Ателье сценического искусства 7 страница
ПЕРВАЯ ГРУППА театрально-образовательных учреждений. Ее представляют государственные (академические) учреждения, финансируемые государством и осуществляющие плановое трехлетнее образование. Список профессиональных учреждений по подготовке актеров во Франции возглавляет Высшая Национальная Консерватория драматического искусства в Париже. Два других высших учебных заведения: Высшая национальная школа Искусства и Технологии театра в Лионе и Высшая школа Национального театра в Страсбурге — также готовят актеров-профессионалов. Особое место занимают Высшая Национальная Консерватория музыки и танца в Париже и Лионе (CNSMD) и Высшая Национальная Консерватория драматического искусства в Марселе. Во Франции в настоящий момент существует шесть Школ на «платформе высшей школы подготовки актеров»: Национальная консерватория в Бордо;
Национальная консерватория в Монпелье; Национальная театральная школа в Бретани; Региональная школа Актеров в Каннах; Высшая школа Театрального искусства в Па-де-Кале; Школа Национального центра драмы в Сант-Етьене. Наибольший интерес для нас представляет одно из старейших профес сиональных учебных заведений Франции — Высшая Национальная Консерватория драматического искусства в Париже. Беглый взгляд на историю развития Консерватории поможет нам соста- Перед нами схема организации общей подготовки актеров начиная с 1820 по 1977 г.: 1820-1945 гг. Эпоха основания. Шесть профессоров, входящих в Ассоциацию «Комеди Франсез» (Comedie-Francaise), организовывали работу в шести классах в течение трех лет. Целью обучения во всех классах была передача традиционных принципов актерского исполнения, сложившегося в старейшем театре Франции. Поэтому основными предметами были: —курс мифологии, —курс истории театра, —курс французского языка, —танец, —выразительность. Обучение проходило совместно (в группе). По окончании обучения ученики должны были пройти отборочный конкурс для поступления на сцену. 1946-1955 гг. Рождение современной Консерватории. Организационно обучение опирается на принцип приоритета работы мастера с каждым учеником отдельно, в шести различных классах (уже известных мастеров сцены). Кроме того, существуют класс ансамбля, класс дикции, класс литературы и класс выразительности. Как и в предыдущие годы, по окончании трех лет обучения актеры проходили конкурс — выпускной экзамен. 1955-1968 гг. Происходит значительная педагогическая реформа под девизом «Сохранить традиции и открыть широко окна для всего» (директор Роже Фердинанд).
К уже существовавшим шести индивидуальным курсам и классам: ансамбля, литературы, дикции, танца и физической культуры, выразительности — присоединились курсы телевидения, радио, английского и испанского языков, права (юридическая ситуация актеров). Было введено обязательное участие класса ансамбля в телевизионных спектаклях почти каждый месяц. Предусматривалось продление обучения актеров до четырех лет по усмотрению администрации Консерватории. 1968-1977 гг. Период достаточно серьезных перемен в принципах организации учебного процесса. Разделение программы первого года обучения и следующих: второго и третьего. Первый год проходил под руководством одного профессора (3 раза в неделю по 3 часа). В число предметов входили в основном «технические»: — курс дикции, —тренировка тела, —вокальная подготовка, —танец, —выразительность, —история театра. Второй и третий годы обучения были полностью предоставлены педагогам-интерпретаторам, которых выбирали сами студенты. Как правило, это были известные актеры и режиссеры, предлагавшие студентам работу по интерпретации классических и современных театральных текстов (драматургии). Параллельно продолжались занятия над дикцией, фонационным дыханием (со специалистами, приглашенными Консерваторией), танцем, выразительностью. В феврале каждого года ученики должны были предъявить свою творческую работу, подготовленную в классе интерпретации. По окончании обучения студенты не проходили отборочного конкурса, но за то должны были подготовить несколько сцен репертуара театра в июне месяце. 1977год стал настоящей реформой актерского образования в Консерватории с приходом в нее руководителя Жака Роснера. Он впервые сосредоточил внимание на подготовке актеров для современного профессионального театра с его усложнившимися формами и требованиями. В основу обучения были положены два принципа: «новый подход к обучению актеров, связанный с работой в группе в течение всех трех лет обучения» и «традиционный принцип подготовки актеров» (включая все извест-
