Здавалка
Главная | Обратная связь

Ателье сценического искусства 11 страница



Те же самые процессы происходят в коре головного мозга, «вызывая торможение функций коры головного мозга (самой молодой части мозга) и усиливая действие более древних частей мозга, делая доступными движения бессознательного»170. Однако Ст. Гроф считает, что одним лишь методом холотропного дыхания нельзя вызвать все многообразие трансперсональных переживаний, поэтому соглашается с рядом ученых (О. Хаксли,

 

 

169 Там же. С. 253-254.

170 Там же. С. 254.

 

Р. Шелдрейк, Э. Ласло) в том, что «наш мозг не может быть источником этих переживаний... а, по действию, больше похож на преобразующую заслонку, защищающую нас от неизмеримо более широкого набора космических сигналов»171.

Тем не менее проводимое холотропное дыхание вызывает в человеке на первом этапе мышечные сокращения различной длительности, посредством чего организм расходует огромное количество прежде сдерживаемой энергии, давая на последующих этапах разрядку излишней энергии и приводя в конечном счете к состоянию устойчивого психологического равновесия и по­коя, сравнимого с актом созерцания.

В своей книге «Космическая игра» Гроф проводит параллель между состоянием холотропного сознания человека и игрой актера: «Между ситуа­цией актера и нашей ролью в космической игре можно провести очень близкие параллели. Хороший актер, играя на сцене, может в значительной степени потерять контакт со своей настоящей личностью и полностью отождествиться с персонажем, в роли которого он выступает. Во время спектакля он едва ли не верит в то, что он — Отелло, Жанна д' Арк, Офелия или Сирано де Бержерак. Однако актер сохраняет сознание своей личности и полностью возвращается к ней, как только падает занавес и стихают апло­дисменты зрителей... У каждого актера и актрисы есть своя глубинная, буд­ничная личность, к которой они возвращаются, когда спектакль окончен». И делает логичное заключение: «Качественное и реалистическое исполне­ние двоякой роли (автора и исполнителя) требует, чтобы мы оставили на время свою подлинную личность. Мы должны забыть о своем авторстве и следовать сценарию»172. Позднее мы подробнее ознакомимся с понятием «сценарий» в подготовке актера к творчеству, ибо самоконтроль, без кото­рого невозможно удержать в актере эту двойственность, опирается исклю­чительно на четко разработанную схему, композицию, рисунок, сценарии роли, на тренинг.

Одним из условий перехода человека из состояния обыденного созна­ния к холотропному (целостному, интегральному), по Грофу, является расслабление (relaxation). Для подробного освещения этой проблемы мы поста­раемся не ограничиваться лишь рамками холотропного дыхания С. Грофа» а рассмотрим по крайней мере два наиболее распространенных вида релак­сации: медитативной и динамической.

 

 

171 Гроф Ст. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. С. 255.

172 Гроф Ст. Космическая игра. М.: Институт трансперсональной психологии, изЯ-
К. Кравчука, 2004. С. 68-70.

 

Как известно, конечной целью релаксации в йоге является медитация.

Еще в 1042 г. возникли тексты мастера Атиза (Тибет), объясняющие этапы «саматхи» — «расслабления в покое», мире, и «випасаны» — «пронизыва­ющего взгляда». Хотя сами методики расслабления практиковались значительно раньше.

Существует множество способов расслабления: через напряжение в физической работе, через искусный массаж, принятие ванн и пр. Но при всем многообразии методов, поз и установок наиболее эффективной в медитативной релаксации принято считать «Шавасану» — йогическую позу расслабления (тела), состоящую из пяти фаз. Она выполняется, как правило, два раза в сутки не более 15-19 минут.

Первая фаза подготовительная: Лежа на подстилке, руки вытянуты вдоль тела ладонями вверх, пальцы полусогнуты, носки ног разведены, голова повернута чуть-чуть в сторону (так как лежать прямо без напряжения мышц шеи она просто не может. Рот слегка приоткрыт, язык прижат к верх­нему ряду зубов, как при произнесении звука «Т». Глаза закрыты, чтобы луч­ше сосредоточиться.

