Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Организация и управление учебным процессом осуществляется с помощью педагогических технологий, которые включают различные аспекты по ресурсному обеспечению учебного процесса (информационные, методические, организационные, финансовые, технические и т.п.). Определим вектор как j набор управляющих стратегий организационно-методического обеспечения процесса в данный момент. Здесь - признак наличия ( = 1) или отсутствия ( = 0) связи между первым и другим параметрами учебного процесса; ; m – количество параметров учебного процесса ( между которыми оцениваются связи. Для случая является нормативным вектором, определяющим отсутствие отклонений в организационно-методическом обеспечении учебного процесса. Следовательно, компоненты вектора = 0 определяют стратегии управления для корректировки учебного процесса. Например, отсутствие связи между оценками знаний аудиторных занятий студента и результатами его тестирования может определить стратегии по корректировке организационно-методического обеспечения этих занятий. Корректировка может заключаться в изменение весовых коэффициентов, а именно исходя из формулы результата текущего контроля успеваемости (1)

y1=10((q1*x1/k)+(q2*x2/5)+(q3*x3/5)) (1)

, гдеq1,q2,q3 – весовые коэффициенты равные 0,1; 0,2; 0,7 соответственно;

k – количество занятий в полусеместре;

x1 – количество посещенных занятий из k;

x2 – Средняя оценка по семинарам в 5 – ой системе;

x3 – Средняя оценка заданий по 5 – ой системе.

Изменяя весовые коэффициенты мы можем влиять на важность занятий, то есть, уделяя больше или меньше времени на лекции, семинары, тесты.

 

Построим алгоритм управления. Он будет содержать следующую последовательность действий:

1. Оценка отклонений. На основе статистической информации о студентах (мониторинг) и нормативных параметров производится оценка отклонений путем их сравнения, строится вектор управляющих стратегий.

2. Определение необходимых корректировок. Анализируя вектор управляющих стратегий получаем, компоненты вектора , которые определяют стратегии управления для корректировки учебного процесса.

3. Анализ ресурсов для изменения ситуации. Анализируя людские, экономические, методические ресурсы выявляем возможности применение данных ресурсов для корректировок

4. Определение вариантов стратегий. Используя полученные данные, определяем все возможные варианты стратегий. Например, учебно-методические (содержание, объем, качество), организационные (время, место, стимулы).

5. Выбор оптимального набора стратегий. Выбираем, необходимы набор стратегий согласно вектору управляющих стратегий.

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Порядок выполнения

1. Определение параметров процесса, между которыми учитываются связи.

2. Оценка связей между параметрами.

3. Оценка риска потери с учетом шкалы оценки риска, здесь, - допустимый (нормативный) показатель, оценивающий риск снижения качества знаний студентов; - вектор управляющих стратегий - нормативным вектором, определяющим отсутствие отклонений в организационно-методическом обеспечении учебного процесса.

4. Анализ результатов, выводы и рекомендации по выбору управляющих стратегий.

5. Кластерный анализ, который определит группы студентов и их долю в общем объеме формирования данной статистики.

6. Определить информационные, методические, программные и организационные аспекты для автоматизации управления качеством учебного процесса.

 

Содержание отчета

5. Номер и тема лабораторной работы.

6. Цель выполнения работы.

7. Ход выполнения лабораторной работы.

8. Вывод по результатам работы.

Пример

1. Определение параметров процесса, между которыми учитываются связи.

Связь учитывается между следующими параметрами:

-результат текущих занятий

-результат теста

-посещаемость текущих занятий

-средняя оценка заданий

 

2. Оценка связей между параметрами.

Данные полученные в результате предыдущих работ:

Влияние Корреляция
1. результатов текущих занятий на результаты теста 0,58 не значимая
2. посещаемости текущих занятий на результаты этих занятий 0,58 значимая
3. посещаемости текущих занятий на выполнение теста 0,58 не значимая
4. Средней оценки заданий на результат текущего контроля успеваемости 0,587 0,58 значимая

 

3. Оценка риска потери с учетом шкалы оценки риска

Построим вектор управляющих стратегий . На основании этого вектора определим недостатки в организации учебного процесса: компоненты вектора равные нулю определяют стратегии управления для корректировки учебного процесса.

Так как отсутствует связь между результатом текущих занятий и результатом теста, а также отсутствует связь между посещаемостью текущих занятий и выполнением теста, определим стратегию по корректировке организационно-методического обеспечения этих занятий. Для этого проведем оценку риска потери с учетом шкалы оценки риска = 50% - зона не допустимого риска. (см. лабораторная работа №3)

4. Анализ результатов, выводы и рекомендации по выбору управляющих стратегий.

Исходя из полученных результатов дадим рекомендации по выбору управляющих стратегий. Для того чтобы качество учебного процесса соответствовало требуемому уровню, необходимо выбрать такие стратегии, чтобы повысить зону допустимого риска:

а) Изменить содержание учебно-методического материала, для более понятного представления информации обучающимся, так как посещение лекций не влияет на результат текущей успеваемости.

б) Увеличить объем учебно-методического материала, для более детального изучения предмета. Данный объем необходим студентам для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

в) На основании полученных результатов тестирования делаем вывод, что необходимо изменить содержание тестовых заданий, так как их сложность либо слишком низкая, либо слишком высокая.

г) Изменить весовые коэффициенты (q1,q2,q3), выделив больше времени на практику. Акцентировать семинарские занятия по вопросам выполнения теста.

5. Кластерный анализ, который определит группы студентов и их долю в общем объеме формирования данной статистики.

 

Исходя из результатов лабораторной работы №2, получим оценки связей между параметрами и дополним кластерным анализом, который определит группы студентов и их долю в общем объеме формирования данной статистики.

