Здавалка
Главная | Обратная связь

Как избавиться от обиды



Далай-лама (через переводчика): Возможно, для наглядности следует привести следующую историю. В одиннадцатом или две­надцатом веке великий тибетский ученый геше Потова сказал: «Даже если есть страдание в болезни, старении и смерти, то меня это не беспокоит. Потому что только тело находится во власти бо­лезни, увядания и смерти. Чему же здесь удивляться?»

Экман: Несколько более позитивная западная версия этой вос­точной мудрости гласит, что солнце светит не каждый день. Мы не всегда здоровы, потому что иногда мы болеем. Нам сопутствует не только удача, но и неудача. Мы не только живем, но и умира­ем. Такова природа нашего существования: всегда будут трудно­сти, с которыми нам придется сталкиваться. Проблема возникает в том случае, если вы имеете нереалистичные ожидания.

Далай-лама: Это хорошо. Обычно это называется здравым смыс­лом. Я думаю, это полезно.

Экман: Мне кажется, что это направляет фокус нашего обсуж­дения обратно к одной из фундаментальных истин. Удивительно, что я как ученый использую выражение «фундаментальная исти­на», но вам действительно необходима фундаментальная истина для того, чтобы иметь реалистичный взгляд на мир.

Далай-лама: Первая Благородная Истина[22].

Экман: Если у вас нет реалистичного взгляда на мир, то в вашей жизни не будет ничего, кроме бед. Сегодня основной формой пси­хиатрического лечения в США является когнитивная терапия по­ведения. Цель такого лечения — помочь вам увидеть, что имен­но ваш взгляд на жизнь делает вас несчастным. Но это только взгляд, — и вы можете его изменить. Я здесь намеренно кое-что упрощаю, но я знаю, что Арон Бек, один из разработчиков это­го метода лечения, преисполнен энтузиазма по поводу перспектив его развития. Одно из недавних достижений заключается в объ­единении когнитивной терапии поведения с медитацией. Этот но­вый метод называется когнитивной терапией поведения, основан­ной на памятовании, и он оказывается особенно эффективным при лечении депрессии.

Далай-лама: Хорошо. (Через переводчика.) Важно, что в буд­дистских текстах подчеркивается необходимость думать больше о других, чем о себе самом. Например, если ваш образ мышления является эгоцентричным, то тогда все, что происходит с вами, ка­жется вам преувеличенно важным. Даже самая малая трудность может показаться вам непереносимой. Но если вы способны так­же думать и о других, то тогда вы имеете глобальное сознание. Подобно Дарвину. Если вы способны думать о благополучии всех чувствующих существ, то тогда вы можете успешнее заниматься своими делами, поскольку вы помещаете вашу собственную про­блему в такие глобальные рамки. Это изменяет ваш взгляд на соб­ственную ситуацию.

Чтобы применить этот подход в повседневных условиях, необ­ходимо осознать, что если вы имеете глобальный взгляд на про­исходящее, то тогда вы получаете лучшую позицию для оценки ваших собственных конкретных проблем, в более широком кон­тексте и в правильной пропорции. Для использования широкого контекста необходимо знать прошлую историю. В ряде случаев наши воспоминания очень полезны. В других случаях наши воспо­минания очень вредны. Однажды в Индии я принимал участие в те­левизионной программе. Ведущий захотел спросить меня о кон­фликтах между мусульманами и индуистами в Индии, случавшихся в прошлом...

Джинпа: Много веков назад.

Далай-лама (через переводчика): Он хотел рассказать что-то о тех далеких временах. Я сказал ему: «Это бесполезно. Теперь мы сталкиваемся с новой реальностью, и обращение к прошлому опы­ту, прошлой истории оказывается бесполезным для решения се­годняшних проблем».

На другой день во время беседы с мусульманами я откровенно заявил им, что народ Индии много страдал от религиозных кон­фликтов — индуисты и буддисты страдали в эпоху правления му­сульман, но это было в прошлом! Сегодня мы имеем дело с новой реальностью. Теперь нам нужно принять эту новую реальность и решать эти проблемы с учетом ее особенностей. Прошлое — за­будем о нем! (Один раз хлопает в ладоши.)

Джинпа: Вот как Его Святейшество справляется с подобны­ми проблемами. Вы, наверное, знаете, что вторжение мусульман в Индию имело пагубные последствия для буддизма. Многие хра­мы и монастыри были полностью разрушены мусульманскими ор­дами.

Далай-лама (через переводчика): Обращение к прошлому и со­хранение обиды происходит не только за счет одних лишь эмоций. Здесь играют важную роль память и интеллект...

Экман: Да! Я думаю, этому учат в некоторых школах в мусуль­манских странах, особенно в Саудовской Аравии. Там на уроках истории рассказывают об ужасном обращении с мусульманами в прошлом, чтобы возбудить в учениках злобу и жажду мести.

Далай-лама (через переводчика): Если вы цепляетесь за про­шлое и реагируете на сегодняшние события с этих позиций, то тогда вы реагируете главным образом на эмоциональной осно­ве, чтобы испытать чувство несправедливости или обиды. С дру­гой стороны, если вы осознаете свое прошлое, но предпочитаете не реагировать на его основе, то тогда вы используете свой интел­лект, чтобы выбрать совершенно другой способ реагирования — с мудростью. (Смеется.)

У китайцев есть пословица, хотя они и не следуют ей на практи­ке: «Нельзя оценивать то, что было сделано в прошлом».

Экман: С учетом сказанных вами слов у меня возникли три во­проса. Первый касается способов ослабления, а не поощрения чувства обиды. В наше время в разных частях мира развитие чув­ства обиды открыто поощряется. Детей учат испытывать оби­ду за прошлые несправедливости. Очень непросто убеждать лю­дей отбросить обиду за прошлые несправедливости и жестокости.

Возможно, изменить это так же трудно, как триггеры, приводя­щие в действие эмоцию. Как только обида укореняется, избавить­ся от нее становится очень непросто, а мы не имеем достаточного числа исследований, чтобы объяснить, как это следует делать.

Далай-лама; Верно. (Через переводчика.) Речь идет не о том чтобы забыть прошлое; речь идет о том, чтобы не продолжать хра­нить в себе эту обиду.

Экман: Из этого могут быть извлечены уроки, хотя и не обяза­тельно правильные. Это могут быть ошибочные уроки, извлечен­ные из прошлого, потому что мир, как вы отметили, стал другим.

Второй мой вопрос связан с тем, что большую часть своей исто­рии люди на этой планете жили небольшими группами в дерев­нях, наподобие той деревни в Папуа — Новой Гвинее, в которой я сам жил во время экспедиции в 1967 году. В ней проживало от ста до двухсот человек. Если вы видели кого-то из жителей дерев­ни страдающим, вы могли немедленно его утешить.

Далай-лама: Да, да.

Экман: Теперь мы живем в больших городах. По телевизору мы видим страдания людей в разных частях мира. Некоторые люди, например политические комментаторы, утверждают, что это за­ставляет нас чувствовать себя беспомощными. Но если вы вспом­ните, какой была реакция на цунами в Юго-Восточной Азии или на ураган Катрина на индивидуальном уровне, то признаете, что очень многие безо всяких официальных просьб, исключительно по доброй воле проявляли готовность утешить и успокоить стра­дающих людей, находившихся от них на большом расстоянии. В том можно видеть позитив, основание для надежды. Такие про­явления сострадания часто выходят за пределы клана конкретно­го человека или даже за пределы его нации.

Мы должны найти способ стимулировать такую реакцию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.