ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДокумент, содержащий информацию должностного лица вышестоящему должностному лицу о сложившейся ситуации, о причинах невыполнения какого-либо задания, поручения, нарушения трудовой или производственной дисциплины.
В зависимости от коммуникативной ситуации выделяется две разновидности: а) Сопроводительный документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (отчёта, плана, проекта). Другое название – пояснительная записка. б) Самостоятельный документ, содержащий указание причин, приведших к каким-либо нарушениям. Текст объяснительной записки обязательно должен содержать убедительные аргументы. упражненИЯ Упражнение №1
Упражнение №2
Совпадут ли адресаты этих заявлений? В текстах каких заявлений будет отсутствовать аргументирующая часть? В каких ситуациях предполагается предоставление (приложение) документов? | |||||||||||||||
Упражнение №3
| |||||||||||||||
Упражнение №4
· Изъять из употребления… · Предприятие несет ответственность… · Министерство рассмотрело… · По конкурсу зачислено… · На основании принятого решения… · В целях совершенствования структуры… · По окончании расследования… · В ответ на вашу просьбу… · Просим принять меры… · Учитывая социальную значимость объекта… · Доводим до Вашего сведения… · Прошу предоставить… · Создать условия для… · В свете достигнутой договорённости … · В связи с шестидесятилетием … | |||||||||||||||
|
Упражнение №5
| |||||||||||||||
|
Упражнение №6
• Завод завершает освоение новой модели трактора. • Коллектив предприятия взял обязательство удвоить выпуск продукции за год. • Особое внимание на фабрике уделяется необходимости в кратчайшие сроки произвести освоение нового оборудования. • Рабочие завода выражают полную уверенность, что им удастся добиться своевременного выполнения заказа • Для включения сигнализации необходимо произвести поворот рычага. • За отчетные период было проведено обследование деятельности комбината. Упражнение №16
Отчитываться (в чем?), представить отчет (о чем?), подвести итоги (чего?), сказываться (на чем?, в чем?), внушать доверие (кому?), вселять доверие (в кого?), дать оценку (чему?), оценить (что?), делать различие (между чем и чем?), отличать (что от чего?), заслужить (что?), заслуживать (чего?), наградить (чем?), обжаловать (что?), избегать (чего?), уклоняться (от чего?), обвинять (в чем?), осуждать (за что?), приговорить (к чему?). Упражнениие №8
• Шьют ли в ателье пальто из их материала? • Можно ли в метро заниматься коммерцией? • Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта? • Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде? • Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии? Упражнение №9
§ Кем подано заявление? (Константин Живаго, Николай Жерех, Сергей Жук, Михаил Фоменко, Евгений Крыса, Петр Горло) § Кому адресовано заявление? (Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна Шевченко, Елена Ремесло) Упражнение №10
В целях, в отношении, в силу, в связи с, в соответствии с, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке, вследствие, впредь до, по мере, при посредстве, благодаря, согласно, в целях. для справки: | |||||||||||||||
| Употребляются с родительным падежом | Употребляются с дательным падежом | Употребляются с творительным падежом | |||||||||||||
| В отношении Во избежание В целях В течение В продолжение Вследствие Ввиду В силу Впредь до Касательно По мере По причине При посредстве | Благодаря В отношении к Применительно к Сообразно Согласно Вопреки По | Наравне с Наряду с Вместе с В соответствии с В сравнении с Согласно с | |||||||||||||
|
Упражнение №11
|
Упражнение №12
| Задание: | Установите по словарю значения заимствованных слов, используемых в официально-деловой речи. Составьте с каждым из них предложение. |
| Акция | альянс | апартеид | декларация | |
| импичмент | инвестиции | квота | кодекс | |
| консенсус | прерогатива | прецедент | стагнация | |
| форум | мораторий | спонсор | респондент | |
|
Упражнение №13
| Задание: | Ознакомившись с текстом резюме, укажите в нём очевидные недостатки с композиционной, стилистической и информативной точек зрения. |
| Васильева Нина Сергеевна Адрес проживания: г. Н. Новгород, ул. Деловая, 8 - 1 Адрес прописки: г. Н. Новгород, ул. Деловая, 8 – 1 Телефон: 19-55-54 Дата и место рождения: 06 июля 1978г., Н. Новгород Семейное положение: Незамужняя Цель трудоустройства: На место офис-менеджера Образование: 2001 г. по настоящее время НГПУ, специальность «Экономика и управление предприятием» 1997г. – 2002 г. НГТУ, специальность «технология машиностроения» Опыт работы: Июль 2001 г. по настоящее время ЗАО «Вита» Офис-менеджер Дополнительные сведения: Знание компьютера. Язык – немецкий |
Упражнение №14
| Задание: | Напишите свою биографию (автобиографию), предназначенную для предъявления по месту учёбы. Составьте собственное резюме, используя образец его оформления, данный в Приложении. Укажите, в чем сходство и различие между автобиографией и биографией? Между автобиографией и резюме? |
|
Упражнение №15
|
| Аннулировать | администрация | взимать |
| виза | порицание | предписание |
| содействовать | уведомить | ходатайство |
| бригадный подряд | занимаемый пост | конструктивный диалог |
| превентивные меры | предоставить слово | санкция руководителя |
| юридическое лицо | дискуссия | в прениях выступили |
|
Упражнение №7
| |||
|
Упражнение №8
|
Упражнение №17
| Задание: |
| ||
Упражнение № 18
| Задание: | Распределите слова и выражения на три группы: а) канцеляризмы; б) нейтральные языковые средства; в) языковые средства, недопустимые в официально-деловой речи. | |||
| Аргумент дефектный дефективный наниматель не сопоставимо обыкновенный оплатить ретроспективно сверхъестественный | в дальнейшем в основном во-первых дюжина здравствуйте наглядно осмотр потому что сигнал | очень надеюсь на общественных началах постельные принадлежности претворять в жизнь принять участие ряд мероприятий тщательным образом от этого зависит убедительно прошу | ||
Приложение 1