Здавалка
Главная | Обратная связь

Кризис брачно-семейных отношений.



В период империи усиливается распущенность, наступает кризис семейных отношений. Браки становятся непрочными и часто распадаются (к сожалению, это напоминает сегодняшние времена). Случайные половые связи с рабами, рабынями, проститутками, блудницами практически не влекли наказания. Исчезал древний обычай – пиетас, рабы доносили и убивали своих господ, дети уничтожали родителей, родители – детей. Понятие чести исчезло, вместе с ней рухнули и моральные устои римской семьи.

Так, по сенатскому постановлению Клавдия, римская гражданка могла вступить в половую связь с рабом, имея соглашение между нею и господином раба. При этом она оставалась свободной, а рожденный ребенок становился рабом. Император Адриан постановил, что от свободной женщины рождалось свободное дитя.

Пытаясь этому противостоять, в 18 г. до н.э. император Август издает закон, по которому супружеская неверность супруги или прелюбодеяние вдовы, неофициальных проституток, актрис, вольноотпущенниц наказывалось ссылкой на острова. Внебрачные связи мужчины считались развратом и также наказывались. Сводничество запрещалось (под сводничеством понималось сутенерство и даже предоставление дома любовникам). При императоре Константине женщина, вступившая в связь с рабом, приговаривалась к сожжению на костре. В случае доноса на женщину самим рабом последний награждался свободой.

В римском праве существовало понятие - ступрум (stuprum – обесчещение) – половая связь мужчины и замужней женщины. Виновные (если не было насилия со стороны мужчины) подвергались имущественным наказаниям. Сексуальная связь мужчины с мужчиной наказывалось штрафом по закону Сканциниа, а в классический период – смертью.

По законам 4 и 9 гг. н.э. мужчины от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет, не состоящие в браке и не имеющие своих детей, ограничивались в имущественных правах. Мужчина не считался бездетным, если имел хотя бы одного ребенка, женщина – троих, а вольноотпущенница – четверых детей. «Матери – римские гражданки, как свободнорожденные, так и отпущенницы, чтобы получить права многодетных, должны родить хотя бы троих или четверых, лишь бы они родили их живыми и по истечении полного времени (беременности). С укреплением христианства безбрачие рассматривается как нормальное явление, и многие вышеперечисленные законы выходят из употребления.

В период правления императора Тиберия (14-37 гг. н.э.) развратных матрон, на которых не находилось общественного обвинителя, по обычаю предков судили близкие родственники. Некоторые развратные женщины, чтобы избежать наказания, объявляли себя проститутками. Пресекая эту хитрость, Тиберий изгонял их из Рима.

Император Калигула (37-41 гг. н.э.) сам погряз в разврате, имея интимные связи с родными сестрами, чужими женами и юношами. Понравившихся женщин Калигула приглашал вместе с мужьями к обеду, «когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец… потом он при первом желании выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая больше всего ему понравилась; а, вернувшись, еще со следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего или плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели».

7.7. Развод

Развод означает, что прекращающие брак расходятся в стороны. Римский царь Ромул определил мужу основания для развода: измена жены, колдовство над детьми, укрывательство ключей от кладовки с вином. Позднее окончательно сформировались требования, необходимые для развода:

1.Смерть одного из супругов.

2. Утрата свободы одним из супругов. Захват в плен мужа не расторгал брака. Но если неизвестно, жив или нет муж в плену, жене предоставлялось право расторгнуть брак по истечении 5 лет и заново выйти замуж. После возвращения супруга из плена брак возобновлялся.

3. Утрата гражданства одним из супругов.

4. Наступал развод, если муж вольноотпущенницы становился сенатором (отменено Юстинианом).

5. Бесплодие супруги, невыполнение супружеского долга.

6. Основанием развода могла быть воля одного из супругов (обычно мужа, напр. пьянство супруги после неудачной беременности).

Муж должен был предоставить причины развода семейному суду, хотя решение суда не могло повлиять на развод, но он мог вынести решение относительно имущества супругов.

При заявлении о прекращении брака употреблялись такие выражения: «имей у себя твои вещи» или «возьми с собой твои вещи». Развод не наступал, если желание расторгнуть брак было сделано в пылу гнева, и супруг мог возвратиться в семью.

В период империи с падением нравов разводы были очень частыми и практически никем не ограничивались. После принятия христианства определились основания для одностороннего расторжения брака: супружеская неверность, совершение уголовного преступления, импотенция, уход в монастырь. Возможно осуществление развода после обоюдного согласия супругов, без веских причин. В случае одностороннего желания без видимых причин налагался штраф, но брак считался всё же расторгнутым.

