ИСХОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Социализация — это долгий и трудный процесс врастания в то общество, которое есть на самом деле. А воспитание — это привитие высоких нравственных качеств, которые позволяют относить человека к определенному социальному слою, а именно интеллигенции. Когда мы говорим о воспитанности, то подразумеваем учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях, знанием этикета. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Но социализация — нечто другое. Социализированное^, если уместен подобный термин, вовсе не выступает признаком интеллигентности. Пронырливый интеллигент, хитрый богач или лживый политик — вполне социализированные люди. Они научились жить по правилам своего общества. Но про них не всегда скажешь, что они воспитанные люди, даже если умеют вести себя за столом и правильно держат вилку. Воспитанность — глубоко нравственное качество. Итак, социализация — процесс освоения социальных норм и правил, которых придерживается большинство членов общества. Воспитание — усвоение культурных норм и ценностей, которых придерживается лучшее меньшинство общества. Можно быть социализированным, но невоспитанным. И наоборот — воспитанным, но совершенно несоциализированным, т.е. не умеющим жить, не знающим жизни. Два столь разных и в то же время похожих процесса можно объединить в одну схему (рис. 11). Рис. 11. Варианты процессов воспитания и социализации На схеме изображены 4 комбинации: 1) +В+С — это высококультурный нравственный человек, который вместе с тем хорошо знаком с законами жизни и не теряется ни в какой ситуации. 2) +В—С — это тип интеллигента, который обладает высокими нравственными принципами, но совершенно не знает жизни и не умеет к ней приспособиться. 3) -В+С — это социальный тип, который в народе называют «трамвайным хамом»: он прекрасно знает жизнь, но совершенно не имеет нравственных убеждений. 4) —В—С — очень редкий тип человека, который не знает жизни и не имеет нравственных убеждений. С социологической точки зрения в основе социализации лежит процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Ни социализация, ни воспитание не являются социальными институтами. И если в литературе встречается выражение «воспитание как социальный институт», то надо помнить, что автор допускает грубую методологическую ошибку. Социальным институтом, точнее сказать целой системой институтов, является только образование. Оно осуществляется че Воспитание — направленный процесс влияния одного человека на другого с целью привить ему нужные правила поведения и/или этические нормы. В отличие от него социализация представляет собой непланируемый, нерегулируемый, нецеленаправленный процесс взаимодействия людей с людьми или людей с вещественной средой. Как педагогическое управленческое воздействие воспитание тесно связано с процессами обучения, образования, подготовки, обеспечением грамотности. Все они — яркие представители так называемых селективных, или избирательных, техник воздействия на сознание. Действительно, образование предполагает, что в школе человека обучают не всему подряд, а лишь тому, что отобрано учителем, методическим советом, учеными и министерством образования. И родители, воспитывая своего ребенка, прививают ему не любые ценности, но только положительные. Они учат его добру, справедливости, мужественности, патриотизму. А вот социализация отличается своей всеядностью. Она не относится к числу ни селективных техник воздействия, ни к целенаправленным процессам. Она стихийна и неуправляема — мы живем в обществе, впитывая все, что происходит вокруг, и учимся, совершая многочисленные ошибки, сами. Даже прислушиваясь к чужим советам, мы не увеличиваем степень целенаправленности социализации. Она велика и многообразна как сама жизнь. Воспитание — часть или форма социализации — ограничена числом субъектов, а социализация — нет. Не каждому разрешают воспитывать. Часто мать заявляет соседке: а кто вам дал право воспитывать моего ребенка? И ребенок воспринимает воспитывающее действие далеко не от всякого человека — от родителей, родственников, друзей семьи, но не больше. Уже друзьям он заявляет: не учи меня жить. Воспитание — обязательно обучение, но обучение не чему попало, а только законам жизни, жизненной мудрости. Это глубоко нравственный процесс. Везде, где есть нравственное воздействие, есть воспитание. Но не везде, где есть обучение, есть воспитание. Обучение новым знаниям не есть вос-питание. В школе обучение и воспитание разделяют, многие учителя согласны взять на себя функцию передающего новые знания, но не согласны брать на себя статус воспитателя. Хотя в советской школе учителю буквально вменялось в обязанность выступать наставником жизни и воспитателем. Сегодня подобные установки устарели. Обучение носит дискретный характер. Оно происходит в заданное время, в заданном месте под присмотром специалистов. Человек не может обучаться всю жизнь. Окончив школу, он поступает в вуз, а после его окончания идет работать. Когда-то фирма пошлет его на курсы повышения квалификации или ему придется это делать за счет биржи труда. Но социализироваться, скажем так, учиться жизненной мудрости человеку приходится всю жизнь и притом непрерывно. Задержался — и отстал от жизни. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и созерцанию. Часто даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо Как мы уже отмечали, частью процесса социализации является воспитание. Образно выражаясь, оно представляет собой окультуривание человека. Воспитание определяется обществом и выражается в форме: • культурных норм; • бытовых правил поведения; • ценностей и идеалов. Воспитание состоит из целенаправленного прививания наперед заданных свойств, а также стихийного усвоения культурных норм. Последнее происходит из ближайшей и дальней социальной среды, при этом неосознанно. В семье оно идет через подражание образцам поведения родителей. Между целенаправленным и стихийным воспитанием в семье (как и в обществе) может обнаруживаться разрыв — конфликт. Например, родители приучают ребенка не чавкать за столом, а сами делают это. Разрыв между словом и реальным поступком завершится тем, что ребенок, как и любой человек вообще, усвоит то, что легче прививается. В данном случае — поступок, а не слово. Вот почему важна не только сумма полученных знаний, но и определенные нравственные установки по отношению к окружающему миру, развитие у подростков целеустремленности, ответственности, терпимости и милосердия. Сходные проблемы существуют сегодня в США и России. По обе стороны океана главное зло — массовое отчуждение людей и снижение чувства собственной ценности у подростков. Правильные поступки прививаются через долгое заучивание, повторение и закрепление пройденного, доводятся до автоматизма и шлифуются по форме постоянно. Поддерживающим началом выступают не только окри- ки старших, но и самоконтроль. Чтобы он возник, у ребенка надо сформировать заинтересованность. А заинтересованность всегда конкретна. Многие правила должного поведения непонятны подросткам не потому что сложны, а потому что они абстрактны, т.е. оторваны от реальной жизни — взаимоотношений с такими же подростками в школе и во дворе. Родители наставляют ребенка не курить, но соседский парень дал попробовать и сказал, что страшного в том ничего нет: мол, не умер же от одной сигареты. Он не умрет и от нескольких десятков, поскольку никотин, накапливаясь десятилетиями, убивает организм медленно. Только в зрелом возрасте человек почувствует недомогание. А пока что курение — обычная забава, стремление получить новые острые ощущения. На уровне подростковой жизни запрет на курение является абстрактной нормой, потому что угрозы здоровью он в ближайшее время почувствовать не может. Напротив, такую норму, как запрет на противоборство с превосходящим противником, можно ощутить сразу, как только попробовал подраться с крепким здоровяком. Социализация и воспитание происходят в подростковом возрасте во многом через усвоение реальных моделей поведения. Юноша присматривается к тому, как ведут себя окружающие: родители, родственники, знакомые, ровесники, учителя, соседи и проч., и, что называется, «наматывает на ус». Одно он считает допустимым для себя, а другое — нет. Кому он подражает в первую очередь? «Значимым другим». Так в социальной психологии называют наиболее авторитетных для конкретного человека людей, тех, к мне В деле воспитания важен также уровень допустимого поведения со стороны родителей. Он выражается в том, что могут себе позволить делать родители при ребенке, а чего не могут: устраивать ссоры, ходить небрежно одетыми, выражаться матом, курить и проч. Не стараясь подавить негативные эмоции, родители неявно учат и детей не трудиться над своей душой, не делать воспитательных усилий. Почему родители все время принуждают детей: «Убери за собой посуду, подмети пол, вынеси мусор, не разбрасывай игрушки и т.п.»? В воспитательных целях? Да, конечно. Но не только. Им не хочется самим все это делать. Доказательства? Пожалуйста. У дворян на все про все были слуги. Разве родители заставляли мыть за собой посуду? Так что воспитание здесь вроде бы и ни при чем. Воспитание, как ежедневный тяжелый труд над исправлением прежде всего себя, утверждается в семье тем прочнее, чем выше ее уровень образования. Родители с высшим образованием воспитывают детей чаще через воспитание себя. Если они сами из воспитанной семьи, то обработка себя за- нимает меньше времени и требует меньше усилий. Образцы поведения из родительской семьи передаются в молодую семью повзрослевших детей. В родительской ситуации скрыто еще одно противоречие. Если воспитание ребенка, который схватывает поступки, а потом уже слова, это тяжкий труд, то 20—25-летние родители, недавно вышедшие из детского возраста, вовсе не мотивированы на такой повседневный труд души. Им хватает обычной работы. А если на ней вкалываешь как проклятый и мечтаешь поскорее добраться домой, чтобы расслабиться, а там — ребенок, твой строгий учитель, то как вообще жить? Сплошной труд. А когда жить для себя? Когда сходить на дискотеку или в гости, когда походить по дому в чем хочется или, развалившись в кресле, покурить за чашкой кофе? Семья — микромодель общества со своими социальными отношениями Можно «сплавить» ребенка бабушке и дедушке, но это переложение на них тех функций и той миссии, которые призван в жизни выполнить ты сам. Бабушки — только дополнительные агенты социализации. Функции основных и дополнительных агентов социализации менять нельзя, они — не симметричны. Только родители — через каждодневное общение — обязаны воспитывать детей, воспитываясь при этом сами и подпитываясь у них жизненной энергией, детским видением мира, нравственной чистотой. Для родителей воспитание даже важнее, чем для детей. Для детей воспитание — вторичный акт. Это парадоксально, но только на первый взгляд. Родители, воспитывая своего ребенка, в том возрасте (начиная с пеленок), когда тот еще не годится ни для какого серьезного воспитания и не готов усваивать ничего, кроме некоторых простейших движений, воспитывают и переделывают прежде всего себя. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|