ные уже компоненты: индивидуальная подготовка, практическая работа, классическая дикция, выразительность, драматургия и литература, а также конный спорт). Каждые полгода студенты должны были предъявлять творческие работы курса, а в конце обучения проходить выпускной конкурс (Concours de Sortie). Вот пример программы набора 1977-1978 гг. Первый год. Мастера: Мишель Буке, Жан-Пьер Микель, Пьер Виал. Дикция — Мишель Бернарди, Вокальная подготовка — Жан-Пьер Ромон, Пластический тренинг — Мишель Надаль, История театра — Жильбер Сиго, Выразительность — Пьер Лаказ. Второй и третий годы: Новая программа: Марсель Блювар, Пьер Дебош, Жан-Поль Русийон, Антуан Витез (на работе последнего мы позже остановимся более подробно). Традиционная программа: Лиз Деламар, Жан Мейер, Роберт Манюэль. Танец — Мишель Надаль, Дыхание и звук — Жан-Пьер Ромонд95. Начиная с 1968 г. в Парижской консерватории преподает один из известнейших профессоров-реформаторов Антуан Витез, ученик Тани Балашовой, преподавал в Школе Жака Лекока (1966-1970), руководитель театра «Картье Иври» и Ателье-театра в Иври (1972). Для А. Витеза «театр — это все время спрашивать себя, как можно упрочить цитадель, не имея для этого средств... Это каждый раз возобновляемая война»96. Когда он ставил «ревизора» Гоголя, то сократил количество персонажей с 24 до 12, при этом, предложив каждому актеру сыграть две роли, одну — свою, а другую — марионетку, что позволило
Vigouroux-Frey N. Les orientation du conservatoire incidenes sur le travail dans les classes // Les voies de la creation theatral. La formation du comedien. Paris: Centre National de la recherche scientifique, 1981. P. 55-72. 96 Banu G. Exercices d'accompagnement d'Antoine Vitez a Sarah Bernardt. Saint-Etienne: L'Entretemps, 2002. P. 14.
выразить идею «зоологичекского сада, в котором люди теряют свою человечность»97. Прочитав одну из книг К. С. Станиславского по-русски, А. Витез бь^ вдохновлен его системой, открывавшей, например, возможность работы с подтекстом или наблюдать за процессом «проживания» актером роли. Но он сразу же признал, что эта техника позволяет войти лишь в мир Чехова, Ибсена, Стриндберга. Некоторые формы театра, например античный театр или театр Мольера, «не могут быть реализованы с позиций психологического реализма». Поэтому в сознании А. Витеза произошел почти революционный переворот, когда он познакомился с труппой Берлинер Ансамбля и знаменитой формулой «остранения» Б. Брехта (VerfremdungsefFekt). А. Витез в своих следующих опытах исходил из того, что: —театр — это условность, «правдоподобие не может быть не чем иным, как собственно самой игрой, иллюзией (подобием)», —спектакль реализуется с помощью многочисленных последовательно повторяющихся кодов, —репрезентация реальности и есть сама реальность, —работа над формой репрезентации всегда является одновременно ее разрушением, —текст, произносимый актером, не может быть ни от первого, ни от второго, а всего лишь от третьего лица, что неминуемо создает дистанцию между произнесением и тем, кто произносит, хотя театр пытается нас убедить, что текст исходит от первого лица, —то же самое касается сценических объектов, которые в контексте сцены приобретают совершенно иной смысл: так, ширма может играть роль лошади, туннеля, комнаты, женщины... Антуан Витез ищет в своей работе со студентами, каким образом «показать мир с помощью разрывающихся форм... показать реальность через игру актера, но без натурализма»98. Антуан Витез провозглашает «символический реализм», которому должны учиться актеры. ВТОРУЮ ГРУППУ театрально-образовательных учреждений составляют Школы и Центры Театральных Исследований, которые, как правило, финансируются общественными организациями и частными лицами. Их деятельность осуществляется по принципу коллективных союзов, базирующихся на специально выбранной территории, с постоянным штатом сотрудников и профессоров, с четко определенной профессиональной направлен-