Муж, узнавший об измене жены, обязан был с ней развестись. В противном случае его обвиняли и наказывали за сводничество Муж мог убить захваченных при прелюбодеянии любовников жены если эти лица, лишенные чести, (торговцы своим телом, рабы или вольноотпущенники).

За измену жену мог убить только отец, но не муж. Отцу, как приемному, так и родному, дозволяется убить своей рукой дочь любого сословия, застигнутую при прелюбодеянии, как в его доме, так и в доме его зятя.

Император Веспасиан (69-79 гг. н.э.) предложил сенату указ, по которому женщина, вступившая в связь с рабом, сама становилась рабыней. «Если свободнорожденная женщина – римская или латинская гражданка – соединится с чужим рабом и если против воли и объявления о том господина будет продолжать это сожительство, она становится рабыней». В новеллах Юстиниана определялось, что изменившую супругу пожизненно направляли в монастырь (в течение двух лет муж мог ее вернуть).

Развод нестрогого брака производился без соблюдения определенных обрядов, уведомляли о разводе через посланника или письма. Лишь позже закон Юлия о прелюбодеянии определял публичное оповещение о разводе в присутствии 7 свидетелей. Развод строгого брака проводился с использованием той же процедуры, что и заключение брака (например, с помощью обряда манципации). В браке сине ману (нестрогом) отец жены мог потребовать возвращения дочери, тем самым разрушая брак. Дарение между мужем и женой на случай развода были разрешены.

После развода, в случае беременности бывшей супруги, она обязана была сообщить в течение 30 дней об этом экс-мужу, его родителю, под властью которого он находится, или просто заявить об этом в доме супруга. Если супруг не посылал наблюдателей родов (определявших конкретное число рождения ребенка и соответственно высчитывавших, зачат ли был ребенок в браке или нет) и не заявлял, что женщина зачала не от него (при заявлении женщины), отцом ребенка считался бывший муж.

Римляне большое значение придавали отцовству. Рожденный после смерти главы семьи, его ребенок становился полноправным наследником. После смерти мужа к вдове для ее осмотра посылались претором 5 свободных женщин. Роды должны проходить в доме честной женщины. Комната, где рожала женщина, не должна иметь более одного выхода; если будет больше, то (все выходы, кроме одного) должны быть заколочены досками с обеих сторон. А перед входной дверью должны нести стражу трое свободных мужчин и три свободные женщины с двумя часовыми.

7.8. Приданое

Приданое передавалось мужу с целью оказания помощи при материальных затратах в семейной жизни. Выдача приданого регулировалась обычаем, позднее были созданы нормы, принуждающие отца невесты к выделению приданого.

При передаче приданого муж клялся о возврате его в случае прекращения брака. Первоначально муж безраздельно распоряжался приданым, но постепенно это право ограничивалось, мужу запрещалась продажа недвижимости без согласия жены и при передаче приданого проводилась его оценка, делавшая мужа как бы должником супруги или ее отца. После расторжения брака приданое передавалось жене.

По законам XII таблиц при разводе произносилось: «Забери с собой свои вещи». После возвращения приданого к женщине ее отец терял права на приданое. В случае смерти супруга приданое передавалось с помощью легата. Из приданого могли вычесть средства, затраченные на содержание детей, на подарки, сделанные жене, в случае кражи вещей мужа женой и вследствие плохого поведения жены.

Презумпция Мициана предполагала, что все имущество, принадлежащее супруге, подарил ее супруг и при разводе оно должно вернуться хозяину, если не докажут обратное.

В классический период при установлении приданого заключался договор в форме стипуляции о возврате приданого в случае расторжения. Так же появляется особый иск, с помощью которого приданое возвращается при смерти мужа или разводе в тех случаях, когда такого договора не было заключено.

Император Август в 18 г. н. э запретил мужу без согласия жены отчуждать недвижимость. Юстиниан установил, что приданое принадлежит жене, но муж имеет право им пользоваться и получать от него плоды во время существования брака. После смерти жены приданое возвращалось его отцу.

Перед заключением брака не возбранялась передача предбрачного дара невесте, рассматриваемого в классическую эпоху как соответствие приданому. Предбрачный дар должен составлять половину приданого, затем он стал соответствовать всему приданому. Юстиниан разрешает дарение и во время брака, оно называлось дарение по причине брака. В случае развода по вине мужа или его смерти собственность на предбрачный дар переходит к его детям, а супруга владеет на правах узуфрукта. Юстиниан установил обязательное составление письменной описи приданого для сенаторов и знатных лиц.

