Здавалка
Главная | Обратная связь

Легисакционный судебный процесс (иски по закону, законный процесс). 3 страница



Большинство из царей погибли насильственной смертью, институт престолонаследования практически не сложился. После захвата Рима этрусками цари выбирались из их числа. Царь имел политическую, военную и религиозную власть, исполняя, как считалось, волю богов. Глава государства безапелляционно судил и налагал наказания. Он выражал государственные интересы: заключал мир и объявлял войну, назначал начальников военных отрядов и начальника города во время своего отсутствия.

Цари имели символы государственной власти: золотую корону, скипетр, вышитую золотом пурпурную тогу, охрану из ликторов (от 12 до 24), вооруженных топорами в связке прутьев; восседали на троне из слоновой кости. Шестой римский царь Сервий Туллий был сыном рабыни, но жил в царском доме. Его позднее усыновил царь и сделал своим наследником. Сервий Туллий известен нам своими реформами. В 510 г. до н.э. был изгнан последний царь Тарквиний Гордый. В Риме в честь этого события в феврале отмечался праздник изгнания царей.

Причины изгнания царей часть исследователей связывают с включением плебеев в римскую общину и борьбой против этрусского господства.

2.3. Сенат

Цари совещались в сенате по важным государственным делам, сенаторы одобряли решения собрания, управляли государством и организовывали выборы нового царя, предлагая для одобрения народному собранию. Сенат считался опекуном римского народа. В случае отсутствия консула, из сенаторов выбирался «междуцарь», сроком на 5 дней, выполнявший функции первого. В период республики количество сенаторов насчитывало 300 человек, среди них были и плебеи, а в I в. до н.э. численность сенаторов достигала 600 человек. Первоначально сенаторов назначали цари, затем консулы, а по закону Овиния (318-312 гг. до н.э.) список сенаторов начал составлять цензор. Позднее сенаторов могли назначить только императоры.

Около 354 г. до н.э. было принято постановление, по которому в состав сената обязательно входили все те, кто ранее исполнял обязанности консула, цензора, претора или куруального эдила. Только такие сенаторы могли вносить и обсуждать предложения. В период империи сенат беспрекословно одобрял волю цезаря. Не могли быть сенаторами вольноотпущенники, их сыновья и лица, ведущие недостойный образ жизни (например, занимавшиеся мелкой торговлей). Сенаторы, как и весь римский народ, в период рождения и молодости своего государства отличались простотой нравов, неподкупностью, умеренностью в потребностях. Во время войны с Пирром (III в. до н.э.) один из сенаторов был изгнан за то, что он имел дома 10 фунтов серебряных вещей. Император Домициан (81–96 гг.) исключил из сената бывшего квестора за страсть к лицедейству и пляске.

Сенаторы приносили присягу, в которой клялись богами не причинять несчастий согражданам. Работа сената не должна была начинаться до восхода солнца и заканчивалась после заката светила. Перед каждым заседанием председатель совершал жертвоприношения. Он также делал сообщения сенаторам по важным государственным делам. Председатель не мог перебить выступающего и даже призвать его к порядку. Лишь предводитель сената имел право предложить сенату рассмотреть тот или иной вопрос. Голосование проходило с помощью дисцессии (расхождением в разные стороны). Одни переходили на правые скамьи, другие – на левые. При равенстве голосов предложение отвергалось. Заседание сената заканчивалась словами председательствующего: «Отцы-сенаторы, мы вас более не удерживаем».

Заседания проходили в храме (Кастора и Поллукса или храмах Согласия, Чести и Доблести, Юпитера Статора, храме Земли) или на форуме, где сторонники различных взглядов группировались в разных местах под председательством консула, претора, диктатора. Тулл Гостилий соорудил на восточной стороне форума каменную ограду, курию (здание для заседания сената). А перед курией было оставлено место, называвшееся комиция, где проходили народные собрания.

Дворец сената представлял собой помещение 28 метров в длину и 25 метров в ширину. В зале находилось несколько рядов деревянных скамей, кресло председателя, деревянная трибуна и помещение для сенатского архива. В этом зале никогда не топили. Цицерон упоминал в своем письме случай, когда председатель даже закрыл заседание сената из-за холода.