Приняв правильную позу расслабления, надо успокоиться и попытать­ся ни о чем не думать. Дыхание ровное, спокойное не глубокое, ритмичное (2-3 мин.).

Вторая фаза — достижение максимального мышечного расслабления. Хотя объективно его трудно установить, но каждый в состоянии почувство­вать максимальную тяжесть всех частей своего тела: сосредоточившись вна­чале на кончиках пальцев ног, затем мысль скользит вверх, сосредотачиваясь на икрах, бедрах, половых органах, в пупке, подбородке, губах, кончике носа, в точке между бровями, и, наконец, мысль погружается внутрь мозга. Затем все повторяется в обратном направлении. Все эти процессы должны естест­венным образом координироваться с дыханием, но эта работа требует дли­тельной практики.

В третьей фазе осуществляются движения мысли, поддерживаемые аффирматами, словесными формулами расслабления:

—Мои руки, ноги и все тело расслабляются (7-9 раз),

—Мои ноги, руки и все тело расслабляются (7-9 раз),

—Мои ноги, руки и все тело становятся совсем-совсем тяжелыми и теплыми (11 раз),

— Я совершенно спокоен — (1 раз).

В процессе расслабления тело начинает ощущать тяжесть и тепло, но в области лба и сердца необходимо сохранять ощущение холода.

 

В четвертой фазе совершается попытка приведения сознания в состояние самогипноза. Это не окончательная цель упражнения, но его решающее условие. Используя собственные формулы, исключающие частицу («я не боюсь»), человек сам получает возможность включить механизм самовнушения, который порой более эффективен, чем команды извне (от другого лица).

Итак, в четвертой фазе можно попытаться представить ярко и образно «голубое небо», если это сразу не удается, можно сначала представить крону дерева, через которую просматривается голубое небо. Далее необходимо удерживать в своем воображении этот образ не менее 2-3 секунд, удлиняя временной период с каждым днем тренировки до 5 минут и более. Тело на­чинает ощущать состояние невесомости, оно как бы парит в воздухе. Дыха­ние почти приостанавливается, пульс падает. Внешне человек напоминает «труп», сознание в это момент выполняет роль «сторожа». Голубой цвет не случаен, так как он расслабляет психику, как считают йоги. Из этого состоя­ния почти органично человек переходит в пятую фазу.

Пятая фаза — начало медитации, когда ярко вспыхнувший свет и воз­можные подсознательные образы начинают медленно возникать «на экране сознания».

Мы, конечно, упростили процесс протекания релаксации (физической, психической, ментальной) и совсем исключили из поля зрения протекаю­щие «тонкие» энергетические процессы по причине сложности их описа­ния, дабы дать простое представление о том, каким образом человек, со­гласно «йоговской» практике, контролируя собственное поведение: тело, дыхание, мысли, — может пробудить нескончаемые потоки жизненной энергии и снять, благодаря ей, накопившиеся блоки «негативности».

В большей мере нас интересует динамическая релаксация, которая свои­ми корнями также уходит в йогические практики (тантрическая йога), но представляет интерес для современного человека (актера) любой страны мира, поскольку связана, во-первых, с волей и сознательным регулировани­ем процессами расслабления; во-вторых, с активными проявлениями дви­жения тела в пространстве и во времени, в-третьих, с возможностью опери­ровать возникающими образами, комбинировать их, структурировать и на­правлять на решение практических творческих задач. Здесь уже можно ис­пользовать не только положение тела, лежа на полу, но и сидя на стуле, стоя и даже в ходьбе или танце.

