Здавалка
Главная | Обратная связь

Вс. Овчинников Законопослушные индивидуалисты



Оказавшись в новой, непривычной обстановке, англичанин прежде всего стремится сориентиро­вать себя относительно действующих в ней пра­вил. Впервые переступив порог школы, фирмы,

клуба, парламента, он думает не о том, как при­влечь к себе внимание каким-то своеобразным поступком, а о том, как вписаться в сложивший­ся там порядок. Иными словами, он видит свою Цель не в том, чтобы выделиться, а в том, чтобы Уподобиться.


Новобранец начинает службу в армии с лекции о правилах поведения, которые касаются не только обязанностей солдата, но и его прав. И он с первых же дней точно знает, что сержант мо­жет и чего не может приказать рядовому. Высо­кий уровень правосознания можно считать харак­терной чертой всех слоев британского общества. Говорят, что даже преступники в этой стране немногим хуже юристов разбираются в англий­ском праве: каждый из них точно знает, что мо­жет и чего не может сделать в отношении него полицейский, следователь, прокурор, тюремщик. Краеугольным камнем законопослушности англи­чан служит убеждение, что закон должен быть обязательным для всех и никакие исключения здесь недопустимы. Обладая высоким уровнем правосознания, англичанин убежден, что законы существуют как для того, чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения, так и для того, чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости властей. Англичане — законники до мозга костей. Подоб­ная черта порой воспринимается на наш взгляд как бюрократическая черствость. Если они счи­тают, что поступают по правилам, нечего пытать-

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М, 1970.

Британские мамы и папы умеют подавлять естественные проявления чувств к собственным детям, сдерживать душевные порывы уздой самокон­троля. Англичанин традиционно чурается излишней фамильярности, избе­гает проявлений душевной близости. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей в Британии — это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей — значит пор­тить их. Чтобы вести себя должным образом, гласит английская мораль, че­ловек должен хорошо знать как касающиеся его правила, так и принадле­жащие ему права.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственно­сти за свои поступки. Они рождаются как бы готовыми взрослыми и для пе­рехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Сознательно отчуж­даясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16— 17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей. Отдавать родных детей в чужой дом и тем самым приучать их к самостоятельности англичане начали давно. К примеру, известно, что в три­надцатилетнем возрасте великого английского социолога Герберта Спенсера отец отправил к дяде Томасу, который в то время был священником англи­канской церкви и заведовал приходом Гинтон Чатероуз у Бата. Воспитание того времени требовало, чтобы юноши удалялись из родительского дома, дабы привыкнуть к самостоятельности и воспитываться в более строгой об­становке.

ся разжалобить их ссылками на какие-то исклю­чительные обстоятельства личного характера. Не дай бог англичанину почувствовать себя как-то ущемленным в том, что он считает не приви­легией, а правом. В первом случае он готов кор­ректно просить. Во втором он тут же превраща­ется в гневного требователн, прямо-таки в разъяренного кабана.

Англичанин не только законопослушен. Он с ува­жением относится к закону. Он соблюдает те или иные правила не ради блюстителей порядка и не потому, что иначе может подвергнуться наказа­нию. Он поступает так, будучи убежденным, что от этого выигрывает как он сам, так и окружа­ющие. Самая наглядная иллюстрация этого — уличное движение в Лондоне. Кроме автомати­ческих светофоров и белых полос на асфальте, его вроде бы никто не регулирует. Полицейских-регулировщиков практически нет. Случаи, когда патруль остановит водителя за нарушение пра­вил, бывают крайне редко. И тем не менее на улицах Лондона царит образцовый порядок. Его начинаешь по достоинству ценить, лишь оказав­шись на несколько дней в Дублине или Париже. Туристы с континента часто шутят, что бес­страстные обитатели туманного Альбиона


одержимы одной-единственной страстью — стоять в очередях, что, появившись на пустой автобусной остановке, англичанин инстинк­тивно образует аккуратную очередь из одно­го человека. Англичане действительно склон­ны тут же выстраиваться в очередь, как толь­ко это представляется возможным (я не решаюсь сказать — необходимым). Вереницы людей терпеливо мокнут под дождем, и ник­то даже не вытянет шею, чтобы посмотреть, куда же это, в конце концов, запропастился автобус. В дни распродаж в универмаге «Хар-родз» очередь перед его открытием опоясы­вает весь квартал и змеится по соседним пе­реулкам.

Очередь, на взгляд англичанина, как бы припод­нимает человека в его собственных глазах. Это повод продемонстрировать свою гражданствен­ность. Ведь очередь наглядно олицетворяет со­бой идею о том, что соблюдение определенных правил дает человеку гарантию определенных прав.

Источник: Овчинников Вс. Корни дуба. Впечат­ления и размышления об Англии и англичанах // Новый мир. 1979. № 4-6

Изначально система средневекового образования в Британии ставила целью сформировать своего рода спартанцев или, как это именовалось в Англии, «мускулистых христиан». Достигалось это благодаря системе телесных наказаний в учебных заведениях, в первую очередь для детей из наиболее обеспеченных и привилегированных семей, сохранившейся с VII до XXI в. Большинство британских школ прошлых столетий — особенно частных — организовывались по принципу интернатов или пансионов, где учащемуся надлежало не только изучать науки, но и жить в отрыве от се­мьи и родителей. Принцип интернатского обучения сохранился в самых прославленных частных школах и колледжах и сегодня. Пожалуй, нигде в мире система школ-интернатов, или, как ее именуют в Британии, boarding schools, не прижилась так прочно и не достигла такого размаха, как на Альбионе7.

В России, США и большинстве европейских стран интернат, где дети из благополучных семей воспитываются чужими людьми, — периферийное звено в образовательной системе и служит прибежищем для детей-сирот, трудных подростков и детей-инвалидов. В Британии это центральный эле­мент системы образования и воспитания. Здесь пансион служил целям вос­питания идеального гражданина.

Неотъемлемой частью классического образования и воспитания в луч­ших школах и университетах Британии являются спортивные дисциплины и спортивные доблести. В публичные школы их ввел Томас Арнольд в 1827 г. Нередко в английских магазинах, торгующих антиквариатом, можно услы­шать вопрос покупателя к продавцу: «У вас нет старых школьных галстуков?» Для британца старый школьный галстук — не только коллекционное сокро­вище, но и моральный символ. Дело в том, что в Англии, где существует та­кое понятие, как корпоративный галстук (несущий эмблему компании или клуба), наиболее престижными являются галстуки публичных школ. Их вла­дельцев объединяет своего рода кастовость — выпускники престижных учеб-

Врезка

И. С. Кон







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.