На заседаниях могли присутствовать другие магистры, но не выступать. Высказывали сенаторы свое мнение согласно спискам, но можно было отказаться от выступления. Голосовали поименно или расходясь в разные стороны. Письменно фиксировалось лишь постановление сената, а с I в. до н.э. вводился особый журнал для фиксирования заседаний сената.

До IV в. до н.э. сенаторы утверждали решения народного собрания, а со II в. до н.э. начинают принимать собственные постановления – сенатусконсульты (senatus consulta), получившие название по имени консула, председательствующего в сенате. Сенатусконсульты записывались и передавались на хранение плебейским трибунам в храм Цереры. Позднее был создан государственный архив в храме Сатурна.

Сенат удерживал равновесие между народным собранием и деятельностью магистратов. Полномочия сената: надзор за соблюдением отправления религиозных культов, финансовая деятельность, военно-организационное управление, международные отношения, управление римскими провинциями. Много военных вопросов решал сенат: объявлял войну, назначал главных военачальников, набирал армию, определял размер контрибуции, хвалил и осуждал полководцев, заключал мир, что позволило некоторым исследователям сравнивать его с генеральным штабом римской армии.

Обогащение сенаторов ограничивалось доходами от службы, от своей земли и дачей денег под проценты (хотя это и было запрещено законом, но запрет ловко обходился, поскольку все операции осуществляли через подставных лиц – своих вольноотпущенников). Сенаторам запрещалось иметь корабли водоизмещением более 40 бочек – величина, достаточная для удовлетворения собственных нужд.

Во время усиления власти римских императоров роль сената ослабевает. После смерти Юлия Цезаря сенат представлял собой беспорядочную толпу, состоящую из более чем тысячи человек, принятых по знакомству или за взятку.

 

Народные собрания

Куриатные комиции. Куриатные комиции (собрания патрициев) являлись одним из видов народных собраний, где присутствовали воины. Комиции строились по военным отрядам, также они и голосовали. Каждая курия имела один голос. Куриатные комиции в царский период созывал царь или, в его отсутствие, один из сенаторов. После реформы Сервия Туллия значение куриатных комиций резко упало, они лишь формально утверждали должностных лиц, выбранных другими собраниями.

В республиканский период этот вид народного собрания рассматривал семейные и наследственные правоотношения. Голосование проходило с помощью крика или по куриям (каждая курия обладала правом голоса). Со II в. до н.э. граждане практически не посещают комиции, для кворума достаточно было присутствие глав курий или 30 ликторов. Собрание делегировало избранным магистратам империум (imperium – «высшая государственная власть»), что давало право обращаться к богам от имени народа, совершать ауспиции (религиозные обряды). Куриатные комиции проходили под руководством царя или верховного понтифика.

Центуриатные комиции. После реформы царя Сервия Туллия (555 г. до н.э.) все население Рима делилось по имущественному положению. Было создано 5 классов. Представители 1-го класса должны были владеть свыше 20 югеров земли, 2-й класс – 15 югеров, 3-й класс – 10 югеров, 4-й класс – 5 югеров и 5-й класс – менее 2-х югеров (1 югер = 0,25 га). Поскольку каждый мужчина считался воином, каждый класс был поделен по определенному количеству бойцов на центурии. 1 класс самых богатых граждан образовывали 80 центурий, представители 2, 3, 4-х классов образовывали каждая по 20 центурий. Последний класс образовывал 30 центурий, вооруженных пращами для метания стрел. Неимущие лица могли по желанию служить в армии. Они объединялись в 5 центурий и несли вспомогательную службу в качестве музыкантов, плотников, кузнецов, носильщиков грузов. Всего существовало 194 центурии.

Центурии каждого класса состояли из граждан в возрасте от 17 до 45 лет, половина граждан – в возрасте от 46 до 60 лет. До реформы консула Гая Мария (107 г. до н.э.), отменившей имущественный ценз при призыве в армию и установившей плату за военную службу, легионеры делились по возрасту и вооружению. Первые две линии легиона состояли из молодых воинов, третья линия представляла ветеранов.

