Здавалка
Главная | Обратная связь

Легисакционный судебный процесс (иски по закону, законный процесс). 9 страница



После смерти патерфамилиаса семья распадалась на отдельные самостоятельные семьи, во главе которых становились сыновья умершего.

Постепенно, с усилением роли государства и с развитием экономики, крупные семьи начинают дробиться, все большее значение приобретает кровное родство. Римские юристы определяли когнатские семьи в узком и широком смысле. В узком смысле – это союз кровных родственников, проживающих вместе под властью патерфамилиаса (уже сильно ограниченной). Широкое понимание включало в себя всех кровных родственников, имевших единого предка.

В когнатском родстве различались линии и степени. Линии были прямые (связывающие лиц, происходящих друг от друга, напр. отец – сын) и боковые (лица, имеющие общего предка, напр. брат – сестра). Прямая линия была восходящей (от потомков к предку) и нисходящей (от предка к потомку). Степень родства определялась количеством рождений между лицами – генераций, отсчет по прямой линии велся непосредственно между лицами, а по боковой – определялся от общего предка (напр., отец и сын имеют первую степень родства, это родство возникло после рождения сына). Между родственниками мужа и жены возникала свойство. Свойство также делилась по степеням (напр., сестра жены находится во второй степени свойства к мужу).

Римское право обязывало детей содержать своих родителей, а родителей содержать своих детей. Судья определял количество выплачиваемых алиментов. Если родители выбрасывали, отказывали в содержании или подкидывали своего ребенка, это рассматривалось как убийство ребенка.

7.2. Отцовская власть

Власть отца (manus – «манус» – рука, кулак, драка) распространялась на своих детей, рожденных в законном браке, а также усыновленными и узаконенными (дети, рожденные вне брака). Глава семьи мог убить, отправить в темницу или на работу, избить своего сына (это право установлено Ромулом пожизненно). Отцом считался тот, у кого рождались дети не ранее 180 дней после заключения брака и не позднее 300 дней после его расторжения. Признание своего ребенка проводилось поднятием его с земли. Власть над детьми принадлежала только отцу, а не матери.

Власть патерфамилиаса над своими домочадцами выражалась в следующем:

1. Возможность предания смерти. По законам XII таблиц глава семьи имел право выбросить новорожденного до 3-месячного возраста, отличавшегося особым уродством. Однако это ограничивалось обычным правом, которое предписывало первоначально посоветоваться о вынесении наказания с домашним советом. Также глава семьи имел право лишить жизни своих домочадцев независимо от возраста. Постепенно убийство подвластных сильно ограничивается, а после принятия христианства в IV в. н.э. запрещается, считаясь уже преступлением.

2. Подвластный, совершивший правонарушение, мог быть выдан патерфамилиасом пострадавшему лицу (или же выплачивалась компенсация за причиненный вред).

3. Патерфамилиас имел право востребовать своего подвластного из любого местонахождения с помощью виндикационного иска и преторского интердикта (о предъявлении и приводе детей). Дети обязаны были уважать родителей, и не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без их согласия.

4. Патерфамилиас мог подвергнуть членов семьи любому наказанию и даже продать в рабство, расторгнуть брак сыновей и изгнать из дома.

Отречение от детей, изгнание их из дома не прекращало отцовской власти над ними. Однако подвластные сыновья, занимающие публичные должности (кроме сенаторской), в конце империи могли жаловаться магистрату на своего отца в случаях жестокого обращения.

5. Отец имел право заниматься воспитанием своих детей, советовать в выборе профессии, заключении брака, устанавливать опекуна или попечителя, определять пупилярные субституции (установка расходов на содержания главы семьи в связи с его немощью).

Преступления, совершенные подвластными в отношении главы семейства, строго наказывались. За особо тяжкие преступления преступника зашивали в кожаный мешок с животными, по мнению римлян, приносящих несчастья (змея, обезьяна, петух и собака), и топили в море.

Жена в семье занимала положение дочери по отношению к своему мужу и положение сестры по отношению к детям. Лишь в классический период за женой закрепляется право совместно с мужем воспитывать детей.