97 Banu G. Exercices d'accompagnement d'Antoine Vitez a Sarah Bernardt. P. 18. 98Ibid. P. 22.
ностью (Школа Этьена Жака-Далькроза, Школа Лекока, Школа Димитрия, Центр Рудольфа Штайнера в Дорнахе, Workcenter — Центр Е. Гротовского Понтедере, Италия). Несомненно, большой интерес для нас представляет Театр-Лаборатория Ежи Гротовского (1959-200...; Польша — Италия), который отметил свой 50-летний юбилей в 2009 г. Обосновавшись в Ополе (Польша), он начиная с 1965 года продолжил свою работу во Вроцлаве как «Институт Поисков Актерской Игры» (вначале финансировался государством). На протяжении двадцати лет существует, как Центр Е. Гротовского в итальянском местечке Понтедера. Оставляя за скобками исторические предпосылки создания «Театра-Лаборатории», заметим, что новое образование не было ни театром в обычном его понимании, ни школой по примеру академических учреждений, существовавших в 60-е гг. в Польше. Сам Е. Гротовский декларировал в 1960 г. в журнале «Диалог» наряду с приверженностью к польскому романтизму, «пытавшемуся выйти из кадра повседневной жизни и пробудить перспективы экзистенциализма жизни человека, в более широких границах так называемого поиска судьбы», — «страсть к открытию тайных мотивов поведения человека». Такое сочетание традиций польского романтизма, связанного с театром «Редуты» Е. Остервы, и новых поисков Е. Гротовского не случайно и, несомненно, носило характер «моральной традиции» в выработке путей «поисков бедного театра». В конечном счете они сводились к тому, что «только индивидуальная техника актера является „узлом" театрального искусства (это выражено в эмблеме двух взаимно-пересекающихся эллипсов „Л" и „Р", означающих бесконечность)»99. Если быть последовательными в историческом анализе соотношения «актер/персонаж», «объект/субъект», то в контексте метода Е. Гротовского актер не только объединяет в себе эти два начала, но и его индивидуальная техника представляет собой неделимое ядро «объект/субъект». Отвечая на вопрос: «почему мы вкладываем столько энергии в наше искусство?» — Е. Гротовский говорил: «Не для воспитания других, но с помощью других воспитывать в себе некие качества экзистенции, возможности нашего собственного организма... иными словами, заполнить нашу собственную пустоту, чтобы самореализовать себя»100
99 Grotowski /. Le nouveau testament du Theatre // Vers un Theatre pauvre. Lausanne: La 100 Ibid. P. 214-215.
Функция «учителя» в этом случае заключается в «ведении ученика» п его собственному пути «поиска». Подобно «мастеру» («сан» — яп.) в трад„ ционных театрах Японии — Но и Кабуки, — учитель становится «вторым отцом» для ученика, «проводником», цель которого — направить актера в мир его собственного постижения «искусства цветка»101. «Этос» как морально-этический «пример» должного поведения древне-греческого актера в поучении зрителя в Театре-Лаборатории Е. Гротовского приобретает иной смысл и содержание: «Актер не может становиться „кур. тизаном" перед публикой, знающим, „как делать"; он должен быть „актером знания", инкарнирующего в глубины собственной „истины". Техника должна встать на службу этой этики „дара" и „аутентичности" актера». Е. Гротовский остерегается при этом придавать религиозный смысл этике, он скорее приводит ее как «метафору для определения искусства актера, подобно акту упорной работы и самопожертвования»102. Исходя из подобного понимания «этоса» актера выстраивалась и методика работы с актером: «не надо стремиться к собиранию в единое целое всех возможных умений, рецептов и клише „как делать", стереотипов „творчества", скорее нужно отказаться от них в пользу того, как актеру избавиться от блоков, препятствующих индивидуальному процессу его творчества, встать на „негативный путь" (via-negative) уменьшения препятствий как со стороны физического проявления актера, так и со стороны психического состояния». «Обретение свободы актером, — по мысли Е. Гротовского, — не связано с его духовностью, ложным пониманием „ничего не делания", а зависит от состояния концентрации, доверия к самому себе и другим, диктуется приобретением иммунитета против всех видов „страха": телесного, вокального, психического, коммуникативного и т. д.»103. Свобода достигается с помощью каждодневной изнурительной работы над самим собой. Таким образом, парадокс, заложенный в понятие «разоружение актера», может быть преодолен с помощью четкого разграничения этапов: «подготовки» актера к творчеству и собственно самого «акта» творчества. Подобно средневековому рыцарю или борцу дзю-до, актер в момент встречи с противником должен быть открытым и «безоружным», т. е. готовым к «диалогу», но не потрясающим другого своими умениями. На первом этапе упражнения помогают актеру избавиться от «блоков», высвободить его собственные импульсы, заново сформировать «язык» свое-
" См.: МотокиёДз. Предание о цветке стиля (Фуси Кадэн). М., 1989. 2 Grotowski J. Vers un Theatre pauvre. P. 42. 3 Ibid. P. 33.
