Здавалка
Главная | Обратная связь

Информация как основа коммуникационного процесса



 

Управление можно рассматривать как информационный процесс. Любого типа упорядоченность возникает в результате какого-то воздействия окружающей среды на систему. Последняя, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает уровень организации. По существу, вся содержащаяся в системе структурная информация вводится внешней средой, и изменение системы (ее саморазвитие) обусловлено в основном длительным влиянием ее факторов.

Таким образом, структуру процесса управления можно рассматривать как связанную, внутреннюю информацию, которая возникает во втором его контуре (рис. 1) в результате циркуляции оперативной информации.

 

Рис. 1. Структура процесса управления

 

Для представления управления в виде информационного процесса рассмотрим его основные объекты — информацию, информационные процессы и технологии, на базе которых и создаются различные информационные системы (см. рис.1, а — г).

Основным объектом процесса управления является информация. Хотя она представляет общенаучную (философскую) категорию, строгого определения понятия этого феномена не существует.

Понятие «информация» условно подразделяется на четыре составляющих:

1) содержательное понимание;

2) формализованные модели (мера разнообразия);

3) теория познания и отражения;

4) учет связи информации со свойствами материи.

Сущность информации описывается в рамках двух концепций (атрибутивной и функциональной) и содержится в ответе на вопрос о ее наличии в неживой природе. Первая концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, в то время как вторая связывает ее только с самоуправляемыми и самоорганизующимися системами.

Информационный процесс — это реализация определенного информационного взаимодействия. Последнее представляет собой фундаментальную категорию, отражающую процессы воздействия различных объектов друг на друга.

Основными особенностями информационного взаимодействия являются следующие: информация выступает в качестве объекта; взаимодействие осуществляется с помощью очень слабых сигналов; операции осуществляются со смыслами, образами, эмоциями; наличие памяти (интеллекта) у взаимодействующих объектов.

Академик Н.А. Кузнецов определяет информационное взаимодействие, как взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них. Для его описания он вводит шесть уровней (аспектов) представления и обработки информации: физический, сигнальный, лингвистический, семантический, коллективного поведения, воспроизводства и эволюции.

Информационные технологии — это последовательность действий по преобразованию информационных ресурсов в информационные продукты. Различают следующие технологии: инфраструктурные, работы с данными, совместной работы, бизнес-приложений, интернет-технологии и др.

Информационные технологии реализуются в информационных системах, которые можно описать функциональной структурой и с помощью информационного, технического, алгоритмического, программного, организационного обеспечении.

Семиотика. Информационное взаимодействие между системами осуществляется посредством сигналов — физических процессов, переносящих информацию, которая чаще всего представлена в виде символов, знаков или звуков. С их помощью одна система воздействует на другую. Наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе называетсясемиотикой. Она рассматривает различные аспекты информационного взаимодействия систем и состоит из трех частей — синтактики, семантики и прагматики.

Синтактика изучает структуру знаков и отношений между ними с точки зрения синтаксиса независимо от того, что они отражают и как воспринимаются адресатом. Синтактический анализ — обработка текста на естественном языке, цель которой заключается в получении синтактического представления текста, в частности его синтактической структуры.

Семантика исследует содержательные отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, общие закономерности построения любых знаковых систем, рассматриваемых в синтактике. Различают семантику логическую и структурную. Логическая семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла, установление зависимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Структурная семантика — раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ним.

Семантический анализ — это совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. Такой анализ моделирует процесс понимания текста человеком.

Прагматика изучает восприятие осмысленных выражений знаковой системы в соответствии с разрешающими способностями воспринимающего. Теоретическая прагматика рассматривает некоторые гипотезы о свойствах и строении интеллекта, которые формулируются на основе данных нейрофизиологии, экспериментальной психологии, бионики, теории персептронов и т.д. Прикладная прагматика включает в себя исследования, связанные с эмпирическим анализом понимания людьми различных языковых выражений, изучением ритмики и стихосложения, а также разработкой информационно-поисковых систем.

Таким образом, выделяются три уровня рассмотрения любого информационного сообщения, т.е. три уровня абстрагирования от особенностей конкретных актов обмена информацией. На прагматическом уровне для выявления полезности информации рассматривают все элементы информационного обмена. На семантическом уровне конечной целью изучения является смысловое значение сообщения, его адекватность описываемым объектам независимо от получателя информации. Наиболее узким является синтактический уровень, так как представляет изучение только самих знаков и соотношений между ними.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.