Рождение ребенка было большим праздником в семье. Родившегося клали около ног отца, если он его поднимал, означало, что признавал в нем своего ребенка. В случае отказа от ребенка, его выбрасывали на улицу, где он в большинстве случаев погибал (если чужая семья не усыновляла его). На восьмой день при рождении девочки и на девятый день при рождении мальчика давали имя.

Право суда, которое отец семьи имел над своими домочадцами, было полное, и на его решение не могло быть апелляции. Он мог приговаривать даже к смертной казни, как это делал магистр города. Никакая власть не имела права изменить его решения. «Муж, – говорит Катон Старший, – судья своей жены, и его власть не имеет границ: он делает, что захочет. Если жена совершила проступок, – он ее наказывает; если она выпила вина, – он ее приговаривает; если она вступила в связь с другим – он ее убивает».

Власть отца прекращалась: после его смерти, после смерти подвластного, в случае лишения свободы и римского гражданства, лишения прав отца за порочащие поступки (продажи новорожденного без крайней нужды, при принуждении дочери к занятию проституцией, за неоказание подвластному помощи). При попадании в плен патерфамилиаса его власть приостанавливалась, а при освобождении – восстанавливалась. То же правило действовало в отношении подвластных (в случае попадания в плен подвластных власть отца над ними приостанавливалась, а при освобождении из рабства возобновлялась). Тот, который по приказанию отца отправлялся на проживание в колонию, переставал быть во власти, так как терял римское гражданство. Разрушается отцовская власть при приобретении подвластными почетных званий, после освобождения сына из-под отцовской власти (эманципации).

В древности эманципация была одним из видов наказания. Эманципируемый изгонялся из семьи, оставаясь без семейной защиты, подвергаясь большой опасности. Ромул установил ограничение возможности продажи детей. Царский закон Нума запрещал продажу женатого сына. Затем в законы XII таблиц было внесено определение, по которому в случае трехкратной продажи сын становился свободным.

Желая освободить от своей власти, отец согласно законам XII таблиц якобы продавал сына своему другу (с помощью обряда манципации), друг же отпускал его обратно к отцу с помощью манумиссии (manumissio) – отпуска на волю законным образом. После третьей продажи и отпускания сын становился свободным. Данный обряд назывался эманципацией. Эманципация в отношении дочери или внука проходила в виде одноразовой мнимой продажи. С IV в. н.э. освобождение из-под отцовской власти проходило на основании императорского распоряжения или простого заявления отца.

Освобождение от власти отца наступало в случае предоставления подвластным статуса жреца Юпитера или жрицы богини Весты. В период Юстиниана освобождение подвластных осуществлялось императорским распоряжением, заносимым в протокол суда; заявлением главы семьи, заносимым в протокол суда, а также фактическим предоставлением самостоятельного положения на длительное время. После освобождения сына из-под отцовской власти отец становился патроном по отношению к своему сыну.

7.3. Имущественные отношения.

Подвластный сын имел право совершать имущественные сделки, но все его приобретения переходили в собственность отца и ответственность по этим договорам нес глава семьи. Собственником всего имущества семьи считался патерфамилиас. Однако в ходе развития римского общества подвластные сыновья, занимающие важные государственные должности фактически имели значительные средства к существованию и проживали отдельно от отца.

Глава семьи мог предоставить часть своего имущества (т.н. пекулий (peculium)) в управление своему сыну или рабу, оставаясь собственником имущества. Сын мог заключать договоры, по которым патерфамилиас нес ответственность в пределах стоимости пекулия.

Император Август (I в. до н.э.) ввел военный пекулий для подвластных сыновей, находящихся на военной службе. Под военным пекулием понималось военное жалование, трофеи, премии, подарки, данные сыну при поступлении на службу. Подвластный имел право распоряжаться военным пекулием и даже завещать его, но в случае отсутствия завещания все имущество сына переходило к его отцу.

Император Константин вводит новое понятие – квазивоенный пекулий. В него входило имущество, приобретенное сыном на церковной службе, при занятии искусством, вознаграждения за адвокатские услуги. В период империи подвластному предоставляется право собственности на материнское наследство, хотя право пожизненного пользования этим имуществом принадлежало патерфамилиасу.