го тела, голоса; это достигается «дисциплиной» строго отобранных и четких упражнений и «спонтанностью» в реализации, а также «партитурой движений» и роли. Не трудно заметить, что со стороны это выглядит достаточно банально: любая школа стремится привить актеру-студенту навыки работы с собственным телом, голосом, индивидуальными ритмами, с тем, чтобы потом в процессе творчества он уже не думал о них, а творил по наитию. Но для Е. Гротовского актерский тренинг стал больше, чем обычные обучающие методики. В последних лекциях 1997/98 г. в Париже Е. Гротовский подробно останавливался на каждом из этапов разрабатываемой им технологии тренинга. Так, тренинг 1959-1962 гг. основывался на известной в Европе системе пластического и ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза. Из нее Гротовский взял принципы построения пластических движений: —от центра к периферии, —от периферии к центру, —нейтральные движения. В упражнениях «на пластичность» тела первоочередным является нахождение «морфемы» импульса, возникающего до совершения какого-либо движения/действия и артикулируемого в тех или иных формах. Впоследствии именно эти импульсы составят «канву» физических действий актера. Даже в «разогревающих» (акробатических) упражнениях актеру предлагается найти личные ассоциации, но не раньше, чем будет освоен основной физический элемент. Например: 1. Ходьба в ритме с вращением рук; 2. Бег на носочках ног. Тело должно ощущать плавность, полетность, невесомость. Импульс к движению исходит от плеч; 3. Ходьба с согнутыми коленями, руки на бедрах; 4. Ходьба с согнутыми коленями, руки на голенях; 5. Ходьба с полусогнутыми коленями, касаясь боков стоп; 6. Ходьба с полусогнутыми коленями, пальцы касаются поднятых носков ног; 7. Ходьба на «прямых» ногах, руки вытянуты вперед, точно привязаны и тянутся за воображаемой веревкой; 8. Начать движение вперед, сделать скачок вперед, вернуться к исходной позиции. Даже в процессе «разогревания» актер должен внутренне оправдывать каждую деталь движения очень конкретным видением. Или:
1. Позиция тела — присед, свернутость, из которой происходит прь 2. Продолжая прыжки вверх, как полет птицы, размахивать руками вверх-вниз; 3. Прыжки вперед все время на носках ног с движениями рук, как в плавании. При этом актер каждый раз находит точку опоры, пытаясь удержать свое тело на балансе и оправдывая движение внутренней мотивацией. Можно даже перед началом движения восстановить его элементы в памяти, чтобы затем воспроизвести спонтанно и целостно. В упражнениях на «пластическую композицию» (ассоциация с восточным театром) предлагалось представить растущее дерево или растение. Например, в упражнении «растение» композиция такова: ноги — корни, тело и руки — стебель, голова — цветок. Исходя из этой схемы, актер должен найти собственные точные вибрации в теле, пытаясь реализовать «цветение» растения. Не трудно заметить, что в этих упражнениях, как и в других: «кошка», «тигр», «змея», «собака», — особое внимание уделялось положению позвоночника, поскольку именно ось тела является, по мнению Е. Гротовского, источником всех «животных» импульсов. Другим типом был голосовой тренинг, изначально предназначавшийся для индивидуальной работы с голосом актрисы Театра-Лаборатории Р. Ми-рецкой. Поскольку у нее был слабый и высокий голос, Гротовский предложил ей найти различные резонаторные центры в своем теле или «рты» и попытаться говорить каждым из них в отдельности, а затем вместе. Тогда-то он и обнаружил характерные для разных языковых групп резонаторные центры: —у русского человека он в животе (как у медведя), —у немца — в горле (как у собаки или волка), — у китайцев резонатором является задняя часть затылка (птичий звук «Ки»), — у большинства людей восточных стран, практикующих йогу, резонирует весь позвоночник. Со временем индивидуальные упражнения Р. Ми-рецкой стали делать и другие актеры Театра-Лаборатории. В этот же период Е. Гротовский стал использовать упражнения из йоги, назвав их физическим тренингом. Это были позиции хатха-йоги, одной из первых ступеней тантрической йоги. Позднее Е. Гротовский заметил, что стал заниматься с актерами «динамической йогой» только потому, что в то время не знал методов восточных боевых искусств. Признавая статичность «асан» в хатха-йоге, Е. Гротовский попытался, благодаря виртуозности свое-
