Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Документ, содержащий информацию должностного лица вышестоящему должностному лицу о сложившейся ситуации, о причинах невыполнения какого-либо задания, поручения, нарушения трудовой или производственной дисциплины.

 

В зависимости от коммуникативной ситуации выделяется две разновидности:

а) Сопроводительный документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (отчёта, плана, проекта). Другое название – пояснительная записка.

б) Самостоятельный документ, содержащий указание причин, приведших к каким-либо нарушениям.

Текст объяснительной записки обязательно должен содержать убедительные аргументы.

упражненИЯ

Упражнение №1

Задания: 1. Прочитав текст заявления, укажите в нём композиционные, логические, стилистические ошибки и отклонения. 2. Отредактируйте текст.
 
  Директору фирмы «Альянс» Иванову С.А. от Петрова Ю.П.     Заявление. Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.02.2004 в связи с причинами личного характера.   28,02,2004 Петров Ю.П.      

 

 
 

Упражнение №2

Задания: Составьте заявление · с просьбой перевести вас на другой факультет; · с просьбой перевести на другую специальность; · с просьбой разрешить вам академический отпуск; · с просьбой разрешить вам прохождение производственной практики по месту жительства; · с просьбой перевести на заочное или вечернее отделение; · с просьбой об изменении фамилии; · с просьбой о назначении социальной стипендии · о приеме на временную работу; · об увольнении с работы · о досрочной сдаче экзаменов · о продлении сроков сессии

Совпадут ли адресаты этих заявлений?

В текстах каких заявлений будет отсутствовать аргументирующая часть?

В каких ситуациях предполагается предоставление (приложение) документов?

 
Упражнение №3
Задание: В каких деловых ситуациях в тексте документа могут быть употреблены эти слова и выражения?

 

Прошу, заявляю, поручаю постановили, ходатайствую, предписывается, достигается, обнаружена, ставлю вас в известность, выставляется на торги, удостоверяю, получено, позиция. обсуждение, дефекты, спор.

 

 
Упражнение №4
Задание: По первой фразе продолжите деловую бумагу, указав её жанр. Во всех ли случаях жанр легко прогнозируем? Почему?

· Изъять из употребления…

· Предприятие несет ответственность…

· Министерство рассмотрело…

· По конкурсу зачислено…

· На основании принятого решения…

· В целях совершенствования структуры…

· По окончании расследования…

· В ответ на вашу просьбу…

· Просим принять меры…

· Учитывая социальную значимость объекта…

· Доводим до Вашего сведения…

· Прошу предоставить…

· Создать условия для…

· В свете достигнутой договорённости …

· В связи с шестидесятилетием …

 

 

Упражнение №5

Задание: Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля. С этой целью добавьте к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных - глаголы.
I. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособия, органы, порядок, рассмотрение. II. Приказ, контроль, выговор, должностные оклады, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, обязанности, обследование, меры, договор, благодарность, резюме, справка, приказ, предложение.
       

 

 

Упражнение №6

Задание: В данных предложениях найдите устойчивые выражения, характерные для официально – делового стиля. Там, где это возможно, замените их глаголами.

 

• Завод завершает освоение новой модели трактора.

• Коллектив предприятия взял обязательство удвоить выпуск продукции за год.

• Особое внимание на фабрике уделяется необходимости в кратчайшие сроки произвести освоение нового оборудования.

• Рабочие завода выражают полную уверенность, что им удастся добиться своевременного выполнения заказа

• Для включения сигнализации необходимо произвести поворот рычага.

• За отчетные период было проведено обследование деятельности комбината.

Упражнение №16

Задание: Cоставьте предложение с данными глаголами, употребив их в форме изъявительного наклонения. Особое внимание обратите на то, какого падежа (и предлога) требует каждый из глаголов.

 

Отчитываться (в чем?), представить отчет (о чем?), подвести итоги (чего?), сказываться (на чем?, в чем?), внушать доверие (кому?), вселять доверие (в кого?), дать оценку (чему?), оценить (что?), делать различие (между чем и чем?), отличать (что от чего?), заслужить (что?), заслуживать (чего?), наградить (чем?), обжаловать (что?), избегать (чего?), уклоняться (от чего?), обвинять (в чем?), осуждать (за что?), приговорить (к чему?).

Упражнениие №8

Задание: Ответьте на вопросы так, чтобы ответ явился фрагментом какой-либо деловой бумаги: инструкции, справки и т. д.

Шьют ли в ателье пальто из их материала?

• Можно ли в метро заниматься коммерцией?

• Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

• Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?

• Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

Упражнение №9

Задание: Составьте шесть предложений, в которых сообщается, кем отправлена деловая бумага и кому она адресована.