В случае спора с мужем о том кому принадлежат вещи, находящиеся в руках одного из супругов, действовала особая презумпция - praesumtio Muciana, - согласно которой каждая такая вещь считается принадлежащей мужу, пока жена не докажет своей собственности на нее.

Дарение между супругами запрещалось, поскольку римляне видели в совершении подарка из-за любви легкомысленное расточение имущества в отношении себя и чтобы не утратилось стремление, прежде всего, воспитывать детей. Секст Цецилий считал, что расторжение браков происходит, если кто имел возможность, но не совершал дарения и в силу этого случалось, что браки являются продажными.

Запрет дарения должен защитить супруга от невыгодных последствий неразумной слабости к другому супругу и оказать защиту каждому супругу от шантажа со стороны другого (угроза развода, если не будет сделано дарение).

Разрешалось делать подарки в виде исключения: небольшие подарки в праздник, подарок жены мужу вследствие получением последним повышение по службе, между императором и его супругой, в случае развода, ради отпуска раба на волю.

7.4. Брак

Брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный для создания семьи и порождающие взаимные права и обязанности супругов. Римляне рассматривали брак как фактическое состояние вещей, как юридическую сделку. Цель брака – воспроизводство законных детей, становившимися наследниками отца. Право на брак – это возможность взять законную жену.

Заключение браков рассматривалось римлянами как важное государственное дело. О необходимости заключения браков обратился к римскому народу цензор Метелл Нумидик: «Если бы возможно было обойтись совсем без жен, мы избавились бы от этого зла; но так как установлено природой, что нельзя ни счастливо жить с ними, ни обойтись без них, то следует более иметь в виду сохранение нашего рода, чем преходящие радости».

Брак возникал при наличии сожительства и супружеской любви, а при отсутствии одного из этих условий брак прекращался. Притворный брак не имел никакой силы и считался фиктивным.

Основным моментом заключения брака являлся торжественный увод невесты в дом мужа. Супружеская любовь выражалась в намерении супругов проживать вместе, в едином браке («жить полной общности жизни, сливаясь в божественном и человеческом праве»). Длительное отсутствие супруга (выполняющего, допустим, государственные поручения) не прерывало брак. Брак создается не сожительством, но согласием, говорили римские юристы.

Жена называлась матерфамилиас, дети обязаны были ее уважать. Цицерон утверждал, что звание матерфамилиас давалось жене лишь в строгом браке. Жена обязана была поддерживать порядок в доме, невыполнение этой обязанности могло привести к разводу или наложению штрафа на нерадивую супругу. Бесчестие жены падало на мужа, и, наоборот, положение мужа в обществе распространялось на жену.

Жена должна относиться к мужу с глубоким почтением и оказывать ему всяческие услуги.

На праздновании богини Доброй женщины покрывали шатер виноградными лозами, у ног богини помещалась священная змея. Мужчинам запрещалось присутствовать на празднике, все религиозные обряды совершали женщины. Место проведения праздника – дом консула или претора, все мужчины должны были покинуть здание. В год избрания Цезаря претором праздник проходил в его доме. На празднество решил тайно проникнуть, чтобы повидаться тайно влюбленный в супругу Юлия Цезаря, Помпею некто Клодий. Он не имел бороды и рассчитывал пробраться незамеченным, переодевшись в женское платье, но грубый голос выдал его. Утром весь Рим узнал о происшествии. Хотя отсутствовали доказательства измены жены, Цезарь мгновенно развелся с Помпеей. На вопрос, почему он так поступил, последовал ответ: «На мою жену не должна падать даже тень подозрения».

Неверным будет считать положение жены как невыносимое, а отношение к ней мужа только жестоким. Супругов объединяла любовь и верность. Плутарх, рассказывая о жене Брута – Порции, приводил в пример следующий случай. Пытаясь узнать печаль и беспокойство своего супруга, Порция нанесла себе ножом большую рану и обратилась к мужу: «Брут, я дочь Катона и вошла к тебе в дом не как наложница, не для того только, чтобы делить с тобой ложе и стол, но чтобы участвовать во всех твоих радостях и несчастиях…».

Хотя женщина была в подчиненном положении по отношению к мужчине, в семье она занимала почетное положение, не несла тяжелых работ, лежавших на рабах, а только надзирала и занималась пряжей – почетным и почти обязательным для нее делом.