В центуриатных комициях голосовали патриции и плебеи, разделенные по имущественным разрядам. Голосование проходило по центуриям, начиная с представителей богатых классов. Богатые граждане образовывали большую часть центурий. Представители 1-го класса объединялись в 98 центурий. Зачастую менее богатым соплеменникам не удавалось голосовать, т.к. вопрос был уже решен. Собрание начиналось на Марсовом поле религиозными церемониями, на которых испрашивалось разрешение богов на начало работы. Комиции собирались под стенами города в присутствии высших магистров. В начале собрания магистрат зачитывал законопроект, после его обсуждения он или принимался словами «как ты просишь», или отвергался – «пусть будет по-прежнему». Центурии выступали и голосовали по команде высших офицеров, руководивших народным собранием. Голосования со II в. становятся тайными, кроме судебных решений.

После утверждения законопроекта, его передавали на рассмотрение сената. Принятый закон вырезался на досках и устанавливался на площади.

Центуриатные комиции рассматривали наиболее важные и срочные вопросы. Избирались консулы, преторы, цензоры, назначались диктаторы, утверждались законы, предлагаемые магистрами. Решение собрания должен был ратифицировать сенат.

Выборы магистров проходили на Марсовом поле, за городом, за сакральной границей Рима (померием). Авгур (жрец), пересекая померий, обязан был совершать определенные ауспиции (обряды).

С III в. до н.э. существовало 373 центурии, изменились имущественные требования к классам. К 1-му классу причислялись лица, имевшие собственность в 100.000 ассов, ко 2-му классу – 75.000 ассов и т.д. Во II в. до н.э. в связи с инфляцией для 1-го класса был установлен ценз в 1 млн ассов.

Постепенно народное собрание охватывает небывалая коррупция. Вот как описывает Плутарх его положение в период борьбы Помпея и Цезаря: «…Лица, домогающиеся должностей, сидели за своими столиками на площади с деньгами и бесстыдно подкупали чернь, а нанятый народ приходил в Собрание, чтобы бороться за того, кто дал ему денег… Нередко собравшиеся расходились лишь после того, как осквернят возвышение для оратора трупами и запятнают его кровью». Особенно пагубно отразилось на качестве проведения выборов привлечение вольноотпущенников. Они голосовали так, как велели им патроны, поэтому нередко принимались такие постановления, которым противилось большинство римских граждан. Последние комиции собирались по вопросу законодательства в 96 г. до н.э..

Император Август ликвидировал цензовые разряды, лишил собрание судебной власти, право избрания магистратов было передано сенату (при Тиберии, преемнике Августа). Пытаясь бороться с подкупами в народном собрании, в дни выборов он выдавал каждому избирателю по 1000 сестерциев, чтобы они ничего не требовали от кандидатов.

Трибутные комиции.Римские граждане были поделены по территориальному признаку. Рим поделили на трибы (районы), которыми руководили трибуны, собиравшие с населения налоги. Существовало 4 городских и 26 (с 241 г. до н.э. – 31) сельских триб. Собственников земли записывали в сельскую трибу, а безземельных – в городскую. Трибы имели право на самоуправление. После записи в трибу наступала обязанность военной службы и уплаты податей. Голосование проходило так же, как и в центуриатных комициях.

Плебейские собрания. В них участвовали только плебеи, также разделенные по трибам, они избирали плебейских трибунов и эдилов. Решение было первоначально обязательно лишь для плебеев, а позднее и для всего римского народа. В период империи роль народных собраний резко падает. Последний раз принцепсами было созвано народное собрание в 98 г. (34).

Плебейские собрания избирали плебейских трибунов и эдилов, имели право издания постановлений – плебисцита (по закону Гортензия 287 г. до н.э. получившего силу римского закона). На собрании можно было обжаловать наложенный штраф.

Народные собрания созывались высшими магистратами, которые могли их прекратить или перенести, они были председателями в собраниях, выносившими вопросы на обсуждение. Голосование было открытым, лишь в конце республиканского периода появляется тайное голосование (с помощью табличек). На народных собраниях только голосовали, а не дискутировали, и обсуждали предложение магистрата.