 

Риск (V) Результат Студенты
до 10% Незначительный риск
От 10% до 25% Умеренный риск 5, 11
От 25% до 33% Высокий риск
Свыше 34% Недопустимый 2, 3, 4, 6, 7, 9

Из полученных результатов видно, что 1 студент находится в зоне незначительного риска, 2 – в зоне умеренного риска, 1 в зоне высокого риска и 6 студентов в зоне недопустимого риска. Это значит что нам необходимо скорректировать значения для 7 студентов.

Для того чтобы изменить зону высокого или недопустимого риска студентов на зону умеренного риска необходимо в соответствии с целями и задачами управления выбрать такие стратегии, которые позволяют скорректировать отклонения параметров от их нормативных значений для студентов 2, 3, 4, 6, 7, 9.

 

Рассмотрим зоны риска.

1. Зона незначительного риска. В этой зоне находится студент под номером 10, что составляет 10% от числа всех студентов. Проведем анализ его успеваемости:У него достаточно высокая посещаемость занятий 75%. По результатам семинаров и заданиям студент под номером 10 добился 100% показателей. По тесту студент добился отличного результата – 26 баллов. Проанализировав результат студента 10, можно сделать вывод, что у данного студента уровень знаний соответствует требуемому уровню, следовательно ему необходимо продолжать изучение дисциплины в намеченном темпе.

2. Зона умеренного риска. В этой зоне находятся студенты под номерами 5, 11, что составляет 20% от всего числа студентов группы. Проведем анализ их успеваемости: Данные студенты добились 100% показателя по посещению занятий, а этот показатель как было доказано корреляционным методом влияет на результаты текущей успеваемости. Средний показатель результатов текущей успеваемости данных студентов составил 96%. Проанализировав результаты студентов 5 и 11, входящих в зону умеренного риска можно сделать вывод, что студенты хорошо мотивированы у них высокая посещаемость занятий, хорошие оценки на занятиях и высокий балл за выполнение теста. Студентам под номерами 5 и 11 можно порекомендовать поддерживать свои результаты на прежнем уровне.

3. Зона высокого риска. В данную зону попал студент под номером 8, что составляет 10% от общего числа студентов группы. У студента под номером 8 высокая посещаемость 100% , а она влияет на результаты этих занятий. У данного студента средняя текущая успеваемость 64%, результаты теста 25 баллов из 30 возможных. Так же была установлена зависимость между результатами тестирования и временем выполнения теста. У студента под номером 8 хороший результат выполнения теста 83% , а времени затрачено 36 минут из 60 минут в процентном соотношении 60%. Проанализировав результаты студента номер 8, входящего в зону высокого риска можно сделать вывод, что средний набранный балл по итогам текущей успеваемости мог быть вызван малой заинтересованностью студента, напротив, высокий балл за выполнение теста говорит о хорошей мотивации. Студенту под номером 8 можно порекомендовать самостоятельное изучение дисциплины для того чтобы улучшить результат успеваемости.

4. Зона недопустимого риска. К зоне недопустимого риска относятся студенты под номерами 2, 3, 4, 6, 7, 9, что составляет 60% от числа всех студентов. Проведем анализ их успеваемости: Средняя посещаемость занятий данных студентов 58%. Результаты текущей успеваемости данных студентов очень слабы в среднем всего 2,8 балла из 10 возможных, а результаты теста равны 22,5 балл из 30 возможных, что является средним результатом.Так же была установлена зависимость между результатами тестирования и временем выполнения теста. У студентов хороший результат выполнения теста 70% , а времени в среднем было затрачено 28 минут из 60 (47%). Данной группе студентов рекомендуем повысить посещаемость, уделить больше времени на самостоятельное обучение, более ответственно относится к учебе.

Кластерный анализ параметров посещения лекций и текущей успеваемости показал, что исследуемая группа студентов равномерно распределена по всем 4 классам, что подтверждает отсутствие корреляции между этими параметрами.

 

6. Определить информационные, методические, программные и организационные аспекты для автоматизации управления качеством учебного процесса.

 

Для автоматизации управления качеством учебного процесса необходимо:

1. информационное обеспечение

Любой автоматизированный процесс должен включать в себя базу данных, которая выполняет следующие функции хранение, передача, обработка информации. Накопив информацию о студентах, о их успеваемости, о ресурсах ВУЗа система обрабатывает данные, выделяя актуальную информацию и передает её в управляющий элемент который принимает решения согласно результатом обработки.

 

2. Учебно-методические обеспечение

Необходимо совершенствовать учебно-методические материалы в соответствии с требованиями промышленно-экономического развития страны и обновления информационных технологий. С целью сохранения экономических ресурсов, а так же наглядного представления информации необходимо компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

 

3. программное обеспечение

Программное обеспечение должно решать следующие задачи:

-обрабатывать исходные данные по студентам

-сравнивать их с нормативными параметрами

-получать вектор управляющих стратегий

- оценить корреляцию

-оценивать связи между параметрами

-определять стратегии управления для корректировки учебного процесса

 

4. организационное обеспечение

Организационное обеспечение должно обеспечивать качество учебного процесса на требуемом уровне, реагируя на любые изменения в нем. Преподаватели, соответствуя нормам проведения занятий, оценивают знания студентов группы. Проводя анализ полученных данных, управляющие элементы ВУЗа (ректорат, деканат, кафедры), обнаружив отклонения в учебном процессе вводят корректировку. Например, изменяя расписания занятий, время на проведение лекций, семинаров, тестов. Эти изменения направляются в учебный процесс.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.