Здавалка
Главная | Обратная связь

СЕМЕЙНАЯ ДИСЦИПЛИНА



Исследования семейной дисциплины свидетельствуют о том, что она оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей:

а) когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно;

б) когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного об­
щения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля;

в) когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным
взысканиям, а не к карательным мерам;

г) когда между детьми и родителями складываются демократические от­
ношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм.

Одним из важнейших аспектов дисциплины является последователь­ность ее проявления — это касается и отдельных действий каждого из ро­дителей и их взаимной согласованности. Непоследовательность требований, предъявляемых родителями, создает в семье нестабильную, нервную обста­новку, что, естественно, не способствует нравственному развитию подрост­ков, а иногда приводит к их враждебности и даже совершению противоправ­ных поступков.

Но, однако, непоследовательность в отношении дисциплины не является решающим фактором. Если в семье все же преобладает атмосфера взаимо­понимания, то, скорее всего, даже в случае непоследовательных действий родителей поведение подростка не станет антисоциальным. Но если непо-

следовательность накладывается на враждебные отношения в целом, то ее воздействие окажется разрушительным.

Родители, предпочитающие воспитывать своих детей с помощью разум­ных словесных доводов и советов, оказывают на них более положительное влияние, чем те, кто строго контролирует детей. Используя методы, направ­ленные на понимание и внутреннее принятие неких ценностей и стандар­тов, родители добиваются того, что подросток (особенно если в семье су­ществует взаимная привязанность) склонен слушать и принимать их. Объяс­нение и поощрение с целью направить или исправить поведение ребенка способствует нравственному росту, в то время как физические наказания и постоянные придирки ведут скорее к антисоциальному поведению и пра­вонарушениям.

Родители, полагающиеся на карательные меры, не достигают истинной цели дисциплины: формирования совестливости, умения плодотворно об­щаться и сотрудничать с окружающими. Жестокие наказания, особенно на фоне негативных в целом отношений, ведут к тому, что ребенок вырастает черствым, равнодушным, недисциплинированным. Вместо того чтобы на­учить отзывчивости, подобные меры ослабляют чувствительность, дети при­выкают бояться и ненавидеть, они не хотят заботиться о других, не стремятся заслужить одобрение. Подростки из авторитарных семей, где строгость ро­дителей не сочетается с интересом к ребенку и участием в его делах, наибо­лее послушны и конформны по отношению к требованиям взрослых, од­нако у них отмечается более низкая самооценка. Подростка можно заста­вить подчиниться, но как только угроза наказания извне исчезает, его поведение становится потенциально антиобщественным. Такое воспитание получили многие преступники.

Излишняя снисходительность со
Пестрые факты стороны родителей также ведет к от-

ставанию в социализации и нрав­ственном развитии ребенка, посколь­ку детям не помогают учиться контро­ лировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок ос­тается как бы вне морали. Подросткам необходимо родительское руковод­ ство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутреннего стер­жня.

Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценностями ро­дителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают право­нарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрезмер­ной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей.

Атмосфера в семье либо способствует, либо препятствует приобщению подростков к жизненным ценностям родителей. Авторитетное воспитание, т.е. такое, при котором одновременно присутствуют и поддержка и контроль родителей, ведет к тому, что дети охотно перенимают ценности своих ро­дителей. Но подобное происходит не всегда, даже если родители готовы к

авторитетному стилю. Причины могут лежать в той сфере, которую они не в состоянии контролировать, а именно в области эмоций.

Трудноуправляемые дети создают проблемы как для себя, так и для ро­дителей. Причиной часто служит их эмоциональная возбудимость и импуль­сивность. Родители, загруженные многочисленными проблемами, не свя­занными с социализацией, сбиваются с ног, пытаясь обуздать ребенка. По­скольку они не являются в сфере воспитания профессионалами, нет ничего удивительного в том, что у них ничего не получается. Обратиться же к про­фессиональным психологам и педагогам мешают такие причины, как ма­териальная нужда, психологическая предубежденность (в одном случае, боязнь получить ярлык «неблагопо­ лучного ребенка», в другом — недове­рие к специалистам, часть которых действительно показывают свое бессилие), отсутствие устойчивой и дли­тельной практики обращения к посредникам в России.