 

«Динамическое расслабление» применял в своих творческих поисках автор «Четвертого пути» и «Жизнь реальна, только когда Я есть» — Г. И. Гурд-

 

 

жиев (1877-1949). Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом. На «четвертом пути» человек должен утверж­даться сам, но, благодаря закону «трех» (действия трех основных космичес­кие сил: активной, пассивной, нейтральной), который в жизни может быть представлен как: активное — учителя, пассивное — ученика, нейтральное —группы, — человек может начать движение к истинным знаниям. Самона­блюдение — это практика, предложенная Гурджиевым, для нейтрального наблюдения человеком за проявлениями собственной психики, превращения в честного свидетеля и объективного наблюдателя себя.

Это, разумеется, трудно, потому что мы, как правило, отождествляемся (рефлексируем) со своими мыслями, чувствами и действиями и скорее оп­равдываем их, чем объективно наблюдаем и объективно изучаем173. «Гурджиевские танцы», основанные на древних суфийских религиозных танцах, являются одной из форм «динамической релаксации» при строгом соблюдении как отдельных поз участников, так и пространственных форм целой группы. Наибольшее распространение они получили в Америке и Европе, где существуют гурджиевские центры и общества; огромное влияние труды Гурджиева оказали на работу П. Брука и Е. Гротовского.

Современная европейская система «динамической релаксации» в основ­ном опирается на методы гипноза, используемые во французской и немецкой медицине XIX в., которые служили лечебным целям (магнетизм Ф.-А. Месме­ра, XVIII в. и гипноз «динамической психиатрии» Дж. Бреда, 1843 г.).

Так, аутогенный метод Шульца (Schultz J. Н. 1884-1970) включал в себя работу на двух уровнях: низшем и высшем. На первом использовались приемы, расслабляющие тело. В позициях лежа, сидя, стоя с полусогнутыми ко­ленями вы совершаете расслабление с применением аффирмаций, называя определенные качества, которые необходимо вызвать в расслабленном теле: «моя рука горячая», «мое сердце стучит сильно и ровно», «мой лоб холод­ный», «я — весь-одно целое дыхание», «мое солнечное сплетение затопляет­ся теплом».

На втором уровне использовались приемы медитации и самогипноза (этот метод хорошо известен актерам, снимающим напряжение после ре­петиции или спектакля). А метод «динамической релаксации» Р. Дюпона уже предполагал использование движений сегментов тела, сначала раздель­но: правой и левой его сторон, а затем в смешанном виде на основе глав­ных кинестетических модулей при сочетании смены быстрых и медленных

 

 

Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. С. 321-324.

 

 

движений. Основными принципами этого метода можно назвать следующие:

—медленное освоение метода,

—синхронизация начала и конца движений всех частей тела,

—координация жестов и дыхания,

—жест сначала представляется как образ (имагинация), а затем испол­няется в реальном времени, с сохранением первоначального ощущения, ко­торое возникало в момент представления,

—в момент совершения движения исполнитель помогает себе вербально с помощью отобранных слов и интонаций (сравните с выкриками во вре­мя боев в восточных единоборствах),

—каждое движение выполняется на основе предварительно найденно­го центра тяжести в теле, опоры,

—интегральные движения тела выполняются сначала в медленном тем­пе, затем быстром или с прогрессивным убыстрением-замедлением.

«Прогрессивная релаксация» Р. Якобсона строится на взаимоисключаю­щих процессах: напряжении и расслаблении. Согласно составленной им схе­ме, человек проходит в целом три стадии релаксации:

—общая релаксация, то есть в положении лежа на спине (5-10 мин.) расслабиться с закрытыми глазами и установить баланс дыхания,

—базовая релаксация, поочередное напряжение мускулатуры отдельных частей тела (например, бицепсов, предплечья, кисти руки, шеи, губ и т. д.) при этом четко осознавая, какие ощущения возникают в теле в связи с этим на­пряжением (по 5 мин. на каждое напряжение) длится в течение 20-25 мин.,

— прогрессивная релаксация (30 мин.), возвращение в состояние покоя с непременным наблюдением за изменением ощущения тех частей тела, ко­торые были напряжены, без оценки и определенных дефиниций174.