В ходе развития римского права правовое положение женщины улучшается. Мать семейства, почитаемая рабами и детьми, пользовалась уважением своего мужа, стала хозяйкой своего дома… Матерфамилиас могла уже приносить в жертву богам, как сам домовладыка, богам – ларам, контролировала домашнюю работу рабов; руководила воспитанием детей…А во времена империи женщины высшего общества уже открыто вмешиваются в политические интриги, проявляя при этом свойственные им хитрость и упорство.

Женщины имели право создавать свои общества, так же как и мужчины. Одно из таких обществ имело название «общество для распространения стыдливости». Во время выборов женщины активно участвовали в агитации.

Супругов нельзя было принудить к даче показаний друг против друга. Незамужней женщине разрешалось легально заниматься проституцией.

Существовало несколько видов брака: кум ману (строгий брак), сине ману (нестрогий брак) и внебрачный союз – конкубинат.

7.5. Условия вступления в брак

Муж и жена должны быть свободными, они и их родители должны дать согласие на брак. Если патерфамилиас без серьезного основания не дает подвластному согласия на вступление в брак, то он принуждается к этому магистратом.

Рабы не имели права создавать семью, хотя в ходе развития права римляне признали за рабами право на сожительство – контуберниум (contubernium).

Достижение брачного возраста наступала у мужчины – 14 лет, женщины – 12 лет, – этот возраст считался достаточным для достижения половой зрелости.

Законы XII таблиц запрещали жениться плебеям и патрициям, но этот запрет был устранен еще в древности.

Император Август запретил сенаторам жениться на вольноотпущеннице или проститутке (предполагалось, что жена из этих сословий не соответствует высокой должности жениха), запрещалось жениться военным. Хотя военным запрещалось жениться, на практике солдаты часто заключали браки, признаваемые местными властями, но сточки зрения римского права это не были браком.

Опекуну нельзя было жениться на подопечной, христианину – на представительнице другой религии. Запрещалось жениться римским гражданам на своднях, актрисах, женщинах, уличенных в прелюбодеянии. Не могли жениться агнаты, прямые родственники (по восходящей и нисходящей линии) любой степени и родственники побочного родства до четвертой степени. Запрещался брак между свойственниками по прямой линии (между свекром и невесткой).

В брак могли вступать физически здоровые люди. Так, кастраты не могли жениться, запрещалось жениться безумным. Наличие половой связи между партнерами в браке считалось обязательной, если таких отношений не было, брак считался недействительным.

Образование нового брака возможно лишь при условии отсутствия другого брака. После смерти мужа вдова не должна вступать в новый брак по истечении 9 месяцев, нося траурное платье, императоры продлили траур (luctus) до 1 года. Нарушение траура влекло бесчестие. Делалось это для определения отцовства рожденного после смерти мужа ребенка (если жена рожала ребенка, скажем, спустя 2 месяца после смерти мужа, траурный год прекращался, родившийся ребенок становился полноправным наследником). Нарушение этого запрета не могло помешать вдове выйти замуж ранее указанного срока, но на нее налагалось бесчестие.

Помолвка. Перед вступлением в брак необходима помолвка, после которой жених узаконивал свое право на невесту. После этого нельзя совершать другую помолвку под страхом бесчестия (в более позднюю эпоху – достаточно выплаты штрафа).

Помолвка обычно проходила в форме клятвы заключить брак (с помощью стипуляции). При заключении помолвки не имело никакого значения, совершен ли сговор при участии свидетелей или же кто-либо совершен сговор без составления письменных документов.

Необходимо было согласие детей на заключение брака (с семи лет). Дочь могла противиться воле отца, если отец выбрал ей жениха, недостойного по своим нравам или опозоренного.

Помолвка, закрепленная поцелуем и расторгнутая по причине смерти жениха, половина подарков, сделанных женихом, остается семье невесты.

Возможна была отсрочка помолвки по определенным причинам: отсутствие одной из сторон, вследствие состояния здоровья жениха и невесты, смерти родителей, совершения тяжких преступлений.

Бывали случаи расторжения помолвки с помощью гонца, который передавал чужую волю. Гонцом мог быть и ребенок, и его заявление приравнивалось к вручению письма.