Импульсивный ребенок навлекает на себя множество неприятностей, начиная с опасных игр и неловкого обращения с колющими предметами, кончая дополнительными негативными санкциями со стороны родителей. Они, отчаявшись справиться с ребенком, стараются достичь эффекта един­ственно доступным средством — поркой. У субъекта и объекта первичной социализации, т.е. родителей и детей, появляется общий синдром — эффект накопленной агрессии друг к другу.

Импульсивные подростки неспособны к самодисциплине. Наблюдения за импульсивными и плохо управляющими своим поведением младшими школьниками и подростками показали, что родители таких детей часто кон­фликтуют между собой и расходятся во взглядах на воспитание. Родители оказываются плохими социализаторами, они не готовят своих детей к ре­шению таких школьных задач, как обучение чтению, письму и рисованию, не требуют от детей школьных успехов, а также редко дают им возможность участвовать в работе по дому или в воспитании младших сестер и братьев. Сочетание родительского пренебрежения и отторжения с пониженными требованиями к ребенку может в конечном итоге сделать его поведение не­управляемым.

Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен проявить не­которую самодисциплину, например сидеть тихо и сосредоточенно. Неуп­равляемый ребенок рискует не научиться читать за первые три или четыре года обучения, и если учителя и родители не наверстают упущенное в чет­вертом или пятом классе, последующее школьное обучение становится не­посильным бременем для ребенка. В школьной среде они попадают в круг аутсайдеров, с трудом находящих общение со сверстниками. Спасаясь от изоляции, они поддерживают асоциальные формы общения и поведения, например коллективный прогул уроков и употребление наркотиков (алко­голя, табака).

Бунтуя на словах, подростки тем не менее смотрят на родителей как на социальный эталон поведения. На них особенно угнетающе действуют ссо­ры между родителями, их неудачи или проявления нечестности.

Взаимоотношения в семье основа нравственного развития ребенка

ОТЦЫ ИЛИ МАТЕРИ

Исследование школьников от 12 до 17 лет показало, что большинство подростков по всем вопросам, даже философским, предпочитают обращать­ся к матери, а не к отцу.

Чем более напряженные отношения складываются с отцами, тем чаще подростки — как мальчики, так и девочки — стремятся следовать советам матерей. Наблюдаемое предпочтение, которое подростки оказывают сове­там матерей, вполне согласуется с результатами ранее проведенных иссле­дований, которые показывают, что отношения между подростками и их ма­терями являются более близкими, чем между подростками и отцами.

Для сына, проводящего больше времени и активно взаимодействующе­го с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Де­вочка же, которой ближе общество матери, скорее отождествляет себя имен­но с ней. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (осо­бенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы.

Отец играет важную роль в развитии девочки. Теплые отношения с от­цом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют при­нятию себя в качестве женщины и более легкой адаптации в сообществе представителей противоположного пола. То же самое верно и для мальчи­ков-подростков. Если мальчик близок к отцу, но при этом у него теплые взаимоотношения с матерью, его дальнейшие отношения с женщинами, вероятно, будут складываться более гармонично.

Почти 75% американских детей в возрасте до 11 лет, живущих без отца, испытывают материальную нужду. При двух родителях в зоне бедности нахо­дится лишь 20% таких детей8. Подростки, вырастающие без отца (его вовсе нет, длительно отсутствует или не принимает участия в воспитании ребен-

8 Horn W. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com).

ка), чаще пропускают либо вовсе бросают школу, у них появляется множе­ство психологических и социальных проблем, в частности, они в большей степени подвержены суициду, употреблению наркотиков и алкоголя, ван­дализму и преступности. Около 70% тинейджеров, не познавших в детстве тяжелой отцовской руки, не приученных к дисциплине, становятся паци­ентами исправительных учреждений. Подобная статистика, совпадающая в большинстве развитых стран, свидетельствует о том, что мать не в состо­янии выполнить функцию социализатора и восполнить дефицит маскулин­ности. Отец выполняет такую важную роль в социализации, заменить ко­торую никто не может.