На этом сеанс не заканчивается, потому что дальше эти ощущения мо­гут быть перенесены в положение тела: сидя, при ходьбе, чтении или письме и пр.; тогда каждый практикующий «прогрессивный метод» сможет свести к минимуму напряжения частей своего тела при выполнении повседневной (или в таких видах деятельности, как спорт или театр) работы.

Существуют и другие методы релаксации, которые позволяют нам сде­лать определенные выводы применительно к технологии интегральных тре­нингов для обучения актеров в театральных школах, о чем мы будем подроб­нее говорить в третьей главе.

 

 

174 См.: Fondement theoriques et techniques de la relaxation. Relaxation psychomotrK*-Paris, 2004. P. 36-49.

 

 

Поскольку нас интересуют современные представления о структуре личности, то следует коротко остановиться на одной из любопытнейших систем «Психосинтеза», разработанной Роберто Ассаджоли. Он дает «карту внутреннего мира человека», хотя оговаривается, что более важным являет­ся ее динамический аспект:

1. низшее бессознательное,

2. среднее бессознательное,

3. высшее бессознательное или сверхсознательное,

4. поле сознания,

5. сознательное «Я»,

6. высшее «Я»,

7. коллективное бессознательное.

Расшифровывая каждый из приведенных уровней, Р. Ассаджоли систе­матизирует как низшие, простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела: влечения и примитивные побуждения, «комплексы», «кошмары сновидений и фантазий, неконтролируемые парапсихические процессы, мании, патологии и пр., — так и высшие: интуицию, вдохно­вение, творчество, «этические императивы».

Для Р. Ассаджоли важно выделить «поле сознания», непосредственно осознаваемой части личности, куда входят: непрерывный поток ощущений, мыслей, чувств, желаний и влечений. Но вместе с тем ему необходимо ак­центировать внимание на сознательном «Я», являющемся центром, точкой чистого самоосознания, в которую мы всегда возвращаемся после сна или измененного состояния сознания.

Что дает право Ассаджоли предположить существование высшего «Я», которое и помогает вернуться к сознательному «Я». Это «Я» пребывает над потоком мысли и состоянием тела и не подвержено их влиянию; следовательно, личное «Я» следует рассматривать как его отражение, «проекцию» на поле личности. Именно высшее «Я» способно входить в контакт с коллективным бессознательным, представляющим собой одну из форм сознания (в схеме Ассаджоли 7-я позиция).

Данная концепция структуры внутреннего мира человека, с одной стороны, признает двойственность сознания (два «Я»), а с другой, предполагает, что в действительности существует одно «Я», которое проявляется (ибо оно скрыто и не проявляет себя непосредственно) на разных уровнях созна­тельности и самопостижения.

Естественно, такое положение порой удручает человека, ибо он чувствует себя «единым целым» и в то же самое время находит в себе «внутрен­ний раскол».

 

 

Возникает вопрос, возможно ли изменить такое положение вещей и если да, то каким способом? Ассаджоли предлагает несколько этапов самосовершенствования:

1. Глубокое познание своей личности.

2. Контроль над различными ее элементами.

3. Постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра (нового «центра опоры» личности, психического ба­ланса).

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг ново­го центра — «биопсихосинтез». На этом уровне самопостижения происхо­дит перераспределение различных потоков энергии, «обуздание» их, кон­структивное и гармоничное управление жизненными энергетическими пото­ками с помощью творческих актов, полезной работы, целенаправленной де­ятельности.

Кажется, что достигнуть этого не трудно, но на практике формирование нового «центра личности» иногда оборачивается психическими расстрой­ствами, депрессиями, а в творчестве — неуверенностью, пессимизмом, «бло­кировкой» творческих идей и фантазий. Хорошо дереву, которое «знает», что вырастет несмотря ни на что, и это «знание» оно несет из семени. Чело­век же, а особенно художник, всю свою жизнь стремится «опереться» на что-то конкретное, взятое им из практики, новое, сознательно переработан­ное, а не данное ему изначально, хотя, может быть, он больше привязан к своему «семени», чем дерево175.