В имперский период помолвка сопровождалась внесением задатка, если жених отказывался от свадьбы, то его подарок оставался у невесты, сторона невесты выплачивала в случае нарушения обещания четырехкратный размер задатка.

В 472 г. н.э. император Лев установил выплату двухкратного размера задатка. Заключение двух помолвок одновременно не допускалось. После заключения помолвки, в случае убийства женихом невесты, рассматривалось как убийство родственника. Предусматривалось осуществления помолвки с достижением детьми семилетнего возраста.

7.6. Виды браков

Брак кум ману

Кум ману (пер. брак с рукой) – строгий брак с властью мужа, жена выходила из-под власти своего отца и попадала под власть мужа или его патерфамилиаса. Первоначально власть мужа над женой была неограниченна, но постепенно властные полномочия ограничиваются (запрещались убийство и продажа жены).

Возникновение строгого брака было возможно после соблюдения определенных обрядов. В глубокой древности он осуществлялся путём похищения невесты.

Другой обряд назывался «поедание лепешек или причащение хлебом». Церемония проходила с участием главного понтифика и 10 свидетелей и была посвящена богу Юпитеру. Приводя невесту к своему дому, жених вручал ей огонь, воду и хлеб из полбы (сорт пшеницы). Невеста, принимая дары, должна была сказать «где ты, Гай, там и я, Гайя». С помощью этой церемонии брак заключали патриции и представители жреческой корпорации. Рожденный от такого брака мог занимать одну из высших жреческих должностей. С I в. н.э. этот обряд уже практически не употребляется.

Возможно, было вступить в строгий брак и с помощью манципации (покупки невесты). В случае непрерывного проживания женщины в доме мужа более одного года брак становился строгим (по цивильному праву лицо, владевшее открыто и независимо недвижимой вещью более одного года, становилось собственником по давности владения).

Муж покупает себе жену, которая по закону становится его рабой. Ее продает отец или опекун в присутствии магистра, пяти свидетелей из римских граждан и «свободного весовщика».

Брак сине ману.

Сине Ману (пер. брак без руки) – нестрогий брак, возникающий после привода невесты в дом жениха. Предполагается, что он возник в плебейских кругах. Разрывался этот вид брака заявлением одной из сторон, без указания причин. В этом браке муж не имел власти над женой, она продолжала подчиняться своему отцу, сохраняя личную и экономическую самостоятельность перед мужем.

Имущество супругов было раздельным. Главой семьи и при этом виде брака был муж, жена получала имя и сословную принадлежность мужа. Жена могла покидать своего мужа на три ночи подряд ежегодно, таким образом разрывая давность владения собою. В случае невыполнения условия по какой-либо причине, брак из нестрогого превращался в строгий (с властью мужа, возникшей благодаря давности владения).

Дети, рожденные в нестрогом браке, считались законными и следовали правовому положению отца. Жена имела право требовать на расходы от мужа, а муж – требовать от жены ведения хозяйства в доме. Супруги должны помогать друг другу, не должны судиться друг с другом и свидетельствовать друг против друга. Постепенно неформальный брак вытесняет брак кум ману и в классический период становится единственной формой брака.

Конкубинат.

Конкубинат (естественный брак, дикий брак, половая связь) являлся внебрачным союзом. Конкубинат возникал в том случае, если по какой-то причине невозможно заключение брака (напр., между сенатором и вольноотпущенницей).

Конкубинат – это сожительство с целью удовлетворения полового влечения, без цели создания семьи.

Находиться в конкубинате могла вольноотпущенница и свободнорожденная (главным образом, женщина, место рождения которой неясно или которая продавала свое тело).

Вот какое определение конкубинату дает знаменитый римский юрист Юлий Павел в своих сентенциях: «в то время когда кто-нибудь имеет жену, он не может иметь конкубину. Ибо конкубина от жены отличается только любовью».

В христианскую эпоху для образования конкубината требовалось отсутствие родственных связей, несостояние в другом браке или конкубинате, длительное совместное проживание. Дети, рожденные в конкубинате, считались «природными» и в случае узаконивания становились законными детьми. В Византии и Западной Европе конкубинат был отменен лишь в XII в.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.