2.5. Магистратура

В период республики существовали государственные должности -магистратуры, избираемые обычно на 1 год народными собраниями. Цензоры избирались на срок более года. Магистраты (начальники) несли ответственность за свои решения. Они, выполняя свои обязанности бесплатно, выполняли волю римского народа. Зачастую при выполнении своих полномочий магистраты тратили значительные собственные средства. Властные полномочия магистратов копировали царские правомочия в миниатюре, их личность охранялась законом. Магистраты обладали неприкосновенностью: во время нахождения на государственной должности они не могли быть смещены и привлечены к ответственности.

Диктатор, децемвиры, консулы, преторы, эдилы выполняли свои государственные функции, сидя в специальном кресле. После окончания срока полномочий магистра государственную должность нельзя было занимать в течение 2-х лет.

Законы 180 и 81 г. до н.э. установили возрастной ценз при избрании в магистраты: для низших магистратур он составлял 30 лет, для претора – 40 лет, для консула – 42 года. Кандидат на государственную должность публично объявлял о своем желании стать магистратом. При раскопках Помпеи были найдены многочисленные надписи на стенах, начертанные кистью. Это были избирательные афиши. В год извержения Везувия (79 г. до н.э.) время в городе остановилось, и под слоем пепла сохранились около 1500 надписей, агитирующих за избрание того или иного депутата.

«М. Казеллий Марцелл будет хорошим эдилом и устроит великолепные игры», «Соседи поддерживают кандидатуру Казеллия Марцелла на должность эдила», «Кандидатуру Казеллия и Альбуция поддерживают Стация и Петрония. О, если бы всегда в колонии были такие граждане, как они», «Народ поддерживает Л. Попидия Секунда» и т.п. После избрания магистраты давали клятву на верность римскому народу, исповедуемой религии, о соблюдении законов. С усилением власти императора назначение на должность зависит лишь от монаршей воли.

Магистраты подразделялись на сенаторские (дающие право включения в состав сената) и городские. Полномочия городских магистратов распространялись за чертой города, до первого милевого столба. Некоторым магистратам разрешалось проводить обряд общения с богами (auspicium – ауспиции), это выражалось в обращении к оракулу и толковании его предсказания, приношении жертвы богам, тем самым оказывалось влияние на различные процессы в государственной и общественной жизни.

Магистраты делились на ординарные (постоянные) и экстраординарные (чрезвычайные). К чрезвычайным магистратурам относилась должность диктатора.

Высшие магистраты (диктатор, консулы, преторы) обладали правительственной властью (империум), включавшей управление городом, командование армией, юрисдикцией (по уголовным, административным и гражданским делам), право созывать сенат и издавать распоряжения, возможность отменять постановление нижестоящих магистратов. Все прочие магистраты обладали правом (potestas), выражавшимся в возможности издавать распоряжения и налагать штрафы. Магистраты имели право налагать денежный штраф (multa) размером от 10 до 3020 ассов, позднее – до половины состояния нарушителя, (например, при разрушении им могилы). Штраф поступал в казну.

Должности магистратов были безотчетными (лишь по окончании срока полномочий их можно было привлечь к ответственности), безвозмездными (эти должности могли занимать достаточно богатые граждане), коллегиальными (избирались попарно, каждый имел право протестовать против действий своего коллеги). Отмена решения магистрата его коллегой называлась правом интерцессии. Власть магистрата выражалась в праве задерживать, налагать штраф, предавать суду любого гражданина, арестовывать вещь, дабы заставить лицо выполнить свои обязанности. Магистрат при выполнении своих служебных обязанностей опирался на личный совет – консилиум (consilium) – и аппарат чиновников.

Нижестоящие магистраты должны были с уважением относиться к вышестоящим, но не обязаны им подчиняться. При вступлении в должность и уходе с нее магистраты давали клятву на верность законам.

