Здавалка
Главная | Обратная связь

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ



Продолжительность, функции и способы воспитания были различными у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, вос­питание в высшем и среднем классах было более продолжительным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом отно­сительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным кли­матом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спелену-тыми, а с теплым — носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают.

Когда этнографы и социологи сравнивают национальные стили воспи­тания детей по степени их строгости, соотношению наказаний и поощре­ний, взаимоотношению между старшими и младшими, системе ценностных предпочтений, то выделяют самые разные исторические и региональные типы воспитания.

Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к ли­шениям и ударам судьбы человек. Ему подчинялась система семейного обу­чения и воспитания, которые отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Они строились на равноправной основе, вот поче­му обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел». Видимо, поэтому слова «знание», «учение» и «узел» изобра­жались одним и тем же иероглифом.

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать ро­дителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родитель­ский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обес­печивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как вери­ли египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую «кодекс поведения» (март). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею край-

ней важности воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»1.

Каждый глава семьи жил в своем доме, будь то роскошный дворец с дра­гоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятия «по­строить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. Художники и скульпторы изображают египетскую семью весьма привлекательно. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Детишки жмутся к родителям. В настенных росписях в гробницах муж и жена по-прежнему изображаются рядом, объединенные вечностью, как и при жизни. В Егип­те почитают родителей: на склоне лет старики живут в семье, окруженные заботой.

Древние египтяне были очень чистоплотными и использовали мно­жество косметических средств. Были особые мази, избавляющие от за­паха пота, мази для складок на теле, мази, молодящие и очищающие кожу, мази от пятен и прыщей на лице. Мясо даже вельможи употребля­ли лишь по праздникам, и не потому что его было мало, а потому что негде было его хранить. Они очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Правилом хорошего тона было умывание по нескольку раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности состояли из тазика и кувшина с носиком, которые обычно находились под столом с блюдами. Везиры, высшие судьи, правители номов тоже превращали свой утренний туалет в церемонию. Младшие братья и про­чие родственники собирались вокруг хозяина дома. Семья не собиралась

за утренним завтраком. Главе семьи подавали еду сразу после умывания. Он получал хлеб, пиво, кусок мяса, вырезку и пирог («шенес»). Его жена завтракала, пока ее причесывали, или сразу по окончании туалета4.

В отличие от древних египтян и греков, считав­ших идеалом благородного героя, древние римля­не культивировали идеал независимого земле­дельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жиз­ни. Девочки воспитывались в семье и для семей­ной жизни, мальчики получали практическое вос­питание. У римлян не привились элементы гре­ческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гла­диаторов и публичные зрелища.

В Японии учитель часто обращается к поощре­ниям, нежели к наказаниям. Воспитывать означа­ет не ругать за то, что уже сделано плохо, а, пред­видя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поста-

3 Образование и литература Древнего Египта (http://www.tmn.fio.ru).

4 Подробнее см.: Мошпе П. Египет Рамсесов. М., 1989.

вить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы счи­тают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.

С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ни­чего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совер­шенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Пер­вые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они по­степенно. Он начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем дет­ стве никто не ограничивал. Он учит­ся вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления же­сткость регламентации поведения сильно возрастает.

Для китайской и японской культур характерно понятие «подобающего места», требующее от каждого человека точного знания собственных прав и обязанностей и неукоснительного следования им. В Японии и Китае люди редко имеют возможность уединиться, скрыться от ока общественности. Отсюда вытекает одна из целей воспитания — научить людей щадить чув­ства друг друга, быть терпимыми, сглаживать возможные конфликты. Гибкость — одна из главных доброде­телей. Система образования в Стране восходящего солнца выстроена доста­точно жестким образом. Японские де­тишки проходят жесточайший отбор, позволяющий выявить среди них са­мых умных, талантливых и трудоспо­собных. Время, когда выпускники школ сдают экзамены в высшие учебные заведения, в Японии называют «эк­заменационным адом». Ведь от поступления в то или иное учебное заведе­ние зависит будущее место работы. Система «пожизненного найма» обес­печивает японцев работой до самой пенсии, но что это будет за работа и как сложится карьера, часто зависит от того, какое учебное заведение окончил выпускник. Иностранцы отмечают любовь японцев к форме, стремление «быть как все». Япония — одна из немногих стран, в которых школьная форма не только сохраняется, но и фасон ее не меняется уже более ста лет. Она впервые была введена в Токийском императорском университете в 1885 г. Сразу стало престижным демонстрировать свою принадлежность к студенчеству, и форма быстро прижилась не только в других университетах, но и во многих школах. В наши дни она обязательна в средних школах. У мальчиков это черные брюки и черный, реже темно-синий, глухой китель со стоячим воротником. Форма девочек заимствована из Европы и копи­рует морской стиль: блузка с флотским воротником и темно-синяя юбка-клеш. Обязательный атрибут школьной формы — ранцы, над дизайном которых трудятся лучшие модельеры страны. Как и форма, они были заим-

ствованы из Европы в середине XIX в. За образец взяли немецкие солдатс­кие ранцы, емкие, удобные и почти не стесняющие движения.

В Японии в отличие от нас нет неполных семей и семей алкоголиков. Здесь, как и в Китае, процветает культ семьи. Культ государства тоже есть, но семья считается важнее. Концепция государства такова: все государ­ство — семья, император — отец нации, там все — семья. Поэтому в Япо­нии семейное воспитание гармонично вписывается в школьное.

В основе педагогических традиций Древнего Китая лежат принципы се­мейного канона, который формировался и оттачивался на протяжении мно­гих веков. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем чле­нам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, на­пример запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить стар­шим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой уси­ливала непременная атрибутика в каждом жилище — картинки с изображе­нием нравоучительных сценок5.

Основополагающий принцип традиционной культуры Китая — конфу­цианская культура наньнюй юбе (мужчины и женщины должны соблюдать разные правила поведения), а также наньнюй шоу буцинь (общение между мужчиной и женщиной не должно быть близким). Такие нормы поведения породили обычай разъединения полов. В семье мальчики и девочки воспи­тывались на разных половинах дома. В традиционном Китае запрещалось добрачное общение молодежи, хотя у всех или большинства европейских народов оно разрешалось. С этой целью у последних практиковались поси­делки, совместные развлечения, игрища, ухаживания, молодежные союзы. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность чело­века — это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. С уваже­нием к традиции всегда связано почтение к тем, кто эту традицию пере­дает, — старшим, и в первую очередь к собственным родителям. Доброде­тели сыновней почтительности Кон­фуций придавал первостепенное зна­чение, считая ее основой всех осталь­ных добродетелей, и прежде всего человечности. Эта добродетель стала пользоваться совершенно исключи­тельным социальным престижем. На втором месте среди семейных доб­родетелей он называет уважение и любовь к старшим братьям (ди). Вос­питание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское обра­зование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианс­ких сочинений. С первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов

5 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М, 1982.

и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианс­кими традициями6.

Главное правило жизни, основу воспитания в конфуцианстве составляет точное следование церемониям и обрядам (ли), которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее ис­полнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотноше­ния в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на цере­мониях. Целью в конфуцианстве явля­ется обретение характера благородно­го мужа, т.е. человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний.

В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что не­умеренное проявление родительс­кой любви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам.

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.