Приведенные выше системы, характеризующие интегральную сущность человеческой природы, нашли конкретное воплощение в новейших методи­ках телесно-ориентированной терапии, интегрально-психологических прак­тиках, психотехниках измененных состояний сознания (ИСС), нейролинг-вистических опытах (А. Р. Лурия), художественно-творческих, спортивных и других методов тренировки.

Наибольшее распространение в театральных школах, курсах, семинарах получили системы:

— биоэнергетический телесный метод А. Лоуэна, основанный на спосо­бах борьбы с «защитным панцирем» человека с помощью методов «заземле­ния» — работы нижней части туловища и ног; «напряжения» — придания еще большего физического напряжения тем частям тела, которые изначаль­но были заблокированы; «вибрации» — достижения такой стадии напряже-

 

 

175 См.: Ассаджоли Р. Психосинтез. Ч. 1. Гл. 1. Динамическая психология и психосиН' тез / Пер. В. Дьяченко. Киев, 2007.

 

ния, когда тело начинает дрожать; «расслабления» — когда одни части тела напряжены, а другие расслаблены, — в итоге ведущих к новой энергетичес­кой подзарядке человека;

— структурная интеграция Иды Рольф — система, стремящаяся вернуть телу положение и правильные линии посредством глубоких, часто болезненных, вытягиваний мускульных фасций с помощью физического воз­действия инструктора. Мануальное воздействие на фасции — связующую ткань, поддерживающую и связывающую мускулы и скелетную систему, —помогает восстановлению равновесия и гибкости, содействует глубоким эмоциональным разрядам, самоосознаванию определенных позиций тела и снятию блоков.

— система «работы с телом» Э. Гинтлера и Ш. Селвера, позволяющая снимать противоречия между интеллектуальными процессами, происходящими в человеке, и его чувственным опытом. Это достигается с помощью физического контакта — открытого, сенситивного соприкосновения (даже через одежду) с телом другого человека в «диалоге руками», «контакте спинами», «прогулках вслепую», «падения в круге», «танце».

- методы Фредерика М. Александера (1869-1955) и М. Фельденкрайза

1904-1984).

Ф. М. Александер, австралийский актер, переехавший в Лондон в 1904 г., а затем в 1940-м — в Америку, на собственном опыте почувствовал, что такoe иметь зажатое тело и плохую осанку. Борьба за восстановление голоса привела его к разработке собственного метода постановки корпуса, дыхания и голоса, который был описан в четырех книгах, одна из которых называлась «The use of the self» (1932).

По мнению Александера, человек в своей жизни переживает множество стрессов, которые ведут к сохранению напряжения мышц и после пережи­той ситуации (остаточное напряжение). Со временем подобное излишнее реагирование становится привычным, а еще через некоторое время в дисгармоничное состояние включаются не только мышцы, но и кости, суставы, деформируется скелет в результате нагрузки от постоянных мышечных на­пряжений.

Метод Александера основывается на том, что человек может сознательно скорректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться (не этим ли занимается актер с первых дней обучения и до конца сво­ей творческой карьеры?!).

Ф. М. Александер предлагал скорректировать свой образ действия пу­тем длительных тренировок, сопоставляя обратную связь от расслабленных мышц с существующим в данный момент напряжением мышц. Трудности

 

возникают оттого, что необходимо изменить старые привычки тела, чувствования, ума, что сложнее, чем выработка новых. Речь идет об изменение способа исполнения действия, всей динамики поведения, как если бы чело век рождался заново. Он писал: «Вопрос не в правильной позе, а в правильной координации (т. е. задействованных мускульных механизмов). Более того, кто овладел искусством правильной координации, может произвести перегруппировку своего тела для принятия почти любой позы, путем адек­ватного управления и правильных движений дыхательного аппарата»176.

Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах — принципе торможения и принципе директивы.