Римские граждане имели право обжаловать действие магистратов в центуриатных комициях в случае осуждения на смертную казнь, в трибутных – при денежном штрафе. При вынесении смертного приговора народным собранием гражданин мог покинуть Рим, не дожидаясь пока проголосует последняя центурия. При этом он лишался римского гражданства.

В конце своей деятельности магистраты клялись с помощью кремня (кремень – символ Юпитера), что они соблюдали законы. С установлением единоличной власти императоров магистратуры прекращают свое действие, их функции передаются главе государства.

Консулы. Изгнанные из Рима цари были заменены двумя консулами (окончательно с 367 г. до н.э.), избираемыми центуриатными комициями. Властные полномочия консулов были схожи с царскими, но они не обладали религиозной властью. Как и цари, консулы вершили суд, сидя на стуле из слоновой кости. Также консулов после истечения срока полномочий можно было привлечь к суду. Консулы отвечали за безопасность города, набирали армию и командиров, командовали армией, распоряжались казной, председательствовали в сенате и центуриатных комициях. В качестве военачальника (императора) консул имел неограниченную власть в армии. Консулам принадлежал «большой империум», с помощью которого могли выносить смертный приговор, который могло обжаловать центуриатное собрание (при условии, что приговор вынесен в Риме).

В основном в их руках сосредоточилась военная власть: при проведении военных действий консул мог подвергнуть любому наказанию своих подчиненных. Как правило, консул командовал единолично отдельной армией, назначая на командные должности офицеров. Консулы имели право объявлять войну тому народу, по чьей территории продвигались римские войска. Всеми захваченными вещами (только движимыми) они распоряжались по своему усмотрению. При заключении консулом перемирия с врагом необходимо было согласие сената. Консул обязан был отчитываться перед сенатом за ход военных действий. Срок полномочий для них ограничивался одним годом.

Избирали консулов в июне, в должность же они вступали с 1 января. Избирательная кампания длилась 24 дня до выборов. Голосовали по центуриям первоначально открыто, и лишь с 139 г. до н.э. голосование стало тайным. Голосование проходило в огороженной части Марсового поля, избиратель получал табличку, на которой записывали фамилии двух кандидатов. Часто использовался подкуп выборщиков.

По окончании срока своих полномочий консулы публично давали клятву, что они честно выполняли свои служебные обязанности, и назначали себе преемников. Но это было простой формальностью, т.к. назначался консулом тот, кто выбирался народным собранием.

Диктатор. Предполагается, что эта магистратура возникла еще в царский период. В случае грозящей опасности, в Риме утверждался диктатор на срок не менее 6 месяцев из числа патрициев, а с 357 г. до н.э. и из плебеев. Диктаторские полномочия зачастую прекращались задолго до окончания отведенного срока, при невыполнении поставленной задачи. Диктатор получал все властные полномочия в государстве и назначался одним из консулов. Он имел право издавать «высочайший империум», заключавшийся в праве приговора к смертной казни без возможности обжалования. Все магистраты обязаны были ему подчиняться, плебейские трибуны не могли наложить запрет на решение диктатора. В период республики все назначенные диктаторы старались скорее выполнить свою задачу, до истечения шестимесячного срока.

Преторы. Эта магистратура возникла в период борьбы плебеев и патрициев, в 366 г. до н.э. Претора избирали из лиц патрицианского происхождения в центуриатных комициях. Они руководили городом в отсутствие консула и имели право осуществлять так называемое спорное судопроизводство. С 337 г до н.э. в преторы начинают избирать и плебеев, с 242 г. до н.э. преторские магистры становятся коллегиальным органом. Выбираются сразу два претора, с I в. до н.э. их количество увеличивается до 8 человек. Цивильный претор осуществлял судопроизводство между римскими гражданами, перегринский претор разрешал вопросы между римскими гражданами и иностранцами и между представителями разных народностей. Претор являлся высшим магистратом и мог создавать правовые нормы. Он обладал «ограниченным империумом», не дававшим права подвергать смертной казни. Под защитой преторов находились публичные места, места погребения и место, посвященное богам.

