Здавалка
Главная | Обратная связь

Работа с исторической информацией «Социальные процессы в информационном обществе».



«Переход группы ведущих стран мира к стадии информационного общества ведет к глубокой перестройке структуры занятости, что видоизменяет социальные отношения, модифицирует возникающие на их почве противоречия. Общество отнюдь не достигает социальной однородности или социальной гармонии. В то же время многие социальные проблемы прошлого утрачивают былое значение.

После Второй мировой войны значительно возросла динамика перемен в социальной структуре общества развитых стран. Удельный вес самодеятельного населения, занятого в сельском хозяйстве, постепенно сократился до 5-7 %. Избыточное население искало трудоустройство в городах, прежде всего в индустриальных центрах, где централизация производства сопровождалась концентрацией рабочей силы. Число занятых на каждом из десятков гигантских производственных комплексов к середине ХХ века составляло от 50 до 500 тыс.человек.

При этом, однако, концентрация не подразумевала общего увеличения численности промышленных рабочих, непосредственно занятых в сфере производства, как их называли, «синих воротничков». Напротив, рост производительности труда, ликвидация мелких предприятий, не способных конкурировать с индустриальными гигантами, вела к относительному сокращению доли «синих воротничков» в самодеятельном населении. Уже в 1950-1960-е гг. наметилась четкая тенденция к росту занятости в сфере обслуживания (торговле, питании, сфере мелких ремонтных работ, индустрии досуга, финансово-коммерческой сфере, услуг в области здравоохранения и т.д.), где сохранялась роль малого бизнеса.

Рабочие в информационном обществе. Переход ведущих стран мира к информационному обществу, автоматизация и роботизация производства, уменьшение затрат сырья и энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции обусловили развитие процесса структурной перестройки экономики. Она вызвала глубокие перемены в структуре занятости.

Прежде всего, уже в конце 1970 – 1980-х гг. произошел раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных отраслей, спрос на продукциб которых понизился. К числу неперспективных в большинстве стран попали горнодобывающая, особенно угледобывающая промышленность, черная металлургия. Естественно, интересы и стремления работников перспективных и лишенных будущности отраслей сильно разошлись.

Выделились рабочие специальности, которые по мере технического перевооружения производства вытеснялись роботами, автоматами. Основное сокращение численности «синих воротничков» затронуло те слои, которые в середине ХХ века были наиболее массовыми: неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих. Зато возросла численность инженерно-технического и научно-технического персонала, квалифицированных рабочих, которые и раннее относились к наиболее высокооплачиваемым категориям наемных работников

Значительная часть промышленных рабочих, вытолкнутая из сферы производства постиндустриальной модернизацией, пополнила ряды работников сферы обслуживания и служащих.

Служащие и «революция управляющих». К служащим принято относить наемных работников, занятых нефизическим трудом и получающих фиксированный оклад в виде месячного жалования. Различные категории служащих имели неодинаковое материальное положение, социальный статус, место в иерархии власти. Низшие и наиболее массовые слои служащих в условиях компьютеризации рабочих мест управленческого и конторского персонала по условиям труда, уровню оплаты приблизились и даже стали уступать квалифицированным рабочим высокотехнологичных отраслей.

Роль в обществе и уровень благосостояния высшего звена служащих значительно возросли. В 1960-1970-е гг. популярным стал термин «революция управляющих». Он обозначал переход важнейших функций управлении корпорациями и бизнесом в руки служащих.

Действительно, пголожение, когда один владелец обладает контрольным пакетом акций крупной корпорации, стало исключением, а не правилом. Высшее руководство фирмами стало осуществляться советами директоров, представляющими крупнейших акционеров. Среднегодовая зарплата управляющего крупной корпорацией в США, по статусу относящегося к категории служащих, за последние 20 лет возросла с 1 до 2 млн.долл.

При этом возросли требования к компетенции, организационным способностям управляющих. От них требовалось умение планировать развитие производства, прогнозировать потребительский спрос, обеспечивать четкое взаимодействие различных цехов, внешних, в том числе и зарубежных поставщиков, производящих различные комплектующие детали, узлы и оборудование.

Большое значение приобрела работа с персоналом, призванная обеспечить повышение производительности труда, лояльность служащих, инженерно-технического персонала, имеющая особое значение для предотвращения промышленного шпионажа.

«Средний класс»: основные черты. Еще в 1950-е гг. социологи обратили внимание, что многие наемные работники не определяют себя ни как рабочие, ни как служащие, считают себя «средним классом». К этому же классу относили себя многие мелкие предприниматели, собственники города и деревни. Принадлежность к «среднему классу» определяется н отношением к собственности на средства производства и не источником дохода, а его уровнем. Предполагается, что этот уровень выше, чем прожиточный минимум, позволяет иметь определенный достаток.

При этом благодаря уступкам нанимателей требованиям профсоюзов, активной социальной политике государства уровень доходов большей части населения в развитых странах оказался высоким. Сблизился также образовательный ценз большинства наёмных работников, рабочих и служащих и представителей социального слоя мелких собственников.

Во- первых, лицам, относящим себя к «среднему классу», есть что терять в случае социальных потрясений, гражданских войн, политических кризисов. «Средний класс» стал опорой стабильности в обществе. Как правило, он негативно относится к радикальным идеям, выражающим их политическим партиям, поддерживает в ходе избирательных компаний силы умеренной, центристской ориентации.

Во – вторых, произошел закат массовых профсоюзов. Период классовых битв в развитых странах завершается. На смену профсоюзов приходят небольшие по численности узкопрофессиональные организации работников «среднего класса», ориентирующиеся не на противостояние, а на выражение и согласование специфических интересов отдельных их категорий.

В – третьих, становление «среднего класса», размывание границ традиционных социальных общностей привело к явлению, которому предстоит стать главной проблемой XXI века. Речь идет о своеобразном ренессансе форм социального поведения, социальных объединений, которые казалось, исчезли в плавильном котле индустриального общества. Конец ХХ века в ведущих странах мира ознаменовался появлением групп, сплотившихся на основе общности национально – этнической, религиозной, культурной, сексуальной, половозрастной ориентации, специфических интересов. Трудовая деятельность на современном производстве оставляет человеку все больше свободного времени и сил, которые он использует на отдых, досуг, повышение образовательного и культурного уровня. Высвобождение времени на совершенствование личности и сам это процесс содействует развитию новых социальных связей, возрождению на новом уровне интересов, утерявщих значение в ходе прошлого индустриального развития».

 

ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу ХХ века?

2. Почему постиндустриальная модернизация увеличивает и изменяет состав социальной категории служащих?

3. Что такое «средний класс» в современном обществе? Как он влияет на общественное развитие?

 

Выполнение контрольного теста по теме №2 «Социальные изменения в информационном обществе ».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.