Торможение — это ограничение непосредственной реакции на событие (тормозить не только реакцию перед началом привычного действия, но и во время совершения действия). Не напоминает ли нам это знаменитые «отказ» и «тормоз» Вс. Э. Мейерхольда, а также работу с «экстраобыденным» уров­нем движений Э. Барбы?

Директива — это команда сознания, направляемая мозгом к механиз­мам, управляющим телом. Например, такие директивы, которые человек мо­жет дать самому себе: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх, чтобы тело могло вытянуться и приобрести иной объем. При этом не нужно смешивать мысли о действии и разрешение на исполнение его, надо заменять слово «можно» на слово «думайте о...» и просто делать. Формулы для определенных групп мышц произносятся про себя в состоя­нии расслабления, а любая рефлекторная попытка произвести соответствен­но команде движение сознательно тормозится177.

Обучение методу Александера состоит из двух этапов:

1. определение и устранение избыточной мышечной напряженности,
которая бессознательно сохраняется в организме;

2. нахождение различных более легких и эффективных способов движения, снижающих износ и разрушение структур тела и внутренних органов.

Приведем пример одного из занятий по методу Александера.

Начать в положении лежа на твердой кушетке с твердой подкладкой. Мето­дист мягкими прикосновениями рук исследует строение тела, группы мышц и костей, при этом просит исполнителя не реагировать на прикосновения, не оказывать сопротивления, не помогать..., методист сам указывает, где и как нужно расслабить часть тела. Исполнитель повторяет только задан-

 

176 См.: Телесно-ориентированная терапия. Классические и современные направле-
ния: Хрестоматия / Авт. и сост. Л. С. Сергеева. СПб., 2000. С. 148.

177 Там же. С. 149-151.

 

 

ные формулы: «Шея свободна, голову — вперед и вверх». А когда методист выполняет это действие, то исполнитель «тормозит» самоисполнение, поз­воляя методисту самому совершить движение в нужном направлении. Затем методист дает команду: «Втянуть и расширить спину» и соответству­ющими прикосновениями старается вызвать удлинение и расширение мышц спины, следя за тем, чтобы позвоночник чрезмерно не прогибался в середине. Если при этом мышцы шеи напрягутся, то исполнитель должен вернуться к формуле «Шея свободна...». Так, повторяя движения и добав­ляя к ним новые формулы, исполнитель и методист осуществляют расслаб­ление всех частей тела: сгибание-разгибание коленей, локтей, стоп. Следующий этап выполняется в положении стоя, при этом исполнитель не старается вытянуть тело вверх, а лишь повторяет формулы и позволяет ме­тодисту откорректировать осанку. Произнесение про себя — это «пробное действие», которое нужно выполнять в ответ на раздражения, поступаю­щие извне.

Заключительный этап занятий связан с дыханием, которое должно органич­но протекать через раскрепощенные мышцы, дыхательные каналы и органы дыхания. Следовательно, на последнем этапе создается гармония движений тела и дыхания, возвращая человеку свободу от приобретенных в течение жизни излишних напряжений, уверенность в себе, индивидуальную энер­гию.

Александер говорил: «Если вы перестаете делать неправильные вещи, то

правильные произойдут сами собой»178.

Становится понятным, почему метод Ф. М. Александера нашел такое широкое распространение в театральных кругах, а в некоторых театральных школах преподается как отдельный предмет. Этот метод становится полез­ным инструментом не только в борьбе с индивидуальными зажимами (фи­зического и психического свойства), в установлении правильной осанки — прямостояния, прямохождения, координации «голова-шея-спина», но пред­ставляет собой полезный инструмент для самоосознания и саморазвития, иными словами — для творческой самоактуализации.

 

М. Фельденкрайз в своем методе пошел дальше «образа действия» Ф. Александера, придав большую значимость соотношению телесного и ду­ховного в человеке.

Моше Фельденкрайз родился в России, спустя некоторое время пе­реехал в Палестину, получил докторскую степень по физике во Франции,

 

 

Там же. С. 158.