Цензор. С 443 г. до н.э. центуриатными комициями избирались цензоры на 5 лет, позднее срок их полномочий сократился до 1,5 г. Они составляли податные и военные списки. С 356 г. до н.э. начинают избирать цензоров из числа плебеев. Цензоры прикрепляли лицо к определенной центурии или трибе. Магистры следили за исполнением гражданами своих обязанностей (служба в армии, уплата налогов), наблюдали за нравами граждан. Жившие недостойно получали порицание, вычеркивались из списков сенаторов и переводились в более низкие сословия. Цензоры не имели высшей государственной власти, но обладали большим авторитетом среди римлян.

Цензоры побуждали граждан к заключению браков, если этого требовали интересы государства, наказывая при этом ослушников. Цензоры приводили к торжественной клятве римлян относительно их жен. Граждан спрашивали: «По доброй ли воле ты женился?» Один остряк решил пошутить, ответив: «Да, по доброй воле, но только совсем не по своему вкусу». Разгневанный магистр в качестве наказания определил данного гражданина в самый последний разряд. Основанием решения было балаганное шутовство.

Цензоры имели право суда над воином, проявившим трусость на войне, над гражданами, продолжавшими долгую холостую жизнь. Претенденты на всадническое сословие обязаны были явиться с полным вооружением и лошадью на площадь, где цензор выносил свое решение.

Не всегда решения цензоров были объективны, и поэтому их могли отменять народные собрания, присяжные судьи, они не выполнялись другими магистрами и преемниками. Последний раз выборы цензоров проводились в 63 г. до н.э.

Плебейские (народные) трибуны. Плебейские трибуны были вождями плебеев и защищали их интересы, имели право вето (veto – «запрет») в отношении любых решений сената, магистров, народного собрания, ущемляющих интересы плебса. Народные трибуны не имели права покидать город. Двери их жилища не должны были запираться, чтобы каждый нуждающийся мог в любое время обратиться за помощью, дом трибуна служил убежищем обиженным и угнетенным. Первоначально избирались 2, затем 10 трибунов, позднее – 16. Их власть распространялась лишь на сам город и в миле за городской чертой, мильный столб отмечал расстояние в 1000 шагов (1480 м).

Любое сопротивление трибуну каралось смертной казнью. Личность трибуна была неприкосновенной, посягательство на него наказывалось смертью. Однако, трибуны не имели права участвовать в заседаниях сената и не обладали административной властью, но могли созывать народные собрания.

Плебейские эдилы. Осуществляли помощь плебейским трибунам. Функции плебейских эдилов схожи с куруальными эдилами (надзор за рынками, снабжение города продовольствием, поддержание порядка). Плебейские эдилы рассматривали торговые споры, устраивали общественные праздники.

Куруальные эдилы. Эта магистратура выполняла полицейские и налоговые функции. Они заботились о соблюдении порядка, разбирали торговые споры, готовили публичные игры. Куруальные эдилы избирались из числа патрициев (с 365 г. до н.э. – и из плебеев) на трибутных комициях. Их обязанностью было снабжение Рима продовольствием, также они следили за чистотой на улицах.

Квесторы. Квесторы являлись вспомогательным органом консулов, который был образован в 421 г. до н.э. С 241 г. н.э. квесторов начинают избирать из плебеев. Эта магистратура осуществляла казначейские, архивные и интендантские полномочия. Первоначально квесторов было 4, затем 8, потом их количество увеличилось до 20. С увеличением численности квесторов происходит их специализация. Квесторы под контролем сената распоряжались государственной казной, находящейся в храме Сатурна.

2.6. Жреческие коллегии

Религия играла огромную роль в государственной и общественной жизни римлян. Существовали многочисленные религиозные ритуалы, которые нужно было в точности исполнять. Большим почетом в обществе пользовались жрецы. В основном это были выборные должности, и жрецом мог стать практически любой римский гражданин.

Интересны взаимоотношения римлян с многочисленными божествами. Эти отношения напоминали заключение договора, из которого вытекали взаимные обязательства. При обещании жертвоприношения необходимо было уточнить точное количество обещанного (например, две бутылки вина, а не просто вино). Не следовало при этом давать больше оговоренного. Если боги не выполняли своих обязательств, на них сердились и даже обращались за это с божественными статуями довольно плохо. Вера в богов была необходима для поддержания государственной власти. Жрецы представляли одну из форм власти.

