Умение оперировать информацией
Представьте на мгновенье, что вы попали в незнакомую страну, где символы на часах, указатели, дорожные знаки, ценники и значки на телефонном аппарате ничего вам не говорят. Для вас это просто картинки и шумы, не несущие никакой информации. Вы почувствуете не то что замешательство, а полную беспомощность. К счастью, в том мире, где вы живете, вы умеете определять время, знаете, что означают дорожные знаки, как прочитать ценники и позвонить по телефону. Вы научились жить в определенной местности в окружении определенных людей и действовать день за днем, руководствуясь информацией из этих источников. Развитие соответствующих навыков у ребенка является важнейшим условием его независимости. В настоящей главе представлена общая стратегия обучения ребенка умению оперировать информацией. Это умение поможет ему самостоятельнее функционировать в той среде, где он живет. Особое внимание мы здесь уделим использованию жетонной системы как средства, способствующего развитию и поддержанию соответствующих умений. В приложении Д приводятся программы пошагового формирования четырех умений, относящихся к обсуждаемой теме. Это: · умение читать слова, написанные на указателях и знаках дорожного движения; · умение пользоваться телефоном; · умение определять время по часам; · умение обращаться с деньгами. Есть, конечно, много других умений, с помощью которых ребенок сможет получать информацию: слушать магнитофон, смотреть телевизор или видео, пользоваться компьютером, читать карту. Каждое из этих умений можно сформировать, пользуясь тем же самым пошаговым методом, который в приложении Д иллюстрируется на примере четырех умений. Обучение умению пользоваться информацией у вас, возможно, ассоциируется со школьной программой — ведь разве в школах не учат читать, обращаться с деньгами? Конечно, учат, Но многие дети годами сидят в школе и все равно не могут овладеть этими умениями полностью. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что этим умениям обучают не систематически и не индивидуально, как они того требуют. Групповое обучение, когда в классе присутствуют все ученики, не позволяет уделить должного внимания каждому, а именно это является условием успеха. Дома же вы можете выделить специальное время для уроков и каждый день заниматься с ребенком всеми необходимыми навыками индивидуально. Важно заметить, что программы, представленные в нашей книге, не ограничивают вас только тем, что будет делаться дома. Они могут быть с успехом дополнены школьной программой или занятиями с репетитором. Покажите их педагогам, с которыми занимается ваш ребенок, и согласуйте ваши учебные планы. В отличие от навыков ухода за собой и домом, о которых говорилось в двух предыдущих главах, для обучения умению оперировать информацией обычно лучше всего подходят структурированные, регулярно проводимые занятия. Продолжительность их может быть 10-20 минут, и заниматься нужно не меньше 3-4 дней в неделю. После того как ребенок на таких уроках в основном усвоит навык, нужно будет начать отрабатывать его в ходе повседневной жизни. В этой книге мы уже успели описать многие составляющие стратегии обучения. Задержимся ненадолго, чтобы коротко изложитьэти сведения.
Решите, чему учить Какой навык, связанный с умением пользоваться информацией, важнее всего? Есть ли хотя бы что-то одно, чему ваш ребенок хотел бы научиться? Понаблюдайте за ним повнимательнее и определите, что он уже пытается делать. Может быть, он говорит вам, что хотел бы уметь делать. Выберете навык, который, по вашему мнению, он может освоить. Одновременно это должен быть навык, к которому ребенок хоть как-то подступается или уже делает первые шаги. Мы упоминаем эти подробности всегда, потому что именно они обеспечивают успех.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|