Понятие, стороны и система социального партнерства
Социальному партнерству в сфере труда посвящены 7 глав Трудового кодекса. Этот новый институт трудового права обусловлен вхождением России в рыночную экономику, усилением договорных методов регулирования труда. Теоретические основы этого института трудового права разработаны еще задолго до принятия Трудового кодекса 2002 г. профессором А. С. Пашковым.1 Основное назначение социального партнерства — упреждать социальные конфликты, добиваться принятия взаимоприемлемых решений путем согласования социально-экономических интересов работодателей и наемных работников.2 Определение социального партнерства дается в ст. 23 ТК. Социальное партнерство— это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК). Представителями работников в зависимости от формы социального партнерства выступают: профессиональные союзы и их объединения; иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные избираемые работниками представители в случаях, предусмотренных законодательством. Таковыми, например, являются комиссии по трудовым спорам, в которых представители работников избираются общим собранием (конференцией) сотрудников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Аналогично избираются представители работников для переговоров с работодателями при возникновении коллективных трудовых споров. Представителями работодателей также в зависимости от форм социального партнерства могут выступать руководители организаций, работодатели — индивидуальные предприниматели или уполномоченные ими лица, а также объединения работодателей, создаваемые для представления и защиты интересов своих членов. Представителями работодателей — государственных и муниципальных учреждений, бюджетных организаций — также являются органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления. В ст. 24 ТК сформулированы основные принципы, на которых базируется социальное партнерство: • равноправие сторон; • уважение и учет интересов сторон; • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; • полномочность представителей сторон; • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; • добровольность принятия сторонами на себя обязательств; • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Социальное партнерство осуществляется на нескольких уровнях (ст. 26 ТК). На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъектах РФ. На отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальных образованиях. На локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда. В соглашениях, заключаемых на межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях, не могут содержаться положения, снижающие уровень правовых гарантий работников по сравнению с нормами, содержащимися в федеральных соглашениях. В то же время включение в указанные соглашения дополнительных льгот, преимуществ и других норм, улучшающих положение работников, вполне допустимо и даже желательно. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|