Жрецы осуществляли религиозные и, первоначально, судебные функции. Они образовывали пожизненные коллегии. К этрусской коллегии жрецов относились гаруспики (haruspex), гадавшие по внутренностям жертвенных животных. Их предсказания должны были утверждаться сенатом. Гаруспик изучал форму, цвет, состояние печени, желчи, сердца и легких убитого животного. Этот ритуал гадания пришел от этрусков. Гадали по печени жертвенного животного. На основании археологических раскопок в городе Пьяченцы был обнаружен бронзовый образец печени овцы. Печень разделена на две части: положительную и отрицательную, на ней имелись надписи богов.

Три жреца главных богов Рима (Юпитера, Марса, Квирина) образовывали жреческую коллегию фламинов (flamines – «зажигающие»). Самым главным среди них считался жрец Юпитера. Он занимал почетное место в сенате, религиозные действия осуществлял совместно со своей супругой, но после смерти жены обязан был покинуть эту должность. Юпитер являлся главным богом древнего Рима. Символом Юпитера считался орел, ему был посвящен храм в городе. Всего в эту коллегию входило 15 жрецов. Их функция заключалась в проведении различных религиозных праздников, личность фламина считалась священной. Их деятельность регулировалась многочисленными религиозными нормами. Фламину Юпитера запрещалось ездить верхом, смотреть на войско вне города, клясться, носить перстень (перстень, так же, как и узел, считался признаком рабства) и т.д. На супругу фламина накладывались те же ограничения.

В коллегию жрецов входили жрицы богини Весты. Весталок было шесть, их набирали с шестилетнего возраста и обязывали дать обет безбрачия. При посвящении в весталки у девушек состригали волосы и вешали их на священное дерево. Весталки подчинялись только главному жрецу. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь на алтаре богини Весты. Неугасаемый огонь горел также во всех домах римлян. Вечный огонь в храме Весты символизировал государственный очаг, государство рассматривалось как единая семья. В случае угасания огня в храме, городу предрекались великие беды. Виновные в этом весталки заживо погребались. Такое же наказание следовало за нарушение целомудрия – весталку закапывали живьем в землю.

Весталки пользовались большим уважением и почетом. Весталки освобождались от власти своего отца и имели право завещать свое имущество. Их свидетельские показания имели на суде большое значение. После службы в храме в течение 30 лет, весталки могли выходить замуж.

Более низкая категория жрецов называлась авгурой, они определяли дни созыва народных собраний и разъясняли знамения и жертвоприношения. Авгуры были коллегией жрецов-птицегадателей. Гадания авгуров назывались ауспициями («наблюдение за птицами»). Данная коллегия была учреждена императором Тиберием в 14 г. н.э., она состояла в основном из вольноотпущенников. Гадание осуществлялось по наблюдению за полетом птиц (орлов, коршунов), по карканью ворона предвещалось будущее. Птицы считались вестниками богов (орел, по верованиям греков и римлян, был вестником Юпитера, об этом упоминал еще Гомер в «Илиаде»).

Гадали и по поведению кур (чем активней они клевали зерно, тем удачливей были предсказания). Часто это гадание использовали полководцы. В военный поход брали кур в клетках, гадание производил пуллярий (цыплятник). Авгуры толковали знамения (молнии) с помощью авгурского жезла, определяя, благоприятным ли будет предсказание. Знамения, происшедшие с левой стороны от авгура, считались хорошими, с правой – плохими.

Следующая категория жрецов имела название понтифики (pontifices – «строители мостов»). Понтификов было трое, затем их численность возросла до 15 человек. Они рассматривали религиозно-правовые вопросы и являлись, по сути, первыми римскими юристами. В древности жрецы составляли судебный календарь, толковали законы, не допуская к знаниям права остальной народ. Понтифики наблюдали за правильностью соблюдения общественных и домашних культов. Все законы хранились в архиве, находившемся в храме Сатурна, документация которого погибла во время пожара в 390 г. до н.э.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.