В 1960 г. без отца воспитывалось 8 млн американских детей. В 1998 г. эта цифра увеличилась до 24 млн человек. Сегодня около 40% детей в США вос­питываются в семьях без отца. Эксперты полагают, что скоро их число воз­растет до 60%9. Как такое могло слу­читься? Просто в американском об­ществе постепенно распространялось убеждение в том, что главную роль в воспитании детей играет мать, а отец — это как бы дополнительный социализатор. И за него никто не дер­жался. Включая федеральные законы, стоявшие на стороне матери, напри­мер, при разводе. Поскольку основная функция отца — быть кормильцем, а государство все больше помогало про­стым американцам, исподволь созревало убеждение в том, что и в воспита­нии можно обойтись без мужчины, полагаясь в случае чего на государство. В США действительно монородительские и проблемные семьи окружены всевозможной опекой и помощью, кучей льгот и привилегий. Но становится ли от этого их число меньше?

Подростки, которые близки с отцами, обладают значительно более вы­сокой самооценкой в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Данные большинства исследований подтвержда­ют вывод о том, что положительные отношения мальчика с отцом и девоч­ки с матерью гораздо важнее для формирования собственного «Я» и пол­ноценной личности, чем принадлежность к какому-либо социальному классу.

Опрос 140 ленинградских семей в конце 80-х гг. показал, что старше­классники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с от­цом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Мать, проявляя любовь к своему ребенку, ограничивает себя в своих по­требностях и жертвует личной жизнью. Большинство матерей ради своего чада бросают работу, таким образом становясь зависимыми от своих мужей. Способность к самоограничению во имя ребенка — важнейший показатель

Нот W. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com).

глубины родительского чувства, но вместе с тем и свидетельство гиперопе­ки. «Любить ребенка по-настоящему — значит ради него преодолевать са­мого себя: подавлять свои плохие привычки и страсти, подчинять его бла­гополучию свои интересы и стремления, т.е. ограничивать демонстрацию своей натуры, своего "Я"»10.

Но далеко не все поступают именно так. Многие женщины не способны проявить силу воли, чтобы не курить или не употреблять спиртное в при­сутствии ребенка. Другой пример — выяснение отношений на глазах у ма­лыша, не задумываясь о том, что на него воздействуют негативные эмоции, исходящие от родителей. Бывает, что женщина обзаводится ребенком, дабы с его помощью укрепить семью или удержать при себе любимого мужчину. В таких случаях ребенок — лишь орудие достижения иных целей, не выте­кающих из функции материнства. Как показывают исследования, такие матери не способны воспитать в ребенке личность.

Один из главных показателей материнской любви — понимание своего ребенка. Только постигая его существо, мать в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе". Понимание со стороны матери вызывает детей на от­кровенность, когда они могут доверить ей свои переживания и сокровен­ные тайны.

Иногда мать любит ребенка за то, что он любит ее. Если вместо ожида­емой ласки и привязанности она получает капризы и непослушание, для нее

это служит доказательством того, что ребенок не стоит особого внимания. Уже в первые годы своей жизни человеку необходимо ощущать, что он не зря родился на свет, что его ждали, ему рады. Только мать с ее интуитив­ным чувством стабильности и поряд­ка способна удовлетворить потреб­ность ребенка в ощущении равнове­сия мира, дать почувствовать ему, что мир — уютное место, и люди, окружающие его, достойны доверия и люб­ви. У отца совсем иное призвание. Он должен привить ребенку умение пре­одолевать трудности, приучить его к конфликтному миру, где приходится не только соперничать, но и бороться за выживание. Таким образом, у отца и матери совершенно разные психологические ауры и способы философс­кого мироощущения. И обе они необходимы ребенку.