7.9. Узаконение

Законными считались дети, зачатые в браке и родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после смерти мужа. Помимо «законных» детей, рожденных в браке, были и «незаконные» дети. К ним относились «природные», родившиеся в конкубинате, и «нечистые или внебрачные», родившихся от незаконных союзов. Внебрачные дети не имели юридической связи с отцом (считавшимся как бы неизвестным) и связывало их родство только с матерью и ее родственниками.

Узаконение возникло в период принятия христианства (при императоре Константине). Легитимация проводилась в отношении детей, рожденных в конкубинате. С помощью узаконивания незаконнорожденный становился законным ребенком.

Основная форма узаконивания – брак между родителями, необходимые при этом условия: обоюдное согласие, отсутствие кровосмесительной и прелюбодейной связи.

Возможно, было узаконение посредством пожертвования курии. Лицо передавало определенную сумму денег для вступления сына в члены муниципального сената – декуриона. После чего сын считался законным. Юстиниан установил возможность узаконивания путем вынесения императором рескрипта (напр., при отсутствии матери), или просьба к императору об узаконивании могла быть внесена в завещание.

7.10 Усыновление

Усыновлялись приемные дети, не являвшиеся кровными родственниками патерфамилиасу. Различали усыновление лица, находящегося под отцовской властью, и лица, не находящегося под отцовской властью. Первоначально путем усыновлением пытались увеличить рабочую силу семьи. Также патерфамилиас усыновлял мальчика, чтобы сделать его своим наследником, который мог совершать заупокойные культы в отношении умершего отца семейства.

В древности усыновление полностью правоспособных происходило в куриатных комициях (вид римского народного собрания), с выступлением верховного жреца, в присутствии усыновителя и усыновляемого, где последний отрекался от своей семьи, от своего семейного культа. Этот обряд назывался адрогация (adroqatio). Этот вид усыновления применялся лишь в самом Риме.

Возможно, было усыновление претором, он совершался в провинциях в присутствии наместников. Император Диоклетиан (243-316 гг. н. э) установил усыновление с помощью издания рескрипта. Лица, находившиеся под отцовской властью, усыновлялись и через адопцию (adoptio). Усыновление проходило путем трехкратной продажи патерфамилиасом своего сына, после третьей продажи мальчик возвращался к своему отцу. Затем усыновитель подавал против настоящего отца виндикационный иск, и претор признавал факт усыновления.

Корнелий Тацит в своей «Истории» описывает речь императора Гальбы: «Если я был частным лицом и усыновил тебя, как это обычно принято, по решению куриатных комиций и жрецов, то и мне было бы лестно ввести в свой дом потомка Гнея Помпея и Марка Красса, и для тебя было бы почетно присоединить к знатному твоему роду славные имена Сульпициев (один из знатных патрицианских родов) и Лутациев (один из знатных плебейских родов).

Женщин не усыновляли властью народа, их усыновляли в присутствии претора (в Риме), в присутствии проконсулов или легатов (в провинциях). Для освобождения от отцовской власти женщин и последующего усыновления достаточно было разовой продажи. Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти. В период империи женщинам было разрешено осуществлять усыновление.

С середины II в. н.э. право усыновления переходит к императору. Юстиниан установил обязательное согласие двух патерфамилиасов и самого усыновляемого и разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым – не менее 18 лет (усыновление подражает природе).

7.11 Опека

Установление правового покровительства одного лица в отношении других рассматривалась, как общественная повинность. Опекун (или попечитель) не должен был обогащаться за счет имущества опекаемого лица. Опека и попечительство являлась «суррогатом» власти патерфамилиаса.

У римлян не существовало четкого определения опеки и ее функций. Как определяет римский юрист Сервий, опека есть установленная и разрешаемая цивильным правом сила и власть над свободным лицом для защиты того, кто вследствие возраста не в состоянии защищаться самостоятельно…

В период Юстиниана опека осуществлялась для восполнения недееспособности несовершеннолетних и женщин, путем подчинения его опекуну. По древнему праву опека не всегда учреждалась в интересах подопечного. Опека устанавливалась завещанием, по закону или государственными органами (преторами, плебейскими трибунами и начальниками провинций).

Опеке подлежали не только несовершеннолетние, но также и женщины (пожизненно, вследствие легкомыслия, присущего женщинам, считалось, что они нуждаются в постоянном управлении и контроле независимо от возраста). По законам XII таблиц все женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекой… Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне из уважения к их жреческому сану освобождали от опеки.

По причине «неразумности пола» женщины освобождались от ответственности из-за незнания законов, также они не несли ответственность за чужие долги.

