Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое занятия №3



Общество всеобщего благоденствия: понятие, общие черты. Социально ориентированная рыночная экономика

«Евроатлантическая цивилизация «общества благоденствия»

«Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его идеи, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы , связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них. Основы 2атлантической солидарности», заложенные в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949г. В договоре о создании военно-политического союза – Организации Североатлантического договора (NATO). Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостояни международному коммунизму, согласовывать свою политику. В политический лексикон термин «атлантизм» вошел после 1961г., когда президент США ДЖ. Кеннеди выдвинул так называемый Великий проект создания Атлантического сообщества, предполагавший укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы. США поддерживали интеграционные тенденции в Западной Европе, взаимодействовали с союзниками в рамках международных организаций – структур ООН, ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ ( гатт), Международного валютного фонда (МВФ), семерки наиболее развитых стран мира, регулярные встречи глав правительств которых начались с 1975 г. Базовым элементом Евроатлантической цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые доминионы» (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны, а затем м восточноевропейскими государствами, либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки евроатлантизма еще более расширились.

«Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры

После завершения Второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики. Правительство европейских западных стран учли опыт революционных событий в России в 1917г., установление тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведут к краху политической системы . не случайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах, начался процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики. Опыт ХХ век, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. В процессе модернизации, реконструкции, неизбежно нарушающих равновесие в обществе. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-х гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения производственного дохода.

Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после Второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны – общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и выплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1:10. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1:10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951г. Был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» - ускоренного развития 1950-1960 – х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

В США в 1960-е гг. при президенте Л.Джонсе была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержке малоимущих. В начале ХХ века государство тратило средства больше на армию и полицию, через бюджет перераспределялось, в среднем от 10 % до 15% валового внутреннего продукта (ВВП). Большая часть расходов направлялась на развитие системы образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создания новых рабочих ест.

Важное значение для решения социальных проблем имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах. Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод – прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и т.д.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капитала за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1:4,3 в Японии, до 1%7,4 в США (в России эта пропорция составляет 1:11,4 (16раз)). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость , которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В тоже время эта система понижала уровень социальной зависимости. В условиях рыночной экономии государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства является законодательная деятельность. Особенно это относиться к той сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшись с социальной несправедливостью, может опереться на закон, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1395г, в большинстве стран Европы после Второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только сократились, но даже возросли. В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес».

ВОПРОСЫ:

1. Выделите факторы, способствующие созданию Евроатлантической цивилизации.

2. Выделите основные признаки общества «всеобщего благоденствия» в сформировавшейся цивилизации.

3. Чем вы объясните, что именно США стали лидером и центром Евроатлантической цивилизации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.