§ Кем подано заявление? (Константин Живаго, Николай Жерех, Сергей Жук, Михаил Фоменко, Евгений Крыса, Петр Горло)

§ Кому адресовано заявление? (Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна Шевченко, Елена Ремесло)

Упражнение №10

Задание: Cоставьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя производные предлоги.

В целях, в отношении, в силу, в связи с, в соответствии с, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке, вследствие, впредь до, по мере, при посредстве, благодаря, согласно, в целях.

для справки:

 
Употребляются с родительным падежом Употребляются с дательным падежом Употребляются с творительным падежом  
В отношении Во избежание В целях В течение В продолжение Вследствие Ввиду В силу Впредь до Касательно По мере По причине При посредстве Благодаря В отношении к Применительно к Сообразно Согласно Вопреки По Наравне с Наряду с Вместе с В соответствии с В сравнении с Согласно с  
         

 

Упражнение №11

Задания: 1. Прочитав текст автобиографии, укажите в нём композиционные, логические, стилистические ошибки и отклонения. 2. Отредактируйте текст.  
Автобиография Меня зовут Куликова Наталья. Я родилась второго января тысяча девятьсот семьдесят шестого года в Уренском районе в семье умных людей, но простых рабочих. Моего папу зовут Юрий Васильевич, маму Валентина Васильевна. Еще у меня есть два брата: Илья и Николай. До пяти лет мое воспитание осуществлялось дома, потом - в детском саду. А в тысяча девятьсот восемьдесят третьем году я пошла в первый класс. Успешно и с радостью училась в школе. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году окончила среднюю школу. После школы поступила в Нижегородский государственный технический университет на химико-технологический факультет. На это оказала свое влияние любимая учительница химии – Степанова Елена Николаевна. Куликова 05,09,2003 г.  

 

Упражнение №12

Задание: Установите по словарю значения заимствованных слов, используемых в официально-деловой речи. Составьте с каждым из них предложение.

 

Акция альянс апартеид декларация  
импичмент инвестиции квота кодекс  
консенсус прерогатива прецедент стагнация  
форум мораторий спонсор респондент  

 

Упражнение №13

Задание: Ознакомившись с текстом резюме, укажите в нём очевидные недостатки с композиционной, стилистической и информативной точек зрения.
  Васильева Нина Сергеевна Адрес проживания: г. Н. Новгород, ул. Деловая, 8 - 1 Адрес прописки: г. Н. Новгород, ул. Деловая, 8 – 1 Телефон: 19-55-54 Дата и место рождения: 06 июля 1978г., Н. Новгород Семейное положение: Незамужняя Цель трудоустройства: На место офис-менеджера Образование: 2001 г. по настоящее время НГПУ, специальность «Экономика и управление предприятием» 1997г. – 2002 г. НГТУ, специальность «технология машиностроения» Опыт работы: Июль 2001 г. по настоящее время ЗАО «Вита» Офис-менеджер Дополнительные сведения: Знание компьютера. Язык – немецкий  

Упражнение №14

Задание: Напишите свою биографию (автобиографию), предназначенную для предъявления по месту учёбы. Составьте собственное резюме, используя образец его оформления, данный в Приложении. Укажите, в чем сходство и различие между автобиографией и биографией? Между автобиографией и резюме?

 

 

 

Упражнение №15

Задание: Замените слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами.

 

 

Аннулировать администрация взимать
виза порицание предписание
содействовать уведомить ходатайство
бригадный подряд занимаемый пост конструктивный диалог
превентивные меры предоставить слово санкция руководителя
юридическое лицо дискуссия в прениях выступили

 

 

Упражнение №7

Задание: 1. Прочитав текст доверенности, укажите в нём композиционные, логические, стилистические ошибки и отклонения. 2. Отредактируйте текст.

 

Доверенность Я, Краева В.А., доверяю моему мужу, Краеву С.П., получить мою зарплату за декабрь месяц. В связи с тем, что я нездорова и нахожусь в больнице. 20 июля 2001 год В.А. Краева

 

Упражнение №8

Задание: Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила оформления реквизитов документа.

 

Упражнение №17

Задание:
Составьте текст докладной записки, поводом для которой явилось систематическое нарушение графика поставки необходимых для производства деталей. Адресант записки - начальник отдела комплектации, адресат – директор смежного предприятия.
   
       

Упражнение № 18

Задание: Распределите слова и выражения на три группы: а) канцеляризмы; б) нейтральные языковые средства; в) языковые средства, недопустимые в официально-деловой речи.  
Аргумент дефектный дефективный наниматель не сопоставимо обыкновенный оплатить ретроспективно сверхъестественный в дальнейшем в основном во-первых дюжина здравствуйте наглядно осмотр потому что сигнал очень надеюсь на общественных началах постельные принадлежности претворять в жизнь принять участие ряд мероприятий тщательным образом от этого зависит убедительно прошу    
         

 

 


Приложение 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.