Здавалка
Главная | Обратная связь

Поведение, разрушительное для семьи и наносящее вред ребенку



Каждый вечер перед сном Джеки плачет и пронзительно кричит. Ночной плач и крик Джеки огорчают всю семью. Из-за этого не могут заснуть другие дети, а родители вынуждены сидеть с ней. Ситуация накалилась настолько, что каждый стал бояться ночных скандалов.

Из-за проблем поведения многие семьи нередко соглашают­ся на самые разные компромиссы и отказ от того образа жиз­ни, который они предпочли бы вести. Рассматривая эти при­меры, вы, наверняка, представляли и своего ребенка. Возмож­но, вы уже поняли, что неприятные особенности его поведе­ния можно отнести к одной или нескольким категориям. Вскоре мы вернемся к проблемам поведения вашего ребенка. Но сначала нам хотелось бы представить вам одно умение, ко­торое играет существенную роль в разработке программы ре­гулирования поведения. Это умение видеть то, что стоит за по­веденческим актом — контекст, в котором он имеет место.

 

Паттерн О—П—Р

Ни одна из форм поведения не проявляется в вакууме. Как приемлемое, так и неприемлемое поведение имеют место в определенном контексте. Рассмотрим простой пример.

Она разбрызгивает краску, предназначенную для рисовании пальцами. Не правда ли, эта короткая фраза четко определяет, что происходит? Ну, предположим. Для того чтобы понять, что происходит на самом деле, мы должны не ограничиваться простым описанием поведения ребенка, а посмотреть шире на обстановку, в которой это случается.

Ситуация, в которой ребенок ведет себя подобным образом, позволит нам увидеть, насколько его поведение соответствуй месту и времени. Выражение «она разбрызгивает краску» мож­но интерпретировать совершенно по-разному, в зависимости от того, где это происходит — на ковре в гостиной или на ра­бочем столе в игровой.

По реакции, которая следует в ответ на поступок ребенка, мы можем предсказать, повторит ли он этот поступок. За дейст­вием, которое описывается словами «она разбрызгивает краску на свой рабочий стол», могут последовать слова мамы, что не нужно давать краске капать на пол. Есть и другой вариант: мама может помочь дочке распределить краску по всему листу. Мы гораздо больше узнаем о «разбрызгивании краски», если рас­смотрим этот процесс в более полном контексте. Для того чтобы судить о поведении (П), необходимо узнать обстановку (О) (и то, что предшествовало инциденту), а также реакцию (Р), которая последовала в ответ на действия ребенка.

Итак, в другой обстановке поведение может оказаться приемлемым, а реакция — более благоприятной для ребенка (паттерн О—П—Р). В данном случае мы можем описать два варианта условий, в которых происходит поведенческий акт (обстановка), и два варианта действий, следующих за инцидентом (реакция). Значит, мы можем с большей точностью предсказать, будет ли такое поведение продолжаться.

Что касается реакции на поведение ребенка, то здесь полез­но помнить простое правило: скорее всего, ребенок повторит поступки, которые поощряются.

Знание обстановки и реакции, а также влияние их сочета­ния на поведение помогает нам систематически и успешно регулировать поведение. Эта тема пройдет красной нитью через всю настоящую и следующую главы. Мы будем часто возвращаться к ней, анализируя разнообразие способов, кото­рыми можно регулировать поведение.

Прежде чем углубиться в детали этого процесса, есть смысл представить общие сведения об используемом подходе. Поэто­му несколько следующих страниц будут посвящены истории мальчика Гэри и его семье, которая сумела мобилизовать свои возможности и приступить к изменению нежелательного по­ведения Гэри за обеденным столом. В основу сокращенного от­чета, который мы представляем ниже, легли реальные события, изложенные его родителями. Этот отчет послужит хорошей ил­люстрацией к патерну О—П—Р. В нем упоминаются и другие идеи, которые будут рассмотрены в оставшейся части главы.

 

История Гэри

Мама Гэри начала свой рассказ так: «Гэри за едой просто сво­дит нас с ума. Каждые несколько минут он вскакивает и лезет под стол или начинает бегать по кухне, открывая ящики и вы­нимая их содержимое. Если мы пытаемся убедить его остаться за столом, он начинает кричать и плакать. В любом случае,этоне еда, а нервотрепка».

Чтобы получить более точную картину происходящих со­бытий, мы попросили, чтобы кто-нибудь из членов семьи вел записи. В течение одной недели, обращаясь с Гэри как обычно, они должны были записывать, сколько времени проходит с мо­мента начала каждой трапезы до момента, когда Гэри вскаки­вает. В конце недели вычислялось среднее арифметическое зна­чение отдельно для завтрака, обеда и ужина. Для этого все ци­фры за неделю складывались, а затем сумма делилась на 7 (ко­личество дней наблюдения). Только сумма цифр, получивших­ся при измерении времени за обедом, была разделена на 6, так как во вторник замерить время забыли.

В конце недели записи выглядели так:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.