Опека над несовершеннолетними делилась на:

- опеку над детьми (до 7 лет дети не имели права участия в гражданских взаимоотношениях, уход и воспитание лежали на матери). Опекун должен оплачивать расходы на ребенка из средств опекаемого. Дети до 7 лет не могли произнести определенные торжественные фразы, они назывались бессловесными, являлись совершенно неправоспособными, не могли делать приобретения и отвечать за свои действия;

- опеку над подростками (лица от 7 до 12(14) лет, в зависимости от пола). Они имели право приобретать вещи без разрешения опекуна;

- опеку над юношами (до наступления совершеннолетия в 25 лет, если опекун не назначался, они становились полностью правоспособными).

Дети мужского пола освобождались от опеки при достижении 14 лет. На основании сенатского постановления женщина могла просить о назначении опекуна взамен отсутствующего. Если женщина находится в законной опеке у сумасшедшего или немого, то ей дается также право обращение в сенат с просьбой назначения нового опекуна.

Опека над женщинами существовала до IV в. н.э. и имела уже формальный характер. Женщинам в завещании предоставлялось право самостоятельно выбирать себе опекуна, она могла отказаться от назначенного в завещании опекуна. В период императора Августа от опеки освобождалась женщина, имевшая троих детей и вольноотпущенница имевшая четверых детей.

Существовала опека над вольноотпущенниками и вольноотпущенницами, принадлежавшая патронам и их детям.

Выбор опекуна определял, прежде всего, патерфамилиас (указывающий его в завещании). Если это не было сделано, право опекуна переходило ближайшему родственнику по боковой линии. Мог назначить опекуна и претор. Назначали опекуна проконсул или презес, прокуратор, префект Египта.

Можно было отказаться стать опекуном, если лицо имело уже три опеки, в случае бедности, по старости (имея возраст более 70 лет), по болезни, отцу троих и более детей, в случае занимания высокой государственной должности, ученым. Не могли быть опекунами: рабы, перегрины, душевнобольные, глухие, немые, воины, доверители и должники опекуна, несовершеннолетние и женщины. Женщины стали назначаться опекунами в поздний период римской истории, достигших 25-летнего возраста (опека матери или бабки в отношении несовершеннолетнего).

Опекун управлял имуществом подопечного. По окончании опеки опекун должен передать всё имущество опекаемого, со всеми приобретениями. Когда опекаемый достигал совершеннолетия, опека прекращалась и он становился собственником своего имущества. После прекращения опеки, опекун обязан был предоставить отчет опекаемому о результатах своего управления.

Взрослая женщина нуждалась в одобрении опекуна при составлении завещания, отчуждении манципируемых вещей, установлении узуфрукта и совершения стипуляции.

Неограниченные полномочия опекуна постепенно уменьшаются законом. Опекун при совершении опеки должен действовать, как рачительный хозяин, отвечающий за злой умысел и легкую провинность. Опекун не мог совершать дарение, а для совершения других сделок необходимо было согласие государственных лиц. Во избежание злоупотреблений запрещалась женитьба опекуна на своей подопечной. Могла прекратиться опека вследствие лености, неопытности, бездеятельности, простодушия, глупости опекуна.

По окончании опеки, в случае хищений к опекуну мог быть предъявлен иск о предоставлении счетов, по которому взималась двойная сумма ущерба и налагалось бесчестие. Но этот иск был персональным и не распространялся на наследников опекуна (позднее претором были введены специальные иски против наследников). При дурном управлении мог подаваться иск об опеке, также приводивший к бесчестию ответчика. Опекун так же мог взыскать с опекаемого сумму, покрывающую расходы, затраченные при осуществлении опеки.

В имперский период опекун публично клялся о том, что его действия будут направлены на сохранение имущества опекаемого. Возможно, было назначение нескольких опекунов.

7.12 Попечительство

Попечительство – это вид законной опеки. Еще в законах XII таблиц предписывалось установление попечительства над умственно отсталыми людьми. Попечительство устанавливалась и к расточителям. Древние считали, что расточитель приравнивается к безумному, так как рациональное ведение дел являлось нормальной потребностью личности.

Попечителей назначались для контроля, как всего имущества, так и отдельной сделки, для компенсации дефекта воли подопечного. Попечительство над безумным прекращалось в момент просветления разума последнего (обладавшего теперь полной дееспособностью).

Попечитель мог дать неформальное разрешение на сделку до и после его совершения. В римском праве существовало попечительство для отдельных случаев. Это попечительство над имуществом отсутствующих лиц и т.д.

Юстиниан установил, что опекун должен утверждать сделку в устной форме во время ее заключения, а попечитель мог дать согласие другим числом и в письменной форме. Позднее, с ослаблением властных полномочий опекуна, различия между опекуном и попечителем размываются и они смешиваются.

 

 

Глава 8. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.