Человек научается любить и дружить только в том случае, если в детстве получил достаточно любви и заботы со стороны близких людей. И наобо­рот, вряд ли он сможет извлечь заряд человеческого тепла из своей собствен­ной души, не получив его в первые месяцы жизни. Эстафета добра идет лишь в одном направлении — от родителей к детям. Встречное движение по вре­мени формируется позже и возникает как ответная реакция — и не более того.

1(1 Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991. С. 16. 11 Там же. С. 28.

Иногда мать или отец бывают очень грубы со своими детьми, даже не подозревая, что тем самым они наносят психологическую травму ребенку. Такого рода выражения, как: какую глупость ты несешь; помалкивай, мал еще рассуждать; не суй свой нос, когда старшие разговаривают; перестань кривляться, как дурак, — часто принижают его умственные способности. В большинстве случаев ребенок повторяет эти слова в адрес своих сверст­ников, с гордостью демонстрируя свои знания. Но ни один из них не при­знается, что эти слова когда-то были предназначены для него.

Иные мамы, проявляя заботу о детях, причиняют им боль. Мы часто ста­новимся свидетелями подобных сцен: молодая мама гуляет по аллее с сы­нишкой лет пяти. Вдруг, отпустив руку матери, он побежал в противополож­ную сторону. Женщина, пытаясь его остановить, кричит вслед: «Остановись сейчас же!» Ребенок упал, сильно ударился и горько заплакал. А мать, вме­сто того чтобы утешить и приласкать свое дитя, начинает громко кричать на бедного мальчишку. Он съежился от обиды. И неизвестно, обратится ли он к матери за утешением, если с ним случится что-либо более серьезное. В отношениях родителей и детей ничего не проходит бесследно12.

Забота о ребенке -- чувство инстинктивное, присущее всему живому. Мать, ухаживая за ребенком, удовлетворяет потребности не только ребен­ка, но и свои собственные. Им обоим необходимо общение на уровне возникших и развивающихся в них новых чувств, в которых ребенок стре­мится объединить себя с матерью, а мать — с ребенком13.

Можно сказать, что общение С ре-
Парадоксально, но факт бенком превращает женщину в мать.

Никто, кроме матери, не может взять на себя обучение ребенка речи. Речь помогает ребенку войти в мир людей, с которыми ему предстоит жить, и от­крыть перед ним суть явлений. Мать неосознанно приобщает ребенка к жи­вому повествованию, так как с первых дней его жизни она вслушивается в звуки, производимые ребенком, и понимает, что именно он хочет выразить. «Мать — начало начал каждой семьи, и потому естественно, что ребенок прислушивается прежде всего именно к матери, в ней ищет свою главную опору, у нее получает первые уроки жизни»14.

Всередине 1990-х гг. под руководством Ф.Э. Шерегии В.Г. Харчевой про­ведено крупномасштабное изучение профессиональных ориентации рос­сийских школьников15 уже в новых социально-экономических условиях, знаменующих собой переход общества от социализма и планового распре­деления выпускников к рыночной экономике и свободному трудоустрой­ству.

Данные показывают, что около 45% юношей и около 50% девушек, ве­роятно, будут ориентироваться при выборе профессии на мнение матерей, так как их взгляды совпадают со взглядами молодежи на жизнь. Значитель­но ниже авторитет отцов, его отметили лишь 37,5% юношей и 23,8% деву-

13 Бойк° В.В. Если ты мать и жена. М., 1991. С. 44. Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 337. Там же. С. 344.

ереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

шек. Более 10% отцов и матерей утрачивают свой авторитет у детей при переходе от 9-го класса к 11-му. В целом можно сказать, что совпадение интересов семьи и школьников к 11-му классу имеет место приблизитель­но у '/, учащихся старших классов. Приоритетную роль в жизненном само­определении, в том числе профессиональном, играют друзья. Так, почти 60% девушек считают, что их мнение совпадает с мнением друзей, среди юно­шей такое «единомыслие» с друзьями существует лишь у 34,8% опрошен­ных.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.