 

 

интересовался футболом, восточными единоборствами и основал в Европе школу дзю-до, разработав собственную систему. Как и Александер, он пережил «трагедию» своего тела: сначала во время футбольного матча повреди колено, а затем в годы войны, служа на английской подводной лодке, перенес резкое обострение заболевания суставов колена. Он начал экспериментировать над собой, используя идеомоторные реакции, и уже в 1949 г. в книге «Body and Mature Behavior* сформулировал теорию образа действия (имагинации).

М. Фельденкрайз утверждал, что организм человека действует как еди­ное целое, и мышечная система, стопроцентный контроль над которой невоз­можен, играет существенную роль в движениях человека. По мнению Фельденкрайза, мы осознаем лишь свои мотивы и результаты действия, а сам про­цесс совершается автоматически: «...дать себе приказ встать, и предоставить его исполнение специальной организации в себе, которая выполнит действие «как обычно»179. Таким образом, в процессе деятельности мы совершаем мно­го лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому дей­ствию»; в результате мы выполняем некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Фельденкрайз представляет себе деятельность че­ловека обусловленной двумя образами: себя и своих действий.

«Образ себя» состоит из четырех составляющих: движение, ощущение, чувствование и мышление, это динамическая структура и соответственно стремится к саморазвитию и взаимообусловленности составляющих ее ча­стей.

«Образ действия» лишь частично осознаваем, а чтобы осознать его в це­лом, необходимо сконцентрировать свое внимание на одной из частей тела и контролировать мышечную деятельность на всем протяжении выполне­ния действия.

При этом Фельденкрайз отдает предпочтение «физическому строению и способности к движению», считая их более важными «для образа себя»180.

Работа М. Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулами, которые со­кращены или испорчены привычками, напряжениями и другими негатив­ными влияниями.

Цель состоит в том, чтобы сформировать в человеке способность дви­гаться с минимумом усилий и максимумом эффективности не посредством увеличения мускульной нагрузки, а посредством осознавания того, как тело

 

 

179 Телесно-ориентированная терапия. Классические и современные направления-
С. 177-178.

180 Там же. С. 180.

 

работает и двигается. Интерес к йоге, учению 3. Фрейда, Г. Гурджиева позволил Фельденкрайзу подойти к решению той же проблемы, что решал и Александер, но с другой стороны. Он предлагал изменить поведение человека путем преобразования образа действия, обучая его более совершенному управлению движениями посредством совершенствования его чувстви­тельности.

В книге «Понимание при делании» (Feldenkrais М. Awareness througt movement. New York, 1972) читаем: «Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе. Это включает изменение динамики реакций, а не просто замену одного действия другим. Человек должен знать, что он бодрствует, а не спит; он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения, стремиться придать большую гибкость и послушность антигравитационным мускулам, удерживающим тело в вертикальном положении» (перевод М. Папуша)181.

«С чего и как начать» — так озаглавлен раздел практической работы по методу совершенствования человека Фельденкрайза; и как продолжение: «Обычно различают два состояния бытия: бодрствование и сон. Мы будем говорить о третьем состоянии — осознавании». В качестве первого шага предлагается «движение — основа осознавания»182. Большая часть того, что происходит внутри нас, скрыта от нас, не осознаваема, пока не достигнет мышц. Именно мышцы лица, сердца, дыхательного аппарата, организуясь в паттерны, сигнализируют о возникших ощущениях или чувствах: страха, возбуждения, смеха, печали и т. д.

«...Иными словами, мы узнаем стимул для действия или причину реак­ции, когда в достаточной мере сознаем организацию мышц, приготовивших­ся к определенному действию»183.

Вся система организуется таким образом, что мышцы готовы как вы­полнять действие, так и воздержаться от его выполнения. Конечно, мы не можем осуществлять одновременно некоторое действие и другое, ему проти­воположное. Но в каждый данный момент нашего существования система обладает интеграцией (ощущений, чувств, мыслей), и тело выражает ее в этот момент с помощью динамической позы или движения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.