го ведущего актера Р. Чесляка, придать упражнениям характер динамизма, как он говорил, — «трансформировать йогу в динамический процесс». В нем он выделял два важнейших аспекта: —дыхание, —мысль, ментальный процесс. Таким образом, беря за основу конкретные движения — позы физического тела, Е.Гротовский стремился с помощью дыхания и мысли придать им характер единого живого «потока», в котором бы соединялись «верх» и «низ», «тяжесть» и «легкость», физическое и психическое. Позже, давая оценку экспериментам этого периода, Е. Гротовский назовет главным его открытием — непрерывный поток, «канал тонких энергий», «лестницу Иакова». «Для меня, — говорил Е. Гротовский в лекции, — физическое должно быть чем-то большим, скорее, метафизическим состоянием актера, выходящим за рамки обычного. Восточный театр — искусство знаковое. Дать удар палкой по лошади — это движение разработано до мельчайших подробностей, ставших иероглифом. Но даже за этими знаками (жестами) есть что-то, что проходит по каналу актера: каким-то образом он открывается, что-то проходит по нему, заставив вибрировать все тело, и снова закрывается. Это и есть жизнь „внутри"... Не театр физический, а театр воспоминаний, ассоциаций, спиритуальный, духовный» (см. Приложение 1). Следующий этап в разработке актерского тренинга Е. Гротовского связан с его эмигрантским периодом, работой в Workcenter, Понтедере и мастер-классами в Америке, Франции, Италии. Наряду с разработкой философских принципов актерского искусства в контексте Театральной Антропологии, Гротовский открывает иные практические методы работы с актером, в частности опыты с афро-караибским пением Т. Ричардса. «Comment aboutire a cette echelle organique des impultion vivantes et de qualite d'energie» («Как привести в действие эту органическую лестницу живых импульсов и качества энергии») — вот что интересовало Е. Гротовского в последние годы его жизни. Вопрос ставился кардинально: работа в Work-center — это «bruler toute les existence du corps» («сжигание всех состояний тела») во имя выхода на спиритуальный уровень существования актера/ человека. Об этом периоде, о «биологической линии в театре и ритуале» подробнее мы будем говорить в Приложении 1 данного исследования. ТРЕТЬЯ ГРУППА театрально-образовательных учреждений в Европе представлена школами подготовки актеров разных видов исполнительских искусств: искусства пантомимы, театра маски, циркового искусства, искусства эвритмии и непосредственно — драматического искусства.
Школа Жака Лекока. 4 сентября 1956 во Франции (Париж) создается Школа Жака Лекока «Мим — Движение — Театр» как частное учреждение. Система подготовки актера разработана Ж. Лекоком и имеет статус международной школы. Форма отбора будущих студентов свободная: все желающие кандидаты 20 лет проходят 3-месячный отборочный период, в течение которого набираются группы для дальнейшего обучения. Поступающие должны уже иметь базу театрального обучения или работы в театре Для иностранных студентов желательно знание французского языка. Обучение длится 2 года, однако не все первокурсники проходят аттестацию для 2-го года обучения по физическим или даже психологическим критериям и вынуждены покинуть школу (нередко остается одна треть студентов). Первый год обучения называют годом «познавания профессии и себя». Второй год обучения связан с непосредственным творческим процессом актера и включает в себя программу занятий акробатикой, техникой и уровнями игры, маской комедии дель арте, текстом и древнегреческими трагедиями. В воспитании актеров школа уверенно следует традициям эпохи Просвещения, сохраняя принцип руководства группой одним Мастером. Жак Лекок считал, что Мастер воспитывает не только актера-профессионала, но и актера-человека104. Вот почему в школе, наряду с подготовкой актеров, ведутся занятия по обучению режиссеров и авторов театров, а также педагогов. Ж. Лекок считал, что актеры готовятся не только к творчеству и работе в театре, но также «к жизни в обществе, защищаясь от него»105. Основным принципом подготовки актера для Лекока являлось «формирование отношений тела человека с пространством всего человечества и отражение этих отношений в театре»106. Лекок противопоставляет существование актера в театре тому, как пытались адаптировать человека к обществу психоаналитики. Для него важнее создавать пространство вокруг себя, а не для себя. Он сравнивал поведение актеров с игрой «древнегреческого хора» или со смотрением «на луну всем вместе». Но главной задачей Лекока-педагога было восстановление утраченного современным человеком исторического «большого жеста», лежавшего в ос-
т Jacque Lecoq. Article paru dans le Journal du Theatre de la Ville. N 15. Janvier 1972 -из интервью Жака Лекока. 105 Ibid. 106 Ibid.
нове конфронтации человечества с материальным миром. «Маленький жест» 6ез твердой опоры, легкий, ничего не означающий, — для Лекока не является предметом искусства актера. Даже в спорте можно обнаружить эти «жесты прошлого», дающие возможность соединить в движениях актера время, прошлое и настоящее. Поэтому программа первого года обучения включает в себя три основных раздела: —формирование телесной основы; —анализ движения; —импровизация (элементы, нейтральная маска, материалы, животные). На этих занятиях студенты открывают свои собственные телесные возможности, вызывающие в них доверие, чувство уверенности, индивидуальный взгляд на движения своего тела в различных пространствах (упражнения: рыболов, гребец, дровосек, классический дискобол). Экономия движения. Лекок считал этот принцип движения наиважнейшим в подготовке актера. «Надо изучить один шаг, чтобы лучше понять процесс ходьбы». Надо изучить отдельные акты движения человека, чтобы затем деформировать их в процессе игры, требующей «экономии» (ни одного жеста, который бы не был связан с тем или иным создаваемым образом, ни одного жеста-«паразита»)107. Экономия движения требует регулирования игры, уточнения жестов, «очищения» образа, который воплощается актером на сцене через жест. Экономия движения учит, каким образом одно «положение» тела в пространстве (attitude) переходит в другое, оформляя тем самым «чистое» движение, а также движение в заданной драматической ситуации. Анализ движения позволяет студенту сначала «разложить» движение на составляющие его элементы, проследить логику построения их в пространстве, а затем создать новую схему движения, точно так же, как из слов складывается отдельная фраза и высказывание (как это делается в лингвистике). Зная, как строятся отдельные слоги и слова, можно выстраивать на их универсальной основе другие тексты. Именно в этом смысле можно говорить о «языке тела», где базовой основой является «положение», отношение тела к пространству в каждую единицу времени. Импровизация включается сразу же, как только установлено отношение тела и пространства и развивается в соответствии с «драматическим намерением».
Ibid. Р. 84.
Например, в упражнении «дискобол», когда рука поднята вверх в броС](е диска, тут же импровизационно подключается высокое «драматическое ца мерение» (трагедии). Это «намерение жеста» вырастает до ситуации деи ствительно трагической, как: мольба, страх перед Богом и т. д. Не этот ли момент связи движения и дальнейшего развития драматической ситуации интересовал Вс. Э. Мейерхольда в аналогичном упражнении «бросок камня», а М. Чехова — в упражнениях с «Психологическим жестом», точнее, «Праобразным жестом», согласно терминологии «эвритмии» Р. Штайнера? Исследователи французского театра проводили параллель между методами Мейерхольда и Лекока, но они сходились во мнении, что «контекст» упражнений Мейерхольда и Лекока был различен. «Биомеханика» Мейерхольда основывалась на принципах построения движений актера — «машины», управляемой им же извне (см. в главе 3 данной книги о «биомеханической системе» Вс. Э. Мейерхольда). Ж. Лекок, используя те же принципы построения движения («опора жеста в соответствии с положением центра тяжести тела, экономия движения, ритм...»), переносил их на контекст поэтический: «Никогда тело не существовало отдельно от психики, и мы формируем их одновременно: в поэтическое тело актера... Только в молчащем теле человека, исходя из него, может родиться скачок в экспрессивность и особенно в драматическую экспрессивность, а позже — в само драматическое творчество»108. В конечном счете целью работы над телом для Ж. Лекока является «обновленное», улучшенное тело актера, такой свободы движений и состояния души, чтобы производимый жест возникал сам по себе, без волевого усилия и напряжения, а искусство становилось не целью, но «действительным присутствием»109. Упражнения с маской — это особый раздел программы школы Жака Лекока. Они являются продолжением традиций Ж. Копо в театре «Старая голубятня», когда мастер предложил актерам закрыть лица «нейтральной маской», дабы прекратить постоянную «игру лицом» и заставить актеров активизировать работу тела. Но для Лекока это были не только упражнения — «запреты», а и упражнения — «выражения внутренних процессов», проте-кающихв актере, поскольку в «нейтральной маске» нет никакого «выражения» эмоций. Она демонстрирует лишь состояние «быть», «присутствие» напряжения или покоя, состояния открытости в мир. С помощью «нейтральной ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|