерсоном, Ч. Бернардом и др. коммуникация предстает как инженерно-техническая категория;

услугу. В данном определении коммуникация выступает как экономическая категория, зависящая от конкретных условий производства и потребления;

функцию. Здесь по определениям Г.М. Багиева, Ф. Котлера коммуникация отражает совокупность действий для достижения поставленной цели;

систему. Э. Роджерс, Г.Л. Багиев считают, что коммуникация служит для реализации обмена информацией между группами людей.

Кроме перечисленных выше толкований коммуникации, ее рассматривают как сферу деятельности, аспект технологии, культуру субъектных отношений и т.д.

Таким образом, в простейшем случае коммуникацию можно представить как взаимодействие между экономическими агентами (субъектами), опосредованное некоторым объектом (сообщением). Поэтому коммуникация целесообразна (функциональна) и включает перемещение материи и сообщений. Различают следующие типы коммуникации (рис.7.1.): пространственную (транспортную) и смысловую (семантическую), которая в свою очередь подразделяется на внутреннюю (внутрисубъектную) и внешнюю (социальную). Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях: массовом, групповом и межсубъектном (последние два уровня представляют интерес для микроэкономики).

 

Рис. 7.1. Типы коммуникации

 

С другой стороны, коммуникация может быть рассмотрена как процесс, который развивается во времени под воздействием стихийных сил или целенаправленных сил, исходящих от субъекта. Различают следующие формы коммуникационной деятельности, которые определяются их целями: субъект — субъектные (общение), характеризуются как равноправные взаимоотношения; субъект — объектные (управление), выражаются в виде таких форм как приказ, обучение, внушение; объект — субъектные (подражание), характеризующиеся как самоуправление.

Итак, к основным видам коммуникаций относятся:

1. Внешние коммуникационные сети: государство, другие регулирующие агентства, потребители, конкуренты, профессиональные ассоциации, общественные и иные организации.

2. Внутрифирменные коммуникации:

- межуровневый коммуникации - перемещение информации в рамках вертикальных коммуникаций, различают нисходящую и восходящую коммуникации.

- горизонтальные коммуникации между различными отделами, координирующие, регулирующие их деятельность.

- коммуникации руководитель – подчиненный, связанный с пояснениями задач приоритетов и ожидаемых результатов с обеспечением вовлечения в решение, обсуждение задач, оповещение о стратегии, изменении, обмен идеями.

- коммуникации между руководителем и рабочей группой.

- неформальные коммуникации – канал распространения передачи слухов.

Внутренние коммуникации подразделяются на:

а) Вертикальные - передача информации с высших уровней руководства на низшие.

б) Горизонтальные - связывают равноправные элементы организации.

в) Неформальные - основаны на личных, неслужебных отношениях.

Заслуживает внимания более подробное рассмотрение линейной модели коммуникации как процесса взаимодействия двух экономических субъектов (агентов). При этом выделяют следующие его составные части (рис. 7.2.): передающую — коммуникант (субъект, агент, передатчик); передаваемую — объект; принимающую — реципиент (субъект, агент, приемник).

 

Рис. 7.2. Простейшая схема коммуникации

 

В данной линейной модели понятие эффективной коммуникации связано с коммуникантом и предполагает получение достоверной информации реципиентом, адекватное ее понимание, и ответную его реакцию в соответствии с прогнозом отправителя. Эффективность всей системы коммуникации может быть повышена путем уменьшения уровня помех воздействующих на канал передачи сообщений путем дублирования сообщения, его кодирования, улучшения качества канала связи. Поскольку рассматриваемая модель — линейная (упрощенная, однонаправленная), то ей присущи определенные недостатки: она не отражает таких свойства, характерных для коммуникации, как динамичность и двунаправленность; она не учитывает то, что коммуникация — это сложный процесс, возникающий между многими элементами, которые оказывают влияние друг на друга.

Рассмотрение сущности управления коммуникацией предполагает представлять объект и субъект управления как целостную единую систему. Такой методологический подход предполагает два вида управления: средствами коммуникации и людьми, участвующими в осуществлении коммуникаций. Управление коммуникациями — это управление взаимоотношениями между людьми, которые в своих коммуникациях управляют их средствами. Как всякая система управления, оно предполагает осуществление комплекса функций: планирования, организации, учета, мотивации и контроля.

Под управлением процессом коммуникаций следует понимать комплекс воздействий на их средства и работников, осуществляющих этот процесс. При этом человек выступает как субъект управления, а коммуникация (ее средства) — как объект. Такой комплекс включает проведение всех функций управления как на каждом из уровней на самом предприятии, так и в рыночной сети.

Процесс обмена информацией реализуется следующими этапами:

1. Зарождение идеи: отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена.

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова или символы (вербальное оформление), а также жесты, мимику (невербальное оформление). Кодирование превращает идею в сообщение, т.е. кодирование можно представить себе как операцию упаковки. При коммуникации важным является соответствие идеи и канала связи.

3. Передача. Она может осуществляться устными или письменными сообщениями непосредственно от одного лица к другому или посредством почты и других каналов связи (телефон, компьютерные сети и т.д.).

4. Декодирование - перевод символов сообщения в мысли получателя. Особо следует подчеркнуть: обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, осуществив действия, которые ждал от него отправитель. По ряду причин получатель может придать иной, чем предполагал отправитель, смысл сообщению.

Таким образом, с одной стороны, постоянный рост объемов информации о взаимодействиях предприятий в условиях рыночной среды требует совершенствования информационных технологий, а, с другой стороны, дальнейшее развитие рынка породило маркетинг взаимодействия, в основе которого лежат процессы коммуникации. Конвергенция информационных технологий и коммуникационных процессов привела к возникновению нового понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Рассматривая в дальнейшем ИКТ, основной упор будем делать не столько на процессы хранения и обработки информации, что тоже важно, сколько на коммуникационные процессы, отвечающие за взаимодействие пользователей